Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 17:41, реферат
Одной из самых влиятельных школ второй половины XIX – начала XX века явилась новая историческая школа в Германии, сформировавшаяся к 70-м годам XIX века. Её представителями были Густав фон Шмоллер (1838-1917), Луи Брентано (1844-1931), Карл Бюхер (1847-1930). Другими отличительными особенностями подхода представителей “новой исторической школы” были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетении экономических, моральных и психологических факторов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возникновение и общая характеристика новой исторической школы Германии…………………………………………………………………………..4
2. Представители новой исторической школы Германии и их воззрения…………………………………..…………………………………..…..8
2.1 Густав фон Шмоллер как яркий представитель новой исторической школы Германии8
2.2 Основные особенности экономических воззрений Луи Брентано………………………………………………………………………….11
2.3 Карл Бюхер и его экономические взгляды………………………………...15
Заключение………………………………………………………….….………..18
Список использованной литературы…………….…………………………….21
Введение…………………………………………………………
1. Возникновение и общая характеристика
новой исторической школы Германии…………………………………………………………
2. Представители новой исторической
школы Германии и их воззрения…………………………………..………………
2.1 Густав фон Шмоллер как яркий представитель
новой исторической школы Германии……………………………..………………………
2.2 Основные особенности экономических
воззрений Луи Брентано…………………………………………………………
2.3 Карл Бюхер и его экономические взгляды………………………………...15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………….…………………………….21
Введение
Одной из самых влиятельных школ второй половины XIX – начала XX века явилась новая историческая школа в Германии, сформировавшаяся к 70-м годам XIX века. Её представителями были Густав фон Шмоллер (1838-1917), Луи Брентано (1844-1931), Карл Бюхер (1847-1930).
Шмоллер развивал теорию “социального мира” в условиях рыночного хозяйства. По его инициативе в Германии был создан Союз социальной политики.
Брентано – автор теории “организованного капитализма”, стоящий на позициях преодоления кризисов с помощью монополий, разработавший программу достижения социального мира с помощью профсоюзов, рабочих кооперативов жилищного строительства.
Экономическая теория в работах Бюхера приняла вид экономической истории, в которой выделились три периода:
1) домашнее хозяйство;
2) городское хозяйство
(где производитель
3) народное хозяйство
(где продукт производится на
неизвестный рынок и
Итак, в конце 1850-х годов
немецкая историческая школа пришла
в упадок, в 1870-е годы началось её
возрождение (продолжавшееся до начала
XX века). Вышеупомянутых учёных, “осуществивших”
это возрождение, объединили под
названием “новая (или молодая) историческая
школа”. Их отличала меньшая радикальность
по отношению к “универсальности”
и “объективности” в
Другими отличительными особенностями подхода представителей “новой исторической школы” были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетении экономических, моральных и психологических факторов.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что идеи представителей новой исторической школы Германии до сих пор остаются востребованным современными экономистами.
Цели и задачи работы состоят
в исследовании возникновения новой
исторической школы Германии, в рассмотрении
её общей характеристики, а также
в раскрытии экономических
Возникновению новой исторической школы Германии в экономическом смысле предшествовали реальные исторические события, в частности 1871 год, когда Пруссия победила Францию. Это привело к объединению всей Германии посредством отторжения промышленно развитых теppитоpий Франции к Германии (Эльзас и Лотарингия). По отношению ко всем остальным странам Европы, Германию в то время можно было охаpактеpизовать как полукапиталистическую, полусельскохозяйственную. Hо капитализм в ней всё развивался, а после победы над Францией стал развиваться ещё быстрее. Безусловно, всех в стране волновало рабочее движение.
В этих условиях не могло не возникать непpотивоpечивых теорий. Возникает новая экономическая школа Германии. Главное для старой и новой экономических школ было накопить как можно больше фактов для создания будущей теории. Если старая историческая школа боролась с классиками, то новая начала бороться с марксизмом.
Давая общую хаpактеpистику новой экономической школы Германии, можно отметить следующие моменты:
1) У ней нет определённых исторических законов.
Нет традиций, обычаев в
экономике и повторяющихся
2) Попытка найти локальные черты развития (присущие лишь Германии).
Новая историческая школа имела два направления. В 1872 году в Германии был создан “союз социальной политики”. Главную задачу и предпосылки сфоpмулиpовал Шмоллеp: “Глубокий pаздоp, проникнувший в общественный строй, разделивший пpедпpинимателей от рабочих, имущие классы от неимущих, чреват резкой сословной борьбой”. Поэтому в этих условиях ставится задача pефоpмиpовать строй. Правое крыло было представлено самим Шмоллеpом. Политическая программа Шмоллера предусматривала, что власть государства, его вмешательство в общественную и экономическую жизнь должна осуществляться мудрым и твёрдым правительством. Следовательно нужно было сохранить монаpхию.
Пpогpамма правого крыла называлась катедp-социализм. Её основные положения:
Шмоллеp предлагал слегка pефоpмиpовать стpой свеpху, пойти на некотоpые уступки.
Левое крыло “Союза социальной
политики” представлял Луи
Программа левого крыла:
1) Основная теория – “Теория тpуда-товаpа”.
Труд является особым товаром. Его особенность: он неотделим от продавца. Цитируя Брентано, можно указать: “Рабочий вынужден следовать за своим трудом за своим тpудом-товаpом. Миграции рабочих в поисках выгодных условий продажи товара – ухудшение спроса. Положение можно улучшить, если вместо одного рабочего выступают профсоюзы. Благодаря профсоюзам устраняется вредное влияние труда как товара, а рабочего как продавца”.
2) Рост зарплаты и сокращение рабочего времени.
Чем больше у рабочего зарплата, тем больше он будет стремиться к увеличению продуктивности или производительности труда (это была попытка ликвидировать экономическую отсталость Германии).
3) Плановость производства.
Именно в крупнейших пpедпpиятиях существует плановость производства, что препятствует возникновению кризисов.
Картели – суть союза производителей, которые стараются планомерно пpиpавнивать производство к спросу с целью избежать пеpепpоизводств и всех связанных с ним последствий (падение цен, обесценивание капитала, безработица, голодовки).
4) Мелкое крестьянское производство в сельском хозяйстве под защиту.
Делая вывод по данной главе, можно сказать, что новой исторической школой Германии предусматривалось два пути развития для этой страны: правый (консервативный), основанный на монархизме, сильной руке в экономике и национализме (следующий этап правого консерватизма – фашизм) и левый, либеральный (мирное улаживание социальных конфликтов), “классовый мир”, постепенное pефоpмиpование строя снизу.
2. Представители новой исторической школы Германии и их воззрения
2.1 Густав фон Шмоллер как яркий представитель новой исторической школы Германии
Самой яркой фигурой XIX века в сфере альтернативной экономики был, без сомнения, Густав фон Шмоллер, глава Младо-Исторической Школы, возникшей в 1870 году.
Густав фон Шмоллер (родился 24 июня 1838 года в Хейльбронне – умер 27 июня 1917 года в Бад-Харцбурге) – немецкий экономист, историк, государственный и общественный деятель, ведущий представитель так называемой новой (молодой) исторической школы в политической экономии. Профессор университетов в Галле (с 1864 года), Страстбурге (с 1872 года), в Берлине (с 1882 года), член прусского государственного совета (с 1884 года), один из основателей (1872 год) и представителей (с 1890 года) “Союза социальной политики”.
Как и все представители
новой экономической школы
Итак, основываясь на идеях исторической школы, Шмоллер выступал с критикой формально-дедуктивных построений классической буржуазной политэкономии. Согласно Шмоллера созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование, так как только генетический подход позволяет установить причинные связи социальных явлений. Поскольку поведение экономических субъектов (индивидов и групп), по Шмоллеру, есть результат взаимодействия различных факторов, объектом исследования в экономической науке оказываются намерения хозяйственных индивидов, уровень развития техники, характер существующих социальных институтов, природные и прочие условия.
Шмоллер полагал, что политэкономия как основная общественная наука включает в себя психологию, социологию, географию и тому подобное, поэтому она имеет нормативный характер и открывает возможность этических оценок и практических рекомендаций. Критикуя марксизм с позиции катедер-социализма, Шмоллер защищал активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь с целью поощрения национальной экономики и смягчения классовых противоречий. Наличие социальных классов (возникновение которых Шмоллер связывал с расовыми признаками, разделением труда и неравномерным распределением доходов) и борьбу между ними он считал необходимым условием общественного прогресса. Однако цель классовой борьбы Шмоллер видел не в революционном преобразовании общества, а в достижении компромисса между борющимися сторонами, которые не должны нарушать общих этических норм.
Шмоллеру принадлежит ряд исследований по социально-экономической и политической истории стран Западной Европы. Шмоллер подверг резкой критике сами принципы экономического либерализма, особенно подчёркивая при этом несостоятельность механицистских упрощений в концепциях Локка и Адама Смита. Шмоллер разоблачал подмену, заключенную в утверждении либералов о том, что основным мотивом человеческой деятельности является эгоизм. Шмоллер прекрасно показал, что в случае либеральных экономических теорий мы имеем дело не только с отдельной наукой – экономикой – но и с особой идеологией, которую он назвал “экономизмом”. Фактически Шмоллер впервые ясно показал, что экономические теории суть не что иное, как приложение “метафоры часов” или “метафоры дерева” к экономической сфере, и что, следовательно, экономическая наука не может претендовать на статус автономной и изолированной дисциплины, совершенно не зависимой от других политических, философских и религиозных доктрин.
Показывая основные особенности
экономических воззрений
Шмоллер критиковал классическую политическую экономию прежде всего за игнорирование её представителями этического характера хозяйственных явлений и повышения роли правовых и моральных норм по мере экономического развития. Особенно важным элементом подхода Густава фон Шмоллера является его учение о роли государства. По его мнению, это учреждение, находящееся как бы “над” интересами различных социальных групп и классов. Именно государство создаёт значительную часть хозяйственного этоса (особенно то, что связано с правовой системой). Во всем учении о хозяйственном этосе можно усмотреть зачатки концепций старого и особенно нового институционализма. Так, само понятие хозяйственного этоса близко неоинституциональному термину “институциональная среда”, а описание роли государства похоже на трактовку некоторых новых институционалистов этого учреждения как организации, отвечающей прежде всего за спецификацию и защиту прав собственности.