Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:20, контрольная работа
Экономика страны вначале 1990-х гг. находилась в сложном положении. Возрастала нехватка товаров первой необходимости и продовольствия. Предприятия тяжелой промышленности и оборонной сферы остались без государственных заказов, что угрожало вызвать быстрый рост безработицы. После роспуска СЭВ и распада СССР внешние экономические связи страны были утрачены.
В 1992 г. Президент Б.Н.Ельцин сформировал Правительство, в котором ключевые посты заняли сторонники реформ - и.о.премьер-министра Е.Т.Гайдар, вице-премьеры А.Н.Шохин и А.Б.Чубайс. Они взяли курс на оздоровление экономики за счет ее ускоренного перевода на рельсы рыночного хозяйства, путь по выводу страны из кризиса, предложенный новым правительством стали называть шоковой терапией.
Реформы начались с либерализации цен, т.е. государство больше не регулировало цены на большую часть товаров, сняли все ограничения на частную предпринимательскую деятельность, в том числе и в сфере торговли.
Вариант №10. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ.
Экономика страны вначале 1990-х гг. находилась в сложном положении. Возрастала нехватка товаров первой необходимости и продовольствия. Предприятия тяжелой промышленности и оборонной сферы остались без государственных заказов, что угрожало вызвать быстрый рост безработицы. После роспуска СЭВ и распада СССР внешние экономические связи страны были утрачены.
В 1992 г. Президент Б.Н.Ельцин сформировал Правительство, в котором ключевые посты заняли сторонники реформ - и.о.премьер-министра Е.Т.Гайдар, вице-премьеры А.Н.Шохин и А.Б.Чубайс. Они взяли курс на оздоровление экономики за счет ее ускоренного перевода на рельсы рыночного хозяйства, путь по выводу страны из кризиса, предложенный новым правительством стали называть шоковой терапией.
Реформы
начались с либерализации цен,
т.е. государство больше не
регулировало цены на большую
часть товаров, сняли все
Проводилась приватизация – передача государственной собственности в руки трудовых коллективов и частных лиц. С 1 октября 1992 г. граждане начали получать приватизационные чеки – ваучеры, которые давали право на приобретение акций предприятий. К 2001 г. было приватизировано около половины всех предприятий, существовавших в России в 1991 г., создавались новые частные предприятия, к концу 2002 г. более 75% всех предприятий были негосударственными.
Предполагалось, что приватизация государственных предприятий приведет к формированию большого слоя собственников, заинтересованных в процветании экономики, а свободная конкуренция будет стимулирующим фактом для ускоренной модернизации.
Началась приватизация жилья. Граждане России получили право перевести занимаемые ими квартиры в личную собственность, которой можно было распоряжаться по своему желанию, так в стране возник рынок жилья.
Во многом
вышеуказанные реформы
Тем не менее многие экономисты указывали на просчеты в проведении реформ.
Либерализация цен при сохранении товарного дефицита способствовала их быстрому росту, в 1992 г. – в 36 раз, на отдельные виды товаров – в 100 и более раз. Это не компенсировалось существенным увеличением зарплат и социальных выплат. Большая часть населения была ввергнута в нищету. Уровень жизни населения упал, доходы большинства граждан сократились примерно на две трети.
Правительство
не имело четкой концепции взаимоотношений
со странами СНГ, а рубль обслуживал
экономику не только России, но и
ставшие суверенными бывшие союзные
республики. В результате этого был
утрачен контроль над печатанием
денег. Частные предприниматели
переводили свои средства в более
стабильные зарубежные валюты, чаще всего
в доллары США и размещали
их в зарубежных банках. Началась утечка
капиталов из России. Только летом 1993
г. была введена собственная валюта,
что позволило немного
Из- под государственного контроля вышли внешнеторговые операции, т.к. еще не сформировались таможенные границы со странами СНГ. Через их территорию за рубеж бесконтрольно вывозились дефицитные материалы, сырье и технологии.
Предпринимательская деятельность сконцентрировалась в самых прибыльных сферах - торговле и посредничестве, что ускоряло рост цен, но не стимулировало рост производства, которое продолжало сокращаться. Особенно пострадали наукоемкие отрасли.
Становление правовой основы предпринимательской деятельности отставало от ее развития, были стерты границы между законным и незаконным. Предприниматели часто оказывались жертвами произвола чиновников и поборов со стороны криминального мира. Порой они сами прибегали к преступным методам обогащения и борьбы с конкурентами.
От ваучерной приватизации граждане России мало что получили, в условиях инфляции ваучеры быстро обесценились. Большинство россиян продали их за бесценок, либо вложили в инвестиционные фонды, которые быстро прекратили свое существование. Контрольные пакеты акций скупались администрацией предприятий и теневеками.
Нараставшее в стране недовольство побудило Президента Ельцина Б.Н. назначить главой Правительство в конце 1992 г. В.С.Черномырдина, который сразу же заявил о необходимости придать реформам более четкую социальную направленность.
Весной - летом 1992 г.в Москве и других городах прокатилась волна забастовок, прошли массовые митинги протеста против политики Правительства.
Сложилась оппозиция курсу реформ, которая была далека от однородной. В ее рядах были сторонники установления режима «твердой руки», сторонники возрождения социалистического строя и восстановления СССР, монархисты и др. Несмотря на разногласия, всех сближало одно – резко отрицательное отношение к идеям и итогам перестройки, проводившимся реформам.
Так к середине 1992 г. в РФ углубилась поляризация политических сил.
Центром
оппозиции курсу реформ стал
Верховный Совет во главе с
его председателем Р.И.
Ответным шагом Б.Н.Ельцина стало обращение к гражданам России с предложением провести 25 апреля 1993 г. референдум о доверии Президенту, Верховному Совету и о лишении Верховного Совета полномочий принимать новые законы. Оппозиция предприняла попытку импичмента Президента, но внесенное ею предложение не получило необходимой поддержки. Проведенный референдум показал, что большинство высказалось за доверие Президенту. В стране возник конституционный кризис. Противостояние Президента и народных депутатов в условиях проводимых реформ грозит экономической и социальной катастрофой.
По указанию
Б.Н.Ельцина была ускорена разработка
проекта новой Конституции. К
ее написанию привлекли
Начался двухнедельный
период противоборства Президента и
Верховного Совета. 2-3 октября 1993 г. оно
приняло вооруженный характер. Отряды
сторонников А.В.Руцкого
Последующими указами Президента была прекращена деятельность Советов всех уровней (областных, районных, городских, поселковых и сельских). Власть передавалась главам местных администраций. Советская форма государственного устройства перестала существовать.
Победа б.н.Ельцина не решила проблему стабилизации положения в экономике и обеспечения эффективности работы механизмов рынка.
Росло число безработных, в 1997 г. оно достигло около 7 млн.Нечеткость законов, высокие налоги на все виды предпринимательства породили массовое утаивание прибылей и перевод денег за границ. За 1992-1999 г.г. из страны было вывезено свыше 155 млрд долларов.
Недополучая деньги в бюджет, государство не имело возможности своевременно выплачивать зарплату работникам бюджетной сферы. По разным оценкам, от 22 до 40% населения жили ниже уровня бедности.
В декабре 1996
г. Дума приняла заведомо нереальный
бюджет, предусматривавший значительное
увеличение расходов на социальные нужды,
на покрытие которых при существующих
законах и системе
Ужесточился режим экономии на государственных расходах, прежде всего выделявшихся на армию, культуру и образование. Весной 1997 г. их пришлось сократить на 30%.
В марте 1998 г. Президент отправил в отставку Правительство В.С.Черномырдина. Премьер - министром был назначен молодой реформатор С.В.Кириенко.
Новое Правительство предложило комплексную программу мер по стабилизации экономики, однако Дума отклонила ее. В этих условиях 17 августа 1998 г. С.В.Кириенко заявил о дефолте – отказе от обязательств по погашениям внешних и внутренних долгов страны.
Меры Правительства привели к резкому росту цен, потере сбережений многими собственниками и рядовыми гражданами. В августе 1998 г. Правительство во главе с С.В.Кириенко было отправлено в отставку.
Несмотря на негативные последствия, дефолт способствовал началу оздоровления экономики. Значительно сократился импорт, повысилась конкурентоспособность российской промышленности, стало выгодно вкладывать средства в отечественного товаропроизводителя.
Большое значение имело избрание на пост премьер-министра академика Е.М.Примакова, сторонника укрепления роли государства в экономике. Кабинету Примакова удалось наладить рабочие отношения с левым большинством Думы. Впервые за все время реформ был своевременно принят реалистичный бюджет, который учитывал социальные интересы широких масс населения. Общество стало видеть в Примакове Е.М. лидера, способного прийти на смену действующему Президенту.
В августе 1999
г. на пост премьер-министра был назначен
В.В.Путин. При этом Президент подчеркнул,
что видит его своим
Основным итогом периода 1994-1998 г.г. стало то, что несмотря на сохраняющуюся остроту социальных проблем и продолжающийся кризис в экономике, удалось предотвратить развитие тенденций к развалу страны. Вопреки продолжающимся трениям между законодательной и исполнительной ветвями власти политическая жизнь страны развивалась в рамках правового поля. Россия продолжала следовать по пути реформ и демократического развития.
В начале ХХI в. острота проблем и противоречий в социально-экономическом развития Росси стала снижаться, что было связано с политикой В.В.Путина.
31 декабря
1999 г. Б.Н.Ельцин подал в
26 марта 2000
г. состоялись президентские
выборы, на которых Путин В.В.
одержал убедительную победу. Впервые
за все время реформ их
Одним из
признаков наступления нового
этапа в истории России стало
утверждение Думой
В 2000г. Президентом
был принят целый ряд документов
определявших приоритеты государственного
и военного строительства, внутренней
и внешней политики. Был учтен
опыт прошлого и разработана программа
комплексных социально-
В политической сфере Президент принял меры по укреплению вертикали власти. Территория России была разделена на семь федеральных округов, в каждый из которых назначался полномочный представитель Президента с правом контроля над деятельностью местных властей. Менялся порядок формирования Совета Федерации. Ранее его членами были главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Теперь эта функция возлагалась на представителей ,избираемых местными законодательными органами.
В 2004 г. был
изменен порядок избрания руководителей
субъектов Федерации. Они стали
выбираться местными законодательными
собраниями по представлению Президента,
а не в ходе прямых выборов. Глава
государства получил право
Информация о работе Российская федерация на новом этапе развития