Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 05:39, контрольная работа
Составьте его характеристику, используя необходимые, на Ваш взгляд положения из следующего перечня:
- первый печатный законодательный акт в России;
- начал разрабатываться еще в царствование Бориса Годунова;
- явился компромиссом между светской и духовной властью;
- был переведен на все европейские языки;
- завершил процесс формирования крепостного права в России;
- впервые регламентировал государственный строй страны;
- использовался вплоть до революции 1917 года;
- должен был стать постоянно дополняемым(продолжающимся) законодательным актом;
- ввёл как государственное наказание «отлучение от церкви».
1. Общая характеристика Соборного Уложения 1649 года (происхождение, история изучения, значение в истории русского права). 3
2. Объясните следующие термины, использующиеся в тексте Соборного Уложения 1649 года 4
3. Дайте характеристику правового положения крестьян, российского землевладения, согласно Соборному Уложению 1649 г. 6
4. Дайте характеристику российского землевладения, согласно Соборному Уложению 1649 г. 8
5. Дайте характеристику системы договоров, согласно Соборному Уложению 1649 г. 12
6. Дайте характеристику российского уголовного права, согласно Соборному Уложению 1649 г. 14
7. Дайте характеристику российского процессуального права, согласно Соборному Уложению 1649 г. 17
8. Задача 18
9. Задача 19
10. Задача 21
Список литературы 23
Контрольная работа № 9
Соборное
уложение 1649 года
2010
Оглавление
1. Общая характеристика Соборного Уложения 1649 года (происхождение, история изучения, значение в истории русского права).
Составьте его характеристику, используя необходимые, на Ваш взгляд положения из следующего перечня:
-
первый печатный
-
начал разрабатываться еще в
царствование Бориса Годунова;
- явился компромиссом между светской
и духовной властью;
-
был переведен на все
- завершил процесс формирования крепостного права в России;
-
впервые регламентировал
- использовался вплоть до революции 1917 года;
- должен был стать постоянно дополняемым(продолжающимся) законодательным актом;
-
ввёл как государственное
Соборное уложение – это русский свод законов принятый во время царствования Алексея Михайловича Романова. Соборное уложение – важнейший законодательный документ, служивший источником российского права более двухсот лет. Для разработки проекта свода законов Соборного Уложения 1649 года была сформирована специальная комиссия. Проект подробно был обсужден Земским собором, после которого представлял собой первый печатный свод законов России, разосланный для руководства всем приказам и на места. Уложение состоит из 25 глав и 967 статей, содержание которых отражает важнейшие изменения в общественно-политической жизни России, происшедшие в XVII веке. Уложение действовало у нас почти в продолжение двух столетий до свода законов 1833 года.
Как памятник законодательства, Уложение сделало значительный шаг вперед сравнительно с судебниками. Это уже не простое практическое руководство для судьи и управителя, излагающее способы и порядок восстановления нарушенного права, а не самое право. Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.
Этот документ регулировал различные сферы жизни общества. В Соборном Уложение оговаривались различные правила поведения: несения государственной службы, таможенные правила, положение различных социальных групп, порядок налогообложения и другие. Соборное уложение впервые было отпечатано в типографии, данный документ был переведен даже на иностранные языки. Соборное Уложение узаконило крепостное право на территории России. Теперь крестьяне и их собственность становились имуществом феодала, вводился бессрочный сыск беглых крестьян, был запрещен «юрьев день», запрещалась женитьба на женщинах из другого посада. После таких преобразований всё крестьянское население прикреплялось к своим владельцам, а посадские люди к городам. Соборное Уложение – это документ, способствующий установлению абсолютной монархии в России.
Безгосударное время - приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».
Грамота зазывная – документ, который использовался для вызова сторон в суд.
Даточные люди - ратники Московского государства, поставка которых, наряду с городовым, острожным и ямским делом, была одной из наиболее тяжёлых личных повинностей, ложившихся на крестьянские и посадские общины.
Дача (поземельная) - система земельных пожалований выглядела следующим образом: «Оклад - по чину, дача - по вотчине и служебному возрасту, придача и к окладу и к даче - по количеству и качеству службы».
Дети боярские - среднее и мелкое дворянство (дворяне московские, дети боярские, дворяне городовые и т.д.), служившее воинами в дворянском конном ополчении, а также в гарнизонах пограничных крепостей.
Завод воровской - Шертоприводная запись сибирских иноверцев на верную службу царю: «А будем мы в которых Брацких людех сведаем шатость и измену, и нам, мне имяреку на тех людех про тот их воровской завод извещать государевым служилым людям, и на тех государевых изменников стояти нам, или мне, с государевыми служилыми людми вместе, и иных свою братью Брацких людей ко государской милости призывать».
Извет - сообщение о готовящемся государственном преступлении. Извет обязывались выполнять все члены семьи злоумышляющего против государя лица. За недонесение полагалась смертная казнь. Заведомо ложный и недоказанный Извет сурово карался, а доказанный - вознаграждался.
Искуп - частная конфискация была конфискация орудий, не преступления в собственном смысле, a орудий торговли, лицами не имеющими на то права. В случае несостоятельности виновного, денежные взыскания заменялись: правежем и выдачей головою до искупа т.е. передавался истцу в службу до отработки долга.
Посул - плата судье или правителю от заинтересованных лиц.
Правеж – своеобразное процессуальное действие в «суде». Ответчик (чаще всего неплатежеспособный должник) регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания - его били розгами по обнаженным икрам. Число таких процедур должно было быть эквивалентным сумме задолженности (за долг в сто рублей пороли в течение месяца). Правеж не был просто наказание - это была мера, побуждающая ответчика выполнить обязательство: у него могли найтись поручители или он сам мог решиться на уплату долга.
Свада - драка.
Скаски – «А будет на которых спорных землях будут старожилцы с обе стороны, и учинится у тех старожилцов промеж собою спор, одне старожилцы станут правити исца, а другие старожилцы станут правити ответчика, и на той спорной земле исцу с ответчиком дати жеребей, кому из них и против которыя старожилцовы скаски спорная земля с образом отвести, да кому вымется жеребей и тому та спорная земля с образом и отвести».
С очей на очи – очная ставка: «Да будет корчемники с пыток учнут говорити, что они вино покупали мимо кабаков, и по тем их пыточным речам тех людей, на кого учнут с пыток говорити, сыскивая, по тому же, роспрашивати, и с купцы ставити, с очей на очи, и с очных ставок пытати..»
Снос - не есть кража в полном смысле этого слова; это, в сущности, почти не преступление и уж точно не уголовное преступление. Так, Соборное уложение 1649 г. наказания за снос, в отличие от татьбы, воровства, не предусматривает.
Молка
или язычная молка ·- показание,
донос, наговор, поклеп при допросе.
- общее положение крестьян их закрепощения от Судебника 1497 года до Уложения 1649 года;
- посадские люди (разрешение конфликта между чёрным и .белым посадом; прикрепление к посаду);
-
холопы (ограничение холопства, ограничение
круга холоповладельцев, суммы долга).
Уложение установило постоянную наследственную и потомственную крепостную зависимость крестьян. Крестьяне выступают в Уложении 1649 г. как органическая принадлежность поместья и вотчины независимо от личности владельца. Черносошные крестьяне прикреплялись к волостным общинам.
В ст. 34 был ярко выражен взгляд на крестьянина как на вещь: «...Принадлежность его к тому или иному владельцу решалась жребием, проигравший помещик вознаграждался деньгами».
В ст. 7, 24, 34 гл. II проявляется тенденция к превращению личности крестьянина в товар.
Статьи 10, 23 гл. 11 устанавливают ответственность за прием беглых крестьян, бежавших после Соборного Уложения 1649 г.
Землевладельцы, принимавшие беглых, были обязаны не только вернуть их, но и уплатить законному владельцу крестьян определенную сумму. При этом устанавливается судебный порядок («по суду и сыску») разрешения споров о возвращении крестьян.
По Соборному Уложению 1649 г. крестьянин окончательно был превращен в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьей (ст. 18 гл. 11).
При изучении правового положения крестьян нужно иметь в виду, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляет полный простор для произвола вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей.
В отношении холопов Уложение проводило линию на смягчение и ограничение холопства, которая вполне сочеталась с установкой на консолидацию холопьего сословия. Во всяком случае, холопство занимает вполне определенное место в крепостнической системе. Если положение вотчинных, и особенно помещичьих, крестьян было гораздо тяжелее положения государственных крестьян, то в самом низу этой лестницы стояли холопы и кабальные люди (ст.8,16,27,35,63,85 главы 27). Холопы не имели личных и имущественных прав, хотя фактически они все чаще превращались в пашенных людей и зачислялись в тягло.
Институт холопства ведет свое начало со времени Древнерусского феодального государства. В «Русской Правде», Судебнике 1497 г. Царском Судебнике 1550 г. имеются упоминания о холопах.
Соборное Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных, старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости. Все холопы, кроме кабальных, были «крепки» своим господам .в течение всей жизни и с семьей переходили по наследству родственникам умершего холоповладельца.
Основным источником пополнения кабальных холопов были незакрепощенные элементы общества. В статьях 7, 8, 16, 25 гл. 20 говорится этом. Купленные татары также пополняли холопов.
Вместе с тем Уложение строго регламентировало источники пополнения кабального холопства. Так, кабала оформлялась только с 15 лет (ст. 20 гл. 20). Запрещалось закабалять верстанных и неверстанных детей боярских (ст. 2 гл. 20).
Кабальные холопы находились в зависимости у своих господ в течение срока, установленного кабальной грамотой. Дети кабального холопа по наследству не передавались.
Уложение 1649 г. всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале. Холопий приказ обязан был строго проверять место рождения, происхождение и род занятий холопов.
Лицу, ставшему кабальным холопом, выплачивалось «жалование» (ст. 78 гл. 20). Особенностью правового положения кабального холопа была зависимость от господина до его смерти (ст. 63 гл. 20). Запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передать их в приданое или по завещанию (ст. 61 гл. 20).
Экономической основой бесправия холопов в отличие от крестьян было отсутствие у них собственности.
Если в Уложении с крестьянами неразрывно связано понятие о «животах» (возврат крестьянина из бегов вместе с животами), то в отношении холопов это понятие предусматривало платье, в котором бежал холоп от господина (ст. 93 гл. 20). «А кто у кого поймается за холопа, и на том холопе за платье приведет его в Холопий приказ... то поличное платье отдавати истцом, а по суду и по сыску меж им указ учинить».
Уложение всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале и не создавало исключения из правил наследования кабальных холопов применением к ним старого принципа: по холопу - раба, по рабе - холоп (ст. 31 гл. 20). Брак кабального холопа на вольной женщине делал ее холопкой по мужу (ст. 85 гл. 20).