Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:36, курсовая работа
Цель работы состоит в общей характеристике такого довольно сложного направления в советской внешней политике рассматриваемого периода, как отношения с США.
В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы по направлениям советско-американских отношений:
по вопросу создания антигитлеровской коалиции
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Советско-американские отношения на начальном этапе войны (1941-1943 гг.)…………………………………………………………………….5 1.1.Создание антигитлеровской коалиции……………………………………..5
1.2.Борьба СССР за открытие второго фронта в Европе в 1941—1943 гг………………………………………………………………………..…………10
Глава II. Советско-американские отношения в рамках международных конференций по вопросам послевоенного устройства ……………………….15
2.1.Московская и Тегеранская конференции 1943 г. ………………….15
2.2.Крымская конференция………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Советско-американские
отношения на начальном этапе
войны (1941-1943 гг.)……………………………………………………………………
1.2.Борьба СССР за открытие
второго фронта в Европе в 1941—1943 гг……………………………………………………………………….
Глава II. Советско-американские отношения в рамках международных конференций по вопросам послевоенного устройства ……………………….15
2.1.Московская и Тегеранская конференции 1943 г. ………………….15
2.2.Крымская конференция………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………33
Введение
Работа посвящена советско-американским отношениям в период 1941-1945 гг. Актуальность темы состоит в том, что советско-американские отношения выступали неотъемлемой частью внешней политики СССР в период второй мировой войны. В период Великой Отечественной войны Советского Союза перед его внешней политикой встали новые важные задачи. Они определялись общими целями СССР в этой войне.
Главной задачей советской внешней политики являлось обеспечение наиболее благоприятных международных условий для организации отпора врагу, а в дальнейшем для освобождения оккупированной им территории и полного разгрома фашистских захватчиков.
Советская дипломатия прежде всего должна была позаботиться о том, чтобы буржуазные государства, уже воевавшие с фашистскими Германией и Италией, стали возможно более прочными союзниками СССР. Для этого нужно было добиться создания и укрепления коалиции государств, воевавших против фашистской Германии, и скорейшего открытия второго фронта в Европе.
Необходимо было также приложить все усилия к тому, чтобы предотвратить нападение со стороны государств, сохранявших пока нейтралитет в войне Германии против СССР: Японии, Турции, Ирана и др.
Наконец, целью внешней политики СССР была помощь народам Европы, оказавшимся под игом германского фашизма, в целях их освобождения и восстановления их суверенных прав.
Правительства Англии и США
тоже стремились разбить Германию
и ее союзников, устранить опасность
германской мировой гегемонии, отстоять
свою независимость. Поэтому война
США и Англии против фашистской Германии
теперь приобрела справедливый характер.
Но английские и американские правящие
круги думали об ослаблении Германии
как империалистического
Цель работы состоит в общей характеристике такого довольно сложного направления в советской внешней политике рассматриваемого периода, как отношения с США.
В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы по направлениям советско-американских отношений:
по вопросу создания антигитлеровской коалиции;
по проблеме открытия второго фронта в Европе (здесь позиция США была даже важнее, чем позиция Англии: ряд неудач в военных действиях подорвал престиж Англии, и политический подтекст виден хотя бы по такому примеру – высадка союзников во Французской Северной Африке проводилась под флагом США, а не Англии);
отношения СССР и США в рамках правительственных конференций (на фоне трёхсторонних отношений и противоречий между СССР, с одной стороны, и США и Англией, с другой, в работе рассматривается позиция именно США по тем или иным вопросам).
Работа состоит из введения, двух глав (по периодам – до и после 1943 г.), заключения и списка использованной литературы. Основные источники по написанию работы относятся к числу документов по внешней политике СССР в первой половине 40-х годов.
Глава I. Советско-американские отношения на начальном этапе войны (1941-1943 гг.)
1.1.Создание антигитлеровской коалиции
Англия и США были вынуждены вступить в коалицию с Советским Союзом, поскольку у них и у Советского Союза оказался общий и в высшей степени опасный враг. Советский Союз сковал на советско-германском фронте большую часть вооруженных сил фашистской Германии. Его роль в войне стала основной и решающей для исхода борьбы против третьего гитлеровского рейха. [1, С. 152]
Учитывая роль СССР в войне, руководящие деятели Англии и США после нападения Германии на Советский Союз публично заявили от имени своих стран о готовности оказывать ему поддержку.
В США (и в Англии) были деятели, не считавшие нужным скрывать подобные замыслы. Они предлагали вести дело так, чтобы СССР воевал с Германией один на один, с тем чтобы и Советский Союз и Германия возможно больше обескровили друг друга. Такие планы с откровенным цинизмом изложил американский сенатор, впоследствии президент США Г. Трумэн. «Если мы увидим,— говорил он,— что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше». Тем не менее правящие круги Англии и США под давлением военной обстановки и требований демократической общественности были вынуждены вступить в союз с СССР и образовать антифашистскую коалицию держав: без этого победа над гитлеровской Германией была немыслима.
Образование военно-политического союза в составе СССР, Англии и США не было единовременным актом. Если говорить о юридическом оформлении коалиции СССР, США, Англии и других антифашистских государств, то оно происходило в несколько приемов и завершилось в первой половине 1942 г.
С первых же дней Великой Отечественной войны Советское правительство осуществило ряд важнейших внешнеполитических мероприятий, направленных па сплочение антифашистских государств. Некоторые шаги были предприняты и для расширения связей СССР и США, которые до декабря 1941 г. еще не находились в состоянии войны с Германией. Важное значение в определении позиции США к Советскому Союзу имела миссия в Москву Гопкинса, личного друга и советника Рузвельта. В июле 1941 г. Гопкинс на месте убедился, что вероятность быстрого поражения СССР в войне исходит из незнания истинного положения вещей и предубеждения, которое имело широкое распространение на Западе. «Я глубоко уверен в этом фронте,— писал Гопкинс Рузвельту из Москвы,— моральный дух населения необычайно высок. Здесь существует твердая решимость победить». [7, С. 83]
2 августа состоялся обмен
нотами между СССР и США
о продлении на год советско-
Укреплению союза народов
и борьбе с фашистскими агрессорами
содействовала декларация Объединенных
Наций, которая была подписана 1 января
1942 г. в Вашингтоне представителями
четырех великих держав (СССР, США,
Англии и Китая) и 22 других государств.
В дальнейшем к этой декларации присоединился
еще ряд стран. В декларации провозглашалось,
что полная победа над фашистскими
агрессорами необходима для защиты
жизни, свободы и независимости
народов. В ней содержалось
По советско-американскому соглашению США обязались продолжать снабжение СССР оборонными материалами, а правительство СССР — содействовать укреплению обороны США, предоставлять Соединенным Штатам оборонные материалы, обслуживание, льготы и оборонную информацию. Сходные соглашения США заключили и со многими другими государствами, вступившими в войну против фашистского блока. Что касается союзного договора, то его США в годы второй мировой войны с Советским Союзом не заключили.
Однако, несмотря на заявления правительств Англии и США об их готовности оказать помощь Советскому Союзу в борьбе против гитлеровской Германии, сделанные еще летом 1941 г., ни то, ни другое правительство не торопилось выполнить свои обещания. [4, С. 290]
Только после того как Советский Союз доказал свою силу в единоборстве с фашистской Германией и ее сателлитами, остановив наступление гитлеровских полчищ под Москвой, правительства Англии и США постепенно перешли от слов к делу — начали предоставлять Советскому Союзу несколько большую помощь. Впрочем, и теперь она оказывалась не посредством военных действий, а лишь поставками военных материалов и оружия. Однако и такая помощь была явно недостаточной. Англия и США сплошь и рядом не выполняли своих обязательств по протоколу Московской конференции, и Красная Армия битву под Москвой осенью и зимой 1941 г. вела без какой-либо существенной поддержки со стороны союзников. Например, США обязались поставить с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. 900 бомбардировщиков, 900 истребителей, 1125 средних и столько же легких танков, 85 тыс. грузовых машин и т. д. Фактически Советский Союз получил от США за это время только 267 бомбардировщиков (29,7%), 278 истребителей (30,9%), 363 средних танка (32,3%), 420 легких танков (37,3%), 16 502 грузовика (19,4%) и т. д. Легко понять, как сильно затрудняла советскому командованию планирование военных операций невозможность положиться на обещания союзников. К тому же поставляемое союзниками вооружение зачастую было устаревших образцов или с дефектами. Так, Англия длительное время поставляла в СССР самолеты устаревшего типа «Харрикейн», уклоняясь от поставок новейших английских истребителей «Спитфайер» и американских — «Аэрокобра». [1, C. 160]
Летом 1942 г., в самый тяжелый для Советского Союза период войны, когда гитлеровские полчища рвались к Волге и Кавказу, американское и английское правительства полностью прекратили отправку конвоев с военными грузами в СССР Северным морским путем. 16 июля генерал Бэрнс, ведавший вопросами поставок в СССР, заявил советскому представителю, что «правительства США и Англии приняли решение прекратить направление судов с грузами для СССР в северные порты». Между тем через эти порты должно было направляться 3/4 всех грузов, предназначенных для СССР.
Одним из главных аргументов для преувеличения роли США во второй мировой войне в американской и британской историографии служит ссылка на поставки вооружения и других предметов из США по ленд-лизу.
Закон о ленд-лизе был принят американским конгрессом 11 марта 1941 г. Он устанавливал порядок передачи Соединенными Штатами союзным странам взаймы или в аренду вооружений и других материалов, необходимых для ведения войны. На СССР этот закон был распространён только в начале 1942 г.
Утверждают, что без этих поставок Советский Союз не смог бы одолеть фашистскую Германию. Чтобы понять несостоятельность подобных заявлений, достаточно сравнить объем советского отечественного производства вооружения с поставками из США и Англии. Наиболее показательным является обеспечение Красной Армии важнейшими видами оружия эпохи второй мировой войны — самолетами и танками. По американским официальным данным, из США в СССР за все время войны было отправлено 14 450 самолетов и около 7 тыс. танков. Из Англии по 30 апреля 1944 г. было отправлено 3384 самолета и 4292 танка. 1188 танков были доставлены за тот же период из Канады. Между тем советская промышленность в течение трех последних лет Великой Отечественной войны выпускала более 30 тыс. танков и самоходных орудий и до 40 тыс. самолетов ежегодно. Все поставки промышленных товаров со стороны союзников за всю войну составили всего 4 % советской промышленной продукции. Несмотря на то что правительства Англии и США всячески задерживали поставки СССР, а тем более затягивали открытие второго фронта, самый факт создания антигитлеровской коалиции, в которой объединились государства двух противоположных систем, являлся событием большой исторической важности. [ 4, С. 300]
Образование антигитлеровской коалиции имело значение не только потому, что она содействовала созданию боевого содружества всех народов, боровшихся против фашистского ига. Образование коалиции подорвало планы Гитлера внести раскол в ряды его противников, с тем чтобы разбить их порознь. Оно затрудняло господствующим классам Англии и США возможность сепаратных сделок с Германией. Создание антифашистского союза государств и народов закрепляло изоляцию фашистских агрессоров. Образование антигитлеровской коалиции способствовало укреплению и расширению сотрудничества между народами крупнейших мировых держав, боровшихся против агрессии,— СССР, США, Англии, Франции и Китая. Оно содействовало консолидации всех антифашистских сил в странах Европы и Азии, значительно расширяло фронт всемирной борьбы против фашизма. [3, С. 560]
1.2.Борьба СССР за открытие второго фронта в Европе в 1941—1943 гг.
С первых же дней Великой
Отечественной войны Советское
правительство стремилось придать
антигитлеровской коалиции максимальную
действенность и эффективность
в борьбе против фашистских агрессоров.
Лучшим средством для этого было
бы скорейшее открытие союзниками второго
фронта во Франции. Это не только облегчило
бы СССР тяжелую и кровопролитную
борьбу против общего врага, но и значительно
сократило бы сроки всей мировой
войны, приблизило бы освобождение порабощенных
народов и избавление всего человечества
от угрозы фашистского варварства.
Советское правительство
Информация о работе Советско-американские отношения на начальном этапе войны (1941-1943 гг.)