Конфессиональная жизнь Беларуси на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:31, реферат

Краткое описание

Конфессиональная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связано с политикой и идеологией государства.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Конфессиональная жизнь Беларуси на современном этапе................4
Заключение.............................................................................................................14
Список используемых источников......................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 49.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

1. Конфессиональная жизнь Беларуси на современном этапе................4

Заключение.............................................................................................................14

Список используемых источников......................................................................15 
Введение

Конфессиональная  жизнь в Беларуси представляет собой  сложную систему отношений, которые  включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связано с политикой и идеологией государства.

Специфика современной конфессиональной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте  религиозных организаций; выделяется религиозная многоговариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально-территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений. Актуальным для Беларуси являются вопросы изучения внутрирелигиозной жизни общин и конфессий, их взаимоотношения между собой, и с государством, их миссионерская деятельность по привлечению новых адептов и расширения своей сферы влияния.

 

1. Конфессиональная жизнь Беларуси на современном этапе

Современный религиозный  ландшафт Республики Беларусь сформирован  и развивается под воздействием двух групп факторов. Первый – внутренние характеристики "религиозного поля" Беларуси: уровень и степень религиозности, ее характер (конфессиональная структура, половозрастные и социальные характеристики групп верующих и др.), динамика религиозности  и т.д. Основные характеристики "религиозного поля" формируют также: 1) отношение  государства к религии (лояльно/нелояльно); 2) острота конкуренции между вероучениями; 3) состояние религиозной элиты (расколота/едина; настроена фундаменталистски/модернистски); 4) организационная структура религии; 5) качество формальных (договора и конкордаты) и неформальных практик церкви. Вторая группа факторов – внешние (фоновые) характеристики, которые позволяют соотнести отечественные показатели религиозности с общеевропейскими и общемировыми. Обращение к общему социокультурному фону расширяет возможность оценки и понимания некоторых особенностей религиозной ситуации в Беларуси. Представление о религиозной ситуации открывает перспективу более эффективного социального планирования и управления в этой сфере

За последние два десятилетия  религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в  общественно-политической жизни общества. С религией люди стали связывать  гарантии духовной стабильности, порядка, незыблемости нравственных устоев общества. О высоком уровне влияния религии  на жизнь белорусского общества свидетельствует  количество верующих. В 2006 году Белорусским  государственным университетом  проводилось социологическое исследование конфессиональной самоидентификации  населения Беларуси. Согласно данным этого исследования, верующими называют себя 58,9 % населения страны, 4,9 % верят  в сверхъестественные силы, однозначно не смогли ответить на вопрос «считаете  ли Вы себя верующим человеком» 23,9 % опрошенных. Из всех респондентов только 12,3 % определили себя в качестве неверующих. Из всего  населения 85,7 % отождествляют себя с  определенными религиозными конфессиями, причем преимущественно с православием – 72,6 %. С католической конфессией идентифицируют себя 9,3 %.

Конфессиональная принадлежность участников опроса фиксировалась посредством  их самоидентификации независимо от личной религиозности, так как не только верующие отождествляют себя с определенными конфессиями. В  этой связи количество тех, кто относит  себя к какой-либо конфессии, превышает  число верующих. Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. В нашей стране зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных  организаций в настоящее время  достигла 3062. В соответствии со своими уставами действуют 156 религиозных  организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения)

В период с 1991 по 2001 гг. среднее  число ежегодно регистрируемых организаций  колебалось в районе 140-160. Пик пришёлся на 1992 г., когда была создана 251 община, минимум был зафиксирован в 1997 г. – менее 100. «Наиболее высокий  количественный рост общин отмечается в Минске и Минской области. В  Западной же Беларуси рост общин незначителен. Это связано с сохранением  в упомянутом регионе религиозных  организаций на протяжении всех прошлых  десятилетий».

Конфессиональный расклад  зарегистрированных организаций был  таков (на 1 января 2004 г.): православие (1290), римо-католики (432), униаты (13), старообрядцы (34), пятидесятники (494), баптисты из Союза ЕХБ (270), баптисты из Совета церквей ЕХБ (29), христиане полного Евангелия (62), иудаисты традиционные и прогрессивные (43), мусульмане (27), свидетели Иеговы (26), бахаи (6), мормоны (3), кришнаиты (6)

Как видно, основной спектр был представлен общинами православных (44,5%), протестантов (36,4%) и католиков (16,4%). Наиболее динамично развиваются  протестантские общины (пятидесятники, прежде всего). Приведённые данные описывают  внутреннее содержание отечественного религиозного поля: его масштаб, структуру, содержание, особенности, динамику и  т.п. Теперь обратимся к фоновым  характеристикам, которые дадут  возможность обогатить спектр оценок религиозной ситуации в Беларуси. К таким характеристикам, прежде всего, необходимо отнести: 1) тенденции  в мировой религиозной ситуации; 2) существование религиозного поля Беларуси в условиях глобализации (читай: мировой системной трансформации) и сосуществование культурной традиции Беларуси в пространстве европейского континента, общеевропейской культуры. Обозначим лишь основные, положения.

  • По прогнозам специалистов в мире в ближайшие десятилетия (в период до 2025 г.) увеличат долю своих адептов в составе населения планеты христианство (в том числе за счёт активной миссионерской деятельности неопротестантских вероучений), ислам (прежде всего, за счёт высокого уровня рождаемости его последователей) и корпус новых религий (за счёт дальнейшей либерализации мировоззрений и кризиса традиционных церквей). Сохранит и усилит своё влияние индуизм. Классический (традиционный) протестантизм, наоборот, сдаёт свои позиции. На этом фоне религиозная ситуация в Беларуси может претерпеть изменения по вполне прогнозируемым направлениям, которые заметны и сейчас, но некоторыми воспринимаются как специфика только Беларуси (чаще всего речь идёт о специфике постсоветского существования) или как досадные упущения «в воспитательной работе с населением»: мы имеем в виду непрекращающийся рост числа протестантских и неопротестантских общин и тенденцию к распространению неокультов с идеологией абсолютно нетрадиционной для нашей культуры .
  • Процесс глобализации, который становится неотъемлемой частью современной истории, даёт повод задуматься о роли и ценности собственной религиозной традиции (в масштабах не личности, а этноса) в самосохранении культуры и народа. Принципиальная демократическая установка на равенство должна предполагать учёт сложившегося веками устоя жизни (прежде всего, ценностно-нормативного) данного народа, учёт значимости той или иной религиозной системы в процессе его формирования, самовоспроизводства и развития (что нашло отражение в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 2002 г.). Глобализация, как навязывание единой для всех модели демократического постиндустриального развития, предполагает унификацию не только политическую и экономическую (что само по себе сомнительно), но и духовную, а ведь «социальные группы Запада и Востока если и совпадают по внешним параметрам, существенно отличаются по внутренним» .
  • События конца ХХ – начала XXI вв. позволяют говорить, что религиозные интересы «малых народов» в тех государствах, которые генерируют антизападническую позицию, могут использоваться сверхдержавами как повод к гуманитарной интервенции, к перекройке мира под свои интересы, но под предлогом защиты «обижаемых». В этой ситуации возникает насущная проблема в сохранении межконфессионального мира в Беларуси, в разработке основ объединяющей идеологии.

Анализ современного отечественного религиозного поля часто сопровождается попыткой обозначить специфику, а через  неё и уникальность религиозной  ситуации в Беларуси. В этой связи  необходимо чётко представлять, что  основные характеристики религиозной  ситуации в Республике Беларусь должны быть представлены в виде двух отличных друг от друга смысловых горизонтов. Первый – характеристики, которые  роднят Беларусь с западным миром, прежде всего, Европой; и здесь речь может  идти только о подобии отечественной  ситуации, о соответствии её мировым  тенденциям. Второй горизонт – характеристики, которые составляют специфику религиозного поля Беларуси, обозначают его своеобразие  и задают социокультурный контекст при разработке его законодательного оформления. Приводимые ниже характеристики, предлагаемые как содержательные моменты отечественной религиозности, соответствуют такому подходу .

1. Конфессиональная структура  Беларуси свидетельствует о стандартной  европейской ситуации, которая описывается  двухуровневой моделью. Первый  уровень – доминирующее христианство (с динамичным неопротестантским элементом), второй уровень – широкий спектр иных конфессий (с малым числом сторонников новых (нетрадиционных) религий). Беларусь может отличать лишь факт отказа от признания государственной религии или постулирования (оформленного законодательно) особого отношения к какой-либо конфессии, что не характерно для многих европейских государств.

2. Уровень религиозности  населения, его воцерковленности, также роднит Беларусь с Западом. В среде верующих, прежде всего это касается традиционных для данных регионов религий, можно констатировать преобладание так называемых "партикулярных верующих". У них наблюдается явный раскол (несоответствие) между индивидуальной верой и культовым поведением, между личной убежденностью (религиозной самоидентификацией) и конфессиональной компетентностью (догматическим, каноническим соответствием), т.е. признание себя верующим не ведет к положенной частоте участия в общих и индивидуальных культовых действиях (богослужениях, постах, молитвах и т.п.). Теперь укажем на те характеристики, которые задают специфику отечественной религиозной ситуации. Во-первых, своеобразие религиозной ситуации в Беларуси «определяется прежде всего её геополитическим положением – на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществованием и поочерёдным доминированием католицизма и православия. Государства, находившиеся в разные исторические периоды на этнической территории Беларуси, всегда характеризовались поликонфессиональностью» .Религиозная пестрота – историческая, естественно сложившаяся черта нашей культуры. Во-вторых, динамика религиозности в Беларуси отличается стремительностью и масштабностью процессов: обвальный рост числа верующих и, соответственно, религиозных организаций) и уменьшение числа атеистов и неверующих произошли за короткий срок – с 1986 года по конец 1990-х годов. Объяснить это, видимо, можно только достаточно стремительными темпами отмены духовной монополии атеистической идеологии марксизма-ленинизма в советском обществе и появлением реальной возможности каждому свободно определяться с отношением к религии

В-третьих, только 65,9% зарегистрированных религиозных групп имеют собственные  молитвенные здания. Такая ситуация – ситуация дефицита культовых зданий – может порождать некоторую  напряжённость как в отношениях религиозных групп (разных конфессий, прежде всего) между собой, так и  в их отношениях со светскими властями (органами местной власти, например). История Беларуси изобилует периодами  передела культовых заданий между  конфессиями, отчуждения церквей, костёлов, синагог в пользу светских структур, а то и просто их физического разрушения. Теперь же, на волне восстановления исторической справедливости, часто  несколько конфессий претендуют на одно культовое сооружение или  участок земли. В-четвертых, следует  указать на рост конфессиональной пестроты (за десять лет число конфессий  выросло с 8 до 26). Такое религиозное  разнообразие возникает двумя путями. Первый путь – признание и легализация  ранее запрещённых конфессий (например, униатство и некоторые протестантские течения). Второй путь – возникновение  неокультов (нетрадиционных или новых религий), т.е. таких религиозных вероучений, которых у нас ранее не наблюдалось.

Нетрадиционные религии  привносят в практику духовной жизни  Беларуси новые (часто тревожные) явления, которые связаны с сущностными  характеристиками проповедуемых учений:

– ярко выраженное антихристианство и неоязычество (что, прежде всего, направлено против традиционных ценностей национальной нравственности и гуманизма):

– тоталитарный характер религиозных  новообразований (жесточайшая дисциплина, насилие над индивидуальностью, беспрекословное подчинение обожествляемому  лидеру и т.д.)

– агрессивные методы привлечения  и удержания членов организации (активная психологическая обработка  сознания человека, направленная на разрушение индивидуального, личностного начала, воспитание чувства зависимости  и безальтернативности сознания и поведения);

– антисоциальная направленность вероучения (требование разрыва с  семьей и близкими, уход с места учебы или работы, безвозмездный и изнурительный труд на благо общины и т.п.);

– претензии на исключительность, богоизбранность. С распространением нетрадиционных религиозных учений появляется новая характеристика религиозности

– квазирелигиозное сознание, которое способствует распространению лженаучных идей и новых "стандартов объективности". Содержание такого сознания формируется на базе так называемых паранаук, оккультных и спиритических схем, мистицизма и т.п. Такой "коктейль" сторонники неокультов выдают за реальную и действенную альтернативу существующих путей познания и преобразования мира и человека. Число адептов нетрадиционных религий не велико, но сама тенденция их появления и распространения не может не вызывать тревоги. В-пятых, как с формальной, так и с сущностной стороны религиозные процессы в Беларуси можно охарактеризовать как составляющие одной из двух тенденций – возрожденческой и экспансионистской. В рамках первой идут процессы возрождения традиционных религиозных основ нашего общества и культуры; здесь налицо ситуация обращения к исторически сложившимся в нашем регионе образцам духовности как базе современного нормативно-ценностного порядка. Суть второй тенденции – внедрение в нашу культуру новых религиозных образцов путём активного (и часто агрессивного) миссионерства. В-шестых, конфессиональная пестрота в Беларуси имеет достаточно ярко выраженную национально-этническую окраску – заметными элементами национальной конфессиональной структуры являются поляки-католики, немцы-лютеране, русские-староверы, татары-мусульмане .

Информация о работе Конфессиональная жизнь Беларуси на современном этапе