Образование и развитие древнерусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:10, реферат

Краткое описание

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

Содержание

1.Предпосылки образования древнерусского государства
1.1..Политические факторы
1.2. Внешние факторы
2.Основание древнерусского государства
3. Киевская Русь IX-XII вв. Принятие христианства
3.1. Цивилизационное значение
3.2. Политические последствия
3.3. Культурные последствия
4.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФБГОУ ВПО «ВГТУ», ВГТУ)

ФЗО


 

(факультет)

 

Кафедра                       «Управления персоналом»


 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История»

 

 

на тему: «Образование и  развитие древнерусского государства»

 

 

В.В  Попов


Разработал студент    


                             


 

Инициалы, фамилия 


Подпись, дата        


 

 

Руководитель

 

 

 


Инициалы, фамилия



Подпись, дата

 

           Защищена                                                                     оценка


 


                                                                 Дата 

 

 

Воронеж 2013

 

 

План

1.Предпосылки образования древнерусского  государства

1.1..Политические факторы

1.2. Внешние факторы

2.Основание древнерусского государства

3. Киевская Русь IX-XII вв. Принятие  христианства

3.1. Цивилизационное значение

3.2. Политические последствия

3.3. Культурные последствия

4.Список литературы

 

 

1.Предпосылки образования Древнерусского государства.

«Древнерусское государство» —  историографическое название, используемое в научной литературе, самоназванием  государства было «Русь». В период наивысшего расцвета Древнерусское  государство со столицей в Киеве  занимало территорию от Таманского полуострова  на юге, Днестра и верховьев Вислы  на западе до верховьев Северной Двины  на севере.

К началу IX века на территории восточных славян сложились предпосылки для возникновения государственности.

Государство, как форма существования общества образуется

- в результате  общественного разделения труда;

- появления  частной собственности;

- расслоения  первобытного социума на классы;

Предпосылки

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса  как внутренних, так и внешних  факторов, социально-экономических, политических и духовных.

В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

На Севере Восточной Европы, где  из-за суровых климатических условий  земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение  избыточного продукта стало результатом  развития обмена и внешней торговли.

В районе распространения пашенного  земледелия началась эволюция родовой  общины, которая, благодаря тому, что  теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась  подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так, наметилась неравномерность  в развитии отдельных племенных  союзов.

 

1.1.К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра, при различного рода спорах.

Кроме того, межплеменная борьба приводила  к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали  форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений  славян той эпохи. Так, по мере роста  военного могущества князя, приносящего  добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

 

1.2.К внешним предпосылкам следует отнести то “давление”, которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад  с Востоком и Югом, ускоряло складывание  княжеско-дружинных группировок, втягивающихся  во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников  и меняя их на продукты престижного  потребления и серебро у иностранных  купцов, продавая им захваченных в  плен иноплеменников, местная знать  все более подчиняла себе племенные  структуры, обогащалась и изолировалась  от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с  более развитыми цивилизациями  приводило к заимствованию некоторых  общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие  князья на Руси назывались по примеру  Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование  в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили  их развитие, мешали мирному труду  и, в итоге, появлению “зародыша” государственности.

В советской исторической науке  долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли  внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной  социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло  привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IХ-Х вв.

 

2.Основание Древнерусского государства

Рюрик .862-879 – года правления.

Основатель  Новгородского княжества на Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей  впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Согласно  древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Княжил в  Новгороде.

Перед смертью  передал власть своему сподвижнику  – Олегу: которой в 882 году захватил Киев и объединил, таким образом два крупных политических центра восточных славян. Поэтому 882 год считается годом основания Древнерусского государства.

 

3.Киевская Русь IX-XII вв. Принятие христианства

Крещение  Руси — введение в Древнерусском государстве христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году).

Рядом авторов термин понимается также  и как процесс распространения  христианства на Руси в XI—XII веках.

Христианизация народов будущей  Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение  девяти последующих веков

Ряд авторов  считает вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или середине 860-х, вскоре после похода русов на Константинополь в 860 году, по другим источникам — во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877). Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.

Христианкой была супруга князя Игоря —  бабка князя Владимира, княгиня  Ольга (смерть 11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято  считать, согласно позднейшим исследованиям, что она крестилась в Константинополе  в 957 году. Достоверные сведения о  приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание  некоторым исследователям предполагать, что она могла уже быть к  тому времени христианкой; трактат  упоминает некого «пресвитера Григория»  в её свите, в лице которого некоторые  склонны усматривать её духовника. (См. также в статье Княгиня Ольга).Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись.

Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972—978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело  место «испытание вер»: Владимиру  предлагались, в частности, ислам  из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и латинство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.

В 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:

«  Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!  »

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь  заключает с Русью союз для  подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).

Крещение киевлян К. Лебедев.

Из византийских хроник о «крещении  Руси» в 988 году сообщают только «Аноним  Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:

В XX веке была выдвинута и поддержана некоторыми церковными историками (М. Д. Приселковым и А. Карташёвым) гипотеза о том, что при Владимире Киевская Церковь находилась в канонической зависимости от Охридской иерархии Болгарской Церкви, которая в то время якобы обладала автокефалией (что не соответствует общепринятым фактам), большинство исследователей не склонны её разделять.

В русских летописных источниках фигурирует несколько разных имён первого Киевского  митрополита. В Русской Церкви в XVI веке утвердилась традиция считать  им греческого (или сирийского) митрополита  Михаила (Сириянина), который в месяцеслове именуется «первым митрополитом Киевским». Митрополиту Михаилу приписывается заслуга основания Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве, а прибывшим с ним монахам — основание монастыря, получившего впоследствии название Киево-Межигорского. Последствия принятия христианства

Информация о работе Образование и развитие древнерусского государства