Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 15:23, реферат
Марксизм - научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах революционной борьбы эксплуатируемых с эксплуататорами, основан на материалистическом мировоззрении, на представлении об объективности законов развития человеческого общества.
Введение 3
I. Исторические условия возникновения марксизма 5
II. К. Маркс и Ф. Энгельс о роли и значении кооперативного движения в развитии общества 6
III. Представления Маркса и Энгельса о русской общине и артели 12
Заключение 13
Список литературы
НОУ СПО «Мурманский кооперативный техникум»
РЕФЕРАТ
по дисциплине
на тему: «Кооперативы в работах К. Маркса и Ф. Энгельса»
студента (ки) 4 курса
заочного отделения,
по специальности
100801 «Товароведение и экспертиза
качества (потребительских товаров)»
Щукина Анастасия Александровна
(ФИО)
Дата сдачи работы
«27» октября 2014
Дата защиты работы
« ___»_____________________
Оценка_________
Преподаватель_____________
Мурманск, 2014
Содержание
Введение 3
I. Исторические условия возникновения марксизма 5
II. К. Маркс и Ф. Энгельс о роли
и значении кооперативного движения в
развитии общества
III. Представления Маркса и Энгельса о русской общине и артели 12
Заключение
Список литературы
Введение
Марксизм - научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, наука о познании и революционном преобразовании мира, о законах революционной борьбы эксплуатируемых с эксплуататорами, основан на материалистическом мировоззрении, на представлении об объективности законов развития человеческого общества. Марксизм - единственная обществоведческая наука, рассматривающая историческое движение общества с позиций эволюции общественно-экономических формаций, их возникновении, становлении, развитии и загнивании при обострении их основного внутреннего противоречия, а также их замены на более прогрессивные путем преодоления этого противоречия - социальной революции на основе классовой борьбы.
Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в течение примерно одного десятилетия — с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в. Это процесс формирования философских взглядов Маркса и Энгельса, которые стали вождями, идеологами рабочего класса, творцами диалектического и исторического материализма.
Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в г. Трире (Рейнская провинция). Его отец был известным адвокатом, придерживавшимся прогрессивных буржуазно-демократических воззрений, но чуждым революционных устремлений. После гимназии Маркс учился на юридическом факультете в университете, сначала в Бонне, а затем в Берлине. Отец Маркса мечтал сделать из своего сына адвоката, государственного чиновника. Однако Маркс уже в студенческие годы стал непримиримым противником господствующего в Германии общественного строя.
Фридрих Энгельс, так же как и Маркс, был уроженцем Рейнской провинции, наиболее развитой в капиталистическом отношении области тогдашней Германии. Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в г. Бармене в семье текстильного фабриканта, где господствовали реакционные политические настроения и религиозный пиетизм. Ему не дали даже окончить гимназию, так как его готовили в коммерсанты. Лишь упорная самостоятельная учеба и научная работа, а также участие в политической борьбе помогли Энгельсу выбраться на правильный, революционный путь.
В историческом процессе формирования философии марксизма следует отметить две основные стадии: 1) переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма, который завершается к началу 1844 г., и 2) разработку основных положений диалектического и исторического материализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма — «Нищеты философии» (1847) и «Манифеста Коммунистической партии» (1848). Главной движущей силой этого сложного и многогранного процесса была страстная борьба Маркса и Энгельса за интересы трудящихся, против явных и скрытых сторонников угнетения и эксплуатации человека человеком.
По мнению Маркса и Энгельса производственные отношения каждой общественно-экономической формации рано или поздно исчерпываются и заменяются производственными отношениями более прогрессивной формации, и это означает, что капитализм и в нашей стране, и во всем мире рано или поздно неизбежно будет сменен социализмом, а социализм - коммунизмом, и реставрация капитализма в нашей стране носит регрессивный, а следовательно, временный характер. Таким образом, марксизм дает ключ к общему пониманию происходящих событий и позволяет определить их место в общем историческом процессе, понять причины происходящего и на этой основе дать общий прогноз развития событий и выработать стратегию борьбы трудящихся за утверждение социализма и коммунизма как в нашей стране, так и во всем мире
Цель данного реферата – изучение кооперативного движения, его роли и значения в развитии общества, в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.
I. Исторические условия возникновения марксизма
Марксизм возник в 40-х годах XIX века. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.
Важным этапом развития капиталистической экономики был промышленный переворот, наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он ознаменовал не бывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной системе, основанной на широком применении машинной техники, обусловив утверждение капиталистических производственных отношений.
Важной исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства, но также и противоречивость своего развития , все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом.
Промышленный переворот, осуществившийся вначале в Англии, а затем и в других странах Западной Европы, создал качественно новую основу для развития производственных сил и, следовательно, реальную перспективу резкого увеличения после социальной революции производства материальных благ для трудящихся, и увеличения свободного времени – основы всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах, а также чартистское движение 30 – 40-х годов в Англии.
То обстоятельство, что развитие капитализма в Германии в этот период
сочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений, придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того, что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно – демократической революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота классовых противоречий в Германии 40–х годов во многом благоприятствовала тому, что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.
Наряду с революционными выступлениями рабочего класса, важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского утопического социализма.
II. К. Маркс и Ф. Энгельс о роли и значении кооперативного движения в развитии общества
К. Маркс и Ф. Энгельс вели борьбу с кооперативистской идеологией, с теориями о возможности ликвидации капитализма с помощью кооперации. Они видели в кооперации лишь одну из форм ослабления, подрыва изнутри капиталистической системы хозяйства. "Как бы кооперативный труд ни был превосходен в принципе и полезен на практике, он никогда - не будет в состоянии задержать происходящего в геометрической прогрессии роста монополии, ни освободить массы, ни даже заметно облегчить бремя их нищеты", — писал Маркс в Учредительном Манифесте Интернационала.
Маркс сформулировал мысль о том, что кооперативы, кооперативный труд смогут стать социально преобразующей силой, средством освобождения трудящихся от нищеты только после ликвидации капитализма, в условиях перехода к социализму. И он делает вывод о том, что важнейшей задачей, "великой обязанностью" рабочего класса является завоевание политической власти. В письме к А. Бебелю Энгельс писал: "А что при переходе к полному коммунистическому хозяйству нам придется в широких размерах применять в качестве промежуточного звена кооперативное производство, в этом Маркс и я никогда не сомневались".
Маркс и Энгельс, воочию видя слабость, необоснованность теоретических воззрений социалистов-утопистов и беспомощные попытки построить реальные коммуны, решили подвести под коммунизм более надежный фундамент. Маркс в своей деятельности в этом направлении опирался в основном на трудовую теорию стоимости, воззрения классической школы, но существенно изменил многие их положения. В определенной степени идеи, замыслы развитой К. Марксом теории были дополнены и несколько переработаны Ф. Энгельсом (1820— 1895 гг.) и В. И. Лениным (Ульяновым) (1870—1924 гг.). Эта теория получила название научного социализма (коммунизма) или марксизма-ленинизма.
Совместно с Энгельсом Маркс написал "Манифест Коммунистической партии" (1848 г.), где рассматривались принципы коммунистического общества. Что же было начертано на знамени манифеста? Отмена частной собственности на землю и средства производства, введение коллективной, всем членам общества принадлежащей собственности, централизация денег, капитала, транспорта в руках государства, одинаковая обязанность труда для всех, решение экономических вопросов по общему плану. Манифест оставался программной работой для каждого государства, пытавшегося построить социалистическое и, на его основе, коммунистическое общество.
Наиболее сильная сторона учения К. Маркса состояла в анализе капиталистической системы хозяйствования, представленном в классическом труде "Капитал". В нем Маркс продемонстрировал гораздо более глубокое по сравнению со своими предшественниками понимание таких категорий как "стоимость", "труд", "прибавочная стоимость", "капитал", "земельная рента", "эксплуатация", предложив идею двойственной природы труда.
Главный труд "Капитал" (1867г.) сделал Маркса одним из величайших экономистов мира. Энгельс называл "Капитал" "библией рабочего класса". Этот "учебник для рабочих" был написан крайне сложным языком, непонятным не только рабочим, но и многим современным Марксу экономистам. Будучи не без основания высокого мнения о своем труде, называя его "шедевром немецкой науки" Маркс не пытался устранить явные несоответствия некоторых положений его теорий с жизнью, на которые ему указывал даже Энгельс.
Маркс исходил из того, что труд затрачивают в основном рабочие, тогда как результаты труда в виде прибавочной стоимости присваивают капиталисты, собственники средств производства. Отсюда Маркс приходит к выводу, что при капитализме имеется эксплуатация. Устранение капиталистов устраняет присвоение чужого труда. История лишь частично подтвердила справедливость положений и выводов марксистской экономической теории. Мысли Маркса о гибели капитализма, абсолютном обнищании пролетариата в условиях капитализма, о капиталистическом обществе, как сугубо эксплуататорском, а также о неизбежном движении общества к коммунизму оказались ошибочными.
Большинство ученых-экономистов признают высокую научную ценность марксистского анализа капиталистического общества периода XVII и начала XIX века, считают Маркса одним из классиков политической экономии, видным ученым- экономистом. В то же время, познав природу раннего капитализма, Маркс не смог предвидеть его дальнейшую судьбу и оказался в плену ложных представлений о социалистическом и коммунистическом будущем человечества.
Концепция социализма как новой экономической системы оказалась в марксисткой теории представленной гораздо слабее и с научных и с практических позиций, чем политическая экономия капитализма, которую Маркс познал досконально, но трактовал со своих позиций, применительно к интересам пролетариата и идеи классовой борьбы. Что же касается научного социализма и коммунизма, то их в завершенном виде так и не удалось построить ни Марксу, ни его продолжателям.
По существу, научный социализм ограничился формированием социалистических принципов. Основными из них являются общественная собственность на средства производства, отказ от присвоения владельцами капитала прибавочной стоимости, равная оплата за равный труд, всеобщая и полная занятость, от каждого по способностям — каждому по труду (при коммунизме — каждому по потребностям), ведение хозяйства по единому плану.
Попытки реализовать эти принципы на практике в СССР и в десятке других государств успеха не имели, однако сторонники коммунистической доктрины и научного социализма имеются и в России, и во многих странах. Концепция кооперации в марксизме претерпела сложную эволюцию, хотя ее отправные посылки оказались малоподвижными. Маркс и Энгельс не видели в резвившихся в 40—60-х годах XIX века в кооперативных объединениях ни элементов социализма в тех условиях, ни компонентов будущего социалистического (коммунистического) строя, к которому они стремились привести человечество, что обусловило в целом нигилистическое отношение к кооперации. Позитивно выделялись ими лишь производственные кооперативы рабочих, кооперативные фабрики, когда рабочим удавалось заполучить или совместно образовать производственные ячейки, где они выступали одновременно и работниками, и владельцами предприятий, что способствовало их подготовке к управлению производством в социалистическом обществе. Такая позиция нашла отражение в резолюции Учредительного конгресса Интернационала в Женеве в 1866 году, где значение кооперации ограничено функцией служить свидетельством того, что "существующая система может быть заменена ассоциацией свободных и равноправных производителей". В ней содержится и практический совет: больше заниматься кооперативным производством, чем "кооперативными лавками".