Реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:10, реферат

Краткое описание

Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счет сил и средств всего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич.

Содержание

Введение
1.Реформа системы государственного управления Петра I.
1.Реформа центрального управления.
2.Реформа местного управления.
3.Реформа городского управления.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат История.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ПЛАН

 

Содержание:

Введение

    1. Реформа системы государственного управления Петра I.
    2. Реформа центрального управления.
    3. Реформа местного управления.
    4. Реформа городского управления.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России. Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счет сил и средств всего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич.

В целом петровские реформы были подчинены интересам  всего общества. На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер. Что касается темпов реформ, то они зависели от срочности  решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Основным направлением реформ были: армия, государственное  управление и финансы. Все остальные  преобразования, так или иначе, были связаны с этими основными направлениями и были нацелены на удовлетворение определенных нужд в этих сферах.

Преобразования  государственной власти Петр называл  заботой о благе поданных, но на самом же деле государство всегда рассматривалось им не только как  средство, но и как цель. В основном все изменения в государственном управлении были подчинены одной цели: быстрому пополнению казны для военных нужд.

Для проведения преобразований Петр I часто прибегал к опыту западноевропейских держав, поэтому на протяжении всего его  правления все практические вопросы во всех сферах жизни решались по западному образцу. Император был уверен в том, что в России приживутся все иностранные нововведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реформа системы государственного управления Петра I.

 

В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму был ускорен Северной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются регулярная армия и бюрократический аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так и юридическое оформление абсолютизма.

Для абсолютной монархии характерны наивысшая степень  централизации, развитый, полностью  зависимый от монарха бюрократический  аппарат, сильная регулярная армия. Эти признаки были присущи и российскому  абсолютизму.

Армия помимо своей  основной внутренней функции по подавлению народных волнений и восстаний, выполняла и другие функции. С петровского времени она широко использовалась в государственном управлении как принудительная сила. Большое распространение получила практика посылки воинских команд на места для понуждения администрации к лучшему выполнению правительственных распоряжений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились в такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его создания находилась под контролем гвардейских офицеров. Офицеры и солдаты занимались также переписью населения, сбором налогов и недоимок.

В первой четверти XVIII в. возникает и вторая опора  абсолютной монархии - бюрократический  аппарат государственного управления.

Органы центральной власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных учреждений.

 Особенность  российского абсолютизма состояла  в том, что он совпал с  развитием крепостничества, тогда  как в большинстве стран Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены крепостного права.

 Старая форма  управления: царь с Боярской думой  - приказы - местная администрация  в уездах, не отвечала новым  задачам ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были разных размеров - от уездов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным эффективное использование их администрации для взимания налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных делах, также не отвечала требованиям Петра.

  Государство, сформировавшееся в начале XVIII в., называют полицейским не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все стороны жизни, регламентируя их.

Административным  преобразованиям способствовал  и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой  необходимые рычаги управления, которые  он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. Как и  во всех других своих начинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался с российскими традициями и широко переносил на русскую почву известные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы управления. Не имея четкого плана административных реформ, царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппарат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределах своей компетенции проявляющий разумную инициативу. Это нечто очень похожее на армию, где каждый офицер, исполняя общий приказ главнокомандующего, самостоятельно решает свои частные и конкретные задачи. Как мы увидим, петровской государственной машине было далеко до подобного идеала, который просматривался только как тенденция, хотя и четко выраженная.

 В первой  четверти XVIII в. был осуществлен  целый комплекс реформ, связанных  с перестройкой центральных и  местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а  также происходит коренная реорганизация  вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение.

 

    1. Реформа центрального управления

 

С 1699 г. прекратились новые  пожалования в члены Боярской думы и думные чины; вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия - орган административно-финансового контроля за деятельностью всех государственных учреждений. Ближняя канцелярия регистрировала все царские указы и распоряжения.

Следующим этапом в реформе центральных органов  власти стало создание Сената. 22 февраля 1711 года был издан указ о Правительствующем сенате, где Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Сенат учреждался в качестве коллегиального органа и назначался лично царем. В него входили первоначально десять высших сановников России — сподвижников Петра I: граф И.А. Мусин-Пушкин, князь П.Голицын, М.Долгорукий и др. Функции Сената тогда не были четко определены. Впоследствии он стал решать вопросы финансов, управления различными отраслями хозяйства, правосудия и т.п. Сенат стал высшим управленческим и судебным органом. Сюда направляли со всей России на окончательное рассмотрение и решение многие дела. Только император мог пересмотреть «приговор» или определение Сената.

С 1718 по 1722 гг. Сенат  стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был реформирован тремя  указами императора. Изменен состав, включающий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом "О должности Сената" Сенат получил право издавать собственные указы. Круг вопросов, которые находились в его ведении, был достаточно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами - "столами", где работали подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом, сосредоточив в себе судебные, административные и законосовещательные функции, а также ведал делами губерний.

Самое главное изменение по реформе 1722 года, которое было внесено в Сенат, было назначение и введение новых должностей. Главнейшие из них: генерал-прокурор и прокурор. Также новым должностным лицом был генерал-рекетмейстер. Эта должность была введена из-за волокиты, которая присутствовала при подаче челобитной. Наказ обязывал генерал-рекетмейстера принимать не все челобитные, а только содержащие жалобы на волокиту и, главное, на противозаконные решения коллегий и канцелярий.

Однако создание Сената не могло завершить реформы  управления, так как отсутствовало  промежуточное звено между Сенатом  и губерниями, продолжали действовать  многие приказы.

Взамен сложного и неповоротливого аппарата Приказов (более 50) и канцелярий с их нечеткими  функциями и параллелизмом в  работе был разработан проект создания новых центральных ведомств.

Реформа 1717 - 1720 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта. Всего было создано 11 коллегий со строгим распределением функций. Важнейшими являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными (армией и флотом отдельно) и судебными делами: коллегии иностранных дел, Военная и Адмиралтейская, Юстиц - Коллегия.

В 1721 г. была создана  Вотчинная коллегия, заведовавшая дворянским землевладением. Другой сословной коллегией  явился созданный в 1720 г. Главный  магистрат, управлявший городским  сословием - ремесленниками и купечеством.

В отличие от приказов, действовавших на основании  обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться четкими  правовыми нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным  актом в этой области был Генеральный  регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности.

 Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.

Коренным преобразованиям  подверглась церковь, которая была крупнейшим феодалом России. Так, 25 января 1721 г. Петр утвердил "Духовный регламент". Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учрежден Святейший правительственный Синод. В его ведении находились чисто церковные дела, он выполнял еще и функции духовного суда. Для надзора за деятельность Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора.

 

    1. Реформа местного управления.

 

Реорганизация местного управления преследовала главную  цель - увеличение налоговых поступлений  в казну. Для этого требовалось  не только централизовать управленческую систему, усилить контрольные функции государства, но и создать механизм стимулирования торгово-промышленных предпринимательских слоев населения.

18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении  губерний и о расписании к  ним городов". Это была реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Согласно этому указу вся территория страны была разделена на восемь губерний, а к 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11. 

Так началась реформа  областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы.

 По второй реформе одиннадцать губерний были разделены на 50 провинций. Провинции делились на округа – дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям.

В 1713 г. в областное  управление было введено коллегиальное  начало: при губернаторах учреждены  коллегии ландратов (от 8 до 12 человек  на губернию), избираемых местным дворянством.

Губернатору подчинялись  четыре его непосредственных подчиненных:

- обер-комендант - отвечал за военные дела;

- обер-комиссар - за денежные сборы;

- обер-правиантмейстер - за хлебные сборы;

- ландрихтер - за судебные дела.

 Во главе  провинции обычно стоял воевода,  в уезде финансовое и полицейское  управление возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых сверху.

Информация о работе Реформы Петра I