Система спецпоселений, исправительно-трудовых лагерей и тюрем в 30-е годы 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:42, реферат

Краткое описание

Назначение уголовного наказания преследует цели исправления осужденных и предупреждения совершения с их стороны новых преступлений.
Для обеспечения этих целей создаются специализированные государственные органы и учреждения, вид которых зависит от характера уголовно-правового воздействия конкретного наказания.
Построение системы органов, обеспечивающих осуществление уголовно-правового принуждения, во все времена напрямую зависело от существующей системы уголовных наказаний и от сложившейся практики их применения.

Вложенные файлы: 1 файл

вариант история уис2.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Система спецпоселений, исправительно-трудовых лагерей и тюрем в 30-е годы 20 века

     Назначение уголовного  наказания преследует цели исправления  осужденных и предупреждения  совершения с их стороны новых  преступлений.

     Для обеспечения этих  целей создаются специализированные государственные органы и учреждения, вид которых зависит от характера уголовно-правового воздействия конкретного наказания.

     Построение системы  органов, обеспечивающих осуществление  уголовно-правового принуждения,  во все времена напрямую зависело от существующей системы уголовных наказаний и от сложившейся практики их применения.

     Действующая в современной  России система учреждений и  органов, исполняющих уголовные  наказания, сформировалась в советский  период истории нашего государства.

     После Октябрьской  революции новая власть сломала  старую буржуазную государственную  машину с ее тюремно-карательной  системой и построила новый  аппарат, сформировав параллельно  и новые принципы уголовно-исправительной  политики и новые исправительные учреждения.

     В период с 20-х  годов ХХ века практически  до середины 50-х годов, как свидетельствует  анализ многочисленных законов  и подзаконных актов, политика  в области системы исправительно-трудовых  учреждений не была однозначной.  Кроме того, значительная часть информации о том, что происходило в структурах исправительно-трудовых учреждений, длительное время была секретной.

     И сегодня мы можем  рассмотреть и дать объективную  оценку ситуации, имевшей место  в системе исправительно-трудовых  учреждений страны в 30-е годы ХХ века.

     Первым правовым основанием  функционирования мощного карательного  института, которым впоследствии  на протяжении длительного времени  являлись исправительно-трудовые  лагеря (ИТЛ) и иные исправительные  учреждения, стало постановление ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 года «Об изменении статей 13, 18, 22 и 38 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», в котором в качестве меры социальной защиты судебно-исправительного характера предусматривалось в том числе лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР.

     Однако функционирование  ИТЛ как самостоятельного вида  учреждений для исполнения наказаний  в виде лишения свободы началось  еще до принятия какого-либо акта на законодательном уровне.

     Первый такой лагерь  начал свою деятельность в  апреле 1929 года, но только в ноябре, когда уже было создано Северное  управление исправительно-трудовыми  лагерями, постановлением ЦИК и  СНК СССР были внесены необходимые  изменения в действующие Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

     В нем, в частности,  с целью урегулирования отдельных  вопросов исполнения данного  вид наказания делались ссылки  на Положение об исправительно-трудовых  лагерях.

     Само же Положение  было принято лишь через полгода  постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 года.

     Согласно Положению,  перед исправительно-трудовыми лагерями  ставилась задача охраны общества  от особо опасных преступников  путем их изоляции и использования в общественно полезном труде с приспособлением к общим правилам трудового общежития.

     Заключенные в исправительно-трудовые  лагеря лица в зависимости  от их социального положения  и характера совершенного преступления  делились на три категории:

- трудящиеся (рабочие, крестьяне,  служащие), пользовавшиеся до осуждения  избирательными правами, осужденные  впервые на срок от 3 до 5 лет  не за контрреволюционные преступления;

- те же социальные прослойки,  но осужденные на срок свыше  пяти лет;

- нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления.

     Заключенные третьей  категории являлись, в основном, представителями бывших имущих  классов и не обладали правом  занимать административно-хозяйственные  должности в лагере.

     В лагерях устанавливались три вида режима:

- первоначальный;

- облегченный;

- льготный.

     На облегченном режиме  заключенные могут отлучаться  из лагеря, получать премии. А  на льготном – даже занимать  административно-хозяйственные должности  в управлении лагерями и по производству работ, последнее не относится к нетрудовым элементам и лицам, осужденным за контрреволюционные преступления. Работа в учреждениях, на предприятиях и промыслах должна была производиться в соответствии со специальностью и квалификацией заключенных.

К осужденным, которые проявят усердным отношением к труду и хорошим  поведением признаки исправления, могли  применяться различные меры поощрения. На практике дело доходило иногда и  до очень серьезных поощрений, не предусмотренных Положением. Так, в 1933 году по окончании строительства Беломорско-Балтийского канала ЦИК СССР за трудовой героизм, проявленный на работе, снял судимость с 500 заключенных, восстановил в политических правах, а группа заключенных даже была награждена орденами. Аналогичные поощрения были применены в 1938 году к строителям канала Волга – Москва.

     К заключенным в  лагерях, пользовавшимся до вынесения  приговора избирательными правами  и обнаруживающим исправление,  могло быть применено условно-досрочное  освобождение с поселением в районе данного лагеря на не отбытый срок заключения или без поселения.

     Осужденные могли  подвергаться и дисциплинарным  взысканиям: выговорам, ограничению  или лишению права получения  передач (посылок), ограничению или  лишению права переписки и  т.д. Что касается исправительно-трудовых колоний, то в 1930 году в связи с ликвидацией наркомвнуделов союзных республик они были переданы в ведение наркоматов юстиции, в составе которых были созданы главные управления исправительно-трудовых учреждений. Порядки в них с 1933 года стали регулироваться новыми исправительно-трудовыми кодексами. ИТК РСФСР предусматривал различные места и способы лишения свободы, но основными из них стали колонии различных видов. Сохранялся принцип направления в места лишения свободы по социальному положению. «Классово враждебные» и лица, совершившие тяжкие преступления, направлялись в колонии массовых работ в отдаленных местностях, а злостные нарушители режима общих колоний – в штрафные колонии.

     24 апреля 1930 года при  СНК СССР было образовано Управление лагерей ОГПУ СССР, а по состоянию на 1 мая этого же года в системе НКВД РСФСР функционировало 279 учреждений, где содержался 171 251 осужденный, а в системе исправительно-трудовых лагерей ОГПУ – 100 тысяч человек.

     15 декабря 1930 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление о передаче исправительно-трудовых колоний, находившихся в ведении НКВД, под управление НКЮ республик. При народных комиссариатах юстиции союзных республик созданы главные управления исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ).

     Согласно Временному  положению о местах лишения  свободы ГУИТУ НКЮ РСФСР предусматривались  следующие места лишения свободы: 

- изоляторы для подследственных;

- пересыльные пункты;

- исправительно-трудовые колонии  (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ, штрафные);

- больницы и учреждения для  медицинской экспертизы;

- учреждения для несовершеннолетних  правонарушителей.

 

 

 

 

 

     Вскоре, в связи с  ликвидацией Народного комиссариата  внутренних дел РСФСР Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР организация ссылки возложена на Народный Комиссариат юстиции РСФСР.

     1 июля 1931 года СНК  СССР принял Постановление «Об  устройстве спецпереселенцев», согласно  которому все административно-организационное  управление спецпоселками возложено на ГУЛАГ ОГПУ СССР.

     В результате на  государственном уровне было  завершено формирование системы  концентрационных лагерей для  ссыльных крестьянских семей,  в которые только за годы  «великого перелома» было отправлено  около 12 миллионов крестьянских душ. Лишь в 1947 году с оставшихся в живых 80 тысяч ссыльных крестьян сняты основные ограничения в гражданских правах.

     10 сентября 1931 года ВЦИК  и СНК РСФСР утвердили Устав  службы в ИТУ РСФСР, действие  которого распространялось на  лиц административно-хозяйственного и оперативного состава.

     Устав определил:

- общие права и обязанности  работников исправительно-трудовых  учреждений;

- порядок их приема на службу  и увольнение со службы, правила  ее прохождения;

- перечень дисциплинарных взысканий,  налагаемых на них;

- меры поощрения и премирования;

- правила о резерве начальствующего  состава исправительно-трудовых  учреждений, перечень которых устанавливался  Народным комиссариатом юстиции  РСФСР.

     Новый Устав службы  в ИТУ продлевал срок обязательной  службы до двух лет.

     Для работников оперативного  и административно-хозяйственного  состава ИТУ устанавливались  периодические надбавки к заработной  плате за выслугу лет в следующем  размере: за 3 года непрерывной  службы в ИТУ – 10 процентов,  за 6 лет – 20 процентов, за 9 лет – 30 процентов и за 12 лет – 50 процентов от основного оклада по занимаемой в данный момент должности.

     Для лиц, окончивших  учебные заведения по подготовке  и переподготовке работников  ИТУ, время обучения в них  принималось в расчет в двойном размере.

На административно-хозяйственный  и оперативный состав распространялись льготы в области народного образования, землепользования, сельского хозяйства, а также жилищные льготы и льготы по местным налогам и сборам, представляемые военнослужащим РККА и их семьям.

     К 1932 году в Советском  Союзе функционировало 11 исправительно-трудовых  лагерей (ИТЛ) ГУЛАГа:

- Белбалтлаг;

-«Соловки» (Соловецкий лагерь  особого назначения);

- Свирлаг;

- Ухтпечлаг;

- Темлаг;

- Вишлаг;

- Сиблаг;

- Дальлаг;

- Среднеазиатский лагерь (Сазлаг);

- Балахлаг;

- Карагандинский лагерь (Карлаг).

 

 

 

 

 

     Порядок исполнения  наказаний в исправительно-трудовых  колониях, подведомственных Народному  комиссариату юстиции (НКЮ) РСФСР,  до 1933 года регулировался Исправительно-трудовым кодексом РСФСР (1924 года) и Временным положением о местах лишения свободы ГУИТУ НКЮ РСФСР от 31 июля 1931 года.

     1 августа 1933 года  Постановлением ВЦИК и СНК  РСФСР был утвержден новый  Исправительно-трудовой кодекс. В  нем подробно регламентировалось исполнение наказания в виде лишения свободы в местах заключения, подведомственных НКЮ.

     Согласно новому ИТК  РСФСР целями исправительно-трудовой  политики провозглашались:

- постановка осужденных в условия,  преграждающие им возможность  нанесения ущерба социалистическому строительству;

- перевоспитание и приспособление  осужденных к новым условиям  трудового общежития.

     Средствами перевоспитания  признавались труд и политико-воспитательная  работа, а основным типом мест  лишения свободы – трудовая коммуна.

     Кодекс регламентировал  исполнение лишения свободы на  срок до трех лет, исправительно-трудовых  работ без лишения свободы  и ссылки, соединенной с исправительно-трудовыми  работами.

     Исполнение лишения  свободы на срок от трех  до десяти лет по-прежнему регулировалось Положением об исправительно-трудовых лагерях, утвержденным Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 года.

     ИТК РСФСР 1933 года  уточнил состав, функции и права  наблюдательных комиссий. В состав  комиссий входили народный судья, начальник места заключения, представители РКИ, общественных (в первую очередь профсоюзных) и хозяйственных организаций, с которыми учреждение было тесно связано. На заседания комиссии обязательно приглашался прокурор.

     Решение наблюдательной  комиссии могли опротестовать в краевом, областном суде ее председатель, прокурор и начальник мест заключения.

Наблюдательные комиссии представляли собой весьма действенные органы по контролю и направлению деятельности исправительно-трудовых учреждений.

     Однако наблюдательные комиссии просуществовали сравнительно недолго. В 1934 году органы НКВД на местах были выведены из-под контроля местных Советов, а наблюдательные комиссии ликвидированы.

     Исправительно-трудовой  кодекс РФ провозгласил в качестве  основного типа мест лишения свободы трудовые колонии различных видов, куда помещались осужденные «применительно к их трудовым навыкам, в зависимости от их классовой опасности, социального положения, возраста и успешности исправления».

     Были ликвидированы  изоляторы специального назначения, реорганизованы дома заключения и переходные дома, система мест лишения свободы упростилась. Согласно новому кодексу места лишения свободы делились на следующие виды:

- изоляторы для подследственных,  где содержались лица, находившиеся под следствием или судом до вступления в силу приговора суда;

- пересыльные пункты, где содержались  осужденные к лишению свободы,  ожидающие направления в исправительно-трудовые  учреждения, а также осужденные  под следствием;

- учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера, то есть институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных;

Информация о работе Система спецпоселений, исправительно-трудовых лагерей и тюрем в 30-е годы 20 века