Реформы Избранной Рады и царь Иван Грозный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение роли Избранной Рады в истории России.
Цель предполагает последовательную реализацию следующих задач:
1) изучение состава Избранной Рады, принципов ее формирования;
2) анализ реформ, проведенных Избранной Радой за первый период правления Ивана Грозного;
3) изучение мнений историков о сущности Избранной Рады, ее роли в истории страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Состав Избранной Рады……………………………………………………4
2. Реформы Избранной Рады…………………………………………………6
3. Реформы Избранной Рады в оценках историков……………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Реформы Избранной Рады и царь Иван Грозный.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

«Реформы  Избранной Рады и царь Иван Грозный»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

  1. Состав Избранной Рады……………………………………………………4
  2. Реформы Избранной Рады…………………………………………………6
  3. Реформы Избранной Рады в оценках историков……………………….14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В истории Российского  государства XVI века значительное место занимает первый период правления Ивана IV Грозного, непосредственно связанный с деятельностью неформального органа власти – Избранной Рады.

Под эгидой Избранной  Рады Иваном Грозным была проведена  серия реформ, коснувшихся многих сторон жизни российского общества XVI века. Причем, по оценкам исследователей, подобного периода, столько насыщенного реформами, история России до XVI века еще не знала. В связи с этим представляется актуальным обращение к опыту реформирования отдельных сфер Российского государства.

Целью работы является изучение роли Избранной Рады в истории  России.

Цель предполагает последовательную реализацию следующих задач:

  1. изучение состава Избранной Рады, принципов ее формирования;
  2. анализ реформ, проведенных Избранной Радой за первый период правления Ивана Грозного;
  3. изучение мнений историков о сущности Избранной Рады, ее роли в истории страны.

Работа основана на изучении учебной и научной  литературы по теме.

 

 

1. Состав Избранной Рады

 

В конце 40-х годов XVI века (вероятнее всего в 1547 или 1549  году) вокруг молодого царя Ивана IV складывается кружок ближайших сподвижников, который князь Курбский позднее по польскому образцу назвал «Избранной радой». Впервые название «Избранная рада» зафиксировано в сочинении А. Курбского «История о великом князе Московском», написанном в эмиграции. Говоря о том, что Сильвестр и Адашев собирают к царю «советников, мужей разумных и совершенных», он пишет: «И нарицались тогда оные советницы у него Избранная рада». Это наименование было воспринято отечественной историографией.

Главным лицом в правительстве  Избранной рады с 1549 года был Алексей  Федорович Адашев. Неродовитый дворянин, Адашев обладал широким политическим кругозором. В течение десятилетия, будучи у кормила власти, он сумел наметить важнейшие направления внутренних преобразований, часть которых удалось провести в жизнь. Адашев был известен своей неподкупностью. Окружающим импонировало его редкое благочестие. Он был правоверным христианином, в соблюдении религиозных обрядов превосходил многих. Известно, что Алексей Федорович открыл в своем доме богадельню, в которой помогал страждущим1.

Близки к Адашеву были бояре князь Д.И. Курлятев и И.В. Шереметев. Большое влияние на деятельность Избранной рады оказывал и Максим Грек. Благовещенский протопоп Сильвестр из-за своего сана формально не входил в состав правительства. Не будучи даже духовником царя, Сильвестр тем не менее оказывал значительное влияние на всю деятельность правительства. Фанатичная решимость Сильвестра, твердая убежденность в правоте своих воззрений позволили ему стать вдохновителем правительства Избранной рады, истинным наставником молодого царя. Всю свою деятельность Сильвестр подчинял идее прославления монарха и утверждения его власти. Призывая царя к самосовершенствованию, покаянию и смирению, он не боялся браться за решение сложных политических вопросов2.

Сильвестр известен и как древнерусский автор. По данным некоторых изысканий, именно перу Сильвестра принадлежит знаменитый «Домострой». Но исследователи не исключают возможности, что Сильвестр мог быть автором лишь последней редакции. Между тем, на завершающем этапе становления российского централизованного государства «Домострой» сыграл роль авторитетного руководства, регламентирующего жизнь русского общества. Актуальность его содержания сохранялась на протяжении нескольких столетий, о чем свидетельствуют редакции текста в списках XVIII в.

Сильвестр был  инициатором секуляризационных  проектов, которые в случае их реализации могли дать правительству огромный массив церковных земель. Под влиянием Сильвестра реформы конца 40-х –  начала 50-х годов XVI века проводились главным образом за счет церкви.

Немалую роль в  деятельности Избранной рады играл  и дьяк Иван Михайлович Висковатый. С появлением приказной системы  Висковатый возглавил Посольский приказ, в течение длительного времени  ведал внешними сношениями России, а позднее, после 1561 года, стал хранителем государственной печати.

Избранная рада действовала в России в течение  непродолжительного периода (чуть более 10 лет), но этот неформальный орган сыграл ведущую роль в процессе реформирования страны в XVI веке.

В 1560 году правительство Избранной рады прекратило свое существование. Алексей Адашев был отправлен на Ливонскую войну, где вскоре и умер. Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь. Андрей Курбский, тоже во время Ливонской войны, перешел на сторону Речи Посполитой.

    1. Реформы Избранной Рады

 

27 февраля 1549 года было созвано совещание,  на котором присутствовали Боярская  дума в полном составе, Освященный  Собор во гласе с митрополитом  Макарием, дворецкие и казначеи, воеводы, дети боярские и московские  дворяне (государев двор). Фактически это был первый Земский собор. Иван IV выступил с широкой программой консолидации господствующего класса и проведения внутренних реформ.

Созыв собора 1549 года, получившего в литературе название «собора примирения», свидетельствовал о создании центрального сословно-представительного учреждения, о превращении Русского государства в сословно-представительную монархию. При всем различии прав сословий, их взаимоотношений с верховной светской властью создание института сословного представительства в форме Земского собора, роднило Российское государство со всеми иными европейскими сословно-представительными монархиями.

На «соборе  примирения» была выдвинута широкая  программа реформ управления, таможенной и земельной политики, в согласии с нею был составлен Судебник, проведены земская и другие реформы3.

Реформаторство правительства  «Избранной рады» было сосредоточено  на главных ключевых направлениях государственной  политики, к которым относились:

  1. Создание центрального аппарата управления, отвечающего потребностям единого Русского государства.

В 50 – 60-е годы XVI века начали складываться государственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управления в Московском царстве – приказы, возглавлявшиеся боярами и дьяками.

Посольский приказ ведал  внешней политикой России (им в течение долгого времени руководил И.М. Висковатый).

Разрядный приказ – вооруженными силами.

Поместный приказ – наделял  землями служилых людей.

Разбойный приказ занимался борьбой против «разбоев» и «лихих людей».

Большой приход собирал налоги с населения.

В ведении Земского приказа находилась Москва, обеспечение порядка в ней.

Особое место в этой системе предназначалось Челобитной избе (приказу), которой руководил  А. Адашев. Царский суд детям боярским должен был даваться после того, как они обратятся к царю, «учнут бити челом» (подавать жалобы) на бояр, казначеев и дворецких. Для приема этих просьб и была создана специальная Челобитная изба. Порядок ее деятельности был установлен довольно строгий. Наказание ждало того боярина, который будет уличен в плутовстве. Челобитная изба как высшее апелляционное ведомство и контрольный орган осуществляла контроль над другими правительственными учреждениями, боролась со злоупотреблениями наместников4.

  1. Принятие нового свода законов.

Принятие нового свода законов было вызвано объективной необходимостью: с момента принятия предыдущего Судебника 1497 года произошли качественные изменения в общественной жизни страны, связанные главным образом с заканчивающимся процессом централизации государства. Судебник Ивана III не отвечал веяниям времени и с точки зрения организации правовых норм: в нем не было деления на статьи, элементарной систематизации.

Судебник 1550 года, заменивший старый кодекс Ивана III, был лучше систематизирован. Впервые в истории России в правовые нормы вводилось наказание за взяточничество. Предусматривались меры наказания для всех категорий чиновников: от мелких канцелярских служителей - подьячих, до бояр. При этом наказания для бояр были намного более мягкими.

Усиливался  также контроль за судебной деятельностью наместников и волостителей. Судебник подтвердил Юрьев день и уточнил порядок выплаты «пожилового» (размер платы крестьянина за возможность перейти от одного феодала-землевладельца к другому).

  1. Церковная реформа.

Стоглавый собор 1551 года, решения которого были записаны в 100 глав итогового текста. Единому Российскому государству нужна была более централизованная единообразная церковь. Еще с удельных времен в стране существовали различия в исполнении некоторых религиозных обрядов и чтилось великое множество местных святых. Поэтому по инициативе главы Русской Православной церкви митрополита Макария все «местночтимые» святые были признаны общерусскими. Унифицировано было также исполнение религиозных обрядов. Предусматривались меры по укреплению дисциплины и улучшению нравственного облика духовенства. В специальной главе была подчеркнута и зафиксирована особая роль церкви в деле просвещения.

Весьма активную роль в этом соборе играл сам царь Иван. Решения собора даже озаглавлены: «Царския вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинех». Название отражает форму соборных заседаний: царь задавал вопросы участникам собора, а они давали свои ответы. Нередко вопрос предрешал ответ, когда царь, спрашивая, уже говорил о каком-то нарушении морали, церковных правил и т. д. Так, вряд ли кто-нибудь ответил бы, что хорошо, что люди идут в монастырь, «чтобы всегда бражничать»5.

Собор предписал  протопопам (старшим священникам) следить, чтобы рядовые священники «не  билися и не лаялися и не сквернословили и пияни бы в церковь и во святый олтарь не входили, и до кровопролития не билися». Такое правило было необходимо ведь в царских вопросах рассказывалось, что попы «в церкви всегда пьяни и без страха стоят и бранятся и всякие речи неподобные всегда изо уст их исходят», что они «в церквах бьются и дерутся промеж себя»6.

  1. Существенные перемены произошли в налогово-финансовой системе. Большинство взиманий и платежей были переведены в денежную форму. Основным видом налога была посошная подать, введенная еще в период татаро-монгольского владычества, включавшая в себя и поземельный налог. «Соха» представляла собой единицу измерения налога и определялась через количественное выражение земельных площадей (десятины, чети и выти), которыми владели землевладельцы, церковь и города. Для установления размера налогов служило сошное письмо, предусматривавшее измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определения на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четях (около 0,5 десятин) и была в различных местах неодинакова. Это зависело от местности, качества почвы, принадлежности земель.

В итоге главным  объектом обложения служила земля, а раскладка налогов велась на основании писцовых книг, которые описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность.

Реформы периода  Избранной рады умножили государственные  доходы лучшим порядком в собирании  налогов. Кроме обычных прямых податей  и оброка широко практиковались целевые  налоги – ямские деньги (для функционирования системы государственной связи), стрелецкая подать (для создания регулярных воинских частей), полоняничные деньги (для выкупа русских людей, захваченных в плен). Раскладка и взимание податей проводились земскими общинами посредством выборных окладчиков.

  1. Реформа местного управления и отмена системы кормлений.

В условиях неразвитости государственного аппарата до середины XVI века существовала система так называемых кормлений, когда наместники, волостители существовали за счет населения территорий. Теперь кормления отменялись, а в качестве компенсации за утраченный кормленный доход, вводился новый налог – «кормленный окуп», который распределялся между служилыми людьми.

Государство еще не располагало  ни кадрами администраторов-специалистов, ни возможностями платить жалование за гражданскую службу. Поэтому и пришлось пойти на передачу власти представителям сословий7.

Власть на местах в результате избной и земской реформы после  отмены кормлений переходила к выборным представителям локальных социальных групп. В тех местах, где было развито феодальное землевладение, это были выборные от дворян – губные старосты (губа – территориальная единица). Черносошные, т.е. свободные крестьяне и посадские люди избирали своих выборных – земских старост. На них возлагались административно-судебные функции.

Губные и земские старосты существовали и раньше, при Елене  Глинской губные старосты занимались разбором уголовных дел. Земские  старосты были посредниками во взаимодействии власти и общества.

И, несмотря на то, что эта  реформа в основном проводилась  на севере страны, где отсутствовало  поместное и вотчинное землевладение, ее значение крайне велико в плане  становления сословно-выборного  представительства.

  1. Военная реформа и ограничение местничества.

В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско из числа свободных сословий. Они  несли воинскую службу, занимаясь  одновременно ремеслами и торговлей.

С отменой кормлений в 1555 – 1556 годах было принято «Уложение  о службе», установившее точный порядок службы для землевладельцев (вотчинников и помещиков). Были установлены земельные нормы, в соответствии с которыми предполагалось комплектовать дворянское ополчение. Минимальная норма – 100 четвертей (170 гектаров) земли. Владелец, начиная с данной и большей площади, обязан был выйти сам вместе со своими служилыми «конно, людно и оружно».

Информация о работе Реформы Избранной Рады и царь Иван Грозный