Первый сборник законов «Русская правда» как источник по изучению феодальных отношений средневековой Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:56, реферат

Краткое описание

До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Характерными особенностями первой части Русской Правды являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1086 г. и получила название Правды Ярославичей. В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1077 г.

Содержание

Введение
1. Происхождение ''Русской Правды'' и её основные редакции
2. Положение привилегированного и феодально-зависимого населения
3. Право собственности и обязательственные отношения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 34.06 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РТ

Альметьевский Государственный Нефтяной Институт

 

Кафедра гуманитарного  образования и социологии

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «История»

На тему: «Первый сборник законов «Русская правда» как источник по изучению феодальных отношений средневековой Руси».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент гр. 62-110

Нуриев И.И.

Проверил  к.п.н.,  доцент

Данилова  И.Ю.

 

 

Альметьевск 2013

Содержание

Введение

1. Происхождение ''Русской  Правды'' и её основные редакции

2. Положение привилегированного  и феодально-зависимого населения

3. Право собственности  и обязательственные отношения

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Крупнейшим  памятником древнерусского права и  основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской  Правды, сохранивший свое значение и в более поздние периоды  истории. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных  актов не только русского, но и литовского права.

До наших  дней дошло более ста списков  Русской Правды. Характерными особенностями  первой части Русской Правды являются следующие: действие обычая кровной  мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости  от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть была принята в Киеве  на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1086 г. и получила название Правды Ярославичей. В ее заголовке указано, что сборник  разрабатывался тремя сыновьями  Ярослава Мудрого при участии  крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых  можно заключить, что сборник  утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1077 г.

Вторая часть  Русской Правды отражает процесс  развития феодальных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и  имущества феодалов повышенными  мерами наказания. Большая часть  статей Краткой Правды содержит нормы  уголовного права и судебного  процесса.

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 год. Она  состояла из двух частей - Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная  редакция Русской Правды содержит 121 статью.

Пространная Правда - это более развитый кодекс феодального права, в котором закреплялись привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество.

 

 

 

1. Происхождение ''Русской Правды'' и её основные редакции.

Древнерусское Киевское государство явилось важнейшей  вехой в истории народов нашей  страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским  государством. Ее площадь составляла более 1 млн. км2, а население — 4, 5 млн. человек.

Естественно, что она оказала сильнейшее влияние  на судьбы мирового исторического процесса.

Древнерусское государство, созданное древнерусской  народностью, явилоськолыбелью трех крупнейших славянских народов — великороссов, украинцев и белорусов.

Киевская  Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в  составе других славянских государств, ставших преемниками Древней Руси. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

В Древнерусском  государстве сложилась форма  раннефеодальной монархии, которая  сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков.

Громадное значение имело древнерусское право, памятники  которого,

особенно  Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они

значение  и для права соседних народов. С введением христианства на Руси

стало складываться каноническое право, основанное в большой  мере на

византийском  законодательстве.

Вся совокупность законов и правовых обычаев создала  основу довольно

развитой  системы древнерусского права. Как  всякое феодальное право, оно

было правом-привилегией, т. е. закон прямо предусматривал неравноправие

людей, принадлежащих  к разным социальным группам.

Возникновение Древнерусского государства естественно  сопровождалось

формированием древнерусского феодального права. Первым источником его

были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытнообщинного

строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с 10 века мы знаем и

княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира

Святославича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое,

семейное  и уголовное право. Наиболее же крупным  памятником

древнерусского  права является Русская Правда, сохранившая  свое значение

и в следующие  периоды истории, и не только для  русского права. История

Русской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее

древнейшей  части в науке спорен. Некоторые авторы относят его даже к 7

в. Однако, большинство  современных исследователей связывают  Древнейшую

Правду с  именем Ярослава Мудрого. Спорно и место  издания этой части

Русской Правды. Летопись указывает на Новгород, но многие авторы

допускают, что она была создана в центре земли Русской — Киеве.

Первоначальный  текст Русской Правды до нас не дошел. Однако известно, что сыновья  Ярослава во второй половине 11 в. существенно  дополнили и изменили его, создав так называемую Правду Ярославичей. Объединенные потом переписчиками, Правда Ярослава и Правда Ярославичей составили основу так называемой Краткой редакции Русской Правды. Владимир Мономах произвел еще более крупную переработку этого закона. В результате сложилась Пространная редакция. В последующие века создавались новые редакции Русской Правды, в общей сложности до шести. Все редакции дошли до нас в составе летописей и различных юридических сборников, разумеется, рукописных. Таких списков Русской Правды в настоящее время найдено свыше ста. Им обычно присваиваются названия, связанные с наименованием летописи, местом находки, лицом, нашедшим тот или иной список (Академический, Троицкий, Карамзинский и др.).

Краткая редакция составляет, собственно говоря, первоначальный подлинный пакет  правды. За ней установилось название Правды Ярослава. В нашей литературе по истории русского права господствуют два взгляда на

происхождение Русской Правды. Одни видят в ней  не официальный документ,

не подлинный  памятник законодательства, как он вышел из рук

законодателя, а приватный юридический сборник, составленный каким-то

древнерусским законоведом или несколькими  законоведами для своих частных

надобностей. Другие считают Русскую Правду официальным  документом,

подлинным произведением  русской законодательной власти, только

испорченным переписчиками, вследствие чего явилось множество разных

списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом

статей.

По заглавию над первой статьёй памятника  в древнейших списках, можно

узнать, что  это – суд или устав Ярослава. В самой Правде не раз встречается замечание, что так судил или установил Ярослав. Первое заключение, к которому приводят эти указания, то, что Русская Правдаь есть кодекс, составленный Ярославом и служивший руководством для княжеских судей десятого века. В древней письменности сохранилась

память о  Ярославе как об установителе правды закона, ему давалось иногда

прозвание ''Правосуда''. Однако, всматриваясь и анализируя текст памятника это первое впечатление разрушается. Скорее всего, она былачастью церковного свода и составлена не только Ярославом В образовании законов Русской Правды принимали участие и дети Ярослава, и даже его внук Мономах (1113 – 1125), которому принадлежит закон,

направленный против ростовщичества и занесённый в Правду.

 

2. Положение привилегированного и феодально-зависимого

населения.

Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности  на землю и неполной собственности  на работников — крестьян. Поскольку  при феодализме основным средством  производства была земля, она и стала  собственностью феодалов. Верховным  собственником земли, ее распределителем  в раннефеодальном государстве  — Киевской Руси, куда вошли земли  кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал  владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих  военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во владение землю  от великого князя за службу, в основном военную или государственную. Получив  землю, феодал независимо от формы собственности (условной или безусловной) не мог  обойтись без крестьян, т. к. землю  нужно было обрабатывать. Феодал наделял  землей крестьян, которые попадали при этом к нему в зависимость. Существовали две формы феодальной зависимости: экономическая (выполнение крестьянами феодальных повинностей: дани, оброка продуктами, денежного оброка, барщины) и личная (лишение личной свободы). В Древнерусском государстве все крестьяне уже находились в экономической зависимости и выполняли в

пользу феодалов повинности — давали дань, платили  оброк и даже выполняли

барщину. Но первоначально основной формой повинностей  была дань. Она

взималась продуктами неземледельческого характера (мехом, медом, рыбой,

грибами и  т. д.). Это было связано с тем, что  уровень производительности

труда в крестьянском хозяйстве был еще низким. Крестьяне  не производили

в достаточном  количестве излишков продуктов, которые  феодал мог

забирать. При  феодализме помимо принципа «нет земли  без господина»

действовал  другой принцип — пользоваться крестьянином так, чтобы его

хватило на завтра, т. е. давать возможность воспроизводиться

крестьянскому хозяйству. Когда же производительность труда в

крестьянском  хозяйстве возросла, феодалы начали переводить крестьян на

оброк продуктами, денежный оброк и даже барщину. При  феодализме все 4

формы феодальных повинностей сосуществовали, но одна из них в тот или

иной период была главной, доминирующей: в IX — XI в. — дань, в XI — XIV

в. — оброк  продуктами, в XV — первой половине XVI в. — денежный оброк,

со второй половины XVI в. — барщина.

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны  в

Русской Правде и связываются иногда с именами  князей, принимавших их

(Ярослава, сыновей  Ярослава, Владимира Мономаха).

В Русской  Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп  населения. По тексту трудно разграничить правовой статус правящего слоя и  остальной массы населения. Нашли  место лишь два юридических критерия, особо выделяющие эти группы в  составе общества - нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке  наследования недвижимости для представителя  этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. Свод содержит ряд статей об охране княжеской собственности, которая

защищалась  более ревностно. Устанавливается  штраф за убийство княжеского

коня в  три гривны, а за коня смерда –  в две гривны.

На основе длительной традиции развивающегося права  в условиях

государства 9-10 веков, Правда закрепила сложившуюся  систему классовых

отношений и  отношений собственности в государстве.

Великие киевские князья признавали Русскую  землю своим

благоприобретённым  имением и считали вправе распоряжаться  ею по своему

произволу: завещать, дарить, бросать. А при  отсутствии завещания власть

переходила  по наследству к детям умиравших  князей.

Основная  масса населения разделялась  на свободных и зависимых людей,

существовали  также промежуточные и переходные категории. Юридически и

экономически  независимыми были посадские люди и  смерды-общинники, (они

уплачивали  налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Городское население  делилось на ряд социальных групп: боярство,

духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, рабочие), наряду со

свободными  были и зависимые («крепое») смерды. Свободный смерд —

общинник  — обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям.

Закон защищал  личность и имущество смерда. За совершенные проступки и

преступления, а также по обязательствам и договорам  он нес личную и

имущественную ответственность более сложной юридической фигурой является закуп. Закуп — это человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» — заем, в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги и пр.

Информация о работе Первый сборник законов «Русская правда» как источник по изучению феодальных отношений средневековой Руси