Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:01, реферат
Немецкие колонисты поселились на территории Таврической губернии в начале XIX века.* Выходцами из Цюрихского кантона, Вюртемберга, Бадена, Прирейнской Баварии, Нассау и других мест были основаны колонии на Крымском полуострове: Судак (1804 г.), Цюрихталь (1804 г.), Гейльбрюн (1804 г.) в Феодосийском уезде; Нейзац (1804 г.), Розенталь (1805 г.), Фриденталь (1805 г.), Кроненталь (1810 г.) в Симферопольском уезде. В материковых уездах губернии колонисты селились, в основном, по берегам реки Молочные Воды: на левом берегу - меннониты, на правом - католики и лютеране.
Введение………………………………………………………………………………………….2
Причины формирования и расселения немецких колоний на территории Крыма. ………………………………………………………...3
Льготы от правительства…………………………………………………..4
Виды занятий……………………………………………………………….5
Религия………………………………………...............................................7
Обычаи………………………………………...............................................7
Одежда………………………………………..............................................10
Кухня………………………………………................................................13
Знаменитости. ……………………………………….................................13
Заключение……………………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………………….16
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение:
Немецкие колонисты поселились на территории Таврической губернии в начале XIX века.* Выходцами из Цюрихского кантона, Вюртемберга, Бадена, Прирейнской Баварии, Нассау и других мест были основаны колонии на Крымском полуострове: Судак (1804 г.), Цюрихталь (1804 г.), Гейльбрюн (1804 г.) в Феодосийском уезде; Нейзац (1804 г.), Розенталь (1805 г.), Фриденталь (1805 г.), Кроненталь (1810 г.) в Симферопольском уезде. В материковых уездах губернии колонисты селились, в основном, по берегам реки Молочные Воды: на левом берегу - меннониты, на правом - католики и лютеране**. Российское правительство предоставило колонистам существенные льготы и привилегии: гражданские свободы, свободу вероисповедания, освобождение от рекрутской повинности и обязанности принимать войска на постой, от уплаты податей и налогов в течение 10 лет; они имели право торговать, заводить фабрики с припиской к ним крепостных людей; получали по 60-65 десятин хорошей земли на семью. Ко времени Крымской войны немецкие колонисты Таврической губернии составляли около 7% ее населения и были третьей по численности группой населения после татар и русских. Наряду с людьми других национальностей немцы оказали большую помощь российской армии, поставляя бесплатно или за минимальную плату фураж, продовольствие, подводы и лошадей для доставки боеприпасов, продуктов, обмундирования, перевозки раненых. В источниках отмечается особая прочность и удобство повозок немецких колонистов. Много раненых было принято колонистами на свое попечение, содержалось за их счет.
Причины формирования и расселения немецких колоний на территории Крыма.
Переселение немцев в Крым началось в конце XVIII - начале XIX вв. Официально зарегистрированные колонии появились в 1805 г. Три из них были основаны в Симферопольском уезде: Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне Красногорское, Курортное, Ароматное Белогорского района), четыре в Феодосийском: Судак, Гельбурн (ныне территория с. Приветное Кировского района) и Цюрихталь (ныне с. Золотое поле Кировского района), Герценберг (с.Пионерское Насыпновского сельсовета). В 1811 г. в Симферопольском уезде была основана колония Кроненталь (ныне с. Кольчугино Симферопольского района).
В 1810 г. (по другим источникам — 1811 г.) в Симферопольском уезде немцами была основана колония Кроненталь. Они и стали основными «муттерколониями», из которых немцы стали переселяться в другие населенные пункты Крыма, образуя там уже «дочерние» колонии.
Переселение шло из различных земель Германии (Бюртемберг, Баден, Нассау, Пфальц, Швабия, Эльзас, Бавария), а также из Швейцарии и Австрии. В 1865 г. в Крыму уже было 45 населенных пунктов с немецким населением - колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня и один хутор.
Но если быть точнее, то в это время речь шла об их плановом переселении. Европеизация империи началась еще при Петре I, активно использовавшем немецкий опыт и специалистов. В «Плане устройства и заселения Таврической области» после присоединения Крыма к России Григорий Потемкин писал императрице, что здесь необходимо поселение «колонистов», «знающих экономию во всех частях, дабы они служили примером тамошним жителям».
Причиной эмиграции немцев было не только приглашение России, но и последствия Семилетней войны на их родине, французская оккупация после войны с Наполеоном, неурожаи, голод, строгие и зачастую несправедливые методы управления, например, продажа солдат в Америку, ограничение свободы вероисповедания.
С начала 60-х гг. XIX в. начинается второй этап переселения немцев в Крым - из Германии и северной части Таврической губернии. По данным центрального статистического комитета МВД Российской империи, в 1865 году на полуострове насчитывалось уже 45 мест с немецким населением — колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня, хутора. Колонии представляли собой миниатюрные города с правильно распланированными улицами, каменными домами, покрытыми черепицей. В центре стояла школа. Практически все колонисты были грамотны. Школы содержались на их собственные средства. В Крыму было 180 сельских немецких школ, два центральных училища — Нейзацкое и Цюрихтальское, женская гимназия. Для продолжения образования дети отправлялись в Германию. По данным первой всероссийской переписи 1897 г., в Крыму проживало 31590 немцев (5,8% от общего числа населения), из них 30027 - сельские жители.
Льготы от правительства.
Колонисты получили в Крыму
значительные наделы земли в 60-65 десятин;
они были освобождены от рекрутской повинности
и на 3—5-10 лет от налогов. Вместе с тем
забота империи о новых переселенцах была
не столько благотворительностью, сколько
стремлением иметь собственную выгоду.
В предписании Таврическому губернатору
министр Мертваго в 1804 г. отмечал, что колонисты
должны быть примером для остальных, и
в них нужно «водворять склонность к труду
и сельским упражнениям, а не давать им
легкого заработка в виде продажи леса».
В колониях было самоуправление.
Немецкими хозяйствами
В начале XX века приблизительно 3% колонистов были крупными землевладельцами, 80% — середняками и зажиточными собственниками земли, 17% — безземельными крестьянами, то есть не собственниками, которые в основном являлись арендаторами земли, но довольно крепкими хозяевами с плугом и лошадьми. Основным занятием немцев по-прежнему оставалось земледелие; в больших колониях встречались также ремесленники — колесники, кузнецы. Случаи переселения немцев-колонистов в города были весьма редкими. Туда они приезжали из Германии, поэтому, как правило, немцы-горожане не имели связей с сельскими жителями. В каждом крымском городе были небольшие обособленные немецкие колонии; в Симферополе, например, она насчитывала более 1 тысячи человек.
Виды занятий.
Основной отраслью хозяйства и занятием крымских немцев было землепользование: хлебопашество, огородничество и садоводство. Первые переселенцы использовали трехпольную систему земледелия, к концу XIX в. распространилась четырехпольная система с рациональным севооборотом, интенсивным удобрением полей (конский навоз, зола), а также введением в севооборот технических культур (кукуруза, картофель), возделывание которых сопровождалось мотыжением и разрыхлением.
Подсобным занятием являлось садоводство и огородничество. Обычно сад и огород входили в хозяйственный комплекс при жилище. Но, кроме этого, у немцев была и специализация в этой области: колония Цюрихталь (Феодосийский уезд) - картофель, колония Кроненталь (Симферопольский уезд) - виноград, а у немцев Перекопского уезда огороды, находившиеся за пределами колоний, занимали по десять и более десятин.
Скотоводство также играло определенную роль в хозяйстве. В каждом дворе держали лошадей, коров, волов, свиней и различную птицу. Количество голов колебалось в зависимости от материального достатка и природных условий.
Особое место у немцев занимали дополнительные виды хозяйственной деятельности: деревообрабатывающие промыслы и ремесла, кузнечное дело. Из дерева изготовляли кухонную посуду, домашнее убранство, транспортные средства, орудия труда и т.п. Очень развито было столярное дело: изготовление столов, стульев, сундуков, кроватей, с начала XIX в. - комодов, деревянных диванов, посудных шкафов, а также различного кухонного инвентаря и приспособлений.
В 1990 г. было организовано общественное объединение советских немцев, перерегистрированное через три года как Республиканское объединение немцев Крыма "Видергебурт" с общекрымским статусом. С 1991 по 1996 гг. зарегистрировано 20 региональных и городских организаций общества. Ими проводится работа во многих во многих направлениях политической и культурной жизни: в региональных центрах созданы и работают культурные центры ("Дойче клуб"), при которых организованы музыкальные коллективы.
Из них наиболее известны
и популярны в Крыму ялтинский
ансамбль "Ласточкино гнездо" (в
настоящее время относится к
Землячеству депортированных
созданы и работают воскресные
школы;
издается газета "Хоффнунг" ("Надежда")
на немецком и русском языках;
еженедельно на крымском телевидении
и радио выходят национальные передачи;
создано 5 немецких лютеранских евангелических
общин; религиозным общинам отдано государством
3 кирхи в Симферополе, Ялте и Судаке.
В 1995 г. на полуострове
начало работу еще одно
К сожалению, с конца 80-х годов идет процесс переселения немцев в Германию. Так, в середине 80-х гг. в Новопокровке, как уже говорилось, насчитывалось 40 немецких семей, а в 1994 г. - только 10. В ближайшее время, по всей видимости, останется 3-4 семьи, остальные уже подали или вскоре подадут документы на выезд в Германию. Аналогичный процесс происходит и в с. Янтарном, где в 1991 г. проживало 62 немца, а в 1994 - 14. Остальные уехали в Германию.
На сегодняшний день одним
из главных направлений в работе
общественных и государственных
структур является содействие возвращению
депортированных немцев в Крым. Цель
- возродить и сохранить
Религия.
По вероисповеданию крымские немцы являлись представителями двух крупных течений в христианстве - католицизма и протестантизма, имелись также меннониты и сепаратисты. Меннониты имеют особое этническое самосознание: часть их считает родным немецкий язык, часть осознает себя "особой нацией", часть - голландцами. Советская историческая традиция, статистика и сложившаяся паспортная система относили меннонитов к немцам. С 80-х гг. меннонитов рассматривают как самостоятельное этническое образование - этноконфессиальную общность. Наиболее известные колонии в Крыму - Карасан (Симферопольский уезд, 1862 г., ныне с. Ровное Красногвардейского района) и Спат (Симферопольский уезд, 1882 г., ныне территория пгт. Гвардейское Симферопольского района.
Среди немецких религиозных
общин в Крыму преобладали
евангелическо- лютеранские. В начале
XX в. на полуострове их насчитывалось 186.
Религия определяла уклад жизни и быта
немцев. Стены немецких домов украшались
цитатами из Библии (вышивки, надписи):
"Я и мой дом принадлежим Тебе, Господи",
"Я (имеется в виду Иисус Христос. - Авт.)
пришел своих овец спасти", "Любить
и быть любимым - это настоящее счастье
на земле", "Господь совершил для
нас великое", "Будьте радостными
в надежде, терпеливыми в печали, придерживайтесь
заповеди".
Обычаи.
Основные праздники немцев, зимние - Рождество и Крещение (День трех волхвов), весенние - Пасха и Троица и летне-осенние - Тела Христова и Вознесения Марии (католические), а также День Св. Мартина, который является и детским праздником. Особенно торжественно в немецких семьях отмечается Рождество. "Нет праздника больше Рождества, как нет гнезда выше орлиного", - гласит немецкая пословица.
Наступлению праздника предшествует адвент (лат. advent - "Он приходит"), сопровождающийся чтением, как правило, детям, отрывков из Священного писания. Адвент начинается с первого воскресенья после 26 ноября и длится до сочельника - 24 декабря. В сочельник, или "святой вечер", в доме заканчиваются все работы, так как наступает самое важное время в году - "Двенадцатидневье", когда было запрещено трудиться. До начала торжества дом и двор полностью убираются, готовятся кушанья (особенно много печется булочек), украшается елка.
Информация о работе Причины формирования и расселения немецких колоний на территории Крыма