Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:08, реферат
Вера в ведьм возникла из представления о ведовстве, в котором смешались знахарство, черная магия, ереси и культ дьявола. Во всех культурах люди верили в деревенских колдунов, способных с помощью тайных сил исцелять больных или насылать порчу. Белая магия могла защищать от напастей людей, скот и посевы, гарантировать появление потомства, привораживать возлюбленных, отыскивать пропавших без вести людей, потерянные вещи или спрятанные сокровища, а также противодействовать черной магии. Черную магию, или злые чары, использовали, чтобы насылать болезни и смерть, вызывать грозу или нашествие насекомых - вредителей на поля и сады.
Ведьмы в культуре средневековья
Актуальность выбранной нами темы несомненна, так как средневековые ведовские процессы - процессы над ведьмами - и сегодня продолжают смущать умы ученых и тех, кто интересуется историей. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. В чем причины столь безумной вспышки боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу в ХV-XVII веках? Они неясны и ныне. Наука практически всегда рассматривает средневековую охоту на ведьм как нечто вторичное, полностью зависящее от внешних обстоятельств - состояния общества, церкви. Предлагаемая же статья делает попытку объяснить феномен охоты на ведьм, опираясь на частные факты, на первый взгляд малозначительные и не удостоившиеся внимания исследователей. Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным. Спешу уверить: обнародуя свои выводы, я не стремлюсь к сенсации, но твердо убежден, что приведенные факты и их анализ заслуживают внимания и дальнейшего изучения.
Как и во многих других традиционных обществах, вера в существование ведьм в средневековой Европе была неотъемлемым компонентом народной культуры. Люди верили в то, что существуют женщины и мужчины, обладающие магической способностью совершать действия, которые могут причинить вред окружающим: вызвать смерть или болезнь, нанести ущерб посевам, скоту и имуществу. Подобные поверья были распространены в Европе как в языческие, так и в христианские времена. Древние германцы и скандинавы видели в некоторых женщинах прорицательниц и провидиц, обладающих сверхъестественной силой. Их остерегались и вместе с тем нередко прибегали к их помощи. Однако содействие колдуньи считалось предосудительным. Герой одной саги получает совет обратиться к колдунье для того, чтобы преуспеть в своем деле; отвергая этот совет, он заявляет: «Я не хочу, чтобы будущая сага обо мне была испорчена». Тем не менее, если верить памятникам древнескандинавской литературы, к магии прибегали и знатные люди, и скальды, и простолюдины.
Христианское духовенство
К.Гинзбург полагает, что в основе
рассказов о ведьмах, их ночных полетах
и шабашах лежала древняя мифология,
в которой культ мертвых
Вера в ведьм возникла из представления о ведовстве, в котором смешались знахарство, черная магия, ереси и культ дьявола. Во всех культурах люди верили в деревенских колдунов, способных с помощью тайных сил исцелять больных или насылать порчу. Белая магия могла защищать от напастей людей, скот и посевы, гарантировать появление потомства, привораживать возлюбленных, отыскивать пропавших без вести людей, потерянные вещи или спрятанные сокровища, а также противодействовать черной магии. Черную магию, или злые чары, использовали, чтобы насылать болезни и смерть, вызывать грозу или нашествие насекомых - вредителей на поля и сады.
В средневековых ученых, таких, как Генрих Корнелий Агриппа в Германии или Роджер Бэкон и Джон Ли в Англии, консервативные церковники видели просто чернокнижников. Христиан, выступавших против господствовавших в церкви взглядов, обвиняли в самых страшных преступлениях — в ереси, убийстве, принесении в жертву младенцев, людоедстве и сексуальных извращениях. Значение культа дьявола в позднем средневековье быстро росло, пока, наконец, в XVI столетии образ сатаны не стал важным элементом в понятии ведовства.
Для большинства историков (отечественных и зарубежных) охота на ведьм - явление пусть и ужасающее, но вполне отвечающее общему строю суеверного, темного Средневековья. Такая точка зрения весьма популярна и сегодня. А между тем ее легко опровергнуть с помощью хронологии. Большинство ведьм сгорело на кострах инквизиции отнюдь не в начальный период Средних веков. Гонения на колдуний набирало силу в Европе параллельно с развитием гуманизма и научного мировоззрения, то есть в эпоху Возрождения.
Советская историография всегда рассматривала охоту на ведьм как одно из проявлений развернувшейся в XVI-XVII веках феодально-католической реакции. Правда, она не учитывала то, что слуг дьявола вовсю жгли и в протестантских странах: жертвой мог стать каждый, независимо от социального положения и религиозных воззрений. Не избежала подобного взгляда и наиболее популярная ныне социальная теория: охота на ведьм - лишь очень яркий показатель степени обострения внутриобщественных отношений, стремление найти "козлов отпущения", на которых можно возложить ответственность за все проблемы и трудности бытия.
Обращаясь к проблеме ведовских
процессов, практически любой
Ряд авторов рубежа XIX–XX веков видели причины ведовских процессов не в религиозных трансформациях сознания или эволюционных изменениях религиозных культов, а в явлениях, имеющих вполне естественные, физиологические и психические основания. Так, по мнению С. Тухолки, «многие женщины, страдая истерией и нимфоманией, рассказывали на допросе самые бесстыдные вещи», например, о сексуальных связях с Сатаной. Эти мнения во многом отражали состояние философии и психоаналитический уклон в науке начала XX века.
Значительной дифференциацией
мнений отличалась позиция советских
историков в отношении сущности
ведовских процессов. По существу еще
в 20-е – 30-е гг. сложилась несколько
теорий, которые в дальнейшем неоднократно
подвергалась переосмыслению. Господствующей,
конечно, было мнение, в соответствие
с которым католическая церковь
стремилась к власти, превосходившей
власть светских владык, поэтому ей
нужен был контроль над умами
и душами людей. «Западная церковь»
хотела объединять и направлять, была
догматичной и нетерпимой. Она
вмешивается в частную жизнь.
Ведовские процессы рассматривались
как один из способов реализации этих
целей. В эпоху Контрреформации
преследование ведьм стало еще
и средством подавления более
прогрессивных реформационных учений.
Необходимо отметить, что подобная
трактовка охоты на ведьм как
нельзя лучше соответствовала
Первой советской работой, напрямую затрагивавшей тему ведовских процессов, была монография М.М. Шейнмана « Огнем и кровью во имя бога». Саму веру в Дьявола и ведовство автор рассматривал как специфическое проявление народного мировоззрения, причем, столь широкое распространение данного явления связывал с крайне тяжелым положением народных масс, находившихся, под феодальным и церковным гнетом. Причины охватившей все западноевропейские страны охоты на ведьм анализировались известным российским историком С. Лозинским в его трудах «Святая инквизиция» и «История папства». По мнению С. Лозинского, расцвет ведовского искусства среди женского населения был связан с жестокими гонениями со стороны церкви на традиционные верования подавляющей массы населения, которое по-прежнему оставалось христианизированным в очень малой степени.
В советской исторической науке
получила распространение точка
зрения и о политической подоплеке
«ведовской вакханалии». Так, по мнению
Е.Б. Черняка, обвинения в занятиях
колдовством были идеальным средством
для дискредитации
В трудах А.Я. Гуревича феномен охоты на ведьм выступал в качестве индикатора, нараставшего в условиях позднего Средневековья противоречия, между народной (преимущественно крестьянской) и церковно-чиновничьей, элитарной культурами. Как полагал А.Я. Гуревич, именно в ведовстве церковь и светская власть видели воплощение всех особенностей народного миросозерцания и соответствующей ему практики, в корне враждебной идеологии монополии, на которую претендуют церковь и абсолютное государство.
Таким образом, в отечественной историографии было высказано много мнений о характере и причинах ведовских процессов. В настоящее время можно говорить о том, что историки не исходят из одной или двух концепций, а стараются смотреть на рассматриваемую проблему комплексно, выявляя при этом доминирующие факторы.
Вот что говорит по данному поводу
русский дореволюционный
Однако отношение
Исследователь Н. Пшибышевский в работе
"Синагога Сатаны" дает достаточно
подробное описание этих знаков: "Поверхность
тела одержимого отмечена и снаружи
особыми знаками. Это небольшие,
не больше горошины, места кожи нечувствительные,
бескровные и безжизненные. Они иногда
образуют красные или черные пятна,
но редко. Так же редко они отмечены
углублением кожи. Большей частью
они незаметны снаружи и
Итальянский демонолог М. Синистрари отмечает: "Эта отметина не всегда одной и той же формы или контура, иногда она похожа на зайца, иногда на лапку жабы, на паука, щенка, соню. Она ставится ... у мужчин под веками или под мышками, или на губах, или на плечах, в заднем проходе или еще где-нибудь. У женщин обычно на груди или в интимных местах".
И все же главный признак, по которому
в Средневековье отличали дьявольское
пятно, - его нечувствительность к
боли. Поэтому при осмотре
Отрешимся от фантастических деталей, вроде пылающего злобой дьявола, клеймящего собственной рукой (или иной конечностью) своих приверженцев, а признаем наличие на теле человека каких-либо специфических отметин. Но ведь описание "ведьминых знаков" очень напоминает какое-то кожное заболевание.
Действительно, почему бы не предположить, что подавляющая часть людей, обвиненных в ведовстве, имела общую для всех болезнь? И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. Это лепра, или проказа, - и сегодня один из самых страшных недугов, а в Средневековье -настоящий бич Божий.