Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:48, реферат

Краткое описание

В этом году исполнилась круглая дата со дня принятия христианской веры Русским народом. Ровно 1025 лет назад князь Владимир, отвергнув западное христианство, ислам и иудаизм, отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. Сложно переоценить значение этого события для русского народа.

Содержание

1.Введение. 2
2.Особенности принятия христианства на Руси 4
2.1Русь на пороге крещения 5
2.2Религиозные реформы 980 г. князя Владимира 6
2.3Выбор новой веры 9
2.4Версии установления христианства 12
2.5Предпосылки и причины крещения Руси 13
3.Крещение Руси 14
2.1 Русская Православная Церковь 16
2.2 Православная культура 17
3. Роль Принятия христианства 18
4. Заключение 20
Список используемой литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по истории крещение руси.docx

— 55.02 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО « МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  Н.П. ОГАРЕВА»

Экономический факультет

Кафедра ______________________

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Крещение Руси»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 102 гр.

«Экономика»

Тюлюков Андрей

Принял: Лебедев Александр Петрович

 

 

 

 

 

Саранск, 2013 г.

Оглавление

1.Введение. 2

2.Особенности  принятия христианства на Руси 4

2.1Русь на  пороге крещения 5

2.2Религиозные  реформы 980 г.  князя Владимира 6

2.3Выбор новой  веры 9

2.4Версии  установления христианства 12

2.5Предпосылки  и причины крещения Руси 13

3.Крещение  Руси 14

2.1 Русская  Православная Церковь 16

2.2 Православная  культура 17

3. Роль Принятия  христианства 18

4. Заключение 20

Список используемой литературы. 24

 

 

 

 

 

1.Введение.

В этом году исполнилась  круглая дата со дня принятия христианской веры Русским народом. Ровно 1025 лет  назад князь Владимир, отвергнув западное христианство, ислам и иудаизм, отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. Сложно переоценить значение этого события для русского народа. И подтверждением этому являются слова президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: "Принятие христианства стало поворотным моментом в судьбе нашего Отечества, сделало его неотъемлемой частью христианской цивилизации, способствовало его превращению в крупнейшую мировую державу. Именно православие дало Руси мощный импульс к развитию, подъёму культуры, образования и просвещения. Оно пробуждало колоссальные творческие силы и устремления, вдохновляло на свершения и поддерживало в испытаниях. И всегда со своим народом была Русская православная церковь" Так же по словам Путина, "искренняя твердая вера помогала нашим предкам вместе проходить через труднейшие испытания, преодолевать невзгоды и побеждать". Кроме того, Владимир Владимирович отметил , что "для российской государственности, для нашего национального самосознания православие стало духовной опорой. Связало крепкими родственными узами Россию, Украину и Белоруссию". Важность принятия христианства отметил и глава Александрийской православной церкви Феодор II, который убежден, что принятие русским народом христианства предопределило исторический маршрут нации:"Принятие веры и богатства отечественного предания, осуществившегося в Крещение во главе со Святым равноапостольным князем Владимиром, стало твердой основой, на которой укрепилась русская душа. Проходя через горнило испытаний, русский человек никогда не опасался жертвовать своим интеллектуальным «я» во имя общего «мы», вписывая в книгу истории золотые страницы героизма и самопожертвования". В своем реферате я бы хотел детально отразить предпосылки, процесс и итоги столь великого для Российской Нации события. 

2.Особенности принятия христианства на Руси

2.1Русь на пороге крещения

До 988 г. , до крещения Руси русские  славяне поклонялись силам видимой  природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них  в личные божества. Первое место  среди них занимало божество солнца - Дажьбог (или Даждьбог), Хорс, Велес (или Волос). Дажьбога почитали как  источник тепла и света, как подателя всех благ, Белеса как покровителя  стад или «скотьяго бога», «великим Хорсом», по-видимому, называли самое  солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза  со страшным громом и смертоносною молниею. Ветер имел свое божество - Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось  отцом солнца, почему Дажьбогу было усвоено отчество Сварожича. Божество земли носило имя Мать- Земля Сырая; почитая землю как свою мать, славяне  чтили Дажьбога и Велеса как дедов  человеческих. Но все эти образы богов не получили у славян той  ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также  не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где  на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы». Им приносились  жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идолослужение.

Более культа видимой природы  у русских славян был развит культ  предков, связанный с родовым  бытом славян. Родоначальник, давно  умерший, обоготворялся и считался как бы живущим покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда наше слово пращур) и приносили  ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожаницами и почитались так же, как и род. Вера в загробную  жизнь, проникавшая весь этот культ  предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды (Русалки). Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев и вне жилищ - в лесу (лешие), в воде (водяные). Вся природа казалась им одухотворенною и живою. Они вступали с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами. Так создался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков.

Примерно в 912 году в княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. Илии. В дружине самого князя Игоря было много христиан. Жена князя св. княгиня Ольга также  была христианкою. Хотя о точном времени  и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, что она крестилась в Константинополе  в 957 году. Словом, христианская вера стала  хорошо знакома киевлянам еще  при первых варяжских князьях.

В 980 году вступил во власть князь Владимир . Выдающиеся достижения Владимира Святославовича в области  внешней политики способствовали укреплению его власти на Руси, росту его  политического престижа в глазах жителей страны. В походах и  сражениях закалялась и крепла княжеская  дружина. Победоносные войны увеличивали  великокняжеские богатства, что  позволяло Владимиру Святославовичу приглашать к себе на службу новые  контингенты опытных воинов-профессионалов , обеспечивая их всем необходимым  за счет собственной казны. Росло  военное могущество князя.

К концу 80-х гг. Х в. Власть Владимира Святославича на Руси настолько  окрепла, что он уже не нуждался в  поддержке со стороны языческого населения. Напротив, и он сам, и его  бояре, и дружинники остро нуждались  в это время в христианской религии, которая бы помогла феодальному  строю окончательно стабилизироваться  на Руси.

 

2.2Религиозные реформы 980 г.  князя Владимира

Однако христианство не сразу было признано официальной религией Руси. Изначально была предпринята попытка реформирования язычества. Почти два столетия Киевская Русь была языческой державой, которой требовалось религиозно-идеологическое подкрепление государственности и власти киевских князей. Христианство, ставшее государственной религией в Византии уже шесть веков тому назад и в родственной Болгарии уже более столетия, стало к этому времени уже не просто набором духовных правил, а хорошо разработанной религией классового общества. Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности, но в таком акте таилась большая опасность: византийцы считали, что каждый народ, получивший новую веру из рук греческого духовенства, тем самым становился вассалом византийского цесаря, возглавлявшего и светскую и высшую духовную власть.Отец Владимира, князь Святослав, прекрасно осознавал эту опасность и категорически отказывался принять христианство, к чему хотела склонить его мать, княгиня Ольга, крестившаяся еще в середине X в. Однако действительность требовала какого-то упорядочения первобытной языческой религии с её локальными племенными культами и приведения её в соответствие с новым уровнем государственной жизни. С этим и связаны общеизвестные события, происходившие около 980 г., сразу же после того, как юный Владимир, руководимый своим дядей по матери Добрыней (былинным Добрыней Никитичем), овладел киевским престолом. Вполне возможно, что идея реформы была разработана заранее, быть может, тем же Добрыней, гусляром, сказителем, учредителем культа Перуна в Новгороде.

    « И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:

     Перуна  древяна, а главу его сьребряну,  а yс злат,

     и  Хърса,

     и  Дажьбога,

     и  Стрибога,

     и  Семарьгла,

     и  Макошь.

     И  жьряху им, наричюще я богы  и привожаху сыны своя и  дъщери

     и  жьряху бесом и осквьрняху  землю требами своими".»

(Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916)

Описанная летописцем установка  идолов в Киеве не являлась обычным  делом или только обновлением  старых святилищ. Официальных культов, судя по договорам с греками, было два: культ Перуна и культ Волоса. Теперь Перун стал во главе целого пантеона из шести богов, а Волос, почитание которого было повсеместным, в пантеон не попал. Новые идолы  поставлены не в отдалении "на холме", как стоял Перун во времена  Игоря, а непосредственно рядом  с княжеским дворцовым комплексом, но не внутри его, что замыкало бы богослужение в узком придворном кругу, а "вне  двора теремного", в самом центре киевской крепости.(Килиевич С. Р. Детинец Киева IX - первая половина XIII в. Киев, 1982.)

Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в  Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению  к христианской Византии; во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов. Кроме того, этим действием Владимир отодвигал на задний план наемных  дружинников-варягов, часть которых  была христианами. Владимир строго относился  к наемникам и, когда они после  водворения мира начали бесчинствовать, великий князь выгнал их из Руси. Новый русский пантеон был  противопоставлен не только византийскому  христианству, но и скандинавскому язычеству, от которого не было взято  ничего. В-третьих, реформа значительно расширяла религиозно-идеологическое воздействие многогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона. Однако проведенная великим киевским князем Владимиром реформа, не имела большого успеха и по сути была половинчатой.

2.3Выбор новой веры

 

После «провала» религиозной реформы 980 года остро встал вопрос о выборе новой веры. Распространив свою власть практически на все славяно – русские земли, Владимир неизбежно выбирал, как сказали бы сегодня «общенациональную политическую программу», которая в то время выражалась в религиозной форме. Русские «искатели веры» - купцы и воины – вполне представляли себе различия основных европейских религий того времени: православия, католичества и ислама. Принятие определённой веры приводило и к ориентации на определённые группировки внутри страны.

В «Повести временных лет» в записи, относящейся к 986 г. записано о том, как к киевскому князю явились  послы иудеев (хазар), мусульман (волжских булгар), христиан латинского обряда (немцев) и православных греков. Летопись свидетельствует, что на Владимира особенное впечатление  произвела беседа с неким православным философом и изображение судилища Господня на церковной завесе, которую  тот показал князю. Владимир пожелал  быть «справа» от Господа, то есть среди  спасённых. Но на предложение креститься, чтобы быть с праведниками после  Страшного Суда, князь якобы ответил: «Подожду ещё». Возможно, весь рассказ  о выборе веры придуман позднее, но достоверно известно, что послы от князя Владимира побывали в разных странах с целью знакомства с  различными верами и похвалили лишь «веру греческую», православную, которую исповедовала бабушка великого князя княгиня Ольга.

Независимо от того, имел ли место  на самом деле факт прихода послов, летопись запечатлела реальную ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшей перед Русским государством. Выбор любой из великих религий представлял для Руси большой шаг в духовном развитии по сравнению с язычеством. Все три великие религии – иудаизм, ислам, христианство – очень близки. Общим источником христианства и ислама был иудаизм, созданный учителями – пророками на Древнем Востоке. Отличие от язычества все эти религии исповедуют идею противопоставления человека и Бога, повседневного и идеального. Ограниченность возможностей и смертность человека есть следствие его греховности. Из-за неё ни в повседневной деятельности, ни посредством магических ритуалов человек не в состоянии добиться всего, чего пожелает. Всемогущество и всезнание – это качества, принадлежащие лишь Богу. Однако Бог сообщает своим пророкам сведения о путях спасения душ грешных, воссоединения их с Богом. На основе этих сведений, Священного писания и создаётся община верующих, а также её религия. Большинство великих религий монотеистичны. Поэтому народ – это одна религиозная община. У него появляется общая цель – борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Народ может отличать себя по своей религии от других народов. Таким образом происходит переход от племенной разрозненности к возникновению народа (национальности) как духовной общности.

Великие религии в отличие от язычества обычно дают прочную основу государственной власти. Халиф, король или царь несёт на себе Божье благословение, является наместником Бога, воплощает  его волю на земле. Право верховной  власти гарантируется религией и  религиозной общиной. Религия заставляет народ примирительно относиться к неизбежному в государстве социальному угнетению, считая это следствием несовершенства и греховности человека.

Информация о работе Крещение Руси