Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:00, контрольная работа
Николай I (1796-1855 гг.), российский император с 1825г., третий сын императора Павла I вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826 г., 1828 г.). Получила распространение официальной народности теория. В 1837 г. открыто движение на 1-й в России Царско-сельской железной дорого. Были подавлены Польское восстание 1830-1831 гг., революция в Венгрии 1848-1849 гг. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза.
1. Введение…………………………………………………............3
2. Почему некоторые историки называют правления Николая I временем «консервативной модернизации» страны, а другие – «периодом кризиса и реакции»? ………………………………...4-6
3. Кто в годы царствования Николая I возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?................................7-9
4.Назовите даты событий, являющихся вехами в истории решения крестьянского вопроса в России в 1 половине XIXвека………....10
5.сравните отношение к просвещению Александра I и Николая I. В чем причины разного отношения императоров к средней и высшей школам?..........................................................................................11-17
6. Какое общественно-политическое движение в России выдвинуло следующее положение: «Сила власти- самодержавию, сила мнения-народу»?..........................................................................................18-20
7. Укажите хронологические рамки Кавказской войны. Почему война на Кавказе оказалась столь трудной для русской армии?...............21-22
8. Раскройте характер и значение Крымской войны..............23
9. Заключение………………………………………………… 24
10. Список использованной литературы…………………… 25
ФГБОУ ВПО «Курганская
государственная
Факультет: Агрономический.
Бакалавр по направлению: Землеустройства и кадастры.
Контрольная работа №1
по истории
на тему: «Россия во второй четверти XIX в. Консервативная модернизация.»
Выполнил(а) Ф.И.О.: Зотина В.С.
КГСХА-2013
Оглавление.
1. Введение…………………………………………………...
2. Почему некоторые историки называют правления Николая I временем «консервативной модернизации» страны, а другие – «периодом кризиса и реакции»? ………………………………...4-6
3. Кто в годы царствования
Николая I возглавлял работу по кодификации
законов Российской империи?......................
4.Назовите даты событий, являющихся вехами в истории решения крестьянского вопроса в России в 1 половине XIXвека………....10
5.сравните отношение к просвещению
Александра I и Николая I. В чем причины
разного отношения императоров к средней
и высшей школам?.......................
6. Какое общественно-политическое
движение в России выдвинуло следующее
положение: «Сила власти- самодержавию,
сила мнения-народу»?...............
7. Укажите хронологические рамки Кавказской войны. Почему война на Кавказе оказалась столь трудной для русской армии?...............21-22
8. Раскройте характер и значение Крымской войны..............23
9. Заключение………………………………………………… 24
10. Список использованной литературы…………………… 25
Введение
Николай I (1796-1855 гг.), российский император с 1825г., третий сын императора Павла I вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826 г., 1828 г.). Получила распространение официальной народности теория. В 1837 г. открыто движение на 1-й в России Царско-сельской железной дорого. Были подавлены Польское восстание 1830-1831 гг., революция в Венгрии 1848-1849 гг. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817-1864 гг., русско-персидской войне 1826-1828 гг., русско-турецкой войне 1828-1829 гг., Крымской войне 1853-1856 гг. – именно так о жизнедеятельности императора Николая I отзывается энциклопедический словарь по истории Отечества 1999 года. царствование политик война
Большинство современников видело в Николае I лишь гасителя свободы и мысли, упоенного, и ослепленного самовластием деспота. Так считали видные общественные деятели Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин и др. Не многие хотели замечать, что в своей деятельности Николай стремился воплотить определенный идеал, по-своему радел о благе России. Николая I ранее нередко изображали как некую "самодовольную посредственность с кругозором ротного командира". В действительности это был достаточно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий самодержец.
Вопрос 1. Почему некоторые историки называют правления Николая I временем «консервативной модернизации» страны, а другие – «периодом кризиса и реакции»?
При Николае I. В 1826 г. был
создан Комитет по устройству учебных
заведений. Его задачи: проверить
все уставы учебных учреждений, выработать
единые принципы просвещения, определить
набор учебных дисциплин и
пособий. Комитет разработал основные
принципы правительственной политики
в области образования. Законодательно
они были закреплены в Уставе низших
и средних учебных заведений 1828
г. Сословность, замкнутость, оторванность
каждой ступени и, главное, ограничение
в получении образования
Реакция обрушилась
и на вузы, сеть которых тем
не менее была расширена в
связи с потребностями в
В начале XIX в. либеральный
курс Александра I отразился и
на цензурной политике. В 1804 г.
был издан Устав о цензуре.
При университетах из
В последующие годы
(при Александре I и особенно Николае
I) цензурная политика
Во внутренней политике
последних лет правления
Поэтому период правления Николая I скорее является «периодом кризиса и реакции», а не «консервативной модернизации»
Вопрос 2. Кто в годы царствования Николая I возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?
Николай I хорошо понимал
нетерпимость подобного положения:
отсутствие свода законов уничтожало
всякую возможность планомерного управления,
затрудняло деятельность правительственного
аппарата, создавало благоприятную
почву для воровства и
Николай I организовал
всю работу по кодификации
российских законов на высоком
государственном уровне. Для ее
проведения было специально
Сперанский представил Николаю I следующий план кодификационной работы: сначала собрать все законы, изданные после Уложения 1649 г., и расположить их в хронологическом порядке; затем произвести проверку этого историко-юридического материала — исключить законы отмененные, сопоставить между собой законы повторяющиеся и друг другу противоречащие, свести их воедино и расположить полученный материал в определенной системе; наконец, пересмотреть составленный свод с точки зрения требований современной жизни, отбросить устаревшие нормы, внести недостающие и, уточнив содержание статей, выработать окончательный текст нового уложения.
Николай I согласился
с необходимостью первого и
второго этапов, но отверг третий,
по существу, основной акт кодификации
— разработку нового
Сперанский вынужден
был подчиниться решению
В результате к 1830
г. было подготовлено первое
издание «Полного собрания
«Полного собрания законов Российской империи» соединяло все законы воедино, но пользоваться им. в юридической практике было очень трудоемко. В наши дни «Полного собрания законов Российской империи» представляет интерес прежде всего как уникальный исторический источник.
Для практических нужд
правительственных и судебных
структур был подготовлен «
19 января 1833 г. состоялось
заседание Государственного
Кодификация законодательных
актов облегчила ведение
Вопрос 3.Назовите даты событий, являющихся вехами в истории решения крестьянского вопроса в России в 1 половине XIXвека.
1801 г. – правления Александра I, указ о праве покупки земель не дворянами.
1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах». Крестьяне могли по согласованию с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп.
1818 г. – покупка государством
помещичьих земель и наделение
крестьян землей по две
1819 г. – разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа.
1807 г.- указ «о даровании
купечеству новых выгод» - разрешение
на создание акционерных
1812 г. – Бородинское
сражение. Народное ополчение
создано на основании
Вопрос 4.сравните отношение к просвещению Александра I и Николая I. В чем причины разного отношения императоров к средней и высшей школам?
Царствование Александра I составляет эпоху в деле развития и особенно в деле организации народного образования в Р. В 1802 г. было учреждено особое министерство народного просвещения. Шестеро из членов главного правления училищ назначались вместе с тем попечителями шести "полос", или "округов", на которые делилась вся империя по отношению к учебному управлению. В трех округах университеты уже существовали (Московском, Виленском [4 апр. 1803 г. так наз. Виленская академия преобразована в университет. После польского восстания 1830—81 г. этот университет был закрыт.] и Дерптском), в трех других (Казанском, Харьковском, Петербургском) их предстояло еще учредить, что считалось одною из главных задач попечителей этих округов. Уже в 1804 г. были основаны университеты в Казани и в Харькове; в то же время получили высочайшее утверждение устав Московского, Харьковского и Казанского университетов и устав учебных заведений, подведомых университетам. В Петербурге в том же 1804 г. был учрежден так называемый Педагогический институт, преобразованный в университет лишь в 1819 г. Университетский устав 1804 г. на бумаге обещал очень много. Профессора составляли совет — автономную корпорацию, выбиравшую ректора и деканов; эти выборные лица заведовали хозяйственными делами в "правлении". Организация преподавания была отдана всецело в распоряжение совета. Для своих членов университет имел собственный суд, на который жаловаться можно было только Сенату. Ближайший начальник, попечитель, жил в Петербурге, далеко от университета. Очень скоро, однако, все добрые намерения устава 1804 г. оказались иллюзией. При первой же попытке совета настоять на одном из своих постановлений, незаконно кассированном попечителем, профессоров, подписавших протест, велено было призвать в Харьковское губернское правление и сделать им строжайший выговор, с подтверждением, что ежели впредь окажут подобное непослушание, то будут преданы суду. Выборы отменялись, ученые степени раздавались по усмотрению попечителя. Не богаты были новые университеты и слушателями: в первое десятилетие их существования студентов насчитывалось всего по нескольку десятков, и только со второго десятилетия число студентов в новых университетах стало переходить за сотню (в старом московском университете в 20-х годах числилось от 700 до 900 студентов). Дворяне отдавали своих детей преимущественно в военные школы; кто заботился не столько о карьере, сколько о хорошем воспитании, тот помещал детей в частные пансионы. В университет поступали, главным образом, те, кто хотел быть учителем — а педагогическое поприще мало кому казалось привлекательным. Даже казенные стипендиаты старались всячески уклониться от учительской службы. С 1804 г. начинается постепенное преобразование главных народных училищ в гимназии и основание новых гимназий. "Губернские училища или гимназии" предполагалось иметь в каждом губернском городе, причем наблюдение за гимназиями было предоставлено университетам. Директор гимназии был вместе с тем и директором уездных училищ (заменивших "малые народные училища" Екатерины II), которых предполагалось иметь по крайней мере по одному в каждом уездном и губернском городе. Наконец, смотритель уездного училища был, в свою очередь, начальником приходских училищ своего уезда. Замечательна преемственность курсов перечисленных учебных заведений: в уездном училище уже не учили тому, что преподавалось в приходском, в гимназии предполагалось известным то, чему учили в уездном училище. В приходской школе учили Закону Божию, чтению, письму и арифметике; в уездном училище, кроме этих предметов, преподавались геометрия, география, история, начатки физики и естественной истории. В гимназии ни Закон Божий, ни русский язык уже не проходились; этим освобождалось место для целого ряда новых предметов, входящих в наше время в состав университетского курса (логика, психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая экономия). Расширены были программы физико-математических и естественных наук; преподавались также коммерция и технология. Гимназия становилась путем в университет, а университет обещал в будущем обер-офицерский чин. В 1809 г. вышел знаменитый указ, требовавший от всякого желавшего получить чин коллежского асессора выдержания экзамена в университете. Все это, однако, не очень содействовало процветанию гимназий и университетов, тем более, что с течением времени, когда ослабели либеральные веяния начала царствования, правительство стало открывать "благородные пансионы" не только при гимназиях, но даже и при университетах; такой пансион при петербургской гимназии был превращен на время в привилегированное "высшее училище", уравненное в правах с университетом. Самая программа преподавания также изменяется; главной целью гимназии признается подготовка молодых людей к жизни, а не к слушанию лекций в университетах. В гимназиях вводится преподавание Закона Божия, значительно усиливается преподавание языка русского, исключаются науки философские и общественные. К гимназии присоединяются три низших класса, чем устраняется необходимость предварительного прохождения курса в приходском и уездном училищах и уничтожается отмеченная выше преемственность учебных заведений; разрывается связь низшей и средней школы, остающихся разобщенными и до наших дней. В том же 1817 г., когда совершились все эти перемены, была введена плата за учение в учебных заведениях Петербургского округа, а с 1819 г. она стала вводиться и в других округах.
Информация о работе Россия во второй четверти XIX в. Консервативная модернизация