Культура древней Руси в X-XIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения

Содержание

Культура Древней Руси в X-XIII в.
1.1 Письменность, грамотность, школы, летописи, литература.
Архитектура и искусство.
Быт народа.
1.4 Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 51.45 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

По  дисциплине: «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 
 

По  теме: «Культура древней  Руси в X-XIII в.» 
 
 
 

Выполнила:

Супрунова Наталья Владимировна

Группа  СКсн082

ф-т  коммерции и маркетинга,

заочной формы обучения,

№ зач. книжки СКсн-08019

Проверил:

Девяткин  Г.Т.

к.и.н., доцент


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кемерово 2008

Содержание:

  1. Культура Древней Руси в X-XIII в.

      1.1 Письменность, грамотность, школы, летописи, литература.

    1. Архитектура и искусство.
    2. Быт народа.

      1.4 Заключение. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

  1. Культура  Древней Руси в  X-XIII в.

  Культура  народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими  факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства  страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

  Несмотря  на политические трудности, на местные  особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в. монголо-татарское нашествие, последующий  окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство.

1.1 Письменность, грамотность, школы

  Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами  и молитвами. Однако согласиться  с этим трудно. Есть свидетельство  о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин  во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся  к началу X в., на котором было написано “горушна” (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

  История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой.

  Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий  алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления - ять, юс, ижица, фита.

  Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - “аз”, Б - “буки” (их сочетание образовало слово “азбука”), В - “веди”, Г - “глаголь”, Д - “добро” и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. “А” - цифру 1, “В” - 2, “Р” - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили “буквенные”.

В честь  своего создателя новая азбука получила название “кириллица”.

  Некоторое время наряду с кириллицей была в  употреблении и другая славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность  и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла.

  Надо  вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к  первой половине X в., имели “противени” - копии, также написанные на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков н писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

  Христианизация  Руси дала мощный толчок дальнейшему  развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали  приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей; их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как “Александрия”, содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, “Девгениево деяние”, являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

  Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в ХI-ХII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

  С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

  Ярким свидетельством широкого распространения  грамотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во время археологических  раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. “Я двадцать лет  ждал этой находки!” - воскликнул руководитель экспедиции профессор А.В. Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте “От Микиты ко Улианици. Поиде за меня...”.

  Осталось  и еще одно любопытное свидетельство  о развитии грамотности на Руси так  называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления  о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым  человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких  же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве  “Ох тяжко мне” и подписался своим христианским именем “Василий”.

  Береста - очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы  кора стала более эластичной, затем  снимали грубые ее слои. Лист бересты  со всех сторон обрезали, придавая ему  прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - “писалом” - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

  Изготовление  древних рукописных книг было делом  дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался  из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно  промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день.

  Писали  книги обычно гусиным пером и  чернилами. Привилегию писать лебединым  и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей  требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был  удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий  песок, затем кончик .наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным , перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

  Средневековые чернила, в отличие от привычных  для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще  говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки  старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние  рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую  вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили  яркость и силу цвета.

  Писец промокал чернила мелкотолченым  песком, посыпая его на лист пергамена  из песочницы - сосуда, похожего на современную  перечницу.

  К сожалению, древнейших книг сохранилось  очень мало. Всего около 130 экземпляров  бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

Летописи

  Летописи - это средоточие истории Древней  Руси, ее идеологии, понимания ее места  в мировой истории - являются одним  из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т.е. погодных изложений событий, брались  лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы.

  Летопись  была делом государственным, делом  княжеским. Поэтому поручение составить  летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие  той или иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и  честность летописца вступали в  противоречие с тем, что мы называем “социальным заказом”. Если летописец  не удовлетворял вкусам своего заказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому, более  надежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу власти зарождалась  уже на заре письменности и не только на Руси, но и в других странах.

  Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди - священники, монахи. Они располагали богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими записями старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы. Им подручней всего было выполнить эту ответственную и важную работу: создать письменный исторический памятник эпохи, в которой они жили и работали, связав ее с прошлыми временами, с глубокими историческими истоками.

  Ученые  считают, что, прежде чем появились  летописи - масштабные исторические сочинения, охватывающие не сколько веков русской истории, существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

Информация о работе Культура древней Руси в X-XIII в