Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:18, реферат
Обряд, обычай, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.
Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции.
ВВЕДЕНИЕ 3
Общественная жизнь и межличностные отношения 5
Семейная и домашняя обрядность 7
Свадебный обряд 8
Похороны 11
Сельская обрядность 12
Праздники 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список используемой литературы 18
{ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ}
Обряды
ВВЕДЕНИЕ 3
Общественная жизнь и межличностные отношения 5
Семейная и домашняя обрядность 7
Свадебный обряд 8
Похороны 11
Сельская обрядность 12
Праздники 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список используемой литературы 18
ВВЕДЕНИЕ
Обряд, обычай, традиция
являются отличительной чертой
отдельно взятого народа. В них
перекрещиваются и отражаются
все основные стороны жизни.
Они являются могучим
Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции.
Но нормы поведения,
этика, мораль межличностных
Общество вновь
и вновь оборачивается к своим
истокам. Начинается поиск
- мира в семье;
- любви к природе;
- заботы о доме хозяйстве;
- мужской порядочности;
- добре;
- чистоплотности и скромности.
Система обычаев
и обрядов формировалась на
ранних ступенях развития
Обычаи и обряды
формируются под влиянием
Обычай – привычный
для населения способ
Обряд – совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозным представлениями или бытовыми традициями.
У чувашского народа
много традиций и обрядов.
В своем реферате
я хочу вас познакомить с
комплексом обычаев и обрядов
чувашского народа, с тем, чтобы
в последующем изучить их
Общественная жизнь и межличностные отношения
Весь комплекс обычаев и обрядов можно выделить в три группы:
1. Обряды, осуществляемые
всей деревней или рядом
2. Обряды семейно – родовые, т.н. домашние или семейные.
3. Обряды, совершаемые
индивидом или ради него или
индивидуально, т.н.
Чуваши с особым
почтением и уважением
Всегда в формировании и регулировании морально – этических норм большую роль играла общественное мнение: «Что на деревне скажут».
Осуждались следующие
отрицательные черты в
- нескромное поведение
- сквернословие
- пьянство
- воровство.
Особенной необходимостью
являлось соблюдение этих
1. Здороваться
с соседями, односельчанами, с теми,
кого видели каждый день
- сыва – и? (Здоров ли?)
- аван – и? (Хорошо ли?)
2. Входя в избу к кому-либо из соседей, чуваши снимали шапки, клали под мышку и здоровались с «херт-сурт» - домовым. Если семья в это время обедала, то вошедшего обязательно сажали за стол. Приглашенный не имел права отказаться, если даже был сыт, то все равно по обычаю должен был зачерпнуть из общей чашки хотя бы несколько ложек.
3. Чувашский
обычай осуждал гостей, пьющих
без приглашения, поэтому
4. Женщин всегда угощали за одним столом за мужчинами.
5. Крестьяне
строго соблюдали давно
Семейная и домашняя обрядность
Большой степенью
сохранения традиционных
- рождение ребенка;
- вступление в брак;
- уход в мир иной.
Основой всей жизни
была семья. В отличие от
сегодняшнего дня семья была
прочной, разводы были крайне
редки. Отношениям в семье
- преданность;
- верность;
- порядочность;
- большой авторитет старших.
Семьи были моногамными.
Допускалась полигамия в
Допускался неравный возраст супругов.
Существовал обычай перехода жены умершего брата к младшему брату в целях сохранения имущества.
Существовал обычай
минората, когда все имущество
наследовал младший сын в
Свадебный обряд
У чувашей были
распространены три формы
1) с полным
свадебным обрядом и
2) свадьба «уходом» (хёр тухса кайни);
3) похищение невесты, часто с ее согласия (хёр варлани).
Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд.
Тем временем невеста
прощалась с родней. Ее одевали
в девичью одежду, накрывали покрывалом.
Невеста начинала плач с
После продолжительного и весьма образного поэтического монолога старшего из дружек (ман кёру) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Начиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. На другой день поезд жениха отъезжал. Невесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хуш-пу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу.
Рождение ребенка
воспринималось как особое
Роды обычно проходили
летом в бане, зимой в избе.
Считали, что душу
После рождения
ребенка устраивали
По случаю рождения
ребенка в избе собиралась
вся семья. На стол подавали
хлеб, сыр, Старший член семьи
раздавал их по кусочку
В чувашской семье
главенствовал мужчина, но и
женщина имела авторитет.
Похороны
Если свадебный
обряд и рождение ребенка
После смерти
на могилу устанавливали
Сельская обрядность
Вся личная и
общественная жизнь чувашей,
Только жертвоприношения, молитвы, наговоры по поверьям чувашей могли предотвратить вредные действия этих божеств:
1. Обряды типа
Чук, когда люди приносили
2. Обряды типа Киремет – когда на обрядовое жертвоприношение собирались жители нескольких деревень в специально отведенном месте. Жертвами в обряде служили крупные домашние животные в сочетании с молитвой.
3. Обряды, адресованные
духам – божествам. Они имели
определенную
4. Обряды очищения, которые подразумевали моление с целью высвобождения от всех проклятий и заклинаний: серен, вирем, вупар.
Если человек нарушал общепринятые нормы поведения и морали, следовал адекватный ответ. Нарушивших ждало неминуемое наказание:
«Пошлю на вас
ужас, чахлость и горячку, от
которой истомятся глаза,
Поэтому заболевшие
спешили к своим духам и
божествам с просьбами и
Праздники
[pic]
Обряды и праздники
чувашей в прошлом были тесно
связаны с их языческими
Цикл обрядности начинался с зимнего праздника испрашивания хорошего приплода скота – сурхури (овечий дух), приуроченного ко времени зимнего солнцеворота. Во время празднества дети и молодежь группами обходили подворно деревню, заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода скота, пели песни с заклинаниями. Хозяева же одаривали их кушаньями.
Потом наступал
праздник почитания солнца
По завершении весеннего
сева устраивали семейный