Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 08:10, контрольная работа

Краткое описание

Задачи политики просвещенного абсолютизма в России:
- укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствований системы управления, устранения ее наиболее архаичных элементов;
- расширение прав и свобод дворянства в целях его превращения в привилегированное и просвещенное сословие, способное служить интересам государства и всего общества;
- проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой - призванных смягчить социальную напряженность;
- создание условий для экономического развития страны;
- распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ 4
1.1 Наказ Уложенной Комиссии………………..……………………….4
1.2 Губернская реформа....………………………………………………..5
1.3 Судебная система…………..………………………………………...5
1.4 Введение выборности...………...…………………………………….5
1.5 Жалованная грамота дворянству………..…………………………..6
1.6 Жалованная грамота городам………………………………………...7
ГЛАВА 2. КРЕСТЬЯНЕ И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО .…………………………….8
ГЛАВА 3. НАУКА И КУЛЬТУРА 9
3.1 Образование …………...…………………………………..............…9
3.2 Комиссия об учреждении училищ……………….………………...10
3.3 Увеличение роли книги 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..11
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

история.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

Кафедра гуманитарного образования  и социологии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по курсу: «Отечественная история»

на тему: «Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм»

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы: 43-71-25

                                                 Яруллина Эльвира Ришатовна                                                      Проверил: Кандидат социалогических наук, доцент

                                                  Бурханова Наиля Ахатовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2013

 

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ 4

1.1 Наказ Уложенной Комиссии………………..……………………….4

1.2 Губернская реформа....………………………………………………..5

1.3 Судебная система…………..………………………………………...5

1.4 Введение выборности...………...…………………………………….5

1.5 Жалованная грамота дворянству………..…………………………..6

1.6 Жалованная грамота городам………………………………………...7

ГЛАВА 2. КРЕСТЬЯНЕ И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО .…………………………….8

ГЛАВА 3. НАУКА И КУЛЬТУРА 9

      3.1 Образование …………...…………………………………..............…9

              3.2 Комиссия об учреждении училищ……………….………………...10

               3.3 Увеличение роли книги 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..11

Список использованной литературы……………………...……..………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Екатерина II, правившая после Петра III, внесла огромный вклад в историю развития России. Время её царствования (1762-1796) называют эпохой просвещенного абсолютизма.

Просвещенный абсолютизм с одной стороны представляет собой политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей (М. В. Вольтер, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо), преследовала цель сохранения порядков; с другой стороны, просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства,  способствовал буржуазному развитию.  А некоторые ученые видят в просвещенном абсолютизме один из этапов эволюции абсолютной монархии.

Задачи политики просвещенного абсолютизма в  России:

- укрепление  самодержавия за счет модернизации  и совершенствований системы  управления, устранения ее наиболее архаичных элементов;

- расширение  прав и свобод дворянства в  целях его превращения в привилегированное  и просвещенное сословие, способное  служить интересам государства  и всего общества;

- проведение  мер, направленных, с одной стороны,  на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой - призванных смягчить социальную напряженность;

- создание условий  для экономического развития  страны;

- распространение  знаний, развитие европейских форм  культуры и образования в стране;

- повышение  авторитета России за границей, укрепление ее международного положения

Цель работы – как можно глубже исследовать  уже имеющиеся источники историографии  реформ Екатерины II, охарактеризовать их содержание.

 

 

 

Глава 1. Власть и управление

 

Чтобы сгладить впечатление от захвата престола, Екатерине надо было стать популярной в широких кругах народа. Прежнее правительство вооружило против себя всех своим бесцельным произволом, новое должно было упрочить законность в управлении. Так, деятельность нового правительства должна была одновременно следовать национальному, либеральному и сословно-дворянскому направлениям.

1.1 Наказ Уложенной Комиссии

Важным моментом в политике «просвещенного абсолютизма» был созыв в 1767 году Комиссии для составления нового Уложения. Для руководства работой по составлению нового Уложения и решения важнейших вопросов  законодательства Екатерина написала «Наказ Уложенной Комиссии», который возвещал, что равенство граждан состоит в том, чтобы все подчинены были одинаковым законам, что есть государственная вольность, т.е. политическая свобода, и состоит она не только в праве делать все, что законы дозволяют, но и в том, чтобы не быть принужденным делать, чего не должен хотеть.

В конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического  строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, на юридическое оформление полного бесправия крепостного крестьянства и в то же время на предотвращение дальнейшего развития социального антагонизма и возможности  крестьянской войны.

1.2 Губернская реформа

Одной из главных форм решения этих задач стала перестройка органов  власти, управления и суда в губерниях  и уездах, укрепление диктатуры дворян, как в деревне, так и в городе. Прежде всего, следовало укрепить местное самоуправление, которое показало свою неэффективность в борьбе с крестьянскими волнениями. В 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний». Если до сих пор Россия делилась на губернии, провинции и уезды, то теперь сохранились только губернии и уезды. Было определено, что численность населения губернии должна составлять 300-400 тыс. душ, а уезда – 30-40 тыс. душ. Количество губерний возросло с 23 до 50. Во главе губернии стоял губернатор, несколько губерний подчинялись генерал-губернатору.

1.3 Судебная система

Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия – свой суд. Дворян судили: верхний земский суд в губернских городах и уездный суд в уездных городах. Горожан – соответственно, губернский и городовой магистраты, государственных крестьян – верхняя и нижняя судебные расправы. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись созданные в губерниях судебные палаты – гражданская и уголовная, члены которых уже не выбирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Таким образом, дворянство добилось укрепления своих позиций в местном управлении. Остальные сословия играли значительно  меньшую роль.

1.4 Введение выборности

Важнейшим новшеством екатерининской реформы было введение выборного  начала, забытого в России со времен земских сборов. Однако выборность сочеталась с соблюдением сословных  принципов и обеспечением преимуществ  господствующему сословию. Это шло  вразрез со взглядами просветителей, которым ранее следовала Екатерина. Впрочем, в тогдашней  России было невозможно выборное самоуправление, не опирающееся на сословия.

Важно отметить и попытку внедрить разделение властей, о чем Екатерина  говорила еще в Уложенной комиссии. Екатерина провозгласила: «Государев наместник не есть судья». Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. Если бы это стало реальностью, то в России уже в XVIII в. началось бы формирование правового государства. Увы, всесильное российское чиновничество никогда не соблюдало независимости судов. На практике губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали судебные решения. В результате суд в России отнюдь не воспринимался как место, где следует искать справедливость. В Европе человек взывал к суду и закону, в России – к государственной власти, что свидетельствует о слабости российского общества и необычайной силе государства.

Губернская реформа значительно  увеличила число городов, поскольку  ими были объявлены все центры губерний и уездов. Особенно положительно это сказалось на новых губернских городах, где появились многочисленные учреждения, открылись училища и театры, началось гражданское строительство.

Губернская реформа привела  также к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам.

1.5 Жалованная грамота дворянству

Вторую, не менее важную сторону  политики абсолютизма в сфере  управления во второй половине XVIII века составляло юридическое оформление прав и привилегий сословий, их обязанностей и повинностей, создание сословных организаций.

Права дворянства были окончательно закреплены в изданной 21 апреля 1785 г. «Грамоте на права, вольности  и преимущества благородного российского дворянства» (Жалованная грамота дворянству). Грамота подтвердила привилегии, которыми уже пользовалось дворянское сословие: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации.

Лишь один вопрос был обойден  в Жалованной грамоте – о крепостном праве. Правда, в документе говорилось о собственности дворянина на имение со всем тем, что  в нем находилось, но прямо о владении душами сказано не было. Вероятно, Екатерина хотела показать, что это право не будет навсегда сохранено за дворянством.

1.6 Жалованная грамота городам

В один день с Жалованной грамотой дворянству была издана и  Жалованная грамота городам, продолжавшая попытки создания «третьего сословия». Она разделила все городское  население на шесть разрядов. Первый составляли «настоящие городовые обыватели», владевшие в городе домами или землей и принадлежавшие к различным сословиям. В этот разряд входили жившие в городе дворяне и духовенство. Ко второму разряду относились купцы трех гильдий, к третьему – цеховые ремесленники, к четвертому – постоянно жившие в городе иностранцы. Крупные купцы-оптовики, банкиры, судовладельцы, а также ученые и лица творческих профессий составили пятый разряд – именитых граждан. Остальные горожане, «которые промыслом, рукоделием или работой кормятся», вошли в шестой разряд. Третий и шестой разряды, к которым относились большинство городских жителей, составили сословие мещан (от украинского слова «место» - город).

Все шесть разрядов (в  их состав не вошли жившие в городе крестьяне) составляли «градское общество».        

Чтобы правильно понять и оценить причины такой направленности политики абсолютизма, нужно помнить, что деления общества на сословия было одним из главных условий существования феодального строя и что формирование и развитие капиталистических отношений неразрывно связано с разрушением феодальных сословий, так как положение и роль классов буржуазного общества определяется их имущественным положением в производственных отношениях.

 

 

Глава 2. Крестьяне и  крепостное право

 

Екатерина II вступила на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета. В 50-60-х годах XVIII века волнения охватили крестьян разных категорий - церковных, помещичьих, государственных. Особого накала достигла борьба приписных крестьян и работных людей заводов Урала.

Подавив крестьянское движение, Екатерина II все же вынуждена была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением жестокости.

Одновременно с этим не менее остро стоял вопрос о  том, как заинтересовать крепостного крестьянина в добросовестной и качественной работе на его барщине, что позволило значительно повысить доходы помещиков. Именно последнее было в центре внимания ВЭО, основанного под покровительством Екатерины II группой аристократов и сановников, в число которой также входили помещики-практики и академики-иностранцы. Они, прежде всего, делали ставку на совершенствование агротехники, орудий труда и применение новых культур.

Ситуацию, сложившуюся  в России с крестьянами, с решением вопроса о предоставлении им земли в собственность нельзя назвать простой. Для этого необходимо было сломать представление  крепостников и дворян о крестьянах как о вещи. Екатерина предпринимает еще один оригинальный шаг: как передовые мысли западных философов были отражены в «Наказе»  депутатами Уложенной комиссии, так и ситуация с крестьянами решается путем «открытого конкурса», в котором принимают участие просвещенные умы XVIII века, которые настолько открыто говорят о причинах крестьянской нестабильности в стране и способах ее ликвидации, что многие работы на русском языке не публикуются, кроме того - не издана ни одна из работ русских авторов.

Глава 3. Наука и культура

 

3.1 Образование

Вторая половина XVIII в.  явилась важным периодом в развитии русской культуры, и абсолютистскому  государству принадлежала в этом процессе значительная, а порой и инициативная роль. Так,  Екатерина II утверждала, что только "заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие,  исправятся нравы". В 60-70 гг. ею была сделана попытка создать  в стране систему воспитательно-образовательных учреждений. По поручению императрицы И. И. Бецкой -  один  из  представителей педагогической мысли в России, взгляды которого формировались под влиянием идей Я. А. Каменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо - разработал "Генеральное учреждение  о воспитании обоего пола юношества".  В соответствии с этим учреждением были открыты училище при Академии художеств (1764), Общество двухсот  благородных  девиц  (1764) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772). Среди созданных Бецким учебно-воспитательных учреждений  одно  имело  особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц  (Смольный  монастырь, или  Смольный  институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в   России.  

Информация о работе Правление Екатерины II: просвещенный абсолютизм