Содержание
Введение...................................................................................................................3
1. Конфессиональная жизнь Беларуси на
современном этапе................4
Заключение.............................................................................................................14
Список используемых источников......................................................................15
Введение
Конфессиональная
жизнь в Беларуси представляет собой
сложную систему отношений, которые
включены в общую структуру общественной
жизни и развиваются под влиянием
социально-экономических и политических
процессов. Усиление роли и влияния религии
в обществе в целом, ее внедрение в ту или
иную общественную сферу прямо связано
с политикой и идеологией государства.
Специфика современной конфессиональной
ситуации заключается в следующем:
наблюдается повышение роли религиозного
фактора, что проявляется в росте
религиозных организаций; выделяется
религиозная многоговариантность как
в чисто конфессиональном понимании, так
и в плане конфессионально-территориальном;
произошло превращение страны в многоконфессиональное
государство с доминирующими христианскими
деноминациями; наблюдаются недоразумения,
распри, противоречия в религиозной среде;
происходит развитие национального самосознания
у представителей различных этнических
меньшинств, одним из каналов которого
является появление различных национальных
религиозных течений и объединений. Актуальным
для Беларуси являются вопросы изучения
внутрирелигиозной жизни общин и конфессий,
их взаимоотношения между собой, и с государством,
их миссионерская деятельность по привлечению
новых адептов и расширения своей сферы
влияния.
1. Конфессиональная
жизнь Беларуси на современном этапе
Современный религиозный
ландшафт Республики Беларусь сформирован
и развивается под воздействием
двух групп факторов. Первый – внутренние
характеристики "религиозного поля"
Беларуси: уровень и степень религиозности,
ее характер (конфессиональная структура,
половозрастные и социальные характеристики
групп верующих и др.), динамика религиозности
и т.д. Основные характеристики "религиозного
поля" формируют также: 1) отношение
государства к религии (лояльно/нелояльно);
2) острота конкуренции между вероучениями;
3) состояние религиозной элиты (расколота/едина;
настроена фундаменталистски/модернистски);
4) организационная структура религии;
5) качество формальных (договора и конкордаты)
и неформальных практик церкви. Вторая
группа факторов – внешние (фоновые) характеристики,
которые позволяют соотнести отечественные
показатели религиозности с общеевропейскими
и общемировыми. Обращение к общему социокультурному
фону расширяет возможность оценки и понимания
некоторых особенностей религиозной ситуации
в Беларуси. Представление о религиозной
ситуации открывает перспективу более
эффективного социального планирования
и управления в этой сфере
За последние два десятилетия
религиозное самосознание народа Беларуси
значительно возросло, а конфессиональный
фактор стал играть заметную роль в
общественно-политической жизни общества.
С религией люди стали связывать
гарантии духовной стабильности, порядка,
незыблемости нравственных устоев общества.
О высоком уровне влияния религии
на жизнь белорусского общества свидетельствует
количество верующих. В 2006 году Белорусским
государственным университетом
проводилось социологическое исследование
конфессиональной самоидентификации
населения Беларуси. Согласно данным
этого исследования, верующими называют
себя 58,9 % населения страны, 4,9 % верят
в сверхъестественные силы, однозначно
не смогли ответить на вопрос «считаете
ли Вы себя верующим человеком» 23,9 % опрошенных.
Из всех респондентов только 12,3 % определили
себя в качестве неверующих. Из всего
населения 85,7 % отождествляют себя с
определенными религиозными конфессиями,
причем преимущественно с православием
– 72,6 %. С католической конфессией идентифицируют
себя 9,3 %.
Конфессиональная принадлежность
участников опроса фиксировалась посредством
их самоидентификации независимо от
личной религиозности, так как не
только верующие отождествляют себя
с определенными конфессиями. В
этой связи количество тех, кто относит
себя к какой-либо конфессии, превышает
число верующих. Республика Беларусь
– многоконфессиональное государство.
В нашей стране зарегистрировано
25 религиозных конфессий и направлений.
Общая численность религиозных
организаций в настоящее время
достигла 3062. В соответствии со своими
уставами действуют 156 религиозных
организаций, имеющих общеконфессиональное
значение (религиозные объединения, монастыри,
миссии, братства, сестричества, духовные
учебные заведения)
В период с 1991 по 2001 гг. среднее
число ежегодно регистрируемых организаций
колебалось в районе 140-160. Пик пришёлся
на 1992 г., когда была создана 251 община,
минимум был зафиксирован в 1997 г.
– менее 100. «Наиболее высокий
количественный рост общин отмечается
в Минске и Минской области. В
Западной же Беларуси рост общин незначителен.
Это связано с сохранением
в упомянутом регионе религиозных
организаций на протяжении всех прошлых
десятилетий».
Конфессиональный расклад
зарегистрированных организаций был
таков (на 1 января 2004 г.): православие (1290),
римо-католики (432), униаты (13), старообрядцы
(34), пятидесятники (494), баптисты из Союза
ЕХБ (270), баптисты из Совета церквей ЕХБ
(29), христиане полного Евангелия (62), иудаисты
традиционные и прогрессивные (43), мусульмане
(27), свидетели Иеговы (26), бахаи (6), мормоны
(3), кришнаиты (6)
Как видно, основной спектр
был представлен общинами православных
(44,5%), протестантов (36,4%) и католиков
(16,4%). Наиболее динамично развиваются
протестантские общины (пятидесятники,
прежде всего). Приведённые данные описывают
внутреннее содержание отечественного
религиозного поля: его масштаб, структуру,
содержание, особенности, динамику и
т.п. Теперь обратимся к фоновым
характеристикам, которые дадут
возможность обогатить спектр оценок
религиозной ситуации в Беларуси.
К таким характеристикам, прежде
всего, необходимо отнести: 1) тенденции
в мировой религиозной ситуации;
2) существование религиозного поля
Беларуси в условиях глобализации (читай:
мировой системной трансформации)
и сосуществование культурной традиции
Беларуси в пространстве европейского
континента, общеевропейской культуры.
Обозначим лишь основные, положения.
- По прогнозам специалистов в мире в ближайшие десятилетия (в период до 2025 г.) увеличат долю своих адептов в составе населения планеты христианство (в том числе за счёт активной миссионерской деятельности неопротестантских вероучений), ислам (прежде всего, за счёт высокого уровня рождаемости его последователей) и корпус новых религий (за счёт дальнейшей либерализации мировоззрений и кризиса традиционных церквей). Сохранит и усилит своё влияние индуизм. Классический (традиционный) протестантизм, наоборот, сдаёт свои позиции. На этом фоне религиозная ситуация в Беларуси может претерпеть изменения по вполне прогнозируемым направлениям, которые заметны и сейчас, но некоторыми воспринимаются как специфика только Беларуси (чаще всего речь идёт о специфике постсоветского существования) или как досадные упущения «в воспитательной работе с населением»: мы имеем в виду непрекращающийся рост числа протестантских и неопротестантских общин и тенденцию к распространению неокультов с идеологией абсолютно нетрадиционной для нашей культуры .
- Процесс глобализации, который становится неотъемлемой частью современной истории, даёт повод задуматься о роли и ценности собственной религиозной традиции (в масштабах не личности, а этноса) в самосохранении культуры и народа. Принципиальная демократическая установка на равенство должна предполагать учёт сложившегося веками устоя жизни (прежде всего, ценностно-нормативного) данного народа, учёт значимости той или иной религиозной системы в процессе его формирования, самовоспроизводства и развития (что нашло отражение в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 2002 г.). Глобализация, как навязывание единой для всех модели демократического постиндустриального развития, предполагает унификацию не только политическую и экономическую (что само по себе сомнительно), но и духовную, а ведь «социальные группы Запада и Востока если и совпадают по внешним параметрам, существенно отличаются по внутренним» .
- События конца ХХ – начала XXI вв. позволяют говорить, что религиозные интересы «малых народов» в тех государствах, которые генерируют антизападническую позицию, могут использоваться сверхдержавами как повод к гуманитарной интервенции, к перекройке мира под свои интересы, но под предлогом защиты «обижаемых». В этой ситуации возникает насущная проблема в сохранении межконфессионального мира в Беларуси, в разработке основ объединяющей идеологии.
Анализ современного отечественного
религиозного поля часто сопровождается
попыткой обозначить специфику, а через
неё и уникальность религиозной
ситуации в Беларуси. В этой связи
необходимо чётко представлять, что
основные характеристики религиозной
ситуации в Республике Беларусь должны
быть представлены в виде двух отличных
друг от друга смысловых горизонтов.
Первый – характеристики, которые
роднят Беларусь с западным миром, прежде
всего, Европой; и здесь речь может
идти только о подобии отечественной
ситуации, о соответствии её мировым
тенденциям. Второй горизонт – характеристики,
которые составляют специфику религиозного
поля Беларуси, обозначают его своеобразие
и задают социокультурный контекст
при разработке его законодательного
оформления. Приводимые ниже характеристики,
предлагаемые как содержательные моменты
отечественной религиозности, соответствуют
такому подходу .
1. Конфессиональная структура
Беларуси свидетельствует о стандартной
европейской ситуации, которая описывается
двухуровневой моделью. Первый
уровень – доминирующее христианство
(с динамичным неопротестантским
элементом), второй уровень – широкий
спектр иных конфессий (с малым числом
сторонников новых (нетрадиционных) религий).
Беларусь может отличать лишь факт отказа
от признания государственной религии
или постулирования (оформленного законодательно)
особого отношения к какой-либо конфессии,
что не характерно для многих европейских
государств.
2. Уровень религиозности
населения, его воцерковленности,
также роднит Беларусь с Западом. В среде
верующих, прежде всего это касается традиционных
для данных регионов религий, можно констатировать
преобладание так называемых "партикулярных
верующих". У них наблюдается явный
раскол (несоответствие) между индивидуальной
верой и культовым поведением, между личной
убежденностью (религиозной самоидентификацией)
и конфессиональной компетентностью (догматическим,
каноническим соответствием), т.е. признание
себя верующим не ведет к положенной частоте
участия в общих и индивидуальных культовых
действиях (богослужениях, постах, молитвах
и т.п.). Теперь укажем на те характеристики,
которые задают специфику отечественной
религиозной ситуации. Во-первых, своеобразие
религиозной ситуации в Беларуси «определяется
прежде всего её геополитическим положением
– на стыке западной и восточной цивилизаций,
сосуществованием и поочерёдным доминированием
католицизма и православия. Государства,
находившиеся в разные исторические периоды
на этнической территории Беларуси, всегда
характеризовались поликонфессиональностью»
.Религиозная пестрота – историческая,
естественно сложившаяся черта нашей
культуры. Во-вторых, динамика религиозности
в Беларуси отличается стремительностью
и масштабностью процессов: обвальный
рост числа верующих и, соответственно,
религиозных организаций) и уменьшение
числа атеистов и неверующих произошли
за короткий срок – с 1986 года по конец
1990-х годов. Объяснить это, видимо, можно
только достаточно стремительными темпами
отмены духовной монополии атеистической
идеологии марксизма-ленинизма в советском
обществе и появлением реальной возможности
каждому свободно определяться с отношением
к религии
В-третьих, только 65,9% зарегистрированных
религиозных групп имеют собственные
молитвенные здания. Такая ситуация
– ситуация дефицита культовых зданий
– может порождать некоторую
напряжённость как в отношениях
религиозных групп (разных конфессий,
прежде всего) между собой, так и
в их отношениях со светскими властями
(органами местной власти, например).
История Беларуси изобилует периодами
передела культовых заданий между
конфессиями, отчуждения церквей, костёлов,
синагог в пользу светских структур,
а то и просто их физического разрушения.
Теперь же, на волне восстановления
исторической справедливости, часто
несколько конфессий претендуют
на одно культовое сооружение или
участок земли. В-четвертых, следует
указать на рост конфессиональной пестроты
(за десять лет число конфессий
выросло с 8 до 26). Такое религиозное
разнообразие возникает двумя путями.
Первый путь – признание и легализация
ранее запрещённых конфессий (например,
униатство и некоторые протестантские
течения). Второй путь – возникновение
неокультов (нетрадиционных или новых
религий), т.е. таких религиозных вероучений,
которых у нас ранее не наблюдалось.
Нетрадиционные религии
привносят в практику духовной жизни
Беларуси новые (часто тревожные) явления,
которые связаны с сущностными
характеристиками проповедуемых учений:
– ярко выраженное антихристианство
и неоязычество (что, прежде всего, направлено
против традиционных ценностей национальной
нравственности и гуманизма):
– тоталитарный характер религиозных
новообразований (жесточайшая дисциплина,
насилие над индивидуальностью,
беспрекословное подчинение обожествляемому
лидеру и т.д.)
– агрессивные методы привлечения
и удержания членов организации
(активная психологическая обработка
сознания человека, направленная на разрушение
индивидуального, личностного начала,
воспитание чувства зависимости
и безальтернативности сознания и поведения);
– антисоциальная направленность
вероучения (требование разрыва с
семьей и близкими, уход с места учебы
или работы, безвозмездный и изнурительный
труд на благо общины и т.п.);
– претензии на исключительность,
богоизбранность. С распространением
нетрадиционных религиозных учений появляется
новая характеристика религиозности
– квазирелигиозное сознание,
которое способствует распространению
лженаучных идей и новых "стандартов
объективности". Содержание такого
сознания формируется на базе так называемых
паранаук, оккультных и спиритических
схем, мистицизма и т.п. Такой "коктейль"
сторонники неокультов выдают за реальную
и действенную альтернативу существующих
путей познания и преобразования мира
и человека. Число адептов нетрадиционных
религий не велико, но сама тенденция их
появления и распространения не может
не вызывать тревоги. В-пятых, как с формальной,
так и с сущностной стороны религиозные
процессы в Беларуси можно охарактеризовать
как составляющие одной из двух тенденций
– возрожденческой и экспансионистской.
В рамках первой идут процессы возрождения
традиционных религиозных основ нашего
общества и культуры; здесь налицо ситуация
обращения к исторически сложившимся
в нашем регионе образцам духовности как
базе современного нормативно-ценностного
порядка. Суть второй тенденции – внедрение
в нашу культуру новых религиозных образцов
путём активного (и часто агрессивного)
миссионерства. В-шестых, конфессиональная
пестрота в Беларуси имеет достаточно
ярко выраженную национально-этническую
окраску – заметными элементами национальной
конфессиональной структуры являются
поляки-католики, немцы-лютеране, русские-староверы,
татары-мусульмане .