Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:03, контрольная работа
Цель данной работы – изучить личность князя Владимира Святославовича и процесс христианизации Руси. Осмыслить процесс Крещения Руси, выявить факторы, которые повлияли на выбор христианской веры, выяснить особенности крещения Руси, проанализировать итоги христианизации, её влияние на общественно-политическую жизнь государства, оценить влияние князя Владимира на все эти процессы
Введение…………………………………………………………………………...3
1.ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР…………………………....………………....4
1.1. Происхождение Владимира……………………………....………………….
1.2. Восхождение на Киевский престол………………………...…………….....5
2. КРЕЩЕНИЕ РУСИ………………...……………………………….........…....
2.1. Выбор веры……………………………………………………………..…….8
2.2. Крещение Владимира. Крещение народа……...………………………......11
2.3.Влияние христианства на общественно-политическую жизнь государства……………………………………………....……………………….16
Заключение……………………....……………………………………………….19
Список литературы................................................................................................21
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа на тему:
«Крещение Руси князем Владимиром»
Выполнила студент группы №343
Устинова Юлия Андреевна
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР…………………………....………………..
1.1. Происхождение Владимира…………………
1.2. Восхождение на
Киевский престол………………………...……
2. КРЕЩЕНИЕ РУСИ………………...……………………………….....
2.1. Выбор веры……………………………………………………
2.2. Крещение Владимира.
Крещение народа……...……………………….
2.3.Влияние христианства
на общественно-политическую
Заключение……………………....……………………
Список литературы.............
ВВЕДЕНИЕ
Вероятно, трудно найти среди политических деятелей европейского средневековья личность более противоречивую, чем великий князь киевский Владимир Святославович. До принятия христианства «Повесть временных лет» изображает князя ярым язычником, жестоким и беспощадным братоубийцей, после – ревностным христианином, просветителем Руси, защитником бедных и голодных, мудрым и справедливым правителем одного из сильнейших государств тогдашнего мира.
На заре истории религия оказывала значительное влияние на формирование этнических, а потом и национальных культур. Благодаря именно греческому христианству, русский народ приобрёл свой неповторимый национальный характер, который зачастую играл не последнюю роль в ходе исторического процесса. Вся наша история: наши войны, реформы, режим управления государством, многочисленные революции, гражданская позиция народа – всё это косвенно или прямо можно обосновать спецификой религиозного развития.
Цель данной работы – изучить личность князя Владимира Святославовича и процесс христианизации Руси. Осмыслить процесс Крещения Руси, выявить факторы, которые повлияли на выбор христианской веры, выяснить особенности крещения Руси, проанализировать итоги христианизации, её влияние на общественно-политическую жизнь государства, оценить влияние князя Владимира на все эти процессы.
1. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
1.1. Происхождение Владимира
К сожалению, у исследователей Древней Руси в распоряжении очень мало источников, подлинных свидетельств прошлого. Например, от времени Владимира до нас не дошло ни одного подлинного исторического документа. Памятники же более позднего времени содержат иногда одни лишь случайные обмолвки, намеки, обрывки и фрагменты, некогда существовавших текстов.
По мнению Карпова А. Ю., примерное время появления на свет Князя Владимира — где-то между 959 и 964 годами.
Князь Владимир был сыном великого князя Киевского Святослава Игоревича. Известно и имя матери Владимира. Ею была Малуша, ключница, «роба» княгини Ольги, матери Святослава. Позднее предание рассказывает о жестоком гневе Ольги на свою ключницу. Ольга выслала ту из Киева в некое село Будутину. Так что родился Владимир скорее всего не в Киеве, а в сельце («веси»), принадлежавшем его бабке, — Будутине.
Это предание сохранилось в знаменитой Никоновской летописи — крупнейшем летописном своде средневековой России, созданном в XVI веке. Владимир не мог считаться «незаконнорожденным» уже потому, что он был сыном князя, его продолжением и воплощением. Следовательно, он и сам был князем — с самого момента рождения. Как «семя княжеское», Владимир вобрал в себя все содержание и весь смысл княжеской власти. Он обладал княжеским именем — точнее, именем-титулом, дававшим его носителю право владеть людьми и землею. Единоутробные Ярополк и Олег не могли не чувствовать превосходства перед своим единокровным братом, и, стало быть, с самой ранней поры между ними не могло не возникнуть отчетливого отчуждения.
В Киеве проходят его детские, самые ранние годы. Главным событием, произошедшим с ним в эти, самые первые его годы, был обряд «постригов», перехода из женской половины семьи и дома в мужскую. В три года дитя становился мальчиком, будущим мужчиной. Обряд перехода сопровождался срезанием пряди волос, почему и получил название «постриги». С этого времени мальчика воспитывал отец или, как это всегда бывало в княжеских семьях, особый воспитатель, «кормилец». Таким «дядькой» стал для Владимира его родственник со стороны матери Добрыня.
После смерти Ольги в 969 году, Святослав выделил сыновьям уделы, Ярополку выделил Киев, Владимиру достался Новгород, куда он отправился вместе с Добрыней. Второго сына, Олега, Святослав посадил «в Деревех» (то есть в Древлянской земле).
2.2. Восхождение на Киевский престол
Пребывание князя Владимира в Новгороде было прервано драматическими событиями, разыгравшимися в Поднепровье после смерти Святослава в 972 г. и связанными с враждой, начавшейся между братьями Владимира князьями Ярополком и Олегом. О вражде между братьями, растянувшейся по времени почти на два года, в Новгороде, конечно, знали. Но все же известие о гибели Олега потрясло и напугало Владимира. Причем напугало настолько, что князь немедля покинул Новгород и вообще Русь и укрылся «за морем». Узнав об этом, Ярополк отправил в Новгород своих посадников и «переял» «волость» Малушиного сына — точно так же, как ранее «переял» «волость» Олега. Вероятно, причина бегства Владимира коренилась в том, что Ярополк пролил кровь его брата, совершил тяжкое преступление — тем самым выведя себя за рамки обычных законов, определявших межкняжеские взаимоотношения и взаимоотношения внутри княжеской семьи. Теперь могла настать очередь Владимира, единственного оставшегося в живых его брата. Завещание Святослава, составлявшее правовую (и нравственную) основу власти каждого из трех братьев, было попрано им и уже не могло защитить Владимира. И Владимир бежал — ибо не знал намерений Ярополка и страшился его.
Ход войны 978 года может
быть восстановлен лишь приблизительно,
путем сравнения различных
Нам известно об одном его шаге — попытке заключения военного союза с князем Рогволодом, княжившим в Полоцке. (Этот город, главный в земле полочан, или западных кривичей, лежал на реке Полоте, у впадения ее в Западную Двину.) По словам летописца, Рогволод «пришел из-за моря»; он был не зависим ни от Киева, ни от Новгорода по крайней мере со времен Святослава. Полоцкий князь — заключи с ним союз Ярополк — надежно бы защищал Киевскую землю с северо-запада; его владения располагались между Киевом и Новгородом. К тому же Полоцк, возможно, связывали союзнические отношения с Туровом на Припяти, центром самостоятельной тогда Туровской земли.
У Рогволода была красавица дочь по имени Рогнеда. Союз Киева с Полоцком намеревались скрепить браком Ярополка с Рогнедой. Однако Владимир сумел вновь опередить своего брата и расстроить его замыслы.
«...Послал [Владимир] к Рогволоду в Полоцк, — рассказывает об этом «Повесть временных лет», — с такими словами: “Хочу дщерь твою поять себе в жены”. Тот же спросил у дочери своей: “Хочешь ли за Владимира?” Она же отвечала: “Не хочу розуть робичича, но Ярополка хочу”». («Розуть» — то есть вступить в брак: по обычаю, невеста разувала своего супруга, тем самым признавая его власть над собой). «И вернулись отроки Владимировы, и поведали ему всю речь Рогнедину». Этот отказ прозвучал оскорбительно для Владимира и для Добрыни. Обиду надлежало смыть кровью самих обидчиков. «И пришел Владимир к Полоцку, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его поял себе в жены», — кратко сообщается в «Повести временных лет». Более обстоятельный рассказ содержит Лаврентьевская летопись, в которой под 1128 годом записано предание о полоцких князьях. Главную роль в событиях, разыгравшихся в Полоцке, этот рассказ отводит Добрыне. Именно он, охваченный яростью, повелевает войскам двинуться на Полоцк.
Мощный и хорошо укрепленный город пал на удивление быстро. Внезапность нападения и натиск варягов принесли Владимиру победу. Участь правящей в Полоцке династии была ужасной. Рогволода, его жену и сыновей убили.
Итак, Полоцк был взят. Полоцкое княжество прекратило свое существование, а его земли отошли Владимиру. Это резко изменило соотношение сил в борьбе между братьями. Полочане пополнили ряды новгородско-варяжской дружины. У Владимира появилась хорошая возможность для наступления на Киев. Весной или в начале лета 978 года войска Владимира и Добрыни подступили к Киеву.
Киев был хорошо укреплен. Сам город возвышался на Старокиевской горе, господствующей над округой. Надо заметить, что древнейшая киевская крепость имела незначительные размеры, занимая лишь небольшой северо-западный угол будущего «города Владимира», примерно в 2гектара. Началась осада города. Но, следует упомянуть о том, что незадолго до подхода дружины к Киеву к Ярополку были отправлены лазутчики с предложением перейти на сторону Владимира. Особая ставка была сделана на Блуда, воеводу Ярополка. Возможно были и другие, кто перешёл на сторону дружины Владимира, однако их имена до нас не дошли. Зато летописи сохранили имя, того, кто остался предан Ярополку. Это Варяжко, один из дружинников, который видимо догадывался об измене, но сделать ничего не смог. Ярополк доверял Блуду куда больше, чем ему.
Ярополк бежал в город Родню (или Родень), старую славянскую крепость в устье реки Рось, правого притока Днепра. Оставшиеся без Ярополка киевляне сами отворили город и встретили Владимира как своего князя, с поклоном. Владимир сел на столе своего отца и деда. О том, как завершилась война между братьями, «Повесть временных лет» рассказывает так: «Сказал Блуд Ярополку: “Видишь, сколько воинов у брата твоего? Нам не перебороть их. Заключай мирс братом своим”. Говорил же так Блуд, обманывая князя. И согласился с ним Ярополк: “Так будет”. И послал Блуд к Владимиру: “Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка. Приготовься убить его”». Когда Ярополк вступил в двери, ведущие в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его «под пазуху» на мечи. Блуд же, неотступно следовавший за князем, проворно затворил двери, не дав ворваться внутрь людям Ярополка. Так погиб Ярополк.
Как сложилась судьба изменника Блуда, мы достоверно не знаем. Согласно новгородской летописной традиции, Блуд был «дядькой» и воеводой у князя Ярослава Новгородского. Если доверять этому сообщению, то надо признать, что Владимир отчасти выполнил свои обещания, сделав Блуда «кормильцем» одного из своих старших сыновей. Совсем другое известие о Блуде читаем в «Истории» В. Н. Татищева: «Блуд же, изменник Ярополков, принял от Владимира великую честь и возносился три дня». Но затем Владимирповелел убить его, произнеся якобы следующее: «Я, по обещанию своему, воздал тебе почести как приятелю своему. Теперь же сужу тебя как изменника и убийцу господина своего».
Так с помощью подкупа и обмана и благодаря братоубийству Владимир стал киевским князем, единолично восприняв наследие своего отца.
ІІ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.
2.1. Выбор веры
Стремление Владимира
укрепить государство и его
Говоря о проблеме выбора веры, нельзя не упомянуть о том, что христианство уже было подготовлено для восприятия славянами, поскольку известно, что христианизация Руси в некоторой степени имела место ещё до официального Крещения. Как известно, христианская вера стала проникать в земли восточных славян довольно рано. Если следовать византийским источникам, Русь приняла крещение еще во второй половине IX века, за сто лет до рождения Владимира Святого. Это произошло при константинопольском патриархе Фотии (который занимал кафедру дважды: в 858—867 и 878—886 годах) или его преемнике Игнатии (867—877). Первое и наиболее авторитетное свидетельство на этот счет принадлежит самому Фотию и содержится в официальном документе — «Окружном послании», с которым патриарх обратился к иерархам Восточной церкви в начале 867 года. Фотий, в частности, заявил, что и «так называемый народ Рос», то есть те, кто еще недавно дерзнул поднять руку на Ромейскую державу, ныне «переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан» и даже «приняли... у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием предаются христианским обрядам». Когда произошло это обращение, точно неизвестно. Но, во всяком случае, оно последовало за упомянутым Фотием нападением русов на Константинополь. Последнее же событие, потрясшее своей внезапностью и приведшее в ужас византийцев, точно датируется июнем 860 года. Хотя, до сих пор остается не до конца ясным, какие именно русы напали в 860 году на Константинополь и, соответственно, какие именно русы приняли крещение несколькими годами позже. Литература по этому вопросу огромна. Часть авторов однозначно связывает нападение русов с Киевом и киевскими князьями; другие — с так называемой Причерноморской Русью, существовавшей предположительно в восточном Крыму и Тамани. В самом Киеве никаких преданий об этом событии, по-видимому, не сохранилось.