Россия во второй четверти XIX в. Консервативная модернизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Николай I (1796-1855 гг.), российский император с 1825г., третий сын императора Павла I вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826 г., 1828 г.). Получила распространение официальной народности теория. В 1837 г. открыто движение на 1-й в России Царско-сельской железной дорого. Были подавлены Польское восстание 1830-1831 гг., революция в Венгрии 1848-1849 гг. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза.

Содержание

1. Введение…………………………………………………............3
2. Почему некоторые историки называют правления Николая I временем «консервативной модернизации» страны, а другие – «периодом кризиса и реакции»? ………………………………...4-6
3. Кто в годы царствования Николая I возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?................................7-9
4.Назовите даты событий, являющихся вехами в истории решения крестьянского вопроса в России в 1 половине XIXвека………....10
5.сравните отношение к просвещению Александра I и Николая I. В чем причины разного отношения императоров к средней и высшей школам?..........................................................................................11-17
6. Какое общественно-политическое движение в России выдвинуло следующее положение: «Сила власти- самодержавию, сила мнения-народу»?..........................................................................................18-20
7. Укажите хронологические рамки Кавказской войны. Почему война на Кавказе оказалась столь трудной для русской армии?...............21-22
8. Раскройте характер и значение Крымской войны..............23
9. Заключение………………………………………………… 24
10. Список использованной литературы…………………… 25

Вложенные файлы: 1 файл

История контрольная.docx

— 45.97 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Курганская  государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева»

 

 

 

 

                 Факультет:  Агрономический.

         Бакалавр по направлению: Землеустройства и кадастры.

 

 

 

Контрольная работа №1

по истории

на тему: «Россия  во второй четверти XIX в. Консервативная модернизация.»

 

 

 

 

 

Выполнил(а) Ф.И.О.: Зотина В.С.

                                                   Курс:      1

                                                       Шифр: 12065

 

 

 

 

 

КГСХА-2013

 

 

Оглавление.

1.  Введение…………………………………………………............3

2. Почему некоторые историки называют правления Николая I временем «консервативной модернизации» страны, а другие – «периодом кризиса и реакции»? ………………………………...4-6

 3. Кто в годы царствования Николая I  возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?................................7-9

4.Назовите даты событий, являющихся  вехами в истории решения крестьянского вопроса в России в 1 половине XIXвека………....10

5.сравните отношение к просвещению Александра I и Николая I. В чем причины разного отношения императоров к средней и высшей школам?..........................................................................................11-17

6. Какое общественно-политическое движение  в России выдвинуло следующее положение: «Сила власти- самодержавию, сила мнения-народу»?..........................................................................................18-20

7. Укажите хронологические рамки Кавказской войны. Почему война на Кавказе оказалась столь трудной для русской армии?...............21-22

8. Раскройте характер и значение Крымской войны..............23

9. Заключение………………………………………………… 24

10. Список использованной литературы…………………… 25

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

Введение

Николай I (1796-1855 гг.), российский император с 1825г., третий сын императора Павла I вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, создано Третье отделение, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826 г., 1828 г.). Получила распространение официальной народности теория. В 1837 г. открыто движение на 1-й в России Царско-сельской железной дорого. Были подавлены Польское восстание 1830-1831 гг., революция в Венгрии 1848-1849 гг. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817-1864 гг., русско-персидской войне 1826-1828 гг., русско-турецкой войне 1828-1829 гг., Крымской войне 1853-1856 гг. – именно так о жизнедеятельности императора Николая I отзывается энциклопедический словарь по истории Отечества 1999 года. царствование политик война

Большинство современников  видело в Николае I лишь гасителя свободы и мысли, упоенного, и ослепленного самовластием деспота. Так считали видные общественные деятели Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин и др. Не многие хотели замечать, что в своей деятельности Николай стремился воплотить определенный идеал, по-своему радел о благе России. Николая I ранее нередко изображали как некую "самодовольную посредственность с кругозором ротного командира". В действительности это был достаточно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий самодержец.

 

 

 

Вопрос 1. Почему некоторые историки называют правления Николая I временем «консервативной модернизации» страны, а другие – «периодом кризиса и реакции»?

При Николае I. В 1826 г. был  создан Комитет по устройству учебных  заведений. Его задачи: проверить  все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просвещения, определить набор учебных дисциплин и  пособий. Комитет разработал основные принципы правительственной политики в области образования. Законодательно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г. Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и, главное, ограничение  в получении образования представителями  низших сословий составляли сущность созданной при Николае I системы  образования. Это был один из рычагов  сохранения господства дворян и удержания  народа в покорности.

 

 Реакция обрушилась  и на вузы, сеть которых тем  не менее была расширена в  связи с потребностями в квалифицированных  кадрах чиновников, инженеров, агрономов,  юристов и других специалистов. Устав 1835 г. фактически ликвидировал  автономию университетов и поставил  их под жесткий контроль попечителей  учебных округов, полиции и  местных властей. Была повышена  плата за обучение и сокращен  набор студентов. Программы преподавания  пересматривались, из них изымались  философия и другие «отвлеченные»  науки, не имевшие прикладного  значения. Подавлялись инициатива  и творчество, не согласованные  с пожеланиями начальства. В вузах  насаждалась казарменная дисциплина. За нарушение распорядка студента  могли посадить в карцер, исключить  и даже отдать в солдаты.  Такая политика тормозила не  только развитие образования  и науки, но и всей культуры России. К середине века явственно проявилась назревшая необходимость реформирования сложившейся системы образования.

 

 В начале XIX в. либеральный  курс Александра I отразился и  на цензурной политике. В 1804 г.  был издан Устав о цензуре.  При университетах из профессоров  и магистров были созданы цензурные  комитеты, подчинявшиеся Министерству  народного просвещения. У издателей  появились широкие возможности  публикации философских, политических  и литературных произведений, содержавших  прогрессивные (в том числе  антикрепостнические) идеи. Это позволило  продолжить издание сочинений  западно-европейских просветителей,  запрещенных в конце XVIII в.

 

 В последующие годы (при Александре I и особенно Николае  I) цензурная политика ужесточилась. В 1826 г. был издан новый цензурный  Устав, названный современниками  «чугунным». Был учрежден Главный  цензурный комитет, строго следивший  за политической благонадежностью  и нравственностью всей печатной  продукции. Цензура бесцеремонно  вмешивалась в литературный процесс.  С особым рвением искоренялась  любая критика самодержавно-крепостнической  системы и ортодоксальных устоев  православия.

 

 Во внутренней политике  последних лет правления Николая  I (1848 —1855) реакционно-репрессивная  линия еще больше усилилась.  Это объяснялось внутренними  (рост антикрепостнических настроений) и внешними факторами. Особо  сильное влияние на Николая  I оказали революции 1848 —1849 гг. в  Европе. Ему не удалось организовать  совместный поход европейских монархов для подавления революции во Франции, но в разгроме венгерской революции российский император сыграл значительную роль. Летом 1849 г. царские войска помогли императору Францу Иосифу восстановить власть австрийских Габсбургов в Венгрии. Сама Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства. Цензура свирепствовала, деятельность жандармов и III отделения устрашала всю страну. Однако это не снизило назревания в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ. Правительство Николая не решило ни одного важного государственного вопроса. Не были проведены преобразования в экономике, чтобы спасти хозяйство страны. Финансы были расстроены, вырос внешний и внутренний долг. К середине 50-х годов Россия оказалась «колоссом на глиняных ногах». Это предопределило провалы во внешней политике, поражение в Крымской войне 1853—1856 гг. и вызвало реформы 60-х годов.

 Поэтому период правления  Николая I скорее является «периодом  кризиса и реакции», а не «консервативной  модернизации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Вопрос 2. Кто в годы царствования Николая I возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?

Николай I хорошо понимал  нетерпимость подобного положения: отсутствие свода законов уничтожало всякую возможность планомерного управления, затрудняло деятельность правительственного аппарата, создавало благоприятную  почву для воровства и лихоимства чиновников. С этой целью со времен Екатерины II предпринимались попытки  упорядочить законодательство, провести его кодификацию, но все они не были успешными.

 Николай I организовал  всю работу по кодификации  российских законов на высоком  государственном уровне. Для ее  проведения было специально создано  II отделение Его Императорского  Величества Канцелярии, за деятельностью  которой постоянно и внимательно  следил сам монарх. Более того, к этой работе император привлек  М.М.Сперанского, правда, по началу  с большой осторожностью. Сперанский  вернулся из ссылки в Петербург  в 1821 г., однако с тех пор  не играл сколько-нибудь  заметной  роли в политической жизни  страны. Между тем, Николай I хорошо  понимал, что Сперанский являлся  одним из самых образованных  и юридически опытных государственных  сановников. Именно он стал фактическим  руководителем намеченной работы.

Сперанский представил Николаю I следующий план кодификационной  работы: сначала собрать все законы, изданные после Уложения 1649 г., и  расположить их в хронологическом  порядке; затем произвести проверку этого историко-юридического материала  — исключить законы отмененные, сопоставить между собой законы повторяющиеся и друг другу противоречащие, свести их воедино и расположить  полученный материал в определенной системе; наконец, пересмотреть составленный свод с точки зрения требований современной жизни, отбросить устаревшие нормы, внести недостающие и, уточнив содержание статей, выработать окончательный текст нового уложения.

 Николай I согласился  с необходимостью первого и  второго этапов, но отверг третий, по существу, основной акт кодификации  — разработку нового юридического  кодекса. Таким образом, задуманная  реформа утрачивала преобразующее  начало и превратилась в формально-техническое  мероприятие, хотя и весьма  крупного государственного масштаба.

 Сперанский вынужден  был подчиниться решению императора. Под его руководством  и отделение  провело поистине колоссальную  работу по изысканию, систематизации  и редакции различных законодательных  актов, изданных с 1649 г. вплоть  до 1825 г. Они были систематизированы  в хронологическом порядке.

 В результате к 1830 г. было подготовлено первое  издание «Полного собрания законов  Российской империи» (ПСЗ), которое  состоит из 45 томов: 40 томов законов  и 5 томов указателей к ним.  В них вошло 30.600 законодательных  актов. Последующие издания публиковались  по царствованиям: 2-е издание  охватывало законы, вышедшие с  1825 по 1855 гг.; 3-е — с 1855 по 1881 гг.

«Полного собрания законов  Российской империи» соединяло все  законы воедино, но пользоваться им. в  юридической практике было очень  трудоемко. В наши дни  «Полного собрания законов Российской империи»  представляет интерес прежде всего как уникальный исторический источник.

 Для практических нужд  правительственных и судебных  структур был подготовлен «Свод  законов Российской империи». Туда  вошли лишь действующие законы, систематизированные по областям  права: уголовное, гражданское,  торговое и т.д. «Свод», опубликованный  в 1832 г., состоял из 15 томов. Он  был признан единственным основанием  при решении административных  и судебных вопросов.

19 января 1833 г. состоялось  заседание Государственного совета, обсудившее представленный «Свод  законов». Вся работа комиссии  получила полное одобрение чиновничьей  элиты. На этом заседании растроганный  Николай I, сняв с себя Андреевскую  звезду, надел ее на Сперанского. 1 января 1835 г. «Свод» вступил в  силу. За выполненную работу и  заслуги перед Отечеством Сперанскому  был пожалован графский титул.  В 1839 г. великий русский реформатор  скончался.

 Кодификация законодательных  актов облегчила ведение юридической  практики и контроль  за ней.  Однако она имела и более  глубинные и долгосрочные последствия.  Законодательство стало доступным  для изучения и критики. Это,  в свою очередь, формировало  политико-правовую культуру российского  общества, подготавливало осознание  необходимости судебно-правовой  реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3.Назовите даты событий, являющихся  вехами в истории решения крестьянского вопроса  в России в 1 половине XIXвека.

1801 г. – правления Александра  I,  указ о праве покупки земель не дворянами.

1803 г. – указ о «вольных  хлебопашцах». Крестьяне могли  по согласованию с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп.

1818 г. – покупка государством  помещичьих земель и наделение  крестьян землей по две десятины  на душу.

1819 г. – разрушение  крестьянской общины  и формирование  хозяйств фермерского типа.

1807 г.-  указ «о даровании  купечеству новых выгод» - разрешение  на создание акционерных обществ,  купеческих собраний и торговых  судов.

1812 г. – Бородинское  сражение.  Народное ополчение  создано на основании Манифестов  императора Александра I от 6 и 18 июня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4.сравните отношение к просвещению Александра I и Николая I. В чем причины разного отношения императоров к средней и высшей школам?

Царствование Александра I составляет эпоху в деле развития и особенно в деле организации  народного образования в Р. В 1802 г. было учреждено особое министерство народного просвещения. Шестеро  из членов главного правления училищ назначались вместе с тем попечителями шести "полос", или "округов", на которые делилась вся империя  по отношению к учебному управлению. В трех округах университеты уже  существовали (Московском, Виленском [4 апр. 1803 г. так наз. Виленская академия преобразована в университет. После  польского восстания 1830—81 г. этот университет  был закрыт.] и Дерптском), в трех других (Казанском, Харьковском, Петербургском) их предстояло еще учредить, что  считалось одною из главных задач  попечителей этих округов. Уже в 1804 г. были основаны университеты в  Казани и в Харькове; в то же время  получили высочайшее утверждение устав  Московского, Харьковского и Казанского университетов и устав учебных  заведений, подведомых университетам. В Петербурге в том же 1804 г. был  учрежден так называемый  Педагогический институт, преобразованный в университет  лишь в 1819 г. Университетский устав 1804 г. на бумаге обещал очень много. Профессора составляли совет — автономную корпорацию, выбиравшую ректора и  деканов; эти выборные лица заведовали хозяйственными делами в "правлении". Организация преподавания была отдана всецело в распоряжение совета. Для  своих членов университет имел собственный  суд, на который жаловаться можно  было только Сенату. Ближайший начальник, попечитель, жил в Петербурге, далеко от университета. Очень скоро, однако, все добрые намерения устава 1804 г. оказались иллюзией. При первой же попытке совета настоять на одном  из своих постановлений, незаконно  кассированном попечителем, профессоров, подписавших протест, велено было призвать в Харьковское губернское правление и сделать им строжайший выговор, с подтверждением, что ежели впредь окажут подобное непослушание, то будут преданы суду. Выборы отменялись, ученые степени раздавались по усмотрению попечителя. Не богаты были новые университеты и слушателями: в первое десятилетие их существования студентов насчитывалось всего по нескольку десятков, и только со второго десятилетия число студентов в новых университетах стало переходить за сотню (в старом московском университете в 20-х годах числилось от 700 до 900 студентов). Дворяне отдавали своих детей преимущественно в военные школы; кто заботился не столько о карьере, сколько о хорошем воспитании, тот помещал детей в частные пансионы. В университет поступали, главным образом, те, кто хотел быть учителем — а педагогическое поприще мало кому казалось привлекательным. Даже казенные стипендиаты старались всячески уклониться от учительской службы. С 1804 г. начинается постепенное преобразование главных народных училищ в гимназии и основание новых гимназий. "Губернские училища или гимназии" предполагалось иметь в каждом губернском городе, причем наблюдение за гимназиями было предоставлено университетам. Директор гимназии был вместе с тем и директором уездных училищ (заменивших "малые народные училища" Екатерины II), которых предполагалось иметь по крайней мере по одному в каждом уездном и губернском городе. Наконец, смотритель уездного училища был, в свою очередь, начальником приходских училищ своего уезда. Замечательна преемственность курсов перечисленных учебных заведений: в уездном училище уже не учили тому, что преподавалось в приходском, в гимназии предполагалось известным то, чему учили в уездном училище. В приходской школе учили Закону Божию, чтению, письму и арифметике; в уездном училище, кроме этих предметов, преподавались геометрия, география, история, начатки физики и естественной истории. В гимназии ни Закон Божий, ни русский язык уже не проходились; этим освобождалось место для целого ряда новых предметов, входящих в наше время в состав университетского курса (логика, психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая экономия). Расширены были программы физико-математических и естественных наук; преподавались также коммерция и технология. Гимназия становилась путем в университет, а университет обещал в будущем обер-офицерский чин. В 1809 г. вышел знаменитый указ, требовавший от всякого желавшего получить чин коллежского асессора выдержания экзамена в университете. Все это, однако, не очень содействовало процветанию гимназий и университетов, тем более, что с течением времени, когда ослабели либеральные веяния начала царствования, правительство стало открывать "благородные пансионы" не только при гимназиях, но даже и при университетах; такой пансион при петербургской гимназии был превращен на время в привилегированное "высшее училище", уравненное в правах с университетом. Самая программа преподавания также изменяется; главной целью гимназии признается подготовка молодых людей к жизни, а не к слушанию лекций в университетах. В гимназиях вводится преподавание Закона Божия, значительно усиливается преподавание языка русского, исключаются науки философские и общественные. К гимназии присоединяются три низших класса, чем устраняется необходимость предварительного прохождения курса в приходском и уездном училищах и уничтожается отмеченная выше преемственность учебных заведений; разрывается связь низшей и средней школы, остающихся разобщенными и до наших дней. В том же 1817 г., когда совершились все эти перемены, была введена плата за учение в учебных заведениях Петербургского округа, а с 1819 г. она стала вводиться и в других округах.

Информация о работе Россия во второй четверти XIX в. Консервативная модернизация