Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:45, контрольная работа
Образование - это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. В образовании имеется всегда как формальная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования.
Введение …………………………………………………………3
I. Основные исторические периоды системы образования Украины………………………………………………………….4
1.История развития образования в Украине……………………4
2.Современная структура образования в Украине……………..6
2.1 Среднее общее образование………………………………….8
2.2 Профессионально-техническое образование………………..9
2.3 Высшее образование…………………………………………10
II. Структура системы образования РФ……………………..11
Заключение………………………………………………………14
Список используемых источников…………………………...15
Содержание
Введение ………………………………………………………
I. Основные исторические периоды
системы образования
Украины………………………………………………………….
1.История развития образования в Украине……………………4
2.Современная структура образования в Украине……………..6
2.1 Среднее общее образование………………………………….8
2.2 Профессионально-техническое образование………………..9
2.3 Высшее образование…………………………………………10
II. Структура системы образования РФ……………………..11
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………...15
Образование — это то, что остается,
когда мы уже забыли все, чему нас
учили.
Джордж Галифакс (XVIII в.)
Введение
Образование - это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. В образовании имеется всегда как формальная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. Значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием Гёте, Песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. С этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. Обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. Цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). Образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. Понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.
1.История развития образования в Украине
История образования в Украине тесно связана со всей историей украинского народа. Его фундамент был заложен в XVI-XVII веках, когда городское население Украины начало организовывать братства. Эти организации открывали школы, типографии, вокруг которых собирались культурные силы. Распространению образования способствовало развитие печати в Украине во 2-й половине XVI века.
В 1632 году путем объединения Киевской и Лаврской братских школ было основано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянский колледж, в который принимали в основном детей руководителей страны, государственных чиновников, священников, богатых мещан и казаков. Образование в нем было в основном общим образованием. Учебный курс длился 12 лет и был разделен на 8 классов. Студенты проходили филологическое обучение. Они изучали языки, развивали поэтические и риторические навыки, изучали классическую греческую и римскую литературу, историю, географию, философию и теологию. Киевский колледж сыграл важную роль в укреплении культурных связей между украинским народом и другими народами. В Украине обучались сербы, черногорцы, болгары, молдаване, греки. Некоторые студенты и преподаватели Киевского колледжа проходили обучение в Польше, Франции, Италии, Великобритании, Германии и Венгрии. Колледж поддерживал научные связи с учебными центрами в Кракове, Галле, Магдебурге, Константинополе и т. д.
Определенную роль в развитии образования на западно-украинских землях сыграл университет Львова. В университете было два подразделения – философское и богословское. В конце обучения в Университете получалась ученая степень – лиценциат, бакалавр, магистр и доктор философии. Во второй половине XVII века также были открыты кафедры высшей математики, физики и математики, создана астрономическая обсерватория, и ввелось изучение польского, французского и немецкого языков, географии и истории.
В 1809 году Киевская высшая школа была основана, которая позже стала высшим учебным заведением. В 1805 году был открыт Харьковский университет. В первом квартале XIX века были основаны таких школы, как Кременецкий лицей (1803), Ришельевский лицей в Одессе (1817), Высшая школа наук герцога И. А. Безбородко в Нежине (1820). В 1834 г. Киевский университет был создан. Черновицкий университет был создан в 1874 году.
Харьковский университет был основан в 1805 году по инициативе В. Н. Каразина. В его структуре было 4 факультета (физико-математический, историко-филологический, медицинский и правовой), 8 научных сообществ, астрономическая обсерватория и фундаментальная библиотека. Много известных ученых учились и работали в этом университете: математики Остроградский, Ляпунов, Стеклов, поэт Гулаг-Артемовский, биолог Мечников, историк Костомаров, композитор Лысенко, писатель Старицкий.
Новороссийский университет был основан по инициативе Н. И. Пирогова в Одессе в 1865 году на базе Ришельевского лицея. С 1933 года он именуется Одесским университетом. Деятельность выдающихся ученых связана с Новороссийским университетом: И. И. Мечникова, И. М. Сеченовой, А. О. Ковалевского, Е. Н. Щепкиной и др.
Екатеринославское высшее горное училище было преобразовано в горный институт в 1912 году. В 1903-1917 годах 457 человек окончили этот институт, большинство из которых стало работать на промышленных предприятиях.
На территории Западной Украины до 1918 года было 4 высших учебных заведения: университеты в Львове и Черновцах, политехнический институт и академия ветеринарной медицины в Львове.
В Симферополе в 1918 году началось обучение в Таврическом филиале Киевского университета, и через шесть месяцев это уже был Таврический университет, который работал при полной поддержке и помощи Киевского университета.
Накануне Второй мировой
войны в Украине система
В 1956-1957 годах были созданы медицинские учреждения в Ворошиловграде и Тернополе, куда перевелась часть студентов из Киевского и Харьковского медицинских институтов. В 1958 году горно-металлургический институт в Ворошилове был открыт.
Экономике страны постоянно требовались специалисты новых профилей. Для удовлетворения этих потребностей, Институты открывали новые отделения, факультеты, кафедры. Особое внимание было уделено подготовке инженеров по таким специальностям, как электротехника, автоматика и телемеханика, изоляторы и полупроводники, промышленная электроника, конструирование и производство радиоаппаратуры, систем промышленной автоматизации, производство сборных железобетонных изделий и конструкций для строительства, дизайна телевизионного оборудования, технология производства синтетического волокна, меха и кожи и др. В 1960-1970 годах началось обучение многих новых специальностей, например, механизация учета и вычислительных операций, обслуживание контрольно-измерительных приборов точной механики, электроакустика и звуковая техника, техническое обслуживание электронных машин, оптических устройств хранения данных, проектирования и эксплуатации ядерных и энергетических установок, электрических систем, полупроводниковых материалов, теплофизика, кибернетика, полимерные материалы и т. д. Для того, чтобы адаптировать выпускников, в 1972 году была введена одногодичная стажировка молодых специалистов на предприятиях.
В период с 1960 по 1980 год некоторые институты были реорганизованы, открывались новые. На базе Донецкого педагогического института был создан Донецкий университет, на базе вечернего отделения Харьковского политехнического института – Ворошиловградский вечерний инженерный институт, и т.д.
После провозглашения независимости
(1991) суверенная Украина начала формировать
собственную политику в сфере
высшего образования. Она ориентирована
на достижения современного мирового
уровня, обновленное содержание, формы
и методы обучения, повышение интеллектуального потенциала
страны. В настоящее время в Украине функционируют
15 классических университетов. В 90-х годах
наблюдалась тенденция к реорганизации
основных институтов в государственные
университеты. В последние годы государственной
монополия в сфере высшего образования
была преодолена. Были созданы университеты
с различными формами собственности: коммерческие,
частные, международные, которые дают
возможность получить высшее образование
большему числу молодых людей.
Имея выдающеюся команду ведущих ученых
и педагогов, систему научно-исследовательских
и образовательных департаментов, университеты
стали крупными культурными и образовательными
центрами. Они выполняют много работы
для того, чтобы распространять знания
и достижения среди студентов, преподавателей
и работодателей в различных сферах науки.
2. Современная структура образования в Украине
Образование на Украине — в соответствии с Законом Украины «Об образовании», основывается на принципах гуманизма, демократии, национального сознания, взаимоуважения между нациями и народами.
В статье 3 этого же закона от 23 мая 1991 года №1060-ХII, сказано что «1. Граждане Украины имеют право на бесплатное образование во всех государственных учебных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, социального и имущественного положения, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, принадлежности к партиям, отношения к религии, вероисповедания, состояния здоровья, места жительства и иных обстоятельств. Это право обеспечивается:
разветвленной сетью учреждений образования, основанных на государственной и иных формах собственности, научных учреждений, учреждений последипломного образования;
открытым характером учреждений образования, созданием условий для выбора профиля обучения и воспитания в соответствии со способностями, интересами гражданина;
разными формами обучения - очной, вечерней, заочной, экстернатом, а также педагогическим патронажем.
2. Государство осуществляет
социальную защиту
3. Для получения документа об образовании граждане имеют право на государственную аттестацию.
4. Иностранные граждане,
лица без гражданства получают
образование в учреждениях
Статья 6 того же закона гласит: «Основными принципами образования в Украине являются:
доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством;
равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития;
гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
органическая связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями;
независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций;
научный, светский характер образования;
интеграция с наукой и производством;
взаимосвязь с образованием других стран;
гибкость и прогностичность системы образования;
единство и преемственность системы образования;
непрерывность и разнообразие образования;
сочетание государственного управления и общественного самоуправления в образовании».1
2.1 Среднее общее образование
В направлении формирования
сети общеобразовательных заведений
государство гарантирует
Принципы. Сеть общеобразовательных учебных заведений формируется по следующим принципам:
Стратегия. Направлена на обеспечение условий функционирования и развития среднего образования, оптимизация сети общеобразовательных учебных заведений для обеспечения права граждан Украины на полное общее среднее образование и максимального удовлетворения их образовательных и культурных потребностей.