Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 07:35, реферат
Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к христианству. Состаящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. По Р.Х стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е. религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось в IX веке.
1. Первые христиане.
2. Крещение Руси: крещение Владимира, крещение городов и сел.
3. Историческое значение крещения Руси.
4. Библиография.
Реферат на тему:
“ Крещение Руси. ”
1. Первые христиане.
2. Крещение Руси: крещение Владимира, крещение городов и сел.
3. Историческое значение крещения Руси.
4. Библиография.
ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ.
Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось
серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни
духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских
народов стало их приобщение к христианству.
Состаящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов,
древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. По Р.Х стала
превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т.е.
религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и
славянских дружинников
немногие воины, учавствовавщие в набегах на Византию, и в торговли с
христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто
совпадали).
Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени
проволили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии, где
видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с
христианской верой.
Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании
воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Представления
об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности,
со специфическими занятиями населения, Поэтому серьезные изменения в быте
ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный
кризис(так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих
представлений о них, переселившись на равнину). Не удивительно, что
наибольшую восприимчивость к перемене рилигии показывала самая активная часть
общества: воины и купцы. Некоторые историки, как О.М. Соловьев и А.В.
Карташев, принимают факт крещения Аскольда и Дира, ходивших на
Константинополь в 860 году. Но это был не государственный выбор веры, а
личный. Тем не менее крещение отдельных
влиятельных людей
знакомству всего населения с христианством. Часто побуждением перехода в
другую религию была победа христианского народа над язычниками: “Чужо Бог”
сильнее. Известны также и миссионерские подвиги: Андрей Первозванный, св.
Кирилл.
Но настоящих фанатов
совершались. В городах на пути из варяг в греки было много купцов, срди
которых было много христиан. Также много крещенных было среди дружинников. В
то время, в середине X в., в Киеве стояла церковь Илии Пророка. Во 2-ой
половине X в. Существовали православные храмы в Новгороде. В других городах
на пути из варяг в греки.
Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством по смерти мужа, приняла крещение.
Некоторые ученые считают обращение Ольги политической игрой, но это не вполне
верно. Конечно, расчет был наверняка, но главным фактором было личное
побуждение Ольги.
Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение,
отправилась в Царьград, что бы принять крещение у патриарха. Но император
Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде. Послов
из разных стран и князей допускали во дворец по очереди и Ольга не была
исключением.Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила
удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной, он был
восхищен ее красотой, умом, и хотел взять ее в жены и зделать императрицей.
Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости:
язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не
крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда
опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: “Как ты хочешь взять меня
женою, когда сам меня крестил и назвал дочерью?” Император подивился уму
Ольги и отпустил ее с большими дарами.
Но всеже точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга.Легенда и
русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955
или 957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином. Однако, в
его подробных записках о крещении Ольги не упоминается.
“Скорее Ольга крестилась еще до посещения Константинополя (в столицу Византии
она прибыла со священником, скорее духовником княгини)”. Так или иначе, Ольга
стала православной, а ее народ, в целом, оставался языческим.
В X в. Происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не
затрагивал обитавших вне
постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не
государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде
(в то время они в известной
степени совпадали)
отмечал, быстрее.
Постепенно создавались
для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было
сбыться во времена правления св.
Князя Владимира-Красное
КРЕЩЕНИЕ РУСИ.
Князь Святослав, заботившийся о своей военой славе больше, чем о
государственных делах, тем более о вопросах веры, совершил несколько походов
на Восток и Юго-Восток, против ослабевшего Хазарского каганата, на Юг и Юго-
Запад и др. Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских
славян (болгар) и основал там свою, как бы военную столицу-Переяславец.
Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям,
Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался киевский
престол) и Олегу (ставшему древлянским князем). В дальний Новгород Святослав
отправил еще одного сына, Владимира, бывшего в глазах современников не совсем
ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а
славянского рода, и занимала невысокое положение ключницы и считалась не
женой, а скорее наложницей князя, т.к. многоженство тогда имело место).
Владимира, еще ребенка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня.
По смерти Святослава (972 г.) между
сыновьями вспыхнула
Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Поход
закончился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после
отступления его войска (воины торопились укрыться за стенами города Овруга и
многие из них попадали в ров; такая участь постигла и Олега).
Прослышав о событиях в древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились в
Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе этого войска,
пополненного жителями северных городов и селений, Владимир двинулся на Юг, к
Киеву. Предлогом для похода стали действия Ярополка, приведшии к
братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую землю, а в 978 или
979 г. Вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю-брату был убит. Усобица
завершилась победой Владимира.
Если Ярополк, испытавшей влияние своей бабки-христианки в детстве, отличался
веротерпимостью и даже благоволил сторонникам “греческой веры”, то Владимир в
момент завоевания Киева был убежденным язычником. После убийства брата новый
князь приехал устроить на одном из городских холмов языческое капище, где
в 980 г. Были поставленны истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога,
Стрибога и др.
Так в конце X в. В Киеве была предпринята попытка оживить традиционное
язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество,
казалось переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и
большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные
убийства, которые в предшедствующие годы, десятилетия были почти что забыты
(по крайней мере в Киеве).
Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества
и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданых.
Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена
предшедствующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими
причинами. Однако утверждение, что Владимир руковдсвовался исключительно
пониманием государственной
глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в
православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и
решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой
державы.
Но как ярый язычник вдруг уверовал во Христа? Возможно это было раскаянием в
совершенных злодеяниях, усталость от разгульной жизни и ощущение душевной
пустоты.
Но во всяком случае, став христианином, Владимир, как натура деятельная,
обладающая, несомненно умом, пришел к мысли о распространении православия в
своих владениях. Он понял, что его держава все-таки состоит из отдельных
княжеств, которые после его смерти опять начнут междоусобицу. И что Русь
может объединить только какая-то сверхъидея, и что этой сверхъидеей должно
стать именно православие.
В любых отношениях с христианскими государствами языческая страна неизбежно
оказывалась неравноправным, ущербным партнером, с чем Владимир не был
согласен (обращение в христианство усилило присущее ему чувство
ответственности за государство, за его авторитет).
Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи присылали
своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры. Первыми
послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда князь
узнал что по корану правоверным пологается обрезание и нельзя пить вино, он
сказал: “Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так же потерпели
неудачу. Выслушав иудеев, Владимир спросил, где отечество их. Послы же
ответили: В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим
землям”. На что Владимир ответил: “И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь
учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества”. Наконец
греческий философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал в кратце
князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал
картину страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Князь,
пораженный, промолвил: “Благо добродетельным и горе злым”. “Креститесь,-
отвечал греческий мудрец,-и бубете в раю с первыми”.
Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали,
как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о
всех религих, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их
надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: “Мы не помнили, где мы