Орден иезуитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Тема работы – «Орден иезуитов». Цель работы – рассмотреть следующие вопросы: Что представляет собой орден иезуитов? Какие цели и задачи были поставлены? Каковы основные идеи преследовал орден? И наконец, какой след в истории оставили иезуиты? Задачи, которые были поставлены перед написанием контрольной работы: 1.Узнать основные принципы ордена. 2. Изучить историю ордена и ее особенности. 3. Оценить влияние на ход исторических событий и экономическое развитие.

Содержание

Введение 3
Принципы ордена 5
История ордена 10
Иезуиты в России 9
Генералы Ордена 21
Известные иезуиты 24
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Орден иезуитов 2013.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

  1. Принципы ордена 5
  2. История ордена 10
  3. Иезуиты в России 9
  4. Генералы Ордена 21
  5. Известные иезуиты 24

Заключение 26

Список литературы 27

Приложение 28

 

 

Введение

 

Тема работы – «Орден иезуитов». Цель работы – рассмотреть следующие вопросы: Что представляет собой орден иезуитов? Какие цели и задачи были поставлены? Каковы основные идеи преследовал орден? И наконец, какой след в истории оставили иезуиты?

Задачи, которые были поставлены перед написанием контрольной работы:  1.Узнать основные принципы ордена.   2. Изучить историю ордена и ее особенности. 3. Оценить влияние на ход исторических событий и экономическое развитие.

Иезуи́ты, или Орден  Иезуитов — мужской монашеский орден  Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Официальное название — Общество Иисуса (лат. Societas Jesu), также Орден Св. Игнатия (по имени основателя).

Иезуиты сыграли большую роль в  контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской  деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий». Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).

Данная тема является актуальной, так как сегодня число иезуитов составляет 18 139 человек (данные 2010 года), из них 12 808 — священники. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, относятся к независимому российскому региону.

 В настоящее время  главой (генералом) ордена является  испанец Адольфо Николас, сменивший Петера Ханса Кольвенбаха. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

Впервые за всю историю Ордена, 13 марта 2013 года представитель Ордена был избран Папой Римским. Им стал кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, взявший себе имя Франциск.

В написании работы использовалась литература разных авторов таких как: Новая работа московского историка А.Р. Андреева - первое полное документальное описание основных монашеских орденов Западной Европы с V по начало XXI века, более точно и ясно выстраивает хронологию событий и историю развития ордена, а также дает научную оценку событиям, связанным с орденом.[1] Учебник истории в 3 томах, написанный профессором истории Р.Ю. Виппером (1859-1954), содержит систематическое изложение событий всемирной истории с древности до начала ХХ века. Третий том посвящён истории нового времени и охватывает период от начала эпохи Возрождения до окончания Первой мировой войны. В этой книге дается подробное сравнение средневековых монашеских орденов и выявляются положительные и отрицательные стороны общества Иезуитов.[2] Д.В. Пушкина, в данном сборнике раскрывает основные проблемы, с которыми сталкивается орден и показывает пути их решения, а также особенности подхода к этим проблемам. [3] А также Советская энциклопедия, которая дает общепринятое определение понятий «Орден Иезуитов», «Иезуитская школа», «Иезуитское воспитание» и др. [4]

 

 

1   А.Р. Андреев «Монашеские ордена», 2001.

2 Р.Ю. Виппер «История Нового времени»,  1997.

3 Д.В. Пушкина «Христианство: век за веком», 2011.

4 «Большая советская энциклопедия», 1972.

 

 

    1. Принципы ордена

Иезуиты, название членов одного из монашеских орденов католической церкви, «Общества Иисуса» основанного  в середине 16 в, когда началась усиленная борьба католицизма с религиозной реформацией. Основание этого ордена, в одну эпоху новой организацией, какую получила инквизиция, с изданием официального указателя запрещенных книг и созывом Тридентского собора, было одним из важнейших проявлений начавшейся тогда католической реакции. Орден иезуитов. сделался главной силой возродившегося католицизма в борьбе не только с Реформацией, но и с умственным движением светского гуманизма. Он очень скоро приобрел большую и, в общем, сохранял ее за все время своего существования за исключением четырех десятилетий в конце 18 и начале 19 вв., когда официально считался уничтоженным, но тайно продолжал существовать. Как в середине 16 в. Иезуиты были призваны к борьбе главным образом с протестантизмом, так в начале 19 в. при восстановлении ордена ему была поставлена задача борьбы с революцией. Основание новых орденов — явление довольно частое в католической церкви, и в близкое к основанию ордена иезуитов время организации капуцинов,  урсулинок, тератинов, ораторианцев и т.д., бравшие на себя разные специальные задачи, направлявшие проповедь народу,  воспитание детей и т.п., но ни один орден не брал на себя таких разнообразных задач и вследствие этого не получал такого универсального значения, как орден иезуитов, что и него совершенно особое положение среди других учреждений католической церкви. Отсюда многие особенности его организации и тактических приемов. [5]

Орден считал основой  порядка – иезуитское воспитание. ИЕЗУИТСКОЕ     ВОСПИТАНИЕ -      система    воспитания,    разработанная    орденом   иезуитов.   Её   принципы   и методика изложены в  специальном школьном уставе «Ratio atque institution studiorum Societatis Jesu»,    утверждённом  
 

5 Д.В. Пушкина «Христианство: век за веком», с. 570.

главой (генералом) ордена Аквавивой  в 1599. Цель иезуитского воспитания — подготовка к слепому служению    церкви,      беспрекословному подчинению    авторитету папы римского и высших   чинов католической   церкви.   Иезуитские школы делились  на низшие — коллегии (с   7-летним сроком обучения) и высшие — семинарии (с 6-летяим сроком обучения). Первые по объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения, а вторые — к университетам того времени. Среди учащихся насаждался взаимный шпионаж, для облегчения которого все воспитанники делились на небольшие группы и пары. В целях воспитания у детей чувства соперничества иезуиты разработали систему поощрения отличившихся в учебных занятиях и поведении (особые места в классе, почётные звания и т. п.). Проступки учащихся влекли за собой позорящие наказания наказания (колпак с ослиными ушами, прозвища, скамьи позора и т. п.).  За проступки против религии допускались и телесные наказания, исполнителями которых, однако, были светские лица («корректоры»).

Иезуитские   учебные   заведения располагались, как правило, в хороших зданиях, в них строго соблюдались чистота и порядок, большое    внимание    уделялось   физическому развитию детей. Всё это привлекало в иезуитские коллегии и семинарии большое количество   детей   из аристократичных семей.

Главное внимание в иезуитских школах уделялось изучению латинского языка. В двух старших классах коллегии вводился особый предмет «эрудиция», который включал отрывочные сведения по географии, истории; археологии, природоведению. Позднее (18 в.) необходимость расширения реального образования обусловила введение в учебный план иезуитских школ систематических курсов истории, географии, родного языка и др. предметов. [6]              

 

6 А.М. Прохоров, «Большая советская энциклопедия», с. 119.

Учитель, как и учащиеся, был лишён какой бы то ни было самостоятельности в работе, каждый его шаг регламентировался школьным уставом.

Изменившиеся социальные и экономические условия заставили иезуитов в 1832 пересмотреть  свой школьный устав. Основные принципы и цели иезуитского воспитания остались прежними, но расширился перечень учебных предметов. Усилилось  внимание к преподаванию     естественно-математических   дисциплин. В начале 20 в. было разрешено вносить изменения в учебные планы отдельных учебных заведений,   исходя  из   местных  условий и потребностей. [7]

В отличие от средневековых  монахов, иезуиты жили в миру и  старались не отличаться по виду от светских лиц. Они участвовали в  политической и общественной жизни, чтобы оказывать на них влияние  в интересах католической церкви: входили в доверие к государям, министрам, придворным фаворитам, побуждая их проводить политику, одобренную папским престолом. 

Иезуиты занимались «уловлением  душ» среди всех слоев общества и делали это весьма тонко: чтобы привлечь к себе верующих, они открывали школы, госпиталя, приюту для сирот и престарелых. При этом иезуитские коллегии и школы отличались высочайшим уровнем образования. В XVI—XVII вв. иезуиты считались лучшими преподавателями в Европе, из среды ордена вышли многие выдающиеся историки и политические мыслители.

Умение интриговать  и подчинять людей своей воле сделали понятие «иезуит» символом хитрости и политической беспринципности. В их глазах цель оправдывала любые средства.  Во имя дела церкви иезуиты допускали даже убийство, считавшееся смертным грехом. Они подготовили ряд покушений на протестантских государей и политических деятелей Франции,  

7 Ук. соч. с. 120

Нидерландах, Англии и поддерживали католические заговоры в протестантских странах. В ордене царила жестокая дисциплина, не позволявшая рядовым членам рассуждать о моральной стороне их действий. Если иезуит получал приказ начальника, он должен был подчиниться безоговорочно, как если бы он был неодушевленным существом, - гласил устав общества.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Р.Ю. Виппер «История Нового времени»,  с. 246

 

2. История ордена

Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал  при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезён в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провёл некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого  человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе. [9]

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной  им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать  ему и следовать за ним» и вернуться  к подлинной евангельской бедности. Они составляют план,  

 

9 Интернет: http://enc-dic.com/catholic/Iezuit-751.html

который намерены осуществить сразу  же по окончании своей учёбы: они  вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они  пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года, ранним  утром семеро сотоварищей взбираются  на холм Монмартр, возвышающийся  над Парижем, и в часовне  Мучеников запечатлевают свой  план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых  теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны  с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

Теперь, когда их могут разослать  «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встаёт вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединёнными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Однако в ту эпоху  отношение к монашеским орденам  было самым неблагоприятным. На них  возлагалась значительная часть  ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления  принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»). [10]

 

10 Интернет: http://fantazm-s.ru/publ/69-1-0-180

Информация о работе Орден иезуитов