Систематизация законодательства в первой половине XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 09:51, контрольная работа

Краткое описание

Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи.
Стремительный рост числа законодательных актов привел к путанице и несогласованному применению законов, что требовало проведения систематизации и приведения в нормативное соответствие существующего законодательства.
Было предпринято несколько попыток систематизации, проводившихся Уложенными комиссиями, но успешной и результативной оказалась работа II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в период правления Николая I.

Вложенные файлы: 1 файл

история государства и права России (Автосохраненный).docx

— 44.71 Кб (Скачать файл)

1. Систематизация  законодательства в первой половине XIX в.

Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи.

Стремительный рост числа  законодательных актов привел к  путанице и несогласованному применению законов, что требовало проведения систематизации и приведения в нормативное  соответствие существующего законодательства.

Было предпринято несколько  попыток систематизации, проводившихся  Уложенными комиссиями, но успешной и  результативной оказалась работа II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в период правления  Николая I. Ведущая роль в организации  проведения систематизации отводится  М.М. Сперанскому, под руководством которого были созданы проекты гражданского, уголовного и торгового уложения, но они были отклонены как основанные на французском революционном законодательстве.

В 1826 г. работа по систематизации возобновилась и велась поэтапно по трем направлениям:

создание Полного собрания законов Российской империи;

создание Свода действующих  законов Российской империи;

создание нового Уложения.

По убеждению М. М. Сперанского, гражданские права и свободы  недостаточно обеспечены законами и  правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны, а следственно  и излишни. Поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло  в основу всего плана государственных  реформ М. М. Сперанского и определило их основную мысль - «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на законе». Иными словами, М. М. Сперанский считал необходимым издание основных законов, которые станут гарантией гражданской свободы.

Не следует думать, что  Николай I, несмотря на его размышления  о необходимости отмены крепостного  права, дал директиву открыть  дорогу новым веяниям. Как раз  наоборот. Он дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы  император наблюдал лично. Для этого  комиссия была создана не при Государственном  совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов. Кодификационная комиссия была просто преобразована во II отделение Собственной его величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству, Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник — соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.

Успеху работы комиссии способствовал  и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М. Сперанский — видный юрист и человек удивительной трудоспособности, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 — 1809 гг. Надо сказать, что Николай I с большой неохотой привлек Сперанского, прежние либеральные настроения которого, конечно, были известны императору. Поэтому даже во главе II отделения был поставлен не он, а воспитатель Николая Балугьянский. Сперанский, отрешившись от прежних либеральных иллюзий, вполне принял установки Николая I и действовал на основании их.

 

Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел  собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного  Уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа эта и развернулась.

Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно  включило в себя все нормативные  материалы с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случаях отдельные акты умышленно не вносились в ПСЗ. Речь идет о документах внешнеполитического характера, сохранявших еще оперативную секретность. Не вносились также законы, изданные по обстоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов. По подсчетам А. Н. Филиппова, в первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов.

В то же время в Полное собрание вошли акты, по существу не имеющие характера законов, поскольку  само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты.

После издания Полного  собрания законов Сперанский приступил ко второму этапу работы — созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Отметим, что уже и при создании ПСЗ Сперанский позволял себе несколько редактировать публикуемые законы. Конечно, существо не менялось, но форма в определенной мере изменялась. Прежде всего акты давались в орфографии XIX в. Отбрасывались элементы закона, которые кодификатор считал, видимо, несущественными. Так, например, в «Учреждении для управления губерний» 1775 г. были отброшены заголовки статей. Это значительно сократило объем документа, но вместе с тем потерялся удобный для читателя вспомогательный к тексту аппарат. Иногда, видимо, в силу высокого темпа работы, вкрадывались и ошибки. Именно так, очевидно, «Краткое изображение процессов» и Артикул воинский попали под шапку Воинского устава и были датированы 1716г. Однако эти недостатки не умаляют громадного исторического значения работы, проделанной Сперанским и его небольшим коллективом.

При создании Свода М. М. Сперанский исходил из того, что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование». Однако, по мнению исследователей, Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.

В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод — уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному.

В основу структуры Свода  было положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации — римский, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему.

 

Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я – уставы о повинностях, 3-я – уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питей-ном сборе и др.), 4-я – законы о сословиях, 5-я – гражданское законодательство, 6-я – уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я – уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я – законы уголовные. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержания конкретных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т.е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.  
После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации – к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебать устои феодализма. Он просто хотел привести законодательство в соответствие с требованиями жизни. Новеллы в праве должны были, по его замыслу, не подорвать, а укрепить феодальный строй и самодержавие, усовершенствовать его. Но, трезво оценивая ситуацию, он понимал, что нужно пойти на определенные уступки, чтобы не потерять всего. 

 

 

 

 

2. Свод законов  Российской империи: Свод основных государственных законов

 

Свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя Российской империи, включавший в себя предыдущие источники права, конституция России с 23 апреля 1906 по 10 июля 1918 года.

Впервые Основные законы были кодифицированы под руководством М. М. Сперанского и вошли в Том 1 «Свода законов Российской империи», изданного в 1832 году и введённого в действие 1833 году Манифестом российского императора Николая I. За работу над Сводом законов М. М. Сперанский был удостоен высшей государственной награды — Ордена Андрея Первозванного.

Основные Государственные  Законы  23 апреля 1906 г.  являются фундаментальным  законодательным актом,  регулирующим  разделение полномочий  между  императорской  властью   и  организованным  по Манифесту  17 октября  Парламентом, состоящим из Государственного Совета и Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы обеих палат Парламента был определен особыми законами. При  работе  с  этим документом  следует учитывать следующе обстоятельство.  Он  представлен  здесь   в  качестве  отдельного закона,  так, как он и был опубликован в Полном Собрании Законов.

 

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ЗАКОНЫ:

 

     1. Государство  Российское едино и нераздельно.

     2. Великое   княжество  Финляндское,  составляя   нераздельную

часть   Государства   Российского,   во  внутренних  своих  делах

управляется   особыми   установлениями   на   основании   особого

законодательства.

     3. Русский язык  есть язык общегосударственный  и обязателен в

армии,  во  флоте  и  во  всех   государственных  и  общественных

установлениях.   Употребление   местных   языков   и   наречий в

государственных и общественных установлениях определяется особыми

законами.

 

Глава первая                                                  

     О  существе Верховной Самодержавной  Власти

     4. Императору     Всероссийскому    принадлежит    Верховная

Самодержавная власть.  Повиноваться  власти  Его,  не  только  за

страх, но и за совесть, Сам  Бог повелевает.

     5. Особа Государя  Императора священна и неприкосновенна.

     6. Та   же   Верховная   Самодержавная   власть  принадлежит

Государыне Императрице,  когда наследство Престола в порядке, для

сего установленном,  дойдет  до  лица  женского;  но супруг Ее не

почитается Государем:  он пользуется почестями  и  преимуществами

наравне с супругами Государей, кроме титула.

     7. Государь  Император осуществляет законодательную  власть в

единении с Государственным Советом и Государственною Думою.

     8. Государю  Императору принадлежит почин   по всем  предметам

законодательства.    Единственно    по    Его   почину   Основные

Государственные   Законы    могут    подлежать    пересмотру    в

Государственном Совете и Государственной Думе.

     9. Государь   Император   утверждает   законы,   и  без  Его

утверждения никакой закон  не может иметь своего совершения.

     10. Власть управления  во всем ее объеме принадлежит  Государю

Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении

верховном  власть  Его действует непосредственно;  в делах же

управления  подчиненного определенная степень власти вверяется  от

Него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его

Именем и по Его повелениям.

     11. Государь  Император,  в  порядке  верховного  управления,

издает,  в  соответствие  с  законами,  указы  для  устройства  и

приведения   в   действие   различных   частей   государственного

управления,  а  равно  повеления,  необходимые   для   исполнения

законов.

     12. Государь  Император  есть  верховный   руководитель  всех

внешних   сношений   Российского   Государства   с   иностранными

державами.  Им же определяется направление международной политики

Российского Государства.

     13. Государь  Император объявляет войну и   заключает  мир,  а

равно договоры с иностранными государствами.

     14. Государь  Император есть Державный Вождь  российской армии

и флота.  Ему принадлежит  верховное  начальствование  над  всеми

сухопутными    и   морскими   вооруженными   силами   Российского

Государства.  Он определяет устройство армии  и  флота  и  издает

указы и повеления относительно:  дислокации войск,  приведения их

на военное положение,  обучения  их,  прохождения  службы  чинами

армии   и   флота  и  всего  вообще  относящегося  до  устройства

вооруженных сил  и  обороны  Российского  Государства.  Государем

Императором,  в  порядке  верховного управления,  устанавливаются

Информация о работе Систематизация законодательства в первой половине XIX в