Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 10:17, курсовая работа
Цель моей работы состоит в том, что бы рассмотреть историю создания Сената и изменения его структуры, в течение XVIII века, каким образом менялись полномочия данного органа .
Для этого нам предстоит:
изучить причины и события повлиявшие на проведение реформ первой четверти XVIII века;
исследовать тенденцию развития системы государственного управления России в этот период;
Введение.
Одно из центральных мест в преобразованиях Петра заняла реформа государственного управления, одним из важнейших моментов которой стало учреждение Сената.
Цель моей работы состоит в том, что бы рассмотреть историю создания Сената и изменения его структуры, в течение XVIII века, каким образом менялись полномочия данного органа .
Для этого нам предстоит:
изучить причины и события повлиявшие на проведение реформ первой четверти XVIII века;
исследовать тенденцию развития системы государственного управления России в этот период;
рассмотреть процесс возникновения и реформирования Сената в XVIII столетии;
установить какую роль сыграл Сенат в развитии системы государственного управления .
Предметом исследования в данной работе является деятельность Сената и изменения его структуры в XVIII веке.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания и частные научные методы изучения правовых явлений, конкретно-исторический, системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, технико-юридический и др.
Практическое значение данной курсовой работы заключается в том, чтобы на основе изложенных в ней материалов глубже изучить процесс становления системы государственного управления в России.
1. Создание Сената в России .
1.1 Предпосылки создания Сената
К концу XVII - началу
XVIII века с ослаблением
Косилия не имела аристократического характера, а являлась бюрократическим органом, состоявшим из чиновников, которые назначались царём и подчинялись ему. К компетенции консилии министров, как высшего правительственного органа, относилась одна из важнейших функций – разработка законопроектов по особому поручению царя. Так, именным указом в 1708 году было предписано разделить государство на восемь губерний и по ним расписать города, что и было сделано консилией министров.
Губернская реформа изолировала консилию от местного управления. Губернии не были подчинены приказам , а сама консилия не могла наладить с ними связь из-за отсутствия чёткой регламентации своей деятельности. Возникает необходимость создания нового органа центрального управления . Таковым органом явился Сенат , учреждённый в 1711 году. В конце XVII – в начале XVIII столетии государственный аппарат был плохо слаженным, громоздким, неэффективным. За исключением внешних сношений, которыми ведал Посольский приказ, все остальные сферы жизни государства не имели единого органа управления. Отсутствие единого органа управления тормозило процесс европеизации России, к которой так сильно стремился Петр.
1Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.-Л., 1945. С.107.
Ключевский писал - "Происхождение, точнее, такое превращение Сената тесно связано с губернской реформой 1708 г. Эта реформа опустошила или расстроила центральное приказное управление: одни приказы, как Сибирский и Казанский, она упразднила, переместив их ведомства в соответственные губернии, другие превратила из общегосударственных в учреждения Московской губернии. К числу последних принадлежала и московская ратуша, ставшая теперь просто московской городской управой. Создавалось редкое по конструкции государство, состоявшее из 8 обширных сатрапий, ничем не объединявшихся в столице, да и самой столицы не существовало: Москва переставала быть ею, а Петербург еще не успел стать ею. Объединял области центр не географический, а личный и передвижной, блуждавший по радиусам и перифериям, сам государь. Консилия министров собиралась случайно и в случайном составе, несмотря на предписания, точно регулировавшие ее делопроизводство. По списку 1705 г. значилось 38 думных людей, бояр, окольничих и думных дворян, а в начале 1706 г., когда Карл XII неожиданным движением из Польши отрезал сообщения у русского корпуса под Гродной, когда нужно было обсудить и принять решительные меры, при царе в Москве случились только два министра, думных человека: остальные были "на службах", в служебном разгоне. Из приказов в Москве оставались только требующие и расходующие, как Военный, Артиллерийский, Адмиралтейский, Посольский. В столице сосредоточивалось финансовое потребление, а добывала губернская администрация; но в Москве не оставалось учреждения для высшего распоряжения финансовым добыванием и для верховного надзора за финансовыми потребителями, т.е. не было правительства. Среди своих военно-стратегических и дипломатических операций Петр как будто не замечал, что, учреждая 8 губерний, он создавал 8 рекрутских и финансовых контор для комплектования и содержания полков в борьбе с опасным врагом, но оставлял государство без центрального внутреннего управления, а себя - без прямых ближайших истолкователей и проводников своей державной воли. Таким проводником не мог быть министерский съезд в Ближней канцелярии без определенного ведомства и постоянного состава, из управителей, занятых другими делами и обязанных подписаться под протоколом заседания, чтобы сим явить свою "дурость". Тогда Петру нужна была не государственная Дума, совещательная или законодательная, а простая государственная управа из немногих толковых дельцов, способных угадать волю, поймать неясную мысль царя, скрытую в лаконической шараде наскоро набросанного именного указа, разработать ее в понятное и исполнимое распоряжение и властно присмотреть за его исполнением, -- управа настолько полномочная, чтобы ее все боялись, и настолько ответственная, чтобы и самой чего-нибудь бояться. Alter ego царя в глазах народа, ежеминутно чувствующий над собою царское quos ego, -- такова первоначальная идея Сената, если только какая-либо идея участвовала в его создании. Сенат должен был решать дела единогласно. Чтобы это единогласие не выжималось чьим-либо личным давлением, в Сенат не был введен никто из первостепенных сотрудников Петра: ни Меншиков, ни Апраксин, ни Шереметев, ни канцлер Головкин и пр. Эти "верховные господа", "принципалы", как их называет указ, ближайшие сотрудники царя по военным и дипломатическим делам, не входившим в компетенцию Сената, поставлены были вне его ведомства и могли писать ему "указом царского величества". В то же время Петр давал знать Меншикову, что и он, князь Ижорский, как петербургский губернатор, обязан слушаться Сената наравне с другими губернаторами. Видим два правительства, действовавшие перекрестно, с пересекающимися взаимно компетенциями, то подчиненно одно другому, то независимо: тогдашнее политическое сознание умело совмещать в себе такие сочетания несовместимых отношений просто потому, что не успели или не умели подумать о подобных предметах. Большинство Сената составилось из дельцов далеко не первостепенной чиновной знати: Самарин был военным казначеем, князь Григорий Волконский -- управителем тульских казенных заводов, Апухтин -- генерал-квартирмейстером и т.п. Такие люди понимали военное хозяйство, важнейший предмет сенатского ведения, не хуже любого принципала, а украсть могли, наверное, меньше Меншикова, если же сенатор князь М. Долгорукий не умел писать, то и Меншиков немного опередил его в этом искусстве, с трудом рисуя буквы своей фамилии. Итак, двумя условиями созданы были потребности управления, вызвавшие учреждение Сената как временной комиссии, а потом упрочившие его существование и определившие его ведомство, состав и значение: это -- расстройство старой Боярской думы и постоянные отлучки царя. Первое условие, исчезновение центрального правительства, рождало необходимость высшего правительственного учреждения с постоянным составом и определенным ведомством, сосредоточенным исключительно на указанных ему делах. Из второго условия вытекали распорядительный и наблюдательный характер учреждения без совещательного значения и законодательного авторитета и строгая отчетность в пользовании чрезвычайными временными полномочиями."2
С созданием Сената окончательно исчезает Боярская дума . Пропал последний орган , ограничивавший власть монарха. Пётр I стал неограниченным правителем государства.
По моему мнению одной из главных причин учреждения Сената было стремление царя к неограниченному характеру власти.
1.2 Учреждение Сената.
Собираясь в турецкий поход, Петр 22 февраля 1711 г. издал следующий указ:
"22 февраля 1711 г.
Указ объявить последующей:
Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления:
Господин граф Мусин Пушкин,
Господин Стрешнев,
Господин князь Петр Голицын,
Господин К. Михаила Долгорукой,
Господин Племянников,
2Ключевский В. О. Ключевский В.О. Сочинения. М., 1958, т. 4, С. 4-7.
Господин К. Григорей Волконской,
Господин Самарин,
Господин Василей Апухтин,
Господин Мелницкой,
Обор-Секретарь сего Сената Анисим Щукин.
1.Московскую губернию управлять и доносить Сенату Василью Ершову.
2.На князь Петрова место Голицына Господин Курбатов.
3.Вместо приказу Розрядного быть столу розрядному при вышеписанном Сенате.
4.Також со всех губерней в вышеписанном суду для спросу и принимания указов быть по два комисара с губерний."
"Особенности, усвоенные
при Петре Боярской думой, перешли
и в правительственное
Надо полагать, учреждение
Сената было важным шагом в
складывании бюрократического
3Ключевский В. О. Сочинения. М., 1958, т. 4, С. 8-9.
министров бюрократический принцип ответственности перед царем еще более упрочился. 2 марта 1711 года сенаторы были приведены к присяге в верном исполнении своей должности.
Петр I неоднократно напоминал сенаторам, что в случае нарушения присяги им грозит жестокое наказание, включая смертную казнь, опалу, отрешение от должности, денежные штрафы – «…и ежели оной Сенат чрез свое ныне пред богом произнесенное обещание, неправедно что поступят в каком партикулярном деле… то будет пред нами суждено и виноватый жестоко будет наказан.»
Существует несколько точек зрения, по-разному толкующих статус Сената. Так некоторые авторы высказывали мнение, будто Сенат в первое время являлся чрезвычайным, временным органом и лишь впоследствии приобрел характер постоянного учреждения.
Данная точка зрения представляется неверной . Хотя сам Петр I в указе 22 февраля 1711 года говорит об определении Сената «для отлучек наших», но эти слова указывали лишь на мотив, заставивший монарха прибегнуть к созданию нового учреждения. К.А. Неволин усматривал здесь сохранившуюся древнюю традицию «российских государей на время отлучки… поручать столицу в ведение бояр, для того каждый раз назначаемых»4. Но это было лишь чисто внешнее обращение к традиции, имевшее целью в привычной форме объяснить подданным создание нового учреждения, которое принципиально не имело ничего общего с боярскими комиссиями XVII века.
В подтверждение того, что изначально Сенат учреждался Петром I как постоянно действующий орган, свидетельствует следующий факт – с момента учреждения Сената до начала Прутского похода было издано четыре указа (регулирующих деятельность Сената), в том числе: «Об учреждении Правительствующего Сената», «О поручении правительствующему Сенату попечения о правосудии, об устройстве государственных доходов, торговли и
4Неволин К.А. Полное собрание сочинений, т. 6. СПб., 1889, С. 214.
других отраслей государственного хозяйства», «О власти и ответственности Сената», «О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате»5.
По всей видимости, учреждение Петром I Сената на время (Прутского похода) не предполагало бы такого тщательного нормативного регулирования. Наоборот, такой основательный подход говорит о том, что Петр I учредил Сенат как постоянно действующий орган.
Необходимо отметить, что Сенат не прерывал своей деятельности так же во время нахождения царя в столице. По всей видимости, возложенная на него (Сенат) компетенция не имела характера временных полномочий, а была рассчитана на многолетнюю работу. Сенат был постоянно действующим высшим государственным органом.
Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, осуществляющего функции высшего органа государственного управления в стране, по образцу подобного же учреждения, существовавшего в Швеции. «Изучая государственные учреждения в Швеции, Петр Великий остановился именно на сенате; это учреждение с некоторыми изменениями, приноровленными к быту русской жизни, должно было, по его мнению, найти удобную почву и в системе нашего управления. Посредством такого учреждение, основанного на чисто коллегиальном начале, он думал достичь: во первых – единства во всем управлении и во вторых – положить конец всем злоупотреблением должностных лиц».6
Петр I при назначении сенаторов не руководствовался происхождением, званием и чинами. Возможно, именно поэтому, должность сенатора не была включена в Табель о рангах и не была отнесена к классам.
Иными словами можно сказать, что в основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю.
1.3 Структура Сената
5Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.-Л., 1945,С. 197-200.
6Ивановский В. Государственное право. Известия и ученые записки Казанского университета. По изданию №5, 1895 г. – №11, 1896 г. С. 17.
Изначально Сенат состоял из девяти сенаторов и одного секретаря,
назначенных государем
• «Господин граф Мусин Пушкин,
• Господин Стрешнев,
• Господин князь Петр Голицын,
• Господин К. Михайла Долгорукий,
• Господин Племянников,
• Господин К. Григорей Волконской,
• Господин Самарин,
• Господин Василей Апухтин,
• Господин Мелницкой,
• Обор-Секретарь сего Сената Анисим Щукин.»7
Следует отметить, что первоначально Сенат возник как орган с монолитной структурой. В его внутренней организации различались только присутствие, куда входил весь личный состав, и канцелярия.
Далее в работе мы подробно будем рассматривать имевшие место структурные изменения Сената – реформы.
2. Реформирование Сената в XVIII веке.
2.1 Структурные изменения Сената XVIII века.
Новая система центральных учреждений бала создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе ПетраI. На Сенат возлагались судебные, административные и законосовещательные функции.