Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:15, контрольная работа

Краткое описание

Отсталость Российского государства была результатом трех важнейших факторов. Во-первых, в наследство от монгольского нашествия в стране оставалась деспотическая, во многом не совершенная политическая система. Во-вторых, основным источником просвещения в России, считавшей себя наследницей Византии и Третьим Римом, была христианская церковь, которая требовала набожности и благочестия, но не доверяла наукам и нововведениям. В-третьих, контакты с Западной Европой ограничивало географическое положение России.
В конце XVIIв. Торговля с западом велась через Архангельск на Белом море - импортировались оружие и предметы роскоши. Российских товаров на экспорт было мало, и по большей части это было сырьё и сельскохозяйственная продукция.

Содержание

Введение………………………………………………...………………………………3
1 Реформы Петра I……………………………………………………………………...5
2 Внешняя политика Петра I…………………………………………………………11
3 Результаты и значение петровских преобразований……………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 67.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………...………………………………3

1 Реформы Петра I……………………………………………………………………...5

2 Внешняя политика Петра I…………………………………………………………11

3 Результаты и значение петровских преобразований……………………………..17

Заключение……………………………………………………………………………22

Список литературы……………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Отсталость Российского государства была результатом трех важнейших факторов. Во-первых, в наследство от монгольского нашествия в стране оставалась деспотическая, во многом не совершенная политическая система. Во-вторых, основным источником просвещения в России, считавшей себя наследницей Византии и Третьим Римом, была христианская церковь, которая требовала набожности и благочестия, но не доверяла наукам и нововведениям. В-третьих, контакты с Западной Европой ограничивало географическое положение России.

В конце XVIIв. Торговля с западом велась через Архангельск на Белом море - импортировались оружие и предметы роскоши. Российских товаров на экспорт было мало, и по большей части это было сырьё и сельскохозяйственная продукция.

Значительно более оживлённо велась торговля со странами Азии. Российские купцы вывозили свои товары даже в  Индию.

В Экономике России к тому времени  господствовали наследственные землевладельцы, имевшие крепостных, чьё положение  было определено Соборным уложением 1649г., которое вело к ужесточению крепостничества.

В основном Пётр воспитывался в Немецкой слободе в Москве, где он научился класть кирпичи, лить металл и работать с деревом, а также изучил основы математики. В 1695 г. Пётр, которого тяготили постоянные нападения татар на Русь и обязательства, принятые в отношении  союзников решает возобновить военные  действия против турок и татар, война  началась походом на крепость Азов. Пётр, бывший сам в войске в качестве бомбардира Преображенского полка, убедился, что Азов не взять без  флота, который бы отрезал крепость от помощи с моря. Русские отступили  в сентябре 1695г. Не смотря на эту  неудачу Пётр не падал духом, он впервые показал всю силу своей энергии и в одну зиму, с помощью иноземцев, построил на Дону, в устье реки Воронежа, первый в России флот морских и речных судов. В мае Пётр возглавил второй поход на Азов, из-за того, что город был осаждён со всех сторон и не получал помощи от турок, он вскоре был успешно взят.

В 1697г. он отправился за границу под  именем Петра Михайлова. На протяжении всей поездки Пётр старательно что-то записывал и задавал вопросы. В Риге он и его спутники детально изучили и измерили укрепления, в  результате чего их заподозрили в  шпионаже.

В Кенигсберге Пётр брал уроки артиллерии, а в Зандаме и Амстердаме он работал подмастерьем у корабельных плотников. Он жадно поглощал знания. Он постиг даже зубоврачебную науку. Главной целью Петра было изучение кораблестроения и военно-морского инженерного дела. Во время этой поездки ему удалось не только многому научиться, но и завербовать иностранных специалистов. Эти люди - более 600, включая военно-морских капитанов, инженеров, матросов и врачей, - были той силой, которая должна была помочь превратить Россию в современную державу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Реформы Петра I

XVIII в. вошел в  историю как эпоха Нового времени.  Она означала цивилизационный  сдвиг: разрушение устоев традиционной  европейской цивилизации и утверждение  новой. Этот сдвиг получил название  модернизации. Россия тоже встала  на путь модернизации. Начало  этому процессу положили реформы  Петра I, охватившие многие сферы  жизни общества. Предпосылки проведения  петровских реформ:

- активизация внешней  политики и дипломатической деятельности  российского государства;

- интенсивное развитие  внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением  реформы "посадского строения", принятием "Уставной таможенной  грамоты" (1653), "Новоторгового устава" (1667);

- реформирование  и совершенствование финансовой  и налоговой систем;

- переход от ремесленно-цехового  производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

- тенденция к  абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских  соборов как сословно-представительных  органов), включение в царский  титул слова "самодержец";

- оформление общегосударственного  законодательства (Соборное Уложение 1649) с учетом европейских законодательств,  в частности Литовского статута.  Дальнейшее совершенствование свода законов, связанное с принятием "новоуказанных" статей (с 1649 по 1690 гг. быдо принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

- реорганизация  и совершенствование вооруженных  сил (создание полков мноземного строя, изменения в порядке комплектования полков, распределение полков по округам),

- размежевание общества  под влиянием западноевропейской  культуры и церковной реформы  Никона, появление национально-консервативного  и западнического течений.

Реформы коснулись буквально  всех сторон жизни русского государства  и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие  реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала  война.

Военная реформа

В ходе Северной войны в  стране были созданы мощная армия  и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией. Допетровская армия обладала плохой выучкой, слабым вооружением, отсутствием  дисциплины, это порождалось тем, что войну - держателю поместья не было резону рисковать собой во имя  своего государя и государства.

«С 1705 года правительство  делает следующий шаг - прекращает приём  в «вольницу» и переходит к  набору в так называемые рекруты  непосредственно с крестьянского  населения, чего не было раньше. Это  было вызвано острой нехваткой людей  в армии потребности, которой  уже не могли удовлетворяться  за счёт волонтёров и «даточных». Рекрутская система полностью отвечала особенностям социальной и экономической структуры  страны. Если рекрутская система комплектования сложилась в течение 5 лет, то устройство всей армии вырабатывалось примерно лет десять, вплоть до Полтавы, когда  Пётр окончательно убедился в правильности выбранных решений.

Регулярная армия содержалась  полностью за счет государства, одета  была в единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием (до Петра Первого оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение  боеприпасами. Ведь ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально  пушечными мастерами, которые их и обслуживали. Армия обучалась  по единым Воинским уставам и инструкциям.

Радикально изменилась система  военного управления. Вместо многочисленных приказов, между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр I учредил военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для руководства армией и военно-морским флотом. 

Во второй половине XVIII в. армия переходила на казарменное  содержание, т.е. стали в массовом масштабе строиться казармы, в которые  поселялись войска.

Солдаты, выходя из крепостной зависимости от помещика, становились  крепостными государства, обязанные  пожизненной службой, сокращенной  позже до 25 лет. Офицерский корпус был  дворянский. Хотя русская армия и  носила крепостнический характер, она  была все же национальной армией, чем  резко отличалась от армий ряда западных государств (Пруссии, Франции, Австрии), где армии комплектовались из наемников, заинтересованных лишь в  получении платы и грабеже.

Создание мощного российского  флота послужило началом овладения  всем морем. В 1710 году при участии  морских сил были освобождены  Выборг, Рига, о. Эзель, Ревель. В 1713 году со взятием Гельсингфорса шведы были окончательно выбиты из Финского залива.

Итак, Балтийский флот набирал  силу. Своему детищу царь уделял исключительной внимание, он частый гость главной  базы русского флота, расположенной  на острове Котлине. Там он проводил целые недели, усматривал смотры, учебные сражения, упражнял офицеров и матросов в выполнении морских команд.

Петр оставил после  себя военную организацию, доказавшую свои блестящие боевые качества и  составляющую одну из бесспорных и  славных заслуг преобразователя.

Реформы органов  власти и управления

В первой четверти XVIII в. был  осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных  и местных органов власти и  управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного  аппарата абсолютизма.

Важнейшими являлись реформы  государственного аппарата, управления. В России государство к тому времени  начинает играть необычайно большую  роль во всех сферах жизни, а в идеологии  складывается буквально культ абсолютистского  государства. В то же время прежний  государственный аппарат, содержавший  в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед  ним задачами, государственная машина давала сбои.

Указом 2 марта 1711 года был  образован новый высший орган  исполнительной и судебной власти Сенат, обладавший значительными законодательными функциями. Он заменил Боярскую Думу.

Назначения в Сенат, как  и освобождение от присутствия в  нём, производились царём, руководствовавшимся  при этом отнюдь не породой, а способностями  кандидата в сенаторы. В итоге  зависимость сенатора от царя была неизмеримо большой. В этом проявилась одна из черт утверждавшейся в России абсолютной, то есть неограниченной монархии.

В 1711г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий  Сенат, состоявший из 9 человек, назначенных  монархом. Трое являлись представителями  знати (князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын), трое - бывшие члены Боярской думы и трое - из дворян. Решения Сената принимались коллегиально, на общем  собрании и скреплялись подписями  сенаторов. Сенат занимался вопросами  комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал  финансы. Он также являлся органом  надзора за разветвленным бюрократическим  аппаратом. Для этого были введены  должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Ими руководил обер-фискал, входивший в состав Сената. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов. Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные сведения.

Хотя Сенат был руководящим  контролирующим органов, но и за его  деятельностью был установлен контроль. За работой Сената следил генерал-прокурор (П. И. Ягужинский) и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Сам генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Действуя через подчиненных ему прокуроров и фискалов, генерал-прокурор выступал как «око царево» и стряпчий о делах государственных.

В 1717- 1721 гг. приказы были заменены коллегиями. Они отличались единообразными штатами и четким разграничением обязанностей. В 1718г. были ликвидированы старые приказы и  взамен их введены коллегии. Было учреждено  всего 11 коллегий.

Ломке было подвергнуто и все  областное управление. Указ 18 декабря 1708 года извещал о намерении создать 8 губерний. Губернские учреждения должны были укрепить местную администрацию. Огромные права губернатора позволяли  ему оперативно подавлять вспышки  недовольства в самом зародыше. Учреждение губерний давало правительству ещё  одно преимущество - появилась возможность  более эффективно взимать налоги, набирать рекрутов и мобилизовывать людей на строительные работы. Эффективность обеспечивалась наличием в распоряжении губернаторов воинских команд, используемых и для выколачивания недоимок, и для привлечения на службу в армию и во флот крестьян и горожан.

Вся эта сложная система  органов власти и управления имела  четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

 

Реформа сословного устройства русского общества

Петр ставил своей целью  создание могущественного дворянского  государства. Для этого нужно  было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для  достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.

Петр добивался того, чтобы  все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим  призванием, умело править страной  и начальствовать над войсками. Для  этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр установил  новую обязанность дворян -- учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Информация о работе Реформы Петра 1