Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:41, курсовая работа
Кроме римских граждан имелся особый слой древнеримского населения – плебеи. Вопрос о происхождении плебеев до сих пор ещё не решён, но первоначально под плебеями подразумевались переселенцы (добровольные, а иногда и насильственно переселённые в Рим) и представители покорённых племён, лично свободные люди, имевшие право владеть землёй и обязанные нести военную службу. Они не входили в состав родов, курий и триб, не пользовались никакими политическими правами, то есть не являлись римскими гражданами. С течением времени численность плебеев увеличилась, и они превратились в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.
Введение. 3
Реформа Сервия Туллия и ее историческое значение. 4
Основные черты общественного и государственного строя 5 Римской республики.
Переход к империи. Принципат. 10
Государственный строй при доминате. 13 Реформы Диоклетиана и Константина.
Заключение. 17
Список литературы 19
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Отделение целевой подготовки
Курсовая работа
Тема: «Образование и развитие государства в Древнем Риме»
Выполнила:
Студентка I курса
Акуличева О.С.
Проверила:
Доцент Мележик И.Н.
Москва
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение. 3
Заключение. 17
Список литературы 19
Введение.
История возникновения Древнего Рима датируется 754 – 753 гг. до н.э. и связывается с именами легендарных Ромула и Рэма и характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas).
В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:
Население состояло из 300 родов. Каждые 10 родов объединялись в курию, каждые 10 курий — в трибу. То есть всего было 3 трибы. Существует мнение, что каждая из триб объединяла определенный народ: одна являлась объединением латинских родов, другая – сабинских и третья – этрусских. 300 родов составляли римский народ (populus Romanus), к которому мог принадлежать лишь тот, кто был членом рода, а через свой род – членом курии и трибы. По существу это была рационально устроенная армия.
Общественный строй выглядел следующим образом: совет старейшин (сенат) ведал важнейшими делами общины, состоявший из старейшин родов, которых впоследствии стали избирать из одной и той же семьи каждого рода. Это привело к образованию в Риме родовой знати, к возникновению патрицианских семей. Задачей сената было предварительное обсуждение наиболее важных вопросов.
Кроме сената существовало народное собрание, собиравшееся по куриям (куриатные комиции). В задачи народного собрания входило: принятие новых законопроектов, избрание всех высших должностных лиц и царя; объявление войны; вынесение окончательных решений по судебным делам о смертном приговоре римскому гражданину.
Царь (рекс) стоял рядом с сенатом и народным собранием. Римские цари были выборными племенными вождями, которые совмещали функции военачальника, судьи и верховного жреца. Это заставляет нас применять термин «царь» весьма условно. Во время царского, периода Римом последовательно правили семь царей: Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый1.
Этот общественный строй называют военной демократией. Демократия потому, что народное собрание считалось высшим органом общины, а военной потому, что в собрании принимали участие лишь мужчины-воины, то есть куриатные комиции представляли собой сходку вооружённого народа.
Все римские граждане обладали определенными правами и обязанностями. Так, римский гражданин являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела; получал право на наследование надела и родового имущества вообще; мог требовать себе от рода и помощи и должной защиты; участвовал в общих религиозных празднествах. От гражданина же требовалось исполнения его военных и других публичных обязанностей.
Кроме римских граждан имелся особый слой древнеримского населения – плебеи. Вопрос о происхождении плебеев до сих пор ещё не решён, но первоначально под плебеями подразумевались переселенцы (добровольные, а иногда и насильственно переселённые в Рим) и представители покорённых племён, лично свободные люди, имевшие право владеть землёй и обязанные нести военную службу. Они не входили в состав родов, курий и триб, не пользовались никакими политическими правами, то есть не являлись римскими гражданами. С течением времени численность плебеев увеличилась, и они превратились в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.
В римском обществе этого периода уже были рабы из числа военнопленных. Рабство ещё не получило большого развития, оно носило примитивный, патриархальный характер, причём рабы использовались, главным образом, в домашнем хозяйстве. Но положение рабов было тяжелым. Господину не воспрещалось убийство раба. Среди рабов царила массовая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней.
1. Реформа Сервия Туллия и ее историческое значение.
Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя существует мнение, что эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.
Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.
Сервий Туллий разделил всё мужское население Рима — патрициев и плебеев — на 6 классов и на сотни – центурии.
Принадлежность к тому или иному классу определялась имущественным цензом. В основу деления был положен размер земельного надела человека. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. К I классу принадлежали те, чьё имущество оценивалось в 100 тыс. асов, ко II классу — 75 тыс. асов, к III классу — 50 тыс. асов, к IV классу— 25 тыс. асов, к V классу — 12,5 тыс. асов2. Беднейшие слои населения, неимущие, составили VI класс и получили название пролетариев (от латинского proles — потомство). Их имущество и богатство, исходя из названия, состояло только в потомстве.
Первый класс выставлял 18 центурий всадников (самая богатая часть населения) 80 центурий пехотинцев, второй класс – 22 центурии пехотинцев, третий класс – 20 центурий и т.д., выставлялось ещё 5 нестроевых центурий, одна из них — пролетариями3. Кроме того, вооружение также дифференцировалось в зависимости от принадлежности его обладателя к тому или иному классу: представители I класса должны были или содержать коня, или являться в полном тяжёлом вооружении; для представителей последующих классов вооружение было облегчённым, а воины V класса были вооружены лишь луком и стрелами. Общее число центурий равнялось 193. Реформа имела большое военное значение, так как римская армия строилась теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы.
Реформа имела также большое политическое значение. Центурия становится теперь не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Голосование происходило тоже по центуриям, причём каждая центурия имела один голос. Голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство – 98 голосов. То есть обеспеченное большинство голосов в народном собрании имел I класс.
Кроме деления свободного населения на классы было проведено деление по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов (триб). Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос. Трибы обладали некоторыми политическими правами и осуществляли самоуправление.
Историческое значение нового общественного устройства заключается в том, что имущественное различие и территориальное деление усилили процессы ослабления кровнородственных связей и разложения первобытнообщинного строя. Борьба плебеев за равноправие с членами римской общины также ускорила разрушение основ родового строя Древнего Рима. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатных и трибутных народных собраниях, реформа Сервия Тулия способствовала объединению свободного населения, обеспечивала их господство над рабами. На смену полису как политической общине приходит государство.
По мере того, как шёл
процесс становления
2. Основные черты общественного и государственного строя Римской республики.
Период республики характеризуется
как период интенсивного развития производства,
который способствовал
Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами:
Полную правоспособность имело лицо, обладавшее всеми этими статусами, которая выражалась в праве участвовать в народном собрании и занимать государственные должности и в праве вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.
Высшие органы власти государства на протяжении всего времени существования Римской республики находились в Риме и осуществляли централизованное управление громадными территориями, которые появлялись в результате ведения захватнических войн. По мере увеличения государственных территорий снижалась эффективность существующей формы правления. Впоследствии это стало одной из причин падения республиканского строя.
Организация власти была достаточно простой. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты правления. Аристократические черты преобладали, что обеспечивало привилегированное положение богатой знати.
Высшими государственными органами являлись: народные собрания, сенат и магистратуры. Преимущественно управляли государством сенат и магистраты.
Сенат представлял собой совещательный орган. На практике он обладал обширными компетенциями: он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривал (и отвергал) законопроекты, распоряжался казной государства, устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы, выносил постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу, обладал внешнеполитическими полномочиями по утверждению мирного договора, а также договора о союзе с другими государствами, разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) мог принять решение об установлении диктатуры. Постановления сената назывались сенатус-консульты.
Сенаторы не избирались. Цензоры один раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей. Чтобы стать сенатором, необходимо было ранее уже занимать какие-либо высшие государственные должности. То есть члены сената представляли собой независимую рабовладельческую знать. Сначала сенаторов было 300 человек (по числу патрицианских родов), а в 1 в. до н.э. их число было увеличено сначала до 600, а затем до 900.
Магистратурами назывались государственные должности, которые замещались по принципам выборности, срочности, коллегиальности, безвозмездности и ответственности. Магистраты избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Коллегиальность магистратур заключалась в том, что на одну должность избиралось несколько человек, но каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение, которое могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Эти принципы не распространялись на диктатора, который также являлся магистратом. Он назначался по предложению сената одним из консулов на срок, не превышающий шести месяцев.
Информация о работе Образование и развитие государства в Древнем Риме