Реформы эпохи Мейдзи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Общественный строй эпохи Эдо можно считать состоящим из следующих слоев населения: кугэ (придворная знать), букэ (воины), чоонин (горожане) и фермеры. Придворная знать занимала самое высокое общественное положение, но мало имела и политического значения и экономического влияния. Воины же, напротив, владели весьма реальной силой и пользовались огромным влиянием в делах политических и в вопросах экономических. Опираясь на Бакуфу, свой центральный орган, двести семьдесят дайме, или феодальных вельмож, с их семьями разделили между собой всю страну на ленные поместья, или феоды, и управляли ими с помощью вассалов, или подчиненных. Под управлением этого военного класса находились горожане, занимавшиеся торговлей и ремеслами, и фермеры, возделывавшие землю. Таким образом, в Японии была введена и организована феодальная система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………..7
1. Административные и социально-правовые реформы Мейдзи 1870-1880 гг.………………………………………………………………….7
2. Реформы государственного управления…………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………....12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……………………14

Вложенные файлы: 1 файл

реформы мейдзи.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

Московский государственный  областной университет

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по истории  Азии и Африки

на тему

«Реформы  эпохи Мейдзи»

 

 

 

 

 

Студентка 32 группы: Высоких  Д. О.

Преподаватель: Жиряков И.Г.

 

 

Москва  2012 год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………..7

  1. Административные и социально-правовые реформы Мейдзи 1870-1880 гг.………………………………………………………………….7
  2. Реформы государственного управления…………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………....12

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ………..……………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     С 1600 по 1867 гг. длилась эпоха Эдо, именуемая так по названию города, где с 1603 была установлена постоянная резиденция сэйитайсёогунов до вступления на престол в 1868 г. Императора Мейдзи.

Общественный строй эпохи Эдо  можно считать состоящим из следующих  слоев населения: кугэ (придворная знать), букэ (воины), чоонин (горожане) и фермеры. Придворная знать занимала самое  высокое общественное положение, но мало имела и политического значения и экономического влияния. Воины  же, напротив, владели весьма реальной силой и пользовались огромным влиянием в делах политических и в вопросах экономических. Опираясь на Бакуфу, свой центральный орган, двести семьдесят  дайме, или феодальных вельмож, с  их семьями разделили между собой  всю страну на ленные поместья, или  феоды, и управляли ими с помощью  вассалов, или подчиненных. Под управлением  этого военного класса находились горожане, занимавшиеся торговлей и ремеслами, и фермеры, возделывавшие землю. Таким образом, в Японии была введена  и организована феодальная система.

В японском обществе к первой половине XIX в. обозначились новые явления, связанные с развитием городов и купечества как нового социального слоя. Чрезмерные сословные ограничения, налоговые тяготы вызывали рост общественного недовольства. Почти постоянными стали крестьянские волнения в княжествах, которые собирали под своими знаменами и многочисленных деклассированных самураев. Между княжествами Юга и Севера обозначились различия, связанные с разными уровнями социальной и экономической модернизации. Это было взаимообусловлено с оформлением оппозиции южных кланов и примыкавшим к ним князей режима сегуната. Частичной попыткой преодолеть кризис стали реформы периода Тэмпо (1830-1843 гг.): снижение поднятых монополиями цен (роспуск в декабре 1841 г. монопольных торговых корпораций и гильдий, отмена процентов на долги самураев у торговцев рисом), передача земель, не обрабатываемых крестьянами во время восстаний, владельцам поместий; также были проведены налоговые, административные реформы, реформы по улучшению нравов (запрещение праздничных шествий, роскошного украшения домов, курения табака и т.п.),

В нарастании социально-политического  кризиса в Японии середины XIX века совершенно особую роль сыграл внешний фактор: отношения с европейскими державами и США и правительственная политика по поводу этих связей. С 1639 г. всем европейцам, за исключением голландцев, запрещено посещать Японию. В единственный порт в стране — Нагасаки — два раза в год разрешен заход голландских, а также китайских и корейских кораблей. Исключение для голландцев было сделано за помощь в подавлении восстания крестьян, обремененными слишком высокими налогами, на полуострове Симабара. Кроме того, изданы законы, запрещавшие японским подданным путешествовать за границу, а португальцам - оставаться в Японии. Были обрезаны все нити, связывающие Японию с западным миром, кроме единственной уцелевшей – голландской. Однако и любая деятельность голландцев находилась под пристальным вниманием. Режим Токугавы в последние годы своего существования прославился запретом всех исследований, проводимых голландцами, исключая область медицины. В 1839 г. Сёгун Токугава Иэёси издает указ о жестких мерах в отношении ученых, изучающих западные цивилизацию и науки и выступающих против продолжения изоляции страны от иностранного влияния. Были запрещены исповедование христианства, деятельность миссионеров.

Нарастание колониальной экспансии  США, других западных держав на Дальнем  востоке привело в 184-1858 гг. к принудительному  «открытию» Японии для морской торговли и коммерческой деятельности иностранцев: 26 января (7 февраля) 1855 г. подписан трактат о торговле между Россией и Японией; в 1858 г. заключены торговые договоры с пятью странами: США (29 июня), Нидерландами, Великобританией (26 августа), Францией (9 октября), по которым для торговли открывались 4 порта: Канагава (ныне Иокогама), Нагасаки (о. Кюсю), Ниигата и Хёго (ныне Кобе), для иностранцев утверждались принципы свободной торговли, право экстерриториальности и консульской юрисдикции, Япония получала низкие таможенные пошлины.

Именно в это время политическое мнение нации резко разделилось  на два лагеря: тех, кто приветствовал  открытие портов, и тех, кто защищал  политику изоляции. Случилось так, что  монархические стремления слились  с чувством ксенофобии, и более  восторженные и смелые приверженцы  этого направления политической мысли заявляли об этом Ии Наосукэ (старшина бакуфу, высшее должностное лицо, рангом ниже сёогуна) в такой неистовой  форме, что он их арестовывал и  преследовал, пока, в конце концов, не был убит ими. Этот трагический  случай был сигналом к быстрому и  серьезному упадку престижа сёогуната; и хотя Императорский Двор дал  Бакуфу указ о преобразовании, однако оно было слишком слабо, чтобы  восстановить былую мощь. Тогда монархисты открыто и смело стали требовать свержения сёогуната. Вся страна была охвачена волнением.

Кроме того, необходимо учитывать идеологический фактор, определенный многовековой историей японской нации: перспектива для Бакуфу была безотрадной из-за неизменного роста тенденций или школ, внедрявших почтение к Императорскому Дому. Почитание Императорской Фамилии составляет высшую сущность японского воззрения на отношения подданных к государю. «…По мере того, как исследование японской истории, начиная от ее первоисточника, быстро продвигалось вперед, люди уясняли себе, к какой давности она восходит и насколько незыблемы прерогативы Императорского Дома. Сознавая свое истинное отношение к Императору и свой священный долг перед ним, они убеждались в том, что управление военным классом было незаконно в Японии...».1

На фоне раскола поддерживающих сегунат сил, активизации реформаторов, стремления реставрации правления  императоров, в том числе среди  низших сословий, повысилось политическое значение императорского двора, в частности придворной аристократии и чиновников.

 

Основная часть.

 

1.1 Административные и социально-правовые реформы Мейдзи 1870-1880 гг.

 

Падение сословия режима Токугава повлекло за собой ряд реформ, целью которых  было создать благоприятные политические и экономические условия для  развития Японии по западноевропейскому  образцу.

Первым серьёзным ударом по феодальному  строю и привилегиям самурайства  было то, что императорское правительство  заставило дайме отказаться от их феодальных прав в управлении кланами. В 1869 г. произошло так называемое добровольное возвращение страны и народа императору - хансэки-хокан. Дайме сначала были оставлены во главе их прежних владений в качестве наследственных губернаторов (тихандзи), но после полного уничтожения деления Японии на княжества князей вовсе отстранили от дел управления. Вместо княжеств было введено новое административно-территориальное деление из 72 кэн (префектур) и 3 фу (столичных округов). Осуществление верховной власти в префектурах стало входить уже в компетенцию правительственных чиновников. В 1878 г в городских и сельских округах было учреждено всесословное самоуправление в виде объединенных собраний, участие в которых определялось высоким имущественным цензом.

В 1872 г. было отменено сложное и строгое сословное деление, принятое в токугавской Японии. Всё население страны (не считая императорской фамилии - кодзоку) стало делиться на три сословия: кадзоку, образовавшееся из представителей придворной (кугэ) и военной знати; сидзоку - бывшего военно-служилого дворянства (букэ) и хэймин - простого народа (крестьян, горожан и т.д.). Все сословия были формально уравнены в правах. Крестьяне и горожане получали право иметь фамилию.

Кроме трёх основных сословий, получили права и японские парии, которые  стали именоваться синхэймин, т.е. новый хэймин (или буракумин - жители специальных поселений - бураку). Им также разрешалось иметь фамилию, они стали формально равноправными  членами общества.

Параллельно сословно-правовым преобразованиям  правительство провело аграрную реформу. Были отменены запреты на продажу и куплю земель, существовавшие с с 1643 года; проведено межевание земель, в ходе которого владельцам стали выдавать особые удостоверения (тикэн) о правах на землю. Благодаря этому значительная масса помещиков, ранее пользовавшихся землей на вассальных от дайме правах, приобрели реальное право собтственности; это же коснулось и мелких самостоятельных крестьян-арендаторов. Вместо традиционных рисовых пайков вводились денежные пенсии самураям в 1876 г., что лишило их значительной части доходов. Был установлен единый поземельный налог, составивший 3% от стоимости земли.

В 1872 г последовала реформа в армии. Вооружённые силы Японии создавались на основе принципа всеобщей воинской повинности с использованием опыта организации ударных отрядов из народа, так называемых нохэй и кихэйтай, воевавших на стороне антисёгунской коалиции. Несмотря на то, что все офицерские посты закреплялись за дворянством, бывшие самураи восприняли создание всесословной армии как прямое ущемление своего привилегированного положения.

По существу создание в Японии регулярной армии, в состав которой входили  крестьяне и горожане, и привело  к формальному прекращению существования  самурайства как особого воинского  сословия. Недовольство самурайства, подстрекаемого его реакционной частью, нарастало  вследствие неустроенности значительного  числа представителей бывшего сословия воинов, капитализации пенсий (замены пожизненных выплат единовременными  государственными компенсациями, половина которых приходилась на процентные бумаги, выпущенные правительством), отмены права на ношение мечей и т.д. С 1876 г. оружие разрешалось носить только лицам, служащим в армии, флоте, а также полицейским.

В первые же годы после ликвидации в Японии сёгуната правительство  занялось созданием боеспособной армии, организованной по европейскому образцу. Командные должности в императорской армии были закреплены исключительно за самураями, в особенности за представителями кланов Тёсю (в армии) и Сацума (во флоте). Этот привилегированный слой самураев (около 40 тыс.), укрепившись в государственном аппарате (главным образом в армии), оказался тесно связанным с японской монархией в противоположность самурайской оппозиции - тем самураям, которые не смогли приспособиться к новым условиям и оставили прежнее привилегированное положение на стороне антиправительственных группировок.

Многие самураи шли служить  также в полицию, причём эту службу они ничуть не считали зазорной. Население, знавшее, что полиция  состоит в подавляющем большинстве  из самураев, продолжало по традиции относиться к полицейским почти так же, как в дореформенной Японии к  правящему сословию воинов. Таким  образом, в эпоху Мэйдзи японская полиция являлась как бы "сословной  организацией".

Вместе с самураями-офицерами  во вновь созданные вооружённые  силы были привнесены многие черты, присущие некогда воинам феодальных самурайских  дружин. В основном это было наследие идейного характера.

Идеологическая обработка солдат новой армии была основана на морально-этическом  кодексе самурайства - бусидо, несколько изменённом в соответствии с духом времени. Если раньше для самурая, по бусидо, прежде всего существовали только интересы даймё и клана, то отныне мораль воина стала "японским национальным духом", который воспитывал любовь к императору и Японии. Солдаты императорской армии эпохи Мэйдзи должны были в соответствии с указом императора от 1884 г. развивать в себе прежде всего "уважение к верности и исполнению долга", а также испытывать полное презрение к смерти. После издания указа было отдано специальное распоряжение, предписывающее читать пункты этого рескрипта вслух перед войсками каждое воскресенье с тем, чтобы солдаты могли его выучить наизусть и руководствоваться им повседневно.

Толчком для ускоренной капитализации  экономики стала финансово-денежная реформа. После унификации денежных знаков в 1869 году и упрощения налогов была введена единая общегосударственная монета – иена с десятичным подразделением. До того в стране легально обращалось 1694 вида денежных знаков. В 1872 году был организован государственный банк, а в 1876 г. - первый частный банк купеческого дома Мицуи. Благодаря установленному законами особому государственному протекционизму и почти регулярным бюджетным дотациям финансово-промышленным домам эти дома стали превращаться в крупнейшие корпорации не только экономического, но и политического значения.

 

 

 

2.2 Реформы государственного управления

 

Номинально государственная власть полностью принадлежала императору. Его статус и восстановленные  права были зафиксированы в особом Законе об императорском доме (1869 г.) Законом устанавливался строгий порядок престолонаследия в роде монарха (от отца к старшему счну), определялись обязательность процедуры коронации, новые условия совершеннолетия (18 лет). Собственность императорской фамилии провозглашалась наследственной и неотчуждаемой. Для управления делами императорского дома учреждался императорский Семейный совет. Государственные полномочия монарха в законе отражены не были. Во многом потому, что после реставрации реальная полнота власти перешла к аристократическому правительству, что было закреплено несколькими политическими (конституционными соглашениями). Новое центральное императорское правительство было учреждено в ходе самой реставрации по китайскому образцу VII в. Правительство – сансеку возглавлял премьер (сосай). Организационно сансеку было объединением сановников еще двух уровней: 10 государственных министров (гаджи) и 20 государственных советников (сенио).

Информация о работе Реформы эпохи Мейдзи