Рушник бабушки Матрены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:50, творческая работа

Краткое описание

Цель работы:
Передача от поколения к поколению материальных и духовных ценностей, знаний и навыков. Изучение новых страниц истории.
Развитие навыков поисковой, исследовательской работы, умения анализировать исторические документы.
Воспитание любви и уважения к малой Родине.
Знакомство с историей быта земляков.
Задачи исследования:
- обобщение информации, полученной в результате исследовательской работы.
- содействие сохранению преемственности и связи поколений;

Содержание

1.Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Рушник.docx

— 1.51 Мб (Скачать файл)


 

Школьная краеведческая конференция

 МБОУ «Ковардицкая СОШ»

 

 

 

Номинация: «Культурное наследие: вещественный источник»

Исследовательская работа по теме:

 «Рушник бабушки Матрены»

 

 

 

 

 

 

 

 

2012-2013 уч. год 

 

Оглавление:

 

1.Введение.

 

2. Основная часть. 

 

3. Заключение.

 

4. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
Цель работы:

  1. Передача от поколения к поколению материальных и духовных ценностей, знаний и навыков. Изучение новых страниц истории.
  2. Развитие навыков поисковой, исследовательской работы, умения анализировать исторические документы.
  3. Воспитание любви и уважения к малой Родине.
  4. Знакомство с историей быта земляков.

Задачи исследования:

- обобщение информации, полученной в результате исследовательской работы.

      - содействие сохранению преемственности и связи поколений; 
      - донести ныне живущим об истории вышивки и ткачества. 
Актуальность

Так как 2012 год является годом  истории и юбилейным годом российской государственности,  также города Мурома, полученные знания открывают для учащихся всё новые страницы истории Родного края.

Методы исследования:

  • Беседа с очевидцами
  • Работа с литературой

 
Данное исследование имеет и практическую значимость, т. к. рушник передается в школьный музей, информация о рушнике может быть использована и на уроках истории, музыки, изо, МХК.

 

Основная часть

Рушник – это декоративно-расшитое полотенце из домотканой ткани, он является элементом народной культуры восточных  славян.

 

Со времен древней Руси ему предвещалось не только эстетическое назначение, он также являлся и элементом  ритуально-обрядовых традиций. Узоры, которые обрамляют рушники, являются не только украшением, но и символизируют  о связях, которые связывают людей  со своим родом и предками.

Нам попался интересный предмет старины. Мы решили о нем узнать по - подробнее. От дочери бабушки Матрены мы узнали, что рушники готовили в каждой семье от посева льна до готового изделия. А, значит, сами изо льна пряли нить, на домашнем станке ткали полотно, отбеливали его, и затем украшали вышивкой, кружевами, доводя до совершенства. Нюхалова Матрена Михайловна (именно ее рушник стал отправной точкой для нашего исследования), урожденная Журкова, родилась в деревне Березовка в 1898году. После замужества поставили избу в деревне Саксино, где и жили своим хозяйством. В избе был ткацкий станок, на котором Матрена Михайловна ткала полотно, чтобы сшить одежду себе, мужу и восьмерым детям. Также ткань готовилась и для рушников. Она отбеливалась, крючком вязались кружева по краям будущего рушника и вышивался орнамент.  Рушник, о котором идет речь, был изготовлен для украшения интерьера дома.

Рушник вышиваный производился из конопляной или льняной ткани, которая обычно имеет ширину около 30 – 40 сантиметров, а длина ее может составлять более трех метров. Для украшения рушника применяют различные ленты, вышивку, кружевную вышивку и так далее. Вышивкой на рушниках отображали разнообразную символику, а также отображались различные зооморфные орнаменты (петухи, утки, львы, орлы, кони).  Могли отображаться растительные орнаменты (калина, роза, мак, виноград) или различные геометрические орнаменты (круги, ромбы). Помимо вышеперечисленных орнаментов можно было встретить культовые или бытовые сочетания.

До 18 – 19 века узоры, которые вышивались на рушниках, имели свой смысл и  предназначение. В период правления  Петра на рушники стали часто  наноситься бытовые орнаменты, которые  никак не были связаны с различными обрядами и не имели смыслового значения. К концу 19 века вышивка, которая наносилась на рушник, полностью потеряла свое значение. Основными цветами, которыми сопровождалась вышивка, являлись красный  и белый цвет. Однако же красный  цвет очень часто отражался немного  иным оттенком, например алым, малиновым. Данная цветовая гамма была подобрана  нашими предками неслучайно, эти цвета  изначально имели огромное значение в народной культуре Руси. История  рушника, как и раньше, так и  на сегодняшний день интересует многих исследователей, которые с интересом  занимаются подробным анализом и  изучением этой реликвии.

На сегодняшний день большинство  славянских традиций забыто, однако, несмотря на это рушники и по сегодняшний  день украшают жилище и применяются  в различных обрядах. Рушниками  украшают иконы, дверные и оконные  проемы, также их очень часто помещают на стены в качестве украшения. Очень  часто рушники вышивались с орнаментом, который символизировал плодородие. Подобные рушники получили название рушники-убрусы, они вешались на деревья  в процессе заклинательного обряда. Подобный обряд и по сегодняшний  день встречается в различных  селениях. В 70-х годах на окраине  деревни была найдена сосна, наполовину увешанная рушниками. В деревне  не было церкви и местные жители, освятив дерево, приносили ему  различные дары.

 

Огромное значение рушники имели  и имеют по сегодняшний день в  свадебных обрядах. Вышивка, которая  нанесена на рушник, должна защищать молодоженов  от различных напастей. Рушниками  также раньше украшались и свадебные  повозки. Во время венчания на рушнике  стоят и невеста с женихом. Раньше в регионах Украины при  сватовстве рушник необходимо было принять, а в других регионах данный процесс  носил название не сватовства, а  обручения. Все региональные традиции бережно передавались из поколения  в поколения даже при переселении.

 

Огромное значение по сегодняшний  день рушникам придается в регионах Украины, там очень сильно чтят обряды, в которых используются рушники. Украинский народ даже складывал  про рушники красивые песни, одной  из таких песен является достаточно популярная в народе и известная  практически каждому человеку песня, которая получила название «Мамин рушник»

 


 

Реконструкция традиционного  убранства украинской хаты.

Слово рушник происходит от корня "руш", "рух". В словаре Фасмера "рушить" - ломать, рвать, то есть рушник - оторванный кусок ткани, отрез.  
В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих простыню, рубашку, одежду - рухо, рухлядь. Они несут семантику нарушения целостности сотканного полотна. Многим пишущим известен "страх перед чистым листом бумаги", его жалко портить, то же испытывали наши предки, когда рвали с таким трудом созданную ткань.  
Возникает вопрос: почему же рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножей и ножниц. В период неолита (новый каменный век) одежду кроили, сделав надрез острым камнем, ракушкой или щепкой, и далее рвали ткань руками. До сих пор именно этим способом работают с тонким ситцем некоторые продавцы и портные. Ткань рвется ровно по долевой или поперечной нити, в зависимости от направления приложенного усилия.  
Созвучие со словом "рука" дает повод ошибочного толкования слова "рушник" как полотенца для рук . Однако для вытирания использовались предметы, называемые: утирка, ширинка, полотенце, рукотерка, ручник - ветошка, висящая при рукомойнике - куски полотна небольшой длины и менее украшенные по сравнению с настоящим рушником. О малом размере полотенца для рук говорит пословица - одним рукотёрником вытираться - на том свете разодраться. Вероятно, утирками становились части старых негодных рушников - ведь в крестьянском быту старые тканые изделия никогда не выбрасывались, а изнашивались буквально в прах.  
Настоящий же рушник богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом и тесьмой - таким декоративным изделием невозможно вытирать руки!

 
 
Рыбаков в своей книге "Язычество  древних славян" назвал русскую  вышивку, в том числе и на рушниках "сокровищницей больших и малых  мифологических сюжетов", "полотняным фольклором", драгоценным для  нас сохранением глубинной архаики . Рушник - единственный ритуальный предмет  из языческого прошлого, который без  перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению - защищать святые углы, божницы, дверные  и оконные проёмы, свадьбы, праздники, похороны своими магическими изображениями  и оберегами от сглаза, урока - любой  порчи и быть пристанищем душ  умерших родичей.  
Замечательно описаны способы применения рушников в книге "Изобразительные мотивы в русской народной вышивке":      

Свою особую роль играл рушник в родильных и крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нём " отдыхает" душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы " пришедшие" умершие родители по нему вошли в дом. Полотенца дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные берёзки, обетные, придорожные и намогильные кресты".

 
 

Многие считают, что геометрический орнамент древнее геометризированного растительного. Это не так. Самые древние наскальные рисунки реалистичны, так как человек ещё не "дорос" до абстракций.  
Геометрический узор появляется повсеместно только на гончарных изделиях, то есть при достижении человечеством определённой степени развития мелкой моторики рук и соответствующих отделов головного мозга. Посмотрите на рисунки детей, повторяющих индивидуально путь развития всего человечества. Они рисуют коряво, но только реальные объекты. Орнамент, в том числе и геометрический они осваивают ближе к школьному возрасту. 
Однако четкий геометрический орнамент знаком местному населению. Рубахи, мужские и женские, из этого района украшены только им. Следовательно, можно предположить, что цветы на рушниках отличительная особенность данного района. 
 
 
Вышивки в целом, и рушники в частности, имеют разнообразное, но вполне обозримое количество сюжетов. И если их смысл понимался, логично предположить, что на каждом обряде использовался свой, определённый сюжет.                                                                                                   Удалось выявить только некоторые тенденции применения: 
• На полотенцах с бранным ткачеством чаще подносили хлеб-соль.  
• Для икон были особые, именные и молённые, с инициалами святых и молитвами.  
• Рушники с крупными маками чаще использовались в свадебном обряде.  
• Но все они могли заменять друг друга и просто украшать интерьер дома. 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 

   Вышивки иногда иллюстрировали устное народное творчество. Глядя на этот рушник, вспоминается припев многих песен и колядок: "виноградье красно - зелено моё". Изображения и воспевания виноградной лозы, шишечек хмеля и мака уводят нас по крайней мере в древность Х века, когда впервые было письменно зафиксирована одна из черт этнической характеристики русского народа: "веселие на Руси есть пити" . Употребление "зелена вина", хмельного пива, маковой настойки и мёда, изобразить который растительным символом трудно, отличало древнерусскую народность от соседей. Ритуальные действия, праздники требовали создания приподнятого настроя, который достигался не только возбуждающими напитками, но и красивым оформлением. Сегодня для этих целей в городах используют воздушные шарики и букеты цветов, а в старину повсеместно, как и сейчас в деревнях эти функции выполняли рушники с изображениями цветов, листьев и плодов.  
Возможно, что рушники с виноградом вывешивались на Коляду, так как колядки в некоторых районах России так и называются "виноградья". 
Интересно, что припев "виноградье красно - зелено моё" более распространён на севере России. Возможно, это память о том, что до 14 века климат был теплее и зона распространения винограда, мака и других южных культур была значительно ближе к северу.

 

 
 

 

 

 

 

Владимирская вышивка

 

Бытование вышивки на Владимирской земле отмечено не одним десятком веков. Вышитые изделия, найденные  на территории Владимиро-Суздальского княжества XI - начала XII века в захоронениях сельского населения, характеризуют  развитое декоративно-прикладное искусство.

 

 

 

 

Фрагменты тканей, сохранившие древнюю  вышивку, позволяют восстановить фактуру  нитей и особенности орнамента. Установлено, что вышивки выполнялись  в основном шелковыми и золотыми нитями по шелку, который служил для  отделки праздничного костюма, обшивки  ворота или накладного воротника. Золоченые  или серебряные нити, скрученные с  льняной основной нитью, служили  различным техникам вышивки.

Гладь в старинных золотошитых изделиях выполнялась так, что лицевые нити образовывали плотные стежки. Позже золотая вышивка выполнялась техникой "в прикреп", когда нити прикрепляются к ткани при помощи шелка, что позволяет сохранить целостность основного изделия без проколов жесткой золоченой или серебряной проволокой. Вероятно, именно эта техника легла в основу "владимирского шва" или "верхошва", в котором крупными стежками застилается лишь лицевая сторона орнамента.

Характер орнамента владимирской вышивки менялся под воздействием заимствований из парчевых тканей, ювелирных изделий, привезенных с востока. Неоспоримо влияние христианской культуры, в частности окладов икон, книжных заставок и, главное, белокаменной резьбы, украшающей храмы города Владимира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако заимствованные мотивы не вытесняли  сердцевинные, исконные образы родной природы. Гармония космического и земного  как идеальное представление  наших предков об окружающем мире отразилось в многообразии декоративных мотивов растительного орнамента. Мотив Солнца и Луны, древа жизни, трав, птиц, цветов и плодов характеризует  старинные вышивки и продолжает оставаться характерной чертой современной  владимирской вышивки.

Наследовав старинные золотошвейные  традиции, привнося и развивая народные черты декоративной вышивки, на Владимирских землях утвердились два промысла - Мстерский и Александровский.

Известно, что Мстерский промысел не только продолжил древнюю традицию вышивки растительного орнамента, но и создал свой стиль вышивки белой и цветной гладью, так называемый "владимирский шов". Материал, по которому выполняется белая гладь, должен быть шелковистый и тонкий, например, натуральный шифон или шелк или, наоборот, грубый и плотный, как льняное полотно. И в том, и в другом случае белая гладь создает необычное рельефное изображение. Белой гладью вышивали платки, полотенца, скатерти. В настоящее время особой популярностью пользуются вышитые изделия женской одежды - блузки, платья, белье.

Информация о работе Рушник бабушки Матрены