Создание транспортной системы на территории края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Исследование истории промышленного освоения Севера представляет немалое научно-практическое значение. В ХХ веке Россия осуществила исторический переход от сельского аграрного общества к индустриальному, что явилось результатом модернизации страны. Одной из особенностей рассматриваемого периода в истории России было промышленное освоение Севера и создание здесь промышленных и топливно-энергетических комплексов. В суровых климатических условиях на территориях малонаселенных, бездорожных районов возникли современные горнодобывающие и промышленные предприятия, выросли города, появились железные, шоссейные дороги и эти отдаленные районы были включены в единую систему российской цивилизации.

Содержание

Введение 2
1 Глава. Территория Коми в планах развития народного хозяйства СССР 7
2 Глава. Освоение угольных и нефтяных месторождений края 12
2.1 Создание и развитие Печорского угольного бассейна 12
2.2 Нефтяные месторождения края 17
3 Глава. Создание транспортной системы на территории края 23
3.1 Строительство трактов 23
3.2 Железнодорожное строительство 27
3.3 Развитие водного транспорта 34
Заключение 39
Список использованных источников 40

Вложенные файлы: 1 файл

Освоение территории Коми края в 1930-1950-е годы.docx

— 87.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение2

1 Глава. Территория Коми  в планах развития народного  хозяйства СССР7

2 Глава. Освоение угольных и нефтяных месторождений края12

2.1 Создание и развитие  Печорского угольного бассейна12

2.2 Нефтяные месторождения  края17

3 Глава. Создание транспортной  системы на территории края  23

3.1 Строительство трактов23

3.2 Железнодорожное строительство27

3.3 Развитие водного транспорта  34

Заключение39

Список использованных источников40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Исследование истории промышленного освоения Севера представляет немалое научно-практическое значение. В ХХ веке Россия осуществила исторический переход от сельского аграрного общества к индустриальному, что явилось результатом модернизации страны. Одной из особенностей рассматриваемого периода в истории России было промышленное освоение Севера и создание здесь промышленных и топливно-энергетических комплексов. В суровых климатических условиях на территориях малонаселенных, бездорожных районов возникли современные горнодобывающие и промышленные предприятия, выросли города, появились железные, шоссейные дороги и эти отдаленные районы были включены в единую систему российской цивилизации.

В 1920-е гг. Коми край был слабо развит в экономическом отношении. Между тем он обладал богатыми залежами угля, нефти, газа и других природных богатств. Индустриальное освоение района Коми началось в конце 1920-х начале 1930-х гг., когда для проведения индустриализации стране понадобились нефть, лес, газ, уголь. В Коми АО на тот момент практически отсутствовало крупное промышленное производство, трудовые ресурсы, поэтому индустриальный подъём области в большей степени был обеспечен за счёт массового применения подневольного труда. Эти люди, ценой тяжелого подневольного труда, вместе с народом республики, заложили основы ее экономического базиса, способствовали ускоренному социально-экономическому развитию. В 1930-1950 гг. в Коми АССР были сформированы крупные горнодобывающий, нефтегазовый, лесозаготовительный, железнодорожный лагерно-производственные комплексы, которые стали основой многих современных отраслей промышленности региона. Из лагерей «выросли» почти все города Республики Коми – Ухта, Воркута, Инта, Печора, Сосногорск, Емва, Микунь. Им республика обязана расцветом угольной и нефтяной промышленности Коми, высочайшим интеллектуальным уровнем региона, зарождением и развитием многих культурных учреждений.

Особенно быстрыми темпами промышленное освоение природных ресурсов Коми края начинается с 40-х годов. Во многом это было связано со строительством Северной железной дороги, дошедшей до Воркуты уже в конце 1941 года.

Без анализа освоения территории Коми края в 1930-1950-е гг. невозможно всецело рассмотреть социально-экономическую историю Республики Коми. Благодаря освоению природных ресурсов, северные территории нашей страны превратились в подлинно индустриальные районы с развитой инфраструктурой, образованным городским населением, способным к решению комплекса как производственных, так и социальных проблем. 

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1930 г. по 1950 г. Начальная дата определяется началом индустриального развития Коми АО (Коми АССР), с которым связаны первые крупные работы по освоению края. Конечная дата определяется завершением четвертого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1945-1950 гг.), восстановлением довоенного уровня промышленности, вводом новых производственных мощностей, началом ликвидации лагерей. Периодизация исследования состоит из трех основных периодов: довоенного, военного, послевоенного.

Территориальные рамки исследования охватывают всю территорию Республики Коми, районы дислокации лагерных подразделений Коми АО (АССР), а также прилегающие к Северо-Печорской железной дороге территории Архангельской и Кировской областей.

Анализ литературы. Использованная литература представлена общими работами по истории Коми АССР и Республики Коми, специальными научными исследованиями, посвященными изучению разных аспектов истории ГУЛАГа, справочной литературой. Ю.Л. Дьяков в книге «Северная угольно-металлургическая база СССР: возникновение и развитие» (1973г.) даёт общий обзор истории освоения Севера, указывает на специфику северного региона и значение его ресурсов для «социалистического строительства». Ю.Л. Дьяков посвятил свои работы изучению истории строительства Северо-Печорской железной дороги, уделил основное внимание железнодорожному строительству, рассматривая его в контексте формирования топливно-энергетической базы на Европейском Севере. А.Н. Кустышев в своем учебном пособии «Европейский Север России в репрессивной политике  XX в.» изучил проблему применения подневольного труда при освоении природных недр на примере Ухто-Ижемского лагеря. Работы, вышедшие в постсоветское время, содержат более подробную информацию о хозяйственной деятельности лагерей ГУЛАГа. Это связано с открытием доступа исследователей к архивным источникам. Появились статьи, посвященные отдельным лагерным пунктам. В 1990-е гг. и 2000-е гг. выходит множество работ, посвящённых гулаговской тематике. При анализе литературы по истории лагерей в Коми АССР нельзя не обратиться к трудам Н.А.Морозова и М.Б.Рогачёва, которые являются обобщающими работами по этой проблеме. Авторы приводят множество данных о лагерях, их структуре и производственной деятельности. В статье «ГУЛАГ в Коми: взгляд историка» Н.А. Морозов поднимает проблему становления лагерей, считая, что основой развития лагерей в Коми крае стал Ухтпечлаг. В своих работах «ГУЛАГ в Коми крае. 1929-1956 годы», вышедшей в 1997 году, и «Истребительно-трудовые годы» (1998 г.) он излагает свое понимание событий, связанных с политическими репрессиями, выделяет причины создания лагерей на территории Коми края, считая основной значимость разработок месторождений угля, нефти, газа и заготовки леса. Таким образом, анализ литературы позволил создать комплексную картину развития освоения Коми края в 1930-1950-е годы.

 Источники. При подготовке курсовой работы использовались законы и нормативные акты, делопроизводственная документация, статистические источники, периодическая печать и источники личного происхождения, воспоминания; материалы фондов ГУ РК «Национальный архив Республики Коми», общие труды, междисциплинные исследования. Круг использованных в исследовании источников позволяет осветить на все основные аспекты изучаемой темы.

Цель работы – дать научный анализ процесса освоения территории Коми края в 1930-1950-е годы. Исходя из поставленной цели, разработаны задачи, которые должны будут решены при изучение данной темы: проанализировать место Коми края в планах развития народного хозяйства СССР; раскрыть направления развития  угольных и нефтяных месторождений края в рассматриваемый период; исследовать становление транспортной системы на территории Коми края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Глава. Территория Коми в планах развития народного хозяйства СССР

Сразу же после Октябрьской революции руководители СССР стали воплощать в жизнь идею о высокоиндустриальном обществе с плановой экономикой. Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию. Начиная с 4-го квартала 1928 развитие народного хозяйства СССР осуществляется на основе пятилетних планов, воплотивших в себе ленинские идеи и теоретические положения о перспективном планировании, социальную и экономическую политику КПСС. Каждая пятилетка является крупной вехой в социальном, экономическом и техническом развитии страны, знаменует качественные сдвиги в пропорциях и структуре общественного производства. Планы развития народного хозяйства СССР или пятилетки были предназначены для быстрого экономического развития Советского Союза.

Территория Коми края по природным  условиям была перспективной для индустриального развития. Она располагала огромными лесосырьевыми ресурсами. Здесь также были известны месторождения каменного угля, нефти, различных солей и руд. Но они были слабо изучены, находились в отдаленных, необжитых и в транспортном отношении труднодоступных районах. Для их освоения нужны были большие средства, силы и время.

Первый пятилетний план был утвержден в мае 1929 года на пятом Всесоюзном съезде Советов. Основная задача первой пятилетки (1928-1932) состояла в том, чтобы создать в СССР мощную тяжелую индустрию, способную реорганизовать все народное хозяйство. Была намечена грандиозная программа индустриализации Коми автономной области. Удельный вес промышленной продукции в общем объеме производства должен был возрасти с 39 до 62 процентов, лесозаготовок – в три раза. Планировалось комплексное изучение природных ресурсов края, организация разработки месторождений нефти и угля, продолжение строительства железной дороги Пинюг-Сыктывкар, а также ряда других объектов союзного и местного значения. 

В годы первой пятилетки в промышленных инвестициях доля лесозаготовок составила почти половину затрат (47,8%), топливной – 25,2%, затраты на железнодорожное строительство составила  свыше трети всех капвложений (34,2%), на водный транспорт – 9,2%, научные исследования (в основном на геологоразведочные работы) – почти 9%.

Общий объем капиталовложений за пятилетие по области возрос в 8,8 раза, в то время как по СССР в целом – в 2,43 раза, по РСФСР – в 2,45 раза.1

Коми автономная область сделала большой шаг вперед в ликвидации хозяйственной и культурной отсталости о создании экономических основ социализма. Трудящиеся области досрочно выполнили пятилетний план. Вступили в строй Усть-Усинский консервный, Сыктывкарский канифольно-скипидарный, Усть-Цилемский замшевый заводы, Сыктывкарская типография, Визингский промышленный комбинат. Происходило переоборудование Сереговского солеварного завода и Сыктывкарского лесозавода. Началось строительство нового Сыктывкарского четырехрамного лесозавода и Войской точильной фабрики на Печоре, началось промышленное освоение Воркутинского угольного и Ухтинского (Чибьюского) нефтяного месторождений.

Второй пятилетний план (1933-1937) развития народного хозяйства был утвержден в феврале 1934 г. Основная хозяйственная задача – завершение технической реконструкции всех отраслей народного хозяйства. В одном из разделов плана был пункт о начале строительства Северо-Печорской магистрали от Котласа до Воркуты, которая позволит ускорить освоение богатейших недр Коми края, обеспечить вывоз угля и нефти в промышленные центры. Коми автономная область стала аграрно-индустриальным районом СССР.

В.В. Куйбышев в своем докладе на XVII съезде партии «О втором пятилетнем плане» говорил: «… Одной из крупнейших проблем Северного края, к разрешению которой будет приступлено во втором пятилетии, является развитие угольных и нефтяных месторождений реки Печоры, что позволит обеспечить высококалорийным топливом Северный морской флот, промышленность Мурманского округа и Сверенного края».2 

За годы второй пятилетки объемы капвложений по сравнению с первой пятилеткой возросли почти в 1,9 раза. Удельный вес лесозаготовок сократился до 15,6%, а топливной – возрос до 50,6%.

Ведущая роль сохранялась за лесной промышленностью. Вместе с тем большая и плодотворная работа по изучению природных богатств области Коми, проведенная в первой пятилетки, позволяли приступить к промышленной добыче угля, нефти и других ископаемых богатств. Основным районом добычи нефти явилось Чибьюское месторождение (добыча нефти возросла с 1415 тонн в первую пятилетку до 133,7 тыс. тонн во второе пятилетие). 1 сентября 1934 года вступила в строй первая эксплуатационная шахта в Воркуте, началась промышленная добыча угля.

Третий пятилетний план народного хозяйства СССР (1938-1942) предусматривал усиление индустриальной мощи, укрепление обороноспособности страны. Для Коми третья пятилетка должна была стать пятилеткой дальнейшей ее индустриализации. В плане предусматривалось: ускоренное развитие лесной промышленности; рост объема промышленного строительства, прежде всего во вновь создаваемых отраслях – в угольной и нефтяной; подготовка базы для газовой промышленности.

За три года третьей пятилетки  в важнейшие отрасли народного хозяйства Коми АССР было вложено 837,2 млн руб., из них 36% - в угольную, нефтегазовую и лесную промышленность, почти 60% - на железнодорожное строительство.

В республике была создана современная промышленность. Ведущая отрасль – лесозаготовительная. Возникли новые отрасли промышленности: деревообрабатывающая, производство строительных материалов, пищевкусовая и другие. Значительные успехи были достигнуты в промышленном освоении новых районов территории Коми, в создании угольной, нефтяной промышленности. Строительство Северо-Печорской магистрали открывало широкие возможности для дальнейшего развития экономики, для более полного использования естественных богатств республики. Освоение Печорского угольного бассейна и строительство железной дороги было частью единого плана создания угольно-металлургической базы на Европейском Севере страны.

Великая Отечественная Война (1941-1945) нарушила мирные перспективные планы промышленного развития и транспортного освоения Коми АССР, вызвала необходимость их корректировки в сторону ограничения и даже сокращения. Резко возросло значение Коми края как новой топливной базы в европейской части России. Борьба за дальнейшее увеличение производства промышленной продукции в республике велась по трем основным направлениям: расширение имеющихся предприятий и увеличение выпуска их продукции; форсирование капитального строительства и ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей; улучшение организации производства и повышение производительности труда. 3

Четвертый пятилетний план. Основные задачи плана состояли в том, чтобы «восстановить пострадавшие районы, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень»4  На территории Коми предусматривалось первоочередное развитие угольной, нефтяной и газосажевой, лесной промышленности. Планировалось строительство новых и реконструкция уже действующих угольных шахт в Воркуте и Инте, освоение нефтяных и газовых месторождений в Ухтинском районе. Добычу угля в Печорском угольном бассейне намечалось довести в 1950 г. до 7, млн. тонн, добычу нефти увеличить в 2,3 раза, газа – в 3 раза, производство сажи – в 7 раз, асфальтитов – в 3 раза. Были организованы новые леспромхозы – Ужгинский, Помоздинский, Микуньский, Канинский и Дутовский. В эксплуатацию вступили Войвожский нефтяной промысел и Нибельское газовое месторождение, нефте- и газопроводы Вой-Вож – Ухта.

Информация о работе Создание транспортной системы на территории края