Реформы Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

Государство, его правители и граждане должны быть связаны системой взаимных обязательств, неукоснительно соблюдать которые их долг. Так монарх - отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Так обеспечивается стабильность государства, его процветание, «общее благо».

Содержание

I. Введение
II. Характеристика Екатерины II
III. Государственные реформы «просвещённого абсолютизма»
1. Реформа Сената
2. Губернская реформа
3. Судебная реформа
4. Городская реформа
5. Реформа образования
6. Полицейская реформа
7. Денежная реформа
IV. Заключение
V. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАЛЕНИЯ.docx

— 39.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение
  2. Характеристика Екатерины II
  3. Государственные реформы «просвещённого абсолютизма»
    1. Реформа Сената
    2. Губернская реформа
    3. Судебная реформа
    4. Городская реформа
    5. Реформа образования
    6. Полицейская реформа
    7. Денежная реформа
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В отличии от многих других государей, в разное время занимавших российский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политическую программу. В основе ее лежали прежде всего идеи, почерпнутые из книг просветителей второй половины XVIII в. Монтескье, Вольтер, Д’Аламбер, Дидро призывали к эволюционной, без бурь и потрясений, смене общественно-экономических отношений.

Ключевым термином в их представлениях об идеальном устройстве государства было слово «закон». Дать народу разумные и справедливые законы, которые обеспечат всеобщее благоденствие, - в этом любимые и  почитаемые Екатериной авторы видели основную задачу просвещенного правителя  страны. Новые законы должны были регулировать все сферы жизни, и в результате государство становилось правовым - «законной монархией», где все  свершается по букве писанного закона. Законом и только им должна ограничиваться и свобода граждан. Последние наделены особыми правами, обязанностями и привилегиями, в зависимости от принадлежности к тому или иному сословию.

Государство, его правители  и граждане должны быть связаны системой взаимных обязательств, неукоснительно соблюдать которые их долг. Так  монарх - отнюдь не самовластен над  законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Так обеспечивается стабильность государства, его процветание,  «общее благо». Следить же за тем, чтобы  законы не нарушались и с их помощью  регулировать, регламентировать жизнь  населения - одна из функций государства, осуществляемая при помощи аппарата управления. Еще одна функция государства - забота о воспитании подданных в духе законности, точного исполнения гражданских прав и обязанностей.

 

Характеристика  Екатерины II

Екатерина II (1729, г. Штеттин - 1796, Царское Село) - росс. императрица в 1762-1796. Происходила из мелкого северогерманского княжеского рода. Урожденная Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская. Получила домашнее образование. Умная и честолюбивая, она воспитывалась в строгости, и природная ее гордость всячески подавлялась. В 1744 Екатерина II приехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны. Приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны, в 1745 вступила в брак с вел. князем Петром Федоровичем (Петром Ульрихом), впоследствии Петром III. При равнодушии мужа, строго регламентированной жизни двора, окруженная недоброжелателями, Екатерина II очень много читала, знакомясь с трудами по истории, юриспруденции, сочинениями французских просветителей, изучила рус. язык. В 1754 Екатерина II родила сына, будущего имп. Павла I. Болезнь Елизаветы Петровны и нелюбовь мужа делали возможной высылку Екатерина II из России или заточение в монастырь. После воцарения Петра III, относившегося к ней все более враждебно, ее положение стало шатким. Опираясь на гвардейские полки, 28 июня 1762 Екатерина II совершила бескровный переворот и стала самодержавной императрицей. "Тартюф в юбке и короне" (А. С. Пушкин), беспринципная, тщеславная, властная, она умела расположить к себе людей и прекрасно подбирала сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

Государственные реформы “просвещённого абсолютизма”

Реформа Сената

В 1763 г. Екатерина II разделила Сенат на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. I департамент ведал дела государственные внутренние и политические, II – судебные, III – дела по губерниям, находившимся на особом положении (Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгская губ., Нарва), IV – дела военные и морские. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI – судебными. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах (единогласно) и лишь за разногласием переносились в общее собрание. Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех самых сановных людей в государстве, а лишь от 3 – 4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче. Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате (при каждом департаменте, кроме I, с 1763 г. был свой обер-прокурор; при I департаменте должность эта была учреждена в 1771 г., а до тех пор ее обязанности исполнял генерал-прокурор). В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло громадную пользу, в значительной мере устранив ту невероятную медленность, которою отличалось сенатское делопроизводство. Еще более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесен тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. Резче всего проявилось устранение Сената от законодательства. Прежде Сенат являлся нормальным законосовещательным органом; в громадном большинстве случаев ему же принадлежала и инициатива принимаемых законодательных мер. При Екатерине все наиболее крупные из них (учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т.д.) вырабатываются помимо Сената; инициатива их принадлежит самой императрице, а не Сенату. Даже от участия в работах комиссии 1767 г. Сенат был совершенно отстранен; ему предоставлено было только, подобно коллегиям и канцеляриям, избрать в комиссию одного депутата. За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причем по большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховной власти. Екатерина, по-видимому, весьма мало доверяла талантам тех, кто заседал в тогдашнем Сенате, прекрасно понимала полную зависимость Сената от его канцелярии и неспособность его при неуклюжих формах его делопроизводства к энергичной, активной работе. Огромным ударом для Сената явилось и новое изъятие военной и морской коллегии из его ведения, причем военная коллегия обособляется совершенно и в области суда и финансового управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Губернская реформа

7 (18) ноября 1775 г. императрицей  Екатериной II было издано «Учреждение  для управления губерний Российской  империи», в соответствии с которым  в 1775-1785 гг. была проведена кардинальная  реформа административно-территориального  деления Российской империи. Задачей  губернской реформы 1775 г. было  укрепление власти дворянства  на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а  провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы  было приспособление нового административного  аппарата к фискальным и полицейским  делам.

Деление осуществлялось без  учёта географических, национальных и экономических признаков; в  его основу был положен исключительно  количественный критерий — численность  населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.

Во главе губернии стоял  губернатор, назначаемый и смещаемый  монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в  которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и  хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями  — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители  сословий под председательством  чиновника. Надзор за законностью в  губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд  во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

Руководство несколькими  губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием  губернской реформы 1775 г. полностью  изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний  земский суд в губерниях и  уездный суд в уездах, государственных  крестьян судила Верхняя расправа в  губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат  в уезде и губернский магистрат  в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым  для России был бессословный Совестный  суд, призванный прекращать распри и  мирить ссорящихся.

Губернская реформа привела  к ликвидации коллегий, за исключением  Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным  губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована  Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное  деление до 1917 г.

 

 

 

 

Судебная реформа 1775 г.

В процессе судебной реформы 1775 г. была образована следующая сословная  судебная система.

Для дворян в каждом уезде  создавался уездный суд, состо­явший из избираемых дворянством на три года уездного судьи и двух заседателей. Апелляционной и ревизионной инстанци­ей для уездных судов являлся Верхний земский суд, который состоял из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. В состав Верхнего земского суда входили назначаемые царем председатель и вице-председатель, а также избираемые дворянством на три года десять заседателей. Верхний земский суд создавался один на губернию.

Для городских жителей  низшей судебной инстанцией яв­лялись городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магист­ратов были губернские магистраты. В губернский магистрат входили два председателя и заседатели, избираемые из горо­жан губернского города.

Для государственных крестьян первой судебной инстанци­ей была уездная нижняя расправа, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чи­новники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы являлась верхняя расправа, дела в которую вносились под де­нежный залог в 25 руб. в течение недельного срока.

В каждой губернии учреждался совестный суд. Он состоял из сословных  представителей (председателя и двух заседате­лей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам. Суд в примири­тельном порядке рассматривал гражданские иски, а также уго­ловные дела о преступлениях малолетних, умалишенных, дела о колдовстве и т.д.

В губерниях апелляционной  и ревизионной инстанцией для  дел, рассмотренных в верхнем  земском суде, губернском магистрате и верхней расправе, были судебные палаты по гражданским и уголовным делам. К апелляционной жалобе прила­гался денежный залог в размере 100 руб.

Высшим судебным органом  для судов всей системы являлся  сенат.

Судебная реформа 1775 г. осуществила  попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась:

— губернаторы по-прежнему имели право приостанавли­вать исполнение приговоров по наиболее серьезным делам, приговоры к смертной казни и лишению чести утверждались губернатором;

— председатели всех судов  назначались правительством, а представители  сословий могли избирать только заседателей;

— мелкие дела рассматривались  городскими полицейски­ми органами;

— продолжала действовать  вотчинная юстиция;

— высокие судебные пошлины  делали суд малодоступным для  низших слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Городская реформа

Следующий этап реформ произошёл в 1785 году, когда 21 апреля Екатерина II издала «Жалованную грамоту городам». Согласно ей, управление городским хозяйством переходило городской Думе, а судебные функции оставались за магистратами.

Вот каковы были функции  Думы:

1. доставить жителям города  нужное пособие к их прокормлению  или содержанию;

2. сохранять город от  ссор и тяжеб с окрестными городами или селениями;

3. сохранять между жителями  города мир, тишину и доброе  согласие;

4. возбранять все, что  доброму порядку и лагочинию противно, оставляя однако ж относящееся к части полицейской исполнять местам и людям, для того установленным;

5. посредством наблюдения  доброй веры и всякимя позволенными способами поощрять привоз в город и продажу всего, что ко благу и выгодам жителей служить может;

6. наблюдать за прочностию публичных городских зданий, стараться о построении всего потребнаго, о заведении площадей, для стечения народа по торгу, пристаней, анбаров, магазейнов и тому подобнаго, что может быть для города потребно, выгодно и полезно;

7. стараться о приращении  городских доходов на пользу  города и для разпространения заведений по приказу общественнаго призрения;

8. разрешать сомнения  и недоумения по ремеслам и  гильдиям в силу сделанных  о том положений. 

 

Дума состояла из городского головы и 6 гласных, отчего называлась «шестигласной».

Согласно этой грамоте, горожане («общество градское») были поделены на 6 разрядов по имущественным и  социальным признакам: «настоящие городские  обыватели» — владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы  трёх гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т. е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслами или рукоделием.

Информация о работе Реформы Екатерины II