Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:43, реферат
18 век – время крупных перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Культура развивается под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономической сфере, в области культуры и быта. Большое воздействие оказало на нее появление капиталистического уклада в экономике страны. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создается светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадия: превращение в науку;
ВВЕДЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------3
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ --------------------------------------------------------------------4
1.1. Просвещение и наука ------------------------------------------------------------------4
1.2. Литература. Театр ---------------------------------------------------------------------- 8
1.3. Трансформация придворного быта-------------------------------------------------10
1.4 Живопись и архитектура --------------------------------------------------------------12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ------------------------------------------------------------------17
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ В Г. БРАТСКЕ
Реферат
по дисциплине «Отечественная история»
тема: «Русская культура XVIII в.»
Выполнил
студент(ка) группы КЗ-10 _______ Фофилова И. В.
Проверил
преподаватель
Братск, - 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ----------------------
1.1. Просвещение и наука ------------------------------
1.2. Литература. Театр ------------------------------
1.3. Трансформация придворного быта--------------------------
1.4 Живопись и архитектура ------------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ-------------
Введение
18 век – время крупных
перемен. Многовековой процесс
развития русской культуры
Цель: расширить и глубже изучить научный материал по теме: «Русская культура 18 в.»
Задачи: рассмотреть особенности русской культуры: просвещение и наука, литература и театр, трансформация придворного быта, а также живопись и архитектуру.
1. Основная часть
Настойчивая потребность в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение. Первыми появляются школы начального обучения. Прежде всего, это цифирные школы, первоначально предназначенные для дворянских, приказных, дьяческие и подьяческих детей 10-15 лет. К концу первой четверти 18 века открыто было 42 таких школы, главным образом, в провинциальных городах. Но уже к 1727 г. их число сократилось до 27. ведало ими Адмиралтейство, а учились уже только дьяческие и подьяческие дети. Сеть духовных учебных заведений также теряла характер всесословности (епархиальные училища). По Духовному регламенту такие школы стали в епархиях обязательными для подготовки «лучшего и исправного священства». К концу правление Петра 1 число таких школ достигло 46. Наиболее распространенным для этого времени типом начальных школ являлись гарнизонные школы для солдатских детей.
Наконец самым важным
в системе петровского
В 1701 г. В Москве было велено «построить деревянные школы». Это была Артиллерийская школа, а в Петербурге в 1719 г. – Инженерная рота, куда принимали окончивших Инженерную школу. В 1707 г. В Москве было открыто Медицинское училище.
В первой четверти 18 в. появились учебники: «Арифметика» Л.Магницкого (1707 г.), руководство по механике Скорнякова-Писарева (1722 г.). была издана книга мирозрения Гюйгенса, пропагандирующая учение Коперника. В 1702 г. Начала выходить первая газета «Ведомости», тираж которой первые годы колебался от 100 до 2500 экземпляров. Помимо учебников стали издаваться книги по естествознанию и технике. Это работы по астрономии, гидростроительству, кораблестроению, архитектуре. Появились книги и по гуманитарному знанию. Огромное значение в деле просвещения имела реформа гражданского шрифта. Словолитец Михаил Ефремов создал первые образцы букв гражданского шрифта. Окончательный их выбор (как и арабских цифр) был сделан в 1710 г. самим Петром 1. столь радикальная реформа способствовала более массовому потреблению книжной печатной продукции. Книги по истории («Синопсис» И.Гизеля, «Введение в историю европейскую» С. Пуффендорфа, «Феатрон» Стратемила и др.), переводы античных авторов печатались тиражом не 200-500 экземпляров, а во много раз больше
Особое значение приобрели специальные школы, дававшие молодым людям профессию в области промышленности. В 1716 г. Появилась горная школа при Олонецких заводах. В 1721 г. Была учреждена школа для будущих канцелярских служащих. По инициативе В.Н. Татищева при уральских заводах основали школы для детей мастеровых и подьячих (Уткусская и Кунгурская школы). В начале 18 века при Посольском приказе была открыта школа переводчиков.
Особую группу учебных заведений составляли школы, готовящие высокообразованные кадры духовенства. Прежде всего, это Славяно-греко-латинская академия в Москве, основанная еще в 17 веке. Переданная в 1727 г. Синоду, она чаще именуется теперь «школами», первая из которых Славяно-латинская. В 1727 г. в ней было 357 учеников. Вторая Славяно-российская (143 ученика), а третья – Эллино-греческая (41 ученик). Система сословных школ в последней четверти 18 в. Выглядела так: для дворян – шляхетские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный, пажеский), благородные пансионы (Институт благородных девиц, 1764 г.); для духовенства – духовные академии, епархиальные училища; для купцов – коммерческие школы; для разночинцев – Академия художеств, Горная, Медицинская, штурманская школы, ремесленная школа; для солдатских детей – солдатские школы. Сословные школы не удовлетворяли потребностей в грамотных и образованных людях, и с 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г., согласно «Уставу народных училищ», учреждались главные народные училища – 4-классные (в губернских городах) и малые народные училища – 2-классные (в уездных городах). «Устав» также предусматривал создание единой системы светской школы от малых народных училищ до университета. Появление новых учебных заведений связано с деятельностью Бецкого И.И., считавшего, что поскольку «корень всему злу и добру» (воспитание), основной задачей государства становится воспитание новой породы людей. Кроме народных училищ им были созданы: училище при академии художеств, Коммерческое училище, мещанское отделение при Смольном университете благородных девиц. Продолжается развитие высшего образования.
В первые десятилетия 18 в. развитие науки было связано в основном с практическими потребностями страны, что стимулировало развитие естественных знаний. Во второй половине 18 в. активно развивались общественные науки. Именно в это время В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, И.Н. Болотин создают первые труды по истории российского государства, чего не удавалось сделать историкам ранее. Истощение пушных богатств освоенной в 17 в. Части Сибири заставило русских людей искать новые земли, новые пушные и рыбные запасы. Одновременно велись и поиски новых путей в далекие восточные страны. Итогом многих экспедиций было составление географических карт (например «Большой чертеж» Сибири С. Ремизова). Составлялись карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Появился «Атлас Всероссийской империи» И.К. Кириллова. Соймонов и Верден составили карту Каспийского моря. 12 января 1755 года был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который становится центром русского просвещения.
Огромная работа была проведена по созданию и собиранию научных коллекций по минералогии, металлургии, ботанике, биологии и т.п. Была организована астрономическая обсерватория. Предпринимались попытки организации лингвистических и этнографических экспедиций. Широко известен петровский указ 1720 г. о собирании по монастырям древних рукописей, хронографов, летописцев и степенных книг. В 1716 г. была сделана копия Радзивилловской (Кенигсбергской) летописи, стали создаваться и исторические труды (работы по истории Ф. Поликарпова, «Рассуждения о причинах Свейской войны» П. Шафирова, «Марсова книга» и др.)
Огромное значение для развития науки сыграла основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. В начальном варианте Академия как организация была синкретична (это и научно-исследовательское сообщество, и университет, и гимназия). В Академии было три отделения: математическое, физическое и «гуманиора» (гуманитарных наук). Первые члены Академии (а их было 12 вместе с секретарем) должны были следить за всей новой литературой по специальности, делать «изобретения» и выступать с докладами и «советами». Наряду с русскими учеными и способными к науке людьми в Академию были приглашены иностранцы, в ряде случаев очень крупные (математик И. Герман, физиолог и математик Д. Бернулли, математик Н. Бернулли, астроном и географ И. Делиль и др.). К академии были присоединены библиотека и музей (Кунсткамера), созданные в 1714 г. Из стен Академии вышли многие крупные ученые. Первые места среди них по праву занимают М.В. Ломоносов и его многие ученики, математик и астроном С.Я. Румовский, основоположник русской минералогической школы В.М. Севергин, натуралист и этнограф И.И. Лепехин, философ Н.Н. Поповский и др.
1.2. Литература. Театр
Литература 18 в. представлена тремя направлениями:
1) классицизмом – творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедии «Опекун», «Лихоимец», основной задачей для писателя являлось исправление и просвещение дворянства).
Для русского классицизма как литературного направления были характерны пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции, резкая обличительная струя, защита идеи неразрывности интересов дворянства и монархии;
2) художественно-реалистическим –
3) результатом обострения
Во второй половине 18 в., когда культура
стала отражать черты поднимающейся
нации, возросла роль художественной литературы,
которая в первой четверти столетия
служила в основном средством
пропаганды правительственной
Петровское время освободило крестьянство от мрачного и унылого преследования церковными догматиками сохранившихся компонентов архаичного славянского язычества. Стало меньше гонений на традиционные языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.п. По мере отдаления от жгучих баталий великой войны народная память запечатлевала эти события в традиционной форме «старин» (былин), исторических песен (преимущественно солдатских), в форме сказок, притчей и т.п. В них отражены и Полтавская баталия, и взятие Азова, и Нарва. Тема войны сохранилась в памяти народа, прежде всего как подвиг русского солдата и его героизм и жертвенность. Разумеется, в былинах, исторических песнях, своеобразных сказках отразилась, уже как легенда, и фигура Петра 1 (белорусский сказ «Петро Велики», «Плач войска», «Смерть Петра», «Как на охоту Петр ездил» и др.). сохранился в фольклоре и «образ врага» («пропал как швед под Полтавой»), и образ изменника Мазепы (в цикле песен об украинском герое Семене Палие), и образы казнокрадов и угнетателей (князь Гагарин и др.).
Вместе с тем круг чтения русского крестьянина сохранил и традиционную литературу. Это духовно-учительская литература, «жития», включая и новейшие, полемические сочинения (особенно популярные у старообрядцев), сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари и т.п.
В петровский период дворянство
и отчасти горожане были непосредственными
свидетелями заметного