Русская культура 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:43, реферат

Краткое описание

18 век – время крупных перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Культура развивается под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономической сфере, в области культуры и быта. Большое воздействие оказало на нее появление капиталистического уклада в экономике страны. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создается светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадия: превращение в науку;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------3
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ --------------------------------------------------------------------4
1.1. Просвещение и наука ------------------------------------------------------------------4
1.2. Литература. Театр ---------------------------------------------------------------------- 8
1.3. Трансформация придворного быта-------------------------------------------------10
1.4 Живопись и архитектура --------------------------------------------------------------12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ------------------------------------------------------------------17

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В Г. БРАТСКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Отечественная история»

тема: «Русская культура XVIII в.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент(ка) группы КЗ-10                                _______         Фофилова И. В.                            

                                                                                                       

 

Проверил

преподаватель                                                    _______         Григоревская Н. П.

 

 

 

 

 

Братск, - 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------3

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ --------------------------------------------------------------------4

 1.1. Просвещение и наука ------------------------------------------------------------------4

 1.2. Литература. Театр ---------------------------------------------------------------------- 8

 1.3. Трансформация придворного быта-------------------------------------------------10

1.4 Живопись и архитектура --------------------------------------------------------------12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ------------------------------------------------------------------17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

18 век – время крупных  перемен. Многовековой процесс  развития русской культуры вступает  в новую стадию своего развития. Культура развивается под большим  влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономической сфере, в области культуры и быта. Большое воздействие оказало на нее появление капиталистического уклада в экономике страны. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создается светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадия: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых четко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура. Важным является то, что во второй половине 18 века формируется просветительская мысль, и идеи просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса.

Цель: расширить и глубже изучить научный материал по теме: «Русская культура 18 в.»

Задачи: рассмотреть особенности русской культуры: просвещение и наука, литература и театр, трансформация придворного быта, а также живопись и архитектуру.

 

     

 

 

 

 

      

      1.  Основная часть

 

    1. Просвещение и наука

Настойчивая потребность  в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение. Первыми появляются школы начального обучения. Прежде всего, это цифирные школы, первоначально предназначенные для дворянских, приказных, дьяческие и подьяческих детей 10-15 лет. К концу первой четверти 18 века открыто было 42 таких школы, главным образом, в провинциальных городах. Но уже к 1727 г. их число сократилось до 27. ведало ими Адмиралтейство, а учились уже только дьяческие и подьяческие дети. Сеть духовных учебных заведений также теряла характер всесословности (епархиальные училища). По Духовному регламенту такие школы стали в епархиях обязательными для подготовки «лучшего и исправного священства». К концу правление Петра 1 число таких школ достигло 46. Наиболее распространенным для этого времени типом начальных школ являлись гарнизонные школы для солдатских детей.

Наконец самым важным в системе петровского просвещения  были технические специальные учебные заведения. Самая известная из них открытая в 1701 г. Навигацкая школа, а с 1715 г. она стала приготовительным классом для создания Морской академии. В нее принимали детей от 12 до 17, а позже и до 20 лет. Приготовишки учили в двух классах русскую грамоту и арифметику. Потом – геометрию, тригонометрию с приложениями в геодезии, астрономии, навигации и мореплавании. В числе предметов были живопись и «рапирное дело». Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, типографов, бомбардиров и т.п. вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде.

В 1701 г. В Москве было велено «построить деревянные школы». Это  была Артиллерийская школа, а в Петербурге в 1719 г. – Инженерная рота, куда принимали  окончивших Инженерную школу. В 1707 г. В Москве было открыто Медицинское училище.

В первой четверти 18 в. появились  учебники: «Арифметика» Л.Магницкого (1707 г.), руководство по механике Скорнякова-Писарева (1722 г.). была издана книга мирозрения Гюйгенса, пропагандирующая учение Коперника. В 1702 г. Начала выходить первая газета «Ведомости», тираж которой первые годы колебался от 100 до 2500 экземпляров. Помимо учебников стали издаваться книги по естествознанию и технике. Это работы по астрономии, гидростроительству, кораблестроению, архитектуре. Появились книги и по гуманитарному знанию. Огромное значение в деле просвещения имела реформа гражданского шрифта. Словолитец Михаил Ефремов создал первые образцы букв гражданского шрифта. Окончательный их выбор (как и арабских цифр) был сделан в 1710 г. самим Петром 1. столь радикальная реформа способствовала более массовому потреблению книжной печатной продукции. Книги по истории («Синопсис» И.Гизеля, «Введение в историю европейскую» С. Пуффендорфа, «Феатрон» Стратемила и др.), переводы античных авторов печатались тиражом не 200-500 экземпляров, а во много раз больше

Особое значение приобрели  специальные школы, дававшие молодым  людям профессию в области  промышленности. В 1716 г. Появилась горная школа при Олонецких заводах. В 1721 г. Была учреждена школа для будущих канцелярских служащих. По инициативе В.Н. Татищева при уральских заводах основали школы для детей мастеровых и подьячих (Уткусская и Кунгурская школы). В начале 18 века при Посольском приказе была открыта школа переводчиков.

Особую группу учебных заведений составляли школы, готовящие высокообразованные кадры духовенства. Прежде всего, это Славяно-греко-латинская академия в Москве, основанная еще в 17 веке. Переданная в 1727 г. Синоду, она чаще именуется теперь «школами», первая из которых Славяно-латинская. В 1727 г. в ней было 357 учеников. Вторая Славяно-российская (143 ученика), а третья – Эллино-греческая (41 ученик). Система сословных школ в последней четверти 18 в. Выглядела так: для дворян – шляхетские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный, пажеский), благородные пансионы (Институт благородных девиц, 1764 г.); для духовенства – духовные академии, епархиальные училища; для купцов – коммерческие школы; для разночинцев – Академия художеств, Горная, Медицинская, штурманская школы, ремесленная школа; для солдатских детей – солдатские школы. Сословные школы не удовлетворяли потребностей в грамотных и образованных людях, и с 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г., согласно «Уставу народных училищ», учреждались главные народные училища – 4-классные (в губернских городах) и малые народные училища – 2-классные (в уездных городах). «Устав» также предусматривал создание единой системы светской школы от малых народных училищ до университета. Появление новых учебных заведений связано с деятельностью Бецкого И.И., считавшего, что поскольку «корень всему злу и добру» (воспитание), основной задачей государства становится воспитание новой породы людей. Кроме народных училищ им были созданы: училище при академии художеств, Коммерческое училище, мещанское отделение при Смольном университете благородных девиц. Продолжается развитие высшего образования.

В первые десятилетия 18 в. развитие науки было связано в основном с практическими потребностями страны, что стимулировало развитие естественных знаний. Во второй половине 18 в. активно развивались общественные науки. Именно в это время В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, И.Н. Болотин создают первые труды по истории российского государства, чего не удавалось сделать историкам ранее. Истощение пушных богатств освоенной в 17 в. Части Сибири заставило русских людей искать новые земли, новые пушные и рыбные запасы. Одновременно велись и поиски новых путей в далекие восточные страны. Итогом многих экспедиций было составление географических карт (например «Большой чертеж» Сибири С. Ремизова). Составлялись карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Появился «Атлас Всероссийской империи» И.К. Кириллова. Соймонов и Верден составили карту Каспийского моря. 12 января 1755 года был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который становится центром русского просвещения.

Огромная работа была проведена  по созданию и собиранию научных  коллекций по минералогии, металлургии, ботанике, биологии и т.п. Была организована астрономическая обсерватория. Предпринимались попытки организации лингвистических и этнографических экспедиций. Широко известен петровский указ 1720 г. о собирании по монастырям древних рукописей, хронографов, летописцев и степенных книг. В 1716 г. была сделана копия Радзивилловской (Кенигсбергской) летописи, стали создаваться и исторические труды (работы по истории Ф. Поликарпова, «Рассуждения о причинах Свейской войны» П. Шафирова, «Марсова книга» и др.)

Огромное значение для развития науки сыграла основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. В начальном варианте Академия как организация была синкретична (это и научно-исследовательское сообщество, и университет, и гимназия). В Академии было три отделения: математическое, физическое и «гуманиора» (гуманитарных наук). Первые члены Академии (а их было 12 вместе с секретарем) должны были следить за всей новой литературой по специальности, делать «изобретения» и выступать с докладами и «советами». Наряду с русскими учеными и способными к науке людьми в Академию были приглашены иностранцы, в ряде случаев очень крупные (математик И. Герман, физиолог и математик Д. Бернулли, математик Н. Бернулли, астроном и географ И. Делиль и др.). К академии были присоединены библиотека и музей (Кунсткамера), созданные в 1714 г. Из стен Академии вышли многие крупные ученые. Первые места среди них по праву занимают М.В. Ломоносов и его многие ученики, математик и астроном С.Я. Румовский, основоположник русской минералогической школы В.М. Севергин, натуралист и этнограф И.И. Лепехин, философ Н.Н. Поповский и др.

 

        1.2. Литература. Театр

Литература 18 в. представлена тремя направлениями:

1) классицизмом – творчество  А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий  Самозванец», комедии «Опекун», «Лихоимец», основной задачей для писателя являлось исправление и просвещение дворянства).

Для русского классицизма как литературного  направления были характерны пафос  гражданственности, сильные просветительские тенденции, резкая обличительная струя, защита идеи неразрывности интересов  дворянства и монархии;

2) художественно-реалистическим –  становление этого направления  связано с творчеством Д.И.  Фонвизина. Комедия «Бригадир»  и «Недоросль» внешне схожи  с сочинениями классицизма, но  само содержание отличается (в  них выведены живые люди, художественно обобщенные характеры. Они не сводятся к бичеванию недостатков характера, они обличают пороки крепостничества);

3) результатом обострения социальных  противоречий в стране был  кризис классицизма, начавшийся  в 70-е гг. 18 в. В конце века  начинает развиваться сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству – Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Для сентиментализма характерен показ чувств рядового человека, идеализация действительности.

Во второй половине 18 в., когда культура стала отражать черты поднимающейся  нации, возросла роль художественной литературы, которая в первой четверти столетия служила в основном средством  пропаганды правительственной деятельности.

Петровское время освободило крестьянство от мрачного и унылого преследования церковными догматиками сохранившихся компонентов архаичного славянского язычества. Стало меньше гонений на традиционные языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.п. По мере отдаления от жгучих баталий великой войны народная память запечатлевала эти события в традиционной форме «старин» (былин), исторических песен (преимущественно солдатских), в форме сказок, притчей и т.п. В них отражены и Полтавская баталия, и взятие Азова, и Нарва. Тема войны сохранилась в памяти народа, прежде всего как подвиг русского солдата и его героизм и жертвенность. Разумеется, в былинах, исторических песнях, своеобразных сказках отразилась, уже как легенда, и фигура Петра 1 (белорусский сказ «Петро Велики», «Плач войска», «Смерть Петра», «Как на охоту Петр ездил» и др.). сохранился в фольклоре и «образ врага» («пропал как швед под Полтавой»), и образ изменника Мазепы (в цикле песен об украинском герое Семене Палие), и образы казнокрадов и угнетателей (князь Гагарин и др.).

Вместе с тем круг чтения русского крестьянина сохранил и традиционную литературу. Это духовно-учительская  литература, «жития», включая и новейшие, полемические сочинения (особенно популярные у старообрядцев), сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари и т.п.

В петровский период дворянство и отчасти горожане были непосредственными  свидетелями заметного увеличения печатных книг нерелигиозного содержания. Причем это была не только научная  литература и словари, но и книги чисто житейского назначения. В 1708 г. вышли «Приклады, како пишутся комплименты…» Это был новейший вариант формулярника (образцов) писем различного содержания с употреблением новейшей лексики. А лексика петровского времени испытывала огромное влияние Запада. Правящий класс и особенно его верхушка говорили на удивительном языке, где изобиловали голландские, немецкие и т.п. слова, термины, выражения. И, конечно, это имело прямое влияние на литературу петровской эпохи.

Информация о работе Русская культура 18 века