Семейные отношения Древней Вавилонии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:26, реферат

Краткое описание

Семейное право никогда не потеряет своей актуальности, потому что семья как институт будет существовать вечно. Для регулирования внутрисемейных отношений было создано множество документов. Еще античные авторы, такие как Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский в своих трудах упоминают о законодательствах, содержащих статьи, связанные с брачно-семейными отношениями. Целью моей работы является рассмотрение основных принципов разрешения различных ситуаций, возникающих в то время. Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Выяснение условий заключения и расторжения брака в Древней Вавилонии.
2. Рассмотрение прав и обязанностей супругов.
3. Изучение материала о взаимоотношениях родителей и детей, а также детальное раскрытие вопросов, связанных с переходом наследства от родителей к детям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Принципы оформления брачных отношений и условия расторжения брака.……………………………………………………………………………..5
Выводы по I главе……………………………………………………………….7
Глава II. Правовые и имущественные отношения между супругами в браке……………………………………………………………………………….8
Выводы по II главе …………………………………………………………….14
Глава III.Отношения между родителями и детьми……………………………15
Выводы по III главе……………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список источников и литературы………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 62.76 Кб (Скачать файл)

 

 




Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Принципы оформления брачных отношений и условия расторжения брака.……………………………………………………………………………..5

Выводы по I главе……………………………………………………………….7

Глава II. Правовые и имущественные отношения между супругами в браке……………………………………………………………………………….8

Выводы по II главе …………………………………………………………….14

Глава III.Отношения между родителями и детьми……………………………15

Выводы по III главе……………………………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………….22

Список источников и литературы………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

              Актуальность темы. Семейное право никогда не потеряет своей актуальности, потому что семья как институт будет существовать вечно. Для регулирования внутрисемейных отношений было создано множество документов. Еще античные авторы, такие как Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский в своих трудах упоминают о законодательствах, содержащих статьи, связанные с брачно-семейными отношениями. Целью моей работы является рассмотрение основных принципов разрешения различных ситуаций, возникающих в то время. Поставленная цель определила следующие задачи:

1.Выяснение условий заключения и расторжения брака в Древней Вавилонии.

2.Рассмотрение прав и обязанностей супругов.

3.Изучение материала о взаимоотношениях родителей и детей, а также детальное раскрытие вопросов, связанных с переходом наследства от родителей к детям.

              Источниковедческая база. Основным источником работы являются законы Хаммурапи –царя Вавилона из вавилонской (аморейской) династии, который правил приблизительно в 1793 — 1750 годах до н. э. Это один из самых ценных источников по истории Древнего Востока. Вне сомнения, он является достоверным. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. В его статьях, а также во введении и заключении наиболее четко вырисовываются характерные черты вавилонского рабовладельческого общества. Это древнейший из сохранившихся в достаточно полном виде свод законов, так как более ранние - шумерийские законы- дошли только в отрывках.

            Текст на базальтовом столбе, найденном в 1901 г.французской археологической экспедицией в Сузах, куда он был завезен после одного из набегов эламитян на Вавилонию, в настоящее время хранится в Луврском музее (Париж). Памятник датируется XVIII в. До н. э. Язык классический старо-вавилонский. Лицевая сторона наверху украшена рельефным изображением Хаммурапи, стоящим перед богом солнца Шамашем и получающим из его рук судейский жезл.

             По повелению эламского царя, увезшего эту надпись в качестве  трофея, несколько строк было  стерто, очевидно, с целью поместить  имя этого царя. Однако большая  часть статей законов сохранилась. Позднее были обнаружены в библиотеке Ашшубанипала копии некоторых частей кодекса, с помощью которых поврежденные места были почти полностью восстановлены.1

            Кодекс Хаммурапи содержит 282 статьи и регулирует все основные аспекты жизни и хозяйствования граждан. Он состоит из трёх частей:

1. Введение,

2. Судебник,

3. Заключение.

              Во вступлении указывается на то, что издание кодекса законов, имеет своей целью установление справедливости в стране. Далее царь перечисляет свои титулы, прославляет своё величие, отмечает благодеяния, оказанные им стране.

              Средняя, основная часть судебника содержит перечень статей, касающихся уголовного права, судопроизводства, права собственности (кража и грабёж), прав воинов. Отдельные статьи говорят о правах владения недвижимостью, о торговле, залоговом праве, семейном праве, членовредительстве, работе зодчих и кораблестроителей, найме рабочей силы и рабстве.

              В заключительной части царь перечисляет свои заслуги перед народом, призывает благословение на голову тех царей, которые будут выполнять его законы, и посылает грозные проклятия на тех, кто не будет их соблюдать или решится их отменить.

              Таким образом, кодекс Хаммурапи является дальнейшим развитием и кодификацией древнешумерийских законов, оказавших сильное влияние на вавилонское законодательство. Судебник Хаммурапи несколько более систематичен, чем сборники шумерийских судебных решений, и в нём уже ясно чувствуется попытка законодателя объединить в группы родственные по содержанию статьи закона, однако он всё же ещё не может быть признан кодексом в полном смысле этого слова и скорее является сводом отдельных юридических решений (казуальное право). 2

              Степень изученности темы. Оппенхейм А.Л. в своем призведении «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации» рассматривает отношения между свободными гражданами и их ближайшими родственниками и говорит о том, что они известны достаточно хорошо. Но при этом, хотя большинство юридических аспектов семейных отношений изучено досконально, многие проблемы все еще не исследованы.3

              В книге ленинградского востоковеда Виталия Александровича Белявского, бывшего учеником известнейшего советского историка Василия Васильевича Струве, «Вавилон легендарный и Вавилон исторический» дается очерк политической, социально-экономической, религиозной и культурной истории вавилонского общества в VII-VI вв. до н.э., показаны роль и место Вавилона в развитии мировой цивилизации. Книга является первой и на долгие годы единственной в мировой литературе о Вавилоне эпохи Навуходоносора.

              Книга выдающегося русского востоковеда и египтолога, основоположника отечественной школы истории и филологии Древнего Востока Б.А.Тураева охватывает материалы древних обществ Египта, Вавилонии, Ассирии, Палестины, Сирии, Малой Азии и Ирана.

              Коллективный труд  Дьяконова И.М., Нероновой В.Д., Свенцицкой И.С.  в первой своей книге рассматривает возникновение и начальные этапы развития раннеклассовых обществ и государств в различных регионах Западной Азии, долине Нила, Эггейском бассейне, Индии и Китае (IV-II тысячелетия до нашей эры).

              Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.Принципы оформления брачных отношений.

            Статьи о семейном праве свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон.4

             В брак вавилоняне вступали рано: юноши в 18-20 лет, девушки в 14-16 лет. Брак заключался по договоренности жениха или его родителей с родителями невесты. У девушки согласия на брак, как правило, не спрашивали: этот вопрос за нее решали родители или братья. Со стороны жениха согласия родителей на брак сына формально не требовалось, но на практике часто дело обстояло иначе, если сын находился в материальной зависимости от отца или матери.5

             Брак не считался действительным при отсутствии брачного контракта и в случае несогласия хотя бы одного из родителей любой из сторон.

                    Брак считается законным лишь при соблюдении определенных юридических формальностей: требовалось заключить при свидетелях брачный контракт, который обычно был устным, но при наличии особых обстоятельств мог быть и письменным.6

• § 128. Если человек взял жену, но договора касательно нее не составил, эта женщина – не жена.

              Жених должен был принести брачный выкуп, а отец невесты, в свою очередь, обязывался дать дочери приданное, владелицей которого была она сама, жених же при этом обладал только правом пользования.

             У вавилонян среднего достатка в приданое давали обычно участок земли или городской дом, деньги, мебель, домашнюю утварь и обязательно рабов. Считалось неприличным, если у вавилонянки не было личной рабской прислуги. Кроме приданого, невеста часто располагала кубышкой с деньгами и прочим имуществом, появившимся у нее за счет подарков, завещаний и иными путями.  И приданное и кубышка были личной собственностью жены. Муж ни при каких обстоятельствах не мог получить на них права.2

                  Развод был не труден и стеснен для мужа только денежными соображениями, для жены – судебными формальностями.7

              На развод имели право обе стороны, но за неверность жена наказывалась строже. Приданое жены принадлежало ее детям, которые делили между собой наследство после смерти родителей.8

• § 142. Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: “Не прикасайся ко мне”, ее дело ее кварталом должно быть исследовано, и если она себя блюла и греха на ней нет, а ее муж– гуляка и очень ее унижал, на женщине этой вины нет, она может забрать свое приданое и в дом своего отца она может уйти.

 • § 149. Если эта женщина не согласна жить в доме своего мужа, свое приданое, которое она принесла из дома ее отца, он должен ей возместить, и она может уйти.

            Если муж отвергал жену, от  которой он имел детей, то обязан  был выплатить ей приданное  и «сыновнюю часть». Бездетная жена могла быть отпущена с приданными взносом, сделанным при браке мужем. Без всяких условий могла быть прогнана расточительная или неверная жена, муж имел даже право обратить ее в рабыню.9

• § 137. Если человек с шугетум, которая родила ему сыновей, или с надитум, которая дала ему возможность иметь сыновей, развестись задумал, этой женщине должны вернуть ее приданое, и половину поля, сада и движимого имущества ей должны отдать, и своих сыновей она должна взрастить; когда своих сыновей она взрастит, из всего, что дано ее сыновьям, долю, равную доле одного сына, ей должны дать, и муж, который ей по сердцу, может взять ее в жены.

• § 138. Если человек свою первую жену, которая не родила ему сыновей, хочет покинуть, серебро, сколько составлял ее выкуп, он должен ей отдать, и приданое, которое она принесла из дома своего отца, он должен ей возместить, и тогда он может ее покинуть.

• § 139. Если выкупа не было, 1 мину серебра в качестве разводной платы он должен ей дать.

• § 140. Если он – мушкенум, он должен отдать ей 1/3 мины серебра.

 

Выводы по I главе.

               Для заключения брака в Древней Вавилонии необходимо было соблюдать некоторые формальности. Одной из них являлся брачный контракт, в котором прописывались все основные права и обязанности супругов. Женщина в случае невыполнения своих обязанностей наказывалась более строго, чем ее муж, что говорит о явном превосходстве мужчины в правовом отношении. Желание развестись могли изъявлять обе стороны. В таком случае дело рассматривалось судом, который опять-таки проверял невиновность супруги перед мужем.

 

 

Глава II. Правовые и имущественные отношения между супругами

         Важным событием в жизни женщины было замужество. С этого момента она навсегда выходила из-под власти родителей и становилась самостоятельной, хотя и не равной  мужчине. Основой той самостоятельности служили имущественные права женщины. При выходе  замуж она получала от родителей или братьев приданое, состав и размер которого зависели от возможностей ее семьи. Располагая личной собственностью, жена не зависела от мужа в имущественном отношении. Юридическая власть мужа над ней была невелика. Женщина обладала полной правоспособностью в области частного права. Она могла покупать, продавать, сдавать в аренду и внаем, дарить, завещать, закладывать, давать в долг любой вид движимого и недвижимого имущества, включая землю, дома, рабов и деньги, являвшиеся ее собственностью. Она в полном объеме пользовалась правами юридического лица в деловой сфере.10

            Целью брака было рождение детей, которые унаследуют семейное имущество и будут поддерживать культ предков, без чего эти последние обречены на муки голода в загробном мире. Поэтому законы Хамураппи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (§ 159—164); о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (§ 151—152); об имуществе жены (§ 150). Вавилонский брак не был, вопреки тому, что об этом часто пишут, «браком-куплей»: размер приданого был больше, чем размер выкупа (§ 163—164). Если же брак и сохранял формальное сходство с покупкой, то объясняется это тем, что древнее право просто не знает иного способа передачи патриархальной власти над человеком, чем купля-продажа (даже и в римском праве освобождение сына из-под отцовской власти оформлялось как фиктивная продажа).11

• § 151. Если женщина, которая живет в доме человека, чтобы кредитор ее мужа не задержал ее за долг, связала своего мужа договором и заставила его выдать документ, то, если этот человек, прежде чем он взял эту женщину замуж, долг на себе имел, его кредитор не может задержать его жену; и если эта женщина, прежде чем она вошла в дом человека, имела на себе долг, ее кредитор не может задержать её мужа.

• § 152. Если после того как эта женщина в дом человека вошла, на них возник долг, оба они должны удовлетворить кредитора.

• § 159. Если человек, который в дом своего тестя дал принести брачный дар и отдал выкуп, загляделся на другую женщину и сказал своему тестю; “твою дочь в жены я не возьму”, отец девушки все, что ему принесено, может забрать.

• § 160. Если человек в дом своего тестя брачный дар дал принести и выкуп отдал, а отец девушки “Дочь мою я тебе не отдам” сказал, все, что ему принесено, он должен удвоить и вернуть.

Информация о работе Семейные отношения Древней Вавилонии