Россия накануне петровских реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 00:14, реферат

Краткое описание

Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной "смутой" и интервенцией начала XVIII в., когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном отношении районы страны. Но разорительные войны, не единственная и не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитие страны оказывали ее природно-географические и социальные условия. Огромные ресурсы государство направляло на нужды обо-роны, в результате чего сильное государство складывалось без соответствующей экономической базы. Отсюда - тенденция к превращению всех сословий в слуг государства, к формированию и усилению крепостничества, которое становилось, в свою очередь, тормозом материального и духовного прогресса общества.

Содержание

1.Введение.
1.1 Россия накануне петровских реформ.
2. Северная война. Военные реформы.
3. Государственные преобразования Петра I.
4. Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика Петра I
5. Реформы в области культуры.
6.Церковная реформа.
7. Итоги реформ.
8. Работа над понятиями.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.71 Кб (Скачать файл)

Содержание :

1.Введение.

1.1 Россия накануне петровских реформ.

2. Северная война. Военные реформы.

3. Государственные преобразования Петра I.

4. Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика Петра I

5. Реформы в области культуры.

6.Церковная реформа.

7. Итоги реформ.

8. Работа над  понятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Пётр I Вели́кий (Пётр Алексеевич; 30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года) — царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года). Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.

Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной "смутой" и интервенцией начала XVIII в., когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном отношении районы страны. Но разорительные войны, не единственная и не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитие страны оказывали ее природно-географические и социальные условия. Огромные ресурсы государство направляло на нужды обо-роны, в результате чего сильное государство складывалось без соответствующей экономической базы. Отсюда - тенденция к превращению всех сословий в слуг государства, к формированию и усилению крепостничества, которое становилось, в свою очередь, тормозом материального и духовного прогресса общества.

Кроме внутренних, имелись и внешнии факторы. Это отсутствие у Русского государства выхода к морям и возможности использования дешевых путей сообщения. Два моря - Балтийское и Черное - были закрыты для внешних связей Османской империей и Швецией. Моря, омывающие страну с севера и востока, практически не могли быть использованы для хозяйственных нужд, так как ресурсы Сибири и Дальнего Востока находились лишь в начальной стадии освоения. На юге Астрахань обеспечивала России экономические связи лишь с Ираном и Средней Азией, а эти регионы тоже отставали в своем развитии. Единственными морскими воротами России оставался Архангельск - порт на Белом море, но он был большую часть года скован льдами, да и путь сюда из Западной Европпы был в два раза длиннее, чем на Балтику.

1.1 Россия накануне петровских реформ . 
Конец XVII - первая половина XVIII в. стали для России поистине переломным временем. За эти десятилетия существенно изменились как самый облик раскинувшейся на необозримых евразийских просторах державы, так и темпы ее развития. Россия вступала в "петербургский период" своей истории. О начале новой эпохи возвестили масштабные преобразования, затронувшие практически все сферы социальной жизни, преобразования, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сейчас, почти три столетия спустя. Призванные преодолеть нараставшее отставание России от стран Запада реформы конца XVII - первой четверти XVIII в. сопровождались крутой ломкой казавшихся незыблемыми традиций, форсированной, во многом насильственной, европеизацией общества, получившего, однако, мощный импульс для дальнейшего движения по пути социального и культурного прогресса. 
Реформы конца XVII - первой четверти XVIII в. подняли дело модернизации страны на качественно иной уровень, придав соответствующим процессам поистине впечатляющие темпы и масштабы. На ход и результаты этих преобразований мощное влияние оказала личность человека, чьим именем была названа эпоха реформ, монарха, который использовал всю силу самодержавной власти, все свои выдающиеся дарования, поражающую воображение энергию, железную волю, решительность для обновления архаичных государственных и общественных институтов Московской Руси - Петра I.  
      В 1678 году был проведен следующий "разбор" служилых городов и было решено в полноценную службу записывать только тех дворян и детей боярских, кто имел определенное количество крестьянских дворов, а остальных переводить в "рейтарскую" службу. Эта мера являлась шагом на пути к созданию регулярной армии. К числу таких мер относилась и ликвидация важнейшей должности дворянского самоуправления в уездах - губного старосты, передача его функций воеводам. Усиление власти воевод сопровождалось милитаризацией управления, создавались военные округа - разряды - для большего удобства в комплектовании войска и взимании налогов.

Мероприятия подготовили знаменитую отмену местничества, что было сделано с привлечением выборных из городов (1682). Теперь царь мог назначать на государственные и военные должности, учитывая способности и заслуги претендента, а не древний порядок чиновной иерархии.   

  В военных "экзерцициях" проводил  время будущий великий преобразователь  России. Из своих сверстников  он сформировал потешные полки (Семеновский и Преображенский) и  устраивал между ними настоящие  сражения. Живой, пытливый ум Петра  жадно тянулся ко всему новому, необычному. Так, подлинной страстью  молодого царя уже тогда стали  кораблестроение и мореплавание.  
   Софье же пришлось столкнуться с главой стрелецкого приказа И.А. Хованским и его окружением. Опираясь на Боярскую думу, она смогла расправиться со своим противником, что уменьшило и ее собственные силы, в свою очередь, усилив Думу. Регентство Софьи, "последнее в русской истории думное правление, когда Боярская дума не была ограничена сверху сильной монархической властью" (А.С. Лавров). Это отразилось и на активной деятельности думных комиссий, для которых этот период стал временем расцвета.  
   Реальная власть в стране сосредоточилась в руках родственников Натальи Кирилловны. У Петра же появились новые увлечения и новые друзья: иностранцы из так называемой Немецкой слободы (Кокуй). Среди них были разные люди, по разным причинам приехавшие в Россию. Общаясь с ними, Петр открывал для себя мир Западной Европы. Здесь у него была и "дама сердца" - Анна Монс, к которой он стремился тем сильнее, чем хуже становились его отношения с женой - Евдокией Лопухиной.  
   Как рыба в воде чувствовал себя Петр и среди военных потех. Именно война и стала первым серьезным делом царя на ниве правления огромным государством.  
 
2. Северная война. Военные реформы.

Многогранная реформаторская деятельность Петра в полной мере развернулась после начала в 1700 г. войны со Швецией (Северная война). Этот широкомасштабный вооруженный конфликт, ставший тяжелейшим испытанием для страны, стимулировал процесс преобразований, во многом определил их характер и темпы.  
  Поражение под Нарвой ускорило проведение военной реформы, в ходе которой была создана русская регулярная армия, ядром которой стали гвардейские полки - Преображенский и Семеновский (бывшие - "потешные"). Собственно к модернизации вооруженных сил царь приступил еще до начала борьбы со шведами. Сделано, однако, было явно недостаточно. Уже в условиях войны, в 1705 г. завершился начатый пятью годами ранее переход к рекрутской системе комплектования вооруженных сил. Рекрутская повинность распространялась на податные категории населения (крестьян, посадских людей), которым отныне вменялось в обязанность выставлять от определенного числа дворов одного новобранца, призывавшегося на пожизненную военную службу. Эта система, сохранившаяся с известными модификациями до 1874 г., создавала широкие возможности для укомплектования войск необходимым количеством рядового состава. Большое внимание в процессе проведения военной реформы Петр уделял вопросам, связанным с обучением и воспитанием офицерского корпуса, который пополнялся преимущественно дворянами. Для последних служба (военная или гражданская) являлась и пожизненной, и обязательной повинностью, причем отбывать ее в Петровскую эпоху приходилось не периодически, как прежде, а на постоянной основе. Для подготовки офицерских кадров были созданы специальные учебные заведения - артиллерийские и инженерные школы. Петр I стал подлинным основателем русской национальной военной школы, громко заявившей о себе блестящими победами. На полях сражений со шведами прославились такие военачальники, как М.М. Голицын, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев. Незаурядные полководческие дарования обнаружил и сам царь. В целом за сравнительно короткий срок Петр сумел создать мощную армию, способную успешно противостоять войскам первоклассных европейских держав. К 1720 г. она насчитывала в своих рядах 79 тыс. штыков пехоты и 42 тыс. сабель кавалерии. Кроме того, около 70 тыс. человек служило в гарнизонных войсках и 40-70 тыс. в иррегулярных формированиях. Быстро развивавшаяся промышленность обеспечивала армию системами оружия, не уступавшими по качеству лучшим европейским аналогам.  
   Любимым детищем Петра стал созданный им русский военно-морской флот, строительство которого началось еще в 1695-1696 гг. После начала Северной войны развернулось сооружение судов на Балтике. Являясь талантливым кораблестроителем, Петр внес огромный личный вклад в создание русской военно-морской мощи. Хорошо показав себя в ходе Северной войны, Балтийский флот к концу жизни царя-преобразователя являл собой весьма внушительную боевую величину, насчитывая в своем составе 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер. Для подготовки офицеров флота создавались навигационные школы, ав 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия. Порядок обучения моряков, внутренняя жизнь флота и принципы его боевого применения регламентировались "Уставом морским", изданным в двух частях в 1720 и 1722 гг.  
   Военные реформы Петра обернулись успехами на полях сражений со шведами. Оправившись от Нарвской "конфузии" и воспользовавшись тем, что Карл XII "увяз" в Польше, русские войска провели ряд удачных операций в Прибалтике. В 1703 г. в устье Невы был основан Санкт-Петербург, ставший для России "окном" в Европу, а вскоре и столицей страны. В 1704 г. русские войска взяли Нарву и Дерпт. Между тем Карл XII, принудив Августа II к капитуляции, в 1708 г. вторгся в пределы России.  
   В связи с успешным окончанием войны Петр принял императорский титул. Московская Русь стала Российской империей.

3. Государственные преобразования Петра I.  

 Развернувшаяся  в годы Северной войны реформаторская  деятельность Петра не ограничивалась  реорганизацией вооруженных сил. Перестроив их на регулярный  лад, царь стремился придать "регулярный" облик и всей стране, всему  обществу.   Петр твердо верил в могущество власти, в ее способность реорганизовать общество сообразно собственным замыслам, в силу разумно составленных регламентов. При этом ломая традиционные нормы, со многими из которых должны были считаться его предшественники, Петр придал царской власти подлинную беспредельность.

Считая самодержавную власть важнейшим орудием проведения преобразований, Петр, естественно, особое внимание уделял проблемам реорганизации подчиненного ему аппарата управления .В результате петровских преобразований аппарат власти самодержавия обрел новый облик. Постепенно прекратила свою деятельность Боярская дума. Высшим государственным учреждением страны стал созданный в 1711 г. Сенат. Подчиняясь непосредственно царю, Сенат руководил работой администрации, выполнял законосовещательные функции при монархе и выступал в роли верховной судебной инстанции. Надзор за деятельностью Сената осуществлял с 1722 г. генерал-прокурор. Всецело зависевший от воли монарха, Сенат в отличие от Думы являлся чисто бюрократической структурой, орудием верховной власти.  
   На смену приказной системе управления с характерным для нее невысоким уровнем специализации при Петре I пришла коллежская система. К ее созданию царь приступил в конце 1717 г. В 1723 г. функционировало 10 коллегий, каждая из которых курировала строго определенный круг вопросов государственной жизни. Коллегии, за исключением Военной, Адмиралтейской и Коллегии иностранных дел, подчинялись Сенату. Организационное устройство и порядок работы коллегий определялись изданным в 1720 г. "Генеральным регламентом". Каждая коллегия состояла из "присутствия", в работе которого участвовали президент, вице-президент, советники и асессоры, и канцелярии, возглавлявшейся секретарем и ведшей делопроизводство. Вопросы, входившие в компетенцию соответствующей коллегии, рассматривались ее "присутствием" и решались большинством голосов. Надзор за деятельностью коллегий с 1722 г. осуществляли прокуроры, подчинявшиеся генерал-прокурору.  
   Неоднократным реорганизациям подвергался в Петровскую эпоху аппарат власти на местах. В 1707-1710 гг. страна была разделена на 6, а затем - на 10 губерний. Последние делились на провинции, а те (с 1719 г.) - на дистрикты. Во главе этих административно-территориальных единиц стояли губернаторы (генерал-губернаторы), воеводы и земские комиссары.  
   Чиновники всех категорий при Петре I начали обеспечиваться денежным жалованьем. Разработанная под руководством царя Табель о рангах создала новую иерархию служебных разрядов в государственном аппарате, при царском дворе, а также в военной сфере, разделив их на 14 классов. Продвижение по ступенькам этой бюрократической лестницы должно было осуществляться в соответствии с принципом "годности", а не "породы. Многие юридические нормы, призванные регулировать работу государственной машины, к жизни имели весьма слабое отношение. Взяточничество и произвол, казнокрадство, низкий уровень исполнительной дисциплины, проявлявшийся в игнорировании даже царских распоряжений, - все это было характерно для новых учреждений в не меньшей мере, чем для старых. Излечить государственную машину от недугов подобного рода не могла даже железная воля царя-преобразователя.

4. Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика Петра I  

 Петровские  реформы оказали сильное влияние  на состояние российской экономики. В течение первой четверти XVIII в. мощный рывок вперед совершила  отечественная промышленность. Этот  рывок был в решающей мере  обусловлен широким вмешательством  государства в хозяйственную  жизнь, вмешательством, целью которого  являлось всемерное ускорение  развития производительных сил. Петру I были близки идеи меркантилизма - экономического учения, исходившего  из того, что богатство страны  достигается превышением вывоза  над ввозом. Государство согласно  этой концепции должно было  регулировать хозяйственное развитие, способствовать росту отечественной  промышленности, защищать ее от  иностранной конкуренции.  
  На карте страны возникали новые промышленные районы. Всего в течение петровского царствования было основано около 180 мануфактур, тогда как в конце XVII в. их насчитывалось около полутора десятков.  
   Впоследствии государство начало передавать казенные предприятия в частные руки. Однако бюрократические инстанции по-прежнему весьма жестко контролировали ситуацию, складывавшуюся в сфере промышленного производства. Активное государственное вмешательство, с одной стороны, способствовало промышленному росту, однако, с другой - сковывало деловую активность, препятствовало формированию традиции частного предпринимательства Проблема обеспечения мануфактур рабочей силой в конечном счете была решена путем широкого использования принудительного крепостного труда. Промышленный бум сопровождался, таким образом, усилением крепостнического начала в экономике страны, а не движением к новым, более прогрессивным формам хозяйствования.  
  Продажа и заготовка отдельных видов товаров объявлялась государственной монополией, увеличивались прямые налоги. В 1719-1724 гг. существовавшая ранее подворная система обложения была заменена подушной.  
     Положение российских дворян в Петровскую эпоху существенно отличалось от положения европейских дворян. Для последних служба монарху являлась правом, а для российских дворян, как уже отмечалось, она была обязанностью. Иными словами, находясь на вершине социальной пирамиды, дворяне в России обладали этим статусом лишь постольку, поскольку несли на своих плечах тяжкое бремя служебной повинности. Данная ситуация накладывала сильный отпечаток, в частности, на функционирование политической системы общества   Петровские реформы, разрушив существовавшую ранее иерархию чинов, создали представителям дворянских "низов" широкие возможности для успешной карьеры на военном или гражданском поприще. Как указывалось, Табель о рангах поставила продвижение по служебной лестнице в зависимость от "годности", а не "породы". При этом само дворянство не являлось замкнутой кастой.   Недворянин, назначенный на должность XIV класса на гражданской службе, получал личное дворянство, т.е. не передававшееся по наследству. На положение самой многочисленной категории населения России - крестьян - сильнейшим образом повлияло введение подушной подати. Одним из результатов этой реформы стало исчезновение юридических различий между помещичьими крестьянами и холопами, так как последние, будучи при прежней, подворной, системе обложения свободны от государственного тягла, теперь должны были платить подушный налог наравне с крестьянами. В итоге институт холопства прекратил свое существование, а холопы слились с крепостными, что, помимо прочего, в немалой мере содействовало превращению крестьян в настоящую "крещеную собственность".   Изменения претерпела при Петре I и структура городского населения, которое согласно изданному в 1721 г. Регламенту Главного магистрата было разделено на "регулярных" и "нерегулярных" граждан. "Регулярные" граждане, в свою очередь, расписывались по двум книгам. В первую включались банкиры, богатые купцы, врачи и пр., а во вторую - мелкие торговцы и объединенные в цехи ремесленники. Лица, "обретающиеся в наймах и черных работах", считались "нерегулярными" гражданами. Они не допускались к участию в выборах в органы городского самоуправления (магистраты). Городскими делами в масштабах всей страны ведал созданный в 1720 г. на правах коллегии Главный магистрат.

Информация о работе Россия накануне петровских реформ