Принятие христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:48, реферат

Краткое описание

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятия христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но мы должны четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее
культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противостоять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ. 2
Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства. 4
Принятие христианства. 8
Заключение. 12
Использованная литература : 14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

Реферат: Принятие христианства на Руси 

                               ПЛАН:                              

                                                                         

     ВСТУПЛЕНИЕ. 2

     Обстановка в Киевской Руси перед принятием христианства. 4

     Принятие христианства. 8

     Заключение. 12

     Использованная литература : 14

    

ВСТУПЛЕНИЕ.

 

Истоки  русского христианства. Правление Владимира  Святославича связано с

таким историческим событием, как принятие Русью христианства.

Самые ранние известия о проникновении  христианства в восточнославянские

земли восходят еще к первым векам новой  эры, когда в Малой Азии, на

Балканском  полуострове, в Северном Причерноморье и Крыму вели свои проповеди

первые  христианские апостолы и их ученики. В Крыму и на Таманском полуострове

от  тех времен сохранились тайные катакомбные  церкви. Первые подступы к

крещению  Русь сделала в IX в. Тогда дважды руссы принимали крещение. Но

языческая реакция бесследно поглощала  эти первые попытки русских князей

приобщить свой народ к христианству. И все  же христианство медленно, но верно

вербовало себе сторонников. Под влиянием Византии христианские храмы были

построены на Таманском полуострове, в Керчи. Христианские проповедники

обращали  в христианство руссов, живших в  Крыму. Херсонес стал центром

христианства  во всем Северном Причерноморье. Здесь  с незапамятных времен

существовала  самостоятельная митрополия, т. е. церковная  организация во главе

с митрополитом. Мощное влияние   оказали   проповеди   и   широкая

просветительская  деятельность «славянских апостолов» Кирилла и Мефодия,

которых высоко, чтили на Руси даже в языческие времена.

Во  времена Игоря в Киеве уже  было немало христиан и стояла церковь святого

Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи

киевского двора с западными христианами  показывают, что в ту пору Русь не

хотела  ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: добрые отношения

поддерживались  и с византийской, и с римской  церковью.

Несмотря  на подавляющее значение язычества, Русь отличалась большой

веротерпимостью. Здесь свободно отправляли свои религиозные  культы мусульмане

и иудеи, христиане из Византии, из немецких, польских, чешских земель.

Приход  к власти Владимира, казалось, надолго  определил торжество язычества. Но

жизнь брала свое. Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость

принятия  христианства. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося

государства. Оставаться в христианском мире языческой  окраиной означало

изоляцию  от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая

религия с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала сущности нового

единого государства во главе с монархом. И не случайно Владимир поставил на

холме главных языческих богов во главе с Перуном, пытаясь в языческой религии

найти опору государственного единства страны.

В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую

мораль, требовало гуманного отношения  к женщине, к матери, к детям, к

человеку  вообще. Это не могло не содействовать  прогрессу общества. В-

четвертых, приобщение к христианству могло  помочь в развитии культуры,

духовной  жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной

философской системой, породило богатую богословскую литературу. Постепенные

контакты  с христианскими странами содействовали  приобщению Руси к духовности

и культуре античного мира. В-пятых, вызревание на Руси новых общественных

отношений, все более быстрое и глубокое социальное расслоение требовали новой

идеологии. Язычество с его равенством людей  перед силами природы не могло

объяснить и оправдать происхождение и  нарастание неравенства.

Можно думать, что и сам Владимир не раз задумывался над содеянным в своей

бурной  жизни, где были и убийства, в том  числе брата, и клятвопреступления, и

разврат. Главным судьей для человека является его собственная душа. И чем

ближе конец жизни, тем больше человек  ищет защиты от неумолимого рока.

В летописи рассказывается о том, как  к Владимиру приходили религиозные  миссии

из  мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарин, из немецких

земель, где утверждалось христианство римского толка. Прибыл проповедник и из

Византии, который изложил Владимиру смысл  православного христианства.

Владимир  внимательно выслушивал миссионеров, советовался с боярами и

киевлянами. Приводится и такой случай: когда  мусульманские миссионеры, хваля

свою  религию, обмолвились, что ислам  запрещает употребление вина, Владимир

будто бы воскликнул:

"Руси  есть веселье питие, не можем  бес того быть».

Христианство  могло отпустить грехи, очистить душу, дать возможность для

возрождения и обновления личности, надежду на счастливую жизнь в вечности. Во

всяком случае, после принятия крещения в личной жизни Владимира произошел

крутой  поворот и он во многом стал иным человеком, хотя власть по-прежнему

диктовала ему свои жестокие законы.

Несмотря  на экономические, политические, культурные и религиозные связи Руси

с Византией, христианство по византийскому  образцу не сразу получило

преимущественное  право на официальное внедрение  в русских землях.

    

Обстановка  в Киевской Руси перед принятием  христианства

 

В Х-ом веке продолжалось постепенное формирование, русской государственности.

С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением

влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя  к покорности еще разрозненные

славянские  племена, с другой стороны перманентная внешняя угроза требовала

большого  напряжения только начавшего складываться молодого феодального

государства,

В этой связи вся стремительная  деятельность Великого Князя Святослава (отца

Владимира) по отношению к Руси не была невниманием  к ее интересам, или

неосознанным  стремлением пренебречь ею (как об этом говорится в некоторых

местах летописи). Наоборот - все было рассчитано на решение больших

государственных задач. Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении

безопасности  со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он

перестал  существовать после волжско-хазарского похода). Вторая задача -

создание  мирного торгового плацдарма  на западном побережье Русского (Черного)

моря (в содружестве с Болгарией) - выполнена  не была, т.к. здесь Руси

противостояли две значительные силы: Византия и  печенеги.

Борьба  с печенегами стала в Х в. насущной потребностью Руси. Вся плодородная

лесостепь густо покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к

степям, была открыта внезапным набегам  кочевников, раскинувшихся по русской

равнина на "месяц конного пути" от Дуная  до Жигулей.

Каждый  набег приводил к сожжению сел, уничтожению  полей, угону населения в

рабство. Поэтому оборона от печенегов  была не только государственным, но и

общенародным  делом, понятным и близким всем слоям  общества. И естественно,

что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был стать народным героем,

действия которого воспевались в былинах. Таким князем оказался побочный сын

Святослава  -Владимир.

В г. Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил в середине Х

в, некий Малко Любечанин. Дочь его Малуша была ключницей княгини Ольги

(матери  Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил князю. Во всяком случае

в былинах сохранилась память о  том, что он был при княжеском  дворе "конюхом

да  приворотчиком", а позже стал придворным -" стольничал-чашничал девять

лет". Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился

сын Владимир (год рождения неизвестен), которого долго потом корили его

происхождением, называя "робичичем" и "холоп ищем". Воспитателем при нем и

стал  родной дядя Добрыня.

Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но перед очередным

и как потом окажется трагическим  походом 970 г., Святослав решил посадить

своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, а Олегу -

Древлянская земля, В то же время Новгородцы, недовольные, может быть, властью

княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына

своего  в правители.

Ни  Ярополк, ни Олег не согласились княжить  в Новгороде, Тогда Добрыня

предложил Новгородцам просить в князья Владимира. Так юный "робичич" стал

князем-наместником  в Новгороде.

Через несколько лет после трагической  гибели Святослава между братьями

началась  усобица, подогреваемая боярским окружением, В результате Олег

Древлянский был убит, а Владимир, сбежав из Новгорода и три года пробыв за

морем, привел с собой наемную варяжскую  дружину и в 980 г. двинулся на Киев.

Но кроме того, что он шел войной на Ярополка, он еще решил отбить у него

невесту. Дело в том, что, будучи женат на гречанке-красавице, которую привез

ему из похода отец, Ярополк сватался и  к Рознеде, дочери Полоцкого князя

Рогволода (не Рюрикова рода). Владимир, чтобы склонить Полоцкого князя на

свою  сторону, также послал сватов к Рогнеде. Летописец говорит, что в таких

затруднительных обстоятельствах Рогволод отдал дело на решение дочери. Но

Рогнеда обидно отказала Владимиру, сказав, что не хочет идти за сына рабыни.

Дружина Владимира захватила Полоцк. Князь  Рогволод с двумя сыновьями был

убит, а Рогнеда взята Владимиром в жены. Из Полоцка Владимир двинулся уже

непосредственно на Киев. Не без предательства людей  собственного окружения

Ярополк был убит двумя варягами при попытке  помириться с братом. Таким

образом, Владимир сел на киевский престол  и стал единовластно княжить во всей

Руси . Первым его делом была женитьба на вдове убитого брата - гречанке

(поскольку  многоженство в язычестве не  возбранялось).

Как пишет Карамзин: "Владимир с помощью  злодеяний и храбрых Варягов  овладел

государством, но скоро доказал, что он родился  быть Государем великим"

[1]. Варяги считали себя завоевателями Киева и требовали в дань с каждого

жителя  по две гривны. Протянув, время обещаниями, Владимир укрепил и умножил

русскую дружину, после чего изгнал из Киева  ненужных уже варягов-наемников.

Будучи  ярым язычником, Владимир стал сильно теснить христиан, которых в Киеве

к тому времени было уже достаточно много, причем еще со времен Игоря  они

имели свой соборный храм - Святого Ильи. По княжескому приказу был изготовлен

новый истукан Перуна - бога грозы и  войны  с серебряной головой и  золотыми

усами, и поставлен близ теремного двора на священном холме, вместе с другими

истуканами. Там, говорит, летописец, стекался народ ослепленный и земля

осквернялась  кровью жертв. Добрыня, посланный племянником  управлять

Новгородом, также поставил на берегу Волхова  богатый кумир Перунов. (Тут надо

учитывать, что летописец христианин и соответственно его отношение к

язычеству).

"Но  сия Владимирова набожность - пишет  Карамзин - не препятствовала ему

утопать в наслаждениях чувственных. Первою его супругою была Рогнеда, мать

Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и  двух дочерей; умертвив брата, он

взял  в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка (окаянного);

от  другой законной супруги, Чехини или Богемки имел сына Вышеслава; от

третьей Святослава и Мстислава; от четвертой, родом из Болгарии, Бориса и

Глеба (по другому источнику их матерью  была греческая царевна Анна). Сверх

тою, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в

Белгороде, и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась

его любострастного взора, он презирал святость брачных союзов и невинности.

Одним словом. Летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии".

Став  Великим князем, Владимир значительно  расширил и упрочил Русь как

государство всех восточных славян. К его княжению относится окончательное

подчинение  русскому князю племен, живших на восток от великого водного пути. В

981 и 982 гг. были предприняты им  походы на вятичей, которые  были побеждены и

обложены данью, какую прежде платили Святославу. Та же участь постигла и

радимичей в 986 г. Первый поход Владимира на болгар состоялся в 987 г.

В летописи под 994 и 997 гг. также упоминаются  удачные походы на волжских

болгар, а в 1006 г. с ними был заключен торговый договор, по которому им было

позволено торговать по Оке и Волге.

Ко  времени княжения Владимира относятся  первые столкновения Руси с западными

славянскими государствами, В 981 г. вследствие войны  с Польшей к Руси были

присоединены  Перемышль, Червен и другие города Червонной Руси, Но завоеванием

Червенских городов дело не кончилось: в летописи под 992 г. упоминается еще

поход Владимира на хорватов, а по некоторым  спискам в это же время Владимир

воевал  с Мечиславом (польским королем) "за многие противности его" и одержал

над ним блистательную победу за Вислой. При сыне Мечислава Болеславе Храбром

был заключен мир, скрепленный дополнительно  родственным союзом: дочь

Информация о работе Принятие христианства на Руси