Съезд народных депутатов РСФСР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 17:17, реферат

Краткое описание

Цель работы – раскрыть предпосылки, причины учреждения, статус, организационное устройство; основные проблемы формирования, главные этапы деятельности съездов народных депутатов РСФСР.

Содержание

1. Ведение
2. Предпосылки и причины учреждения съездов народных депутатов РСФСР
3. Полномочия Съезда
4. Порядок формирования Съезда народных депутатов и этапы деятельности
5. Основные достижения и проблемы деятельности съезда
6. Заключение
7. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

съезд народных депутатов рсфср.docx

— 26.07 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Ведение 

2. Предпосылки и причины учреждения съездов народных депутатов РСФСР 

3. Полномочия Съезда 

4. Порядок формирования Съезда народных депутатов и этапы деятельности 

5. Основные  достижения и проблемы деятельности съезда 

6. Заключение 

7. Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

      В истории нашей страны в есть несколько коротких, но важных этапов, когда в течение нескольких месяцев происходили кардинальные изменения, менявшие облик страны, когда рушилась старая политическая власть и нарождались предпосылки новой политической системы. Таким же, по интенсивности исторического процесса и по важности происходивших событий, стал, без сомнения, период с мая 1989 г., когда начали работать Съезды народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, до декабря 1991 г., когда, после Беловежского соглашения, перестал существовать сам Советский Союз. Особое место внутри этого периода занимает этап истории страны, связанный с возрождением в России подлинно представительной власти - с деятельностью Съездов народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. Именно со становлением (точнее - возрождением) парламентаризма в его советской форме были связаны процессы возрождения российской государственности, изменения ее политического, экономического социального устройства, создание качественно иной законодательной базы. Там, в этом времени, причины многих процессов, которые получили свое развитие в последующее время. Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что Съезд народных депутатов РСФСР в этот период подготовили и непосредственно повлияли своими решениями на экономическую, социальную, правовую сферы общества. Представительная власть, в известной мере, подготовила изменения в политическом устройстве страны. Тогда же закладывались предпосылки для радикальной экономической реформы в России. Именно в 1990-1991 годах законодатель установил основные принципы осуществления этой реформы.

      Цель работы – раскрыть предпосылки, причины учреждения, статус, организационное устройство; основные проблемы формирования, главные этапы деятельности съездов народных депутатов РСФСР.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки  и причины учреждения съездов  народных депутатов РСФСР.

      Общественно-политическая  и экономическая ситуация предшествовавшая  первому съезду своими корнями  уходит к началу перестройки 1980-х годов, открывшей возможности для переосмысления устоявшихся представлений о развитии государства. В условиях перехода к экономическим методам управления и полному хозрасчету предприятий было проведено радикальное изменение всей структуры управления народным хозяйством. Фактически, начиная с 1986 года, центральный аппарат управления народным хозяйством был уже недееспособен. Отсутствовали экономические предпосылки, обеспечивающие реальное повышение эффективности производства. Большим бременем на экономику легла афганская война, начатая по настоятельному требованию советских спецслужб, в 1979 году. Недостаток молодых сил в высшем эшелоне руководства страной, способных взять ответственность за выработку и реализацию идей экономического реформирования создали ситуацию, когда верхи не могли отвечать в полной мере по обязательствам. Главной политической проблемой в конце 1980-х - начале 1990-х годов стала борьба вокруг 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей монополию КПСС на власть. Требование отмены 6-й статьи стало главным политическим лозунгом шахтерских забастовок, охвативших в начале 1990 года основные угольные бассейны страны. Обострились национальные проблемы. В июне 1989 г. в Фергане разразились погромы турок-месхетинцев, живших в Узбекистане со времен сталинской депортации. В 1989-1990 гг. последовали кровавые конфликты в Киргизии, Таджикистане, Азербайджане, Грузии. Еще более сложной была ситуация в Прибалтике: народные фронты открыто заявили о стремлении к полной независимости своих республик. В марте 1990 года Литва провозгласила независимость, признав незаконной аннексию Прибалтики Советским Союзом в 1940 года.  Лидер КПСС, М.С.Горбачев, стремясь к восстановлению общественно-политического консенсуса, перенес дискуссию из партийных органов в парламент, предложив законодателям изменить избирательную систему. Выборы народных депутатов РСФСР оказались самыми демократичными. Это были первые, и пока единственные выборы в стране, проведенные целиком по мажоритарной системе: уже не было квот КПСС и еще не было сегодняшних партийных списков. Состав кандидатов - социальный, политический, профессиональный, - а также количество кандидатов на один мандат, обеспечило самое широкое представительство на выборах. В составе съезда было примерно равное количество народных депутатов от КПРФ, «Демократической России» поддержанных межрегиональной депутатской группой СССР  и независимых беспартийных. Первому Съезду Народных депутатов РСФСР предшествовали собрания региональных групп. На этих встречах вырабатывались основные положения будущих решений.  В Москву, для участия в совещании по подготовке первого Съезда были делегированы народные депутаты от каждого субъекта России. За месяц с небольшим народные депутаты и аппарат Верховного Совета РСФСР подготовили первый Съезд. В повестку дня Съезда вошли вопросы о суверенитете России, Союзном договоре и механизме народовластия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Полномочия Съезда

 

 

 

      Конституция  закрепляла за Съездом право  решать любой вопрос, отнесённый  к ведению Российской Федерации (статья 104, часть 2). К исключительному  ведению Съезда народных депутатов  относилось:[3]

      — принятие  Конституции Российской Федерации, внесение в неё изменений и  дополнений;

      — определение  внутренней и внешней политики  Российской Федерации;

      — ратификация  и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения  Конституции Российской Федерации;

      — принятие  решения по вопросам национально-государственного  устройства, отнесённым к ведению  Российской Федерации;

      — определение  порядка решения вопросов административно-территориального  устройства Российской Федерации;

      — решение  вопросов об изменении границ  Российской Федерации;

      — утверждение  перспективных государственных  планов и важнейших республиканских  программ экономического и социального  развития Российской Федерации, её военного строительства;

      — формирование  Верховного Совета Российской  Федерации;

      — избрание  Председателя Верховного Совета  Российской Федерации;

      — избрание Первого заместителя и трёх заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации;

      — утверждение  Председателя Совета Министров  Российской Федерации;

      — утверждение  Генерального прокурора Российской  Федерации, Председателя Верховного  Суда Российской Федерации, Председателя  Высшего арбитражного суда Российской  Федерации;

      — избрание  Конституционного суда Российской  Федерации;

      — принятие  решения об отрешении от должности  Президента Российской Федерации;

      — отмена  актов, принятых Верховным Советом  Российской Федерации, а также  указов и распоряжений Президента  Российской Федерации.

      Съезд народных  депутатов Российской Федерации  принимал законы Российской Федерации  и постановления большинством  голосов от общего числа народных  депутатом Российской Федерации, за исключением случаев, когда  иное установлено Конституцией  Российской Федерации.

      Съезд народных  депутатов Российской Федерации  принимал решение о проведении  всенародного голосования (референдума).

      Заседания  Съезда народных депутатов как правило вёл Председатель Верховного Совета. Деятельность съезда регулировал временный регламент, постоянный отсутствовал.

 

3. Порядок формирования  Съезда народных депутатов

 

 

и этапы деятельности

 

 

 

      Всего на  съезд избирались 1068 народных депутатов  РСФСР:

      900 — по  территориальным округам: пропорционально  численности населения;

      168 — по  национально-территориальным округам: по 4 от 16 автономных республик (64), по 2 от 5 автономных областей (10), по 1 от 10 автономных округов (10), 84 от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.

      Состав и  численность фракций и блоков  постоянно менялись. Но постоянно, на каждом съезде, регистрировались 10-12 фракций.

      Съезд народных  депутатов созывался 2—3 раза в  год (всего было 10 съездов, Десятый  — после указа о роспуске).

      Этот сравнительно  короткий, но исключительно интенсивный  исторический период еще не  становился объектом исторической  периодизации. Представляется возможным  выделить три основные этапа. Основанием для периодизации служит анализ деятельности Съездов и Верховного Совета РСФСР в контексте политического развития страны.

      Первый этап - со времени проведения выборов  в марте 1990 г. до ноября 1990 г., до  начала работы Второго (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР. Основное содержание этого этапа связано со становлением качественно новых институтов высшей представительной власти (советского типа) и попыткой создания единой для всего в СССР программы реформирования экономики. [4]

      Второй этап - с ноября 1990 г. - Второго (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР  до июля-августа 1991 г., когда произошли  инаугурация Президента РСФСР (на Пятом (внеочередном) Съезде) и путч 19-21 августа 1991 г.

      Третий этап - с августа 1991 по декабрь 1991 г. Основное  содержание этого этапа было  связано с провалом попыток  подписать новый Союзный договор  и с созданием политико-правовых  и экономических основ для  осуществления в 1992 г. радикальной  экономической реформы.

      I Съезд народных  депутатов РСФСР: 16 мая — 22 июня 1990 года.

      29 мая 535 голосами  при кворуме в 531 голос Б. Н. Ельцин  был избран Председателем Верховного  Совета РСФСР. 12 июня была принята  Декларации о государственном  суверенитете.

      15 июня Б. Н. Ельцин, как Председатель Верховного  Совета РСФСР, предложил три альтернативные  кандидатуры на пост Председателя  Совета Министров: народный депутат  СССР М. А. Бочаров; народный депутат, председатель Комитета Верховного  Совета СССР по науке, образованию  и культуре Ю. А. Рыжов; заместитель  Председателя Совета Министров  СССР И. С. Силаев.[5]

      В результате  тайного голосования ни И. Силаев, ни М. Бочаров не набрали необходимого  числа голосов. Ельцин решил более  не выдвигать кандидатур, а поддержать  И. Силаева, который набрал большинство  голосов. За это решение проголосовало 163 депутата. 18 июня Съезд народных  депутатов РСФСР утвердил кандидатуру  Силаева.

      II Съезд: 27 ноября  — 15 декабря 1990 года.

      Приняты  поправки к Конституции, в числе  которых: придание конституционного  статуса Декларации о государственном  суверенитете, введение частной  собственности в РСФСР, учреждение  Конституционного суда (избран в 1991 году), деидеологизация статей о политических правах граждан.

      III Съезд (внеочередной): 28 марта — 5 апреля 1991 года.

      IV Съезд: 21 — 25 мая 1991 года.

      Поправки  к Конституции РСФСР, учреждение  поста Президента РСФСР, согласно  итогам референдума.

      V Съезд: 10 — 17 июля, 28 октября — 2 ноября 1991 года

      Съезд проходил  в два этапа:

      1 этап (10 — 17 июля):

      2 этап (28 октября  — 2 ноября):

      Принятие  присяги Президента РСФСР Б. Н. Ельцина, избрание нового Председателя  Р. И. Хасбулатова, внесение ряда  изменений в Конституцию (в том  числе установление трёхцветного  государственного флага РСФСР).

      VI Съезд: 6 — 21 апреля 1992 года.

      Неудовлетворительная  оценка работы правительства  Гайдара, предоставление дополнительных  полномочий Президенту.

      Отказ ратифицировать  Беловежское соглашение о прекращении  существования СССР и исключить  из текста конституции РСФСР  упоминание о конституции и  законах СССР. Вплоть до своего  разгона съезд не ратифицировал  соглашение.

      VII Съезд: 1 — 14 декабря 1992 года.

      Критика  правительства Гайдара, резкое выступление  Президента Б. Н. Ельцина, утверждение  В. С. Черномырдина в должности  Председателя Совета Министров. Приняты поправки в Конституцию, ограничивающие полномочия Президента. Обращение в Конституционный  суд по поводу незаконной ратификации  Беловежского соглашения Верховным  Советом 12 декабря 1991 года.

      VIII Съезд: март 1993 года.

      Поправки  в Конституцию, ограничивающие полномочия  Правительства и Президента, введены  в полном объёме.

      IX (Внеочередной) Съезд: март 1993 года.

      Съезд созван  в связи с телеобращением Президента Б. Н. Ельцина, в котором он объявил о введении «особого порядка управления» страной.

      Конституционный  суд признал действия Ельцина, связанные с телеобращением, неконституционными, однако, как выяснилось позже, неконституционный указ, о котором объявил Президент, так и не был подписан. Съезд предпринял попытку отрешения Б. Н. Ельцина от должности Президента. Одновременно состоялось голосование об отставке председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова. Ни то, ни другое предложение не прошло. На 25 апреля был назначен всенародный референдум о досрочных перевыборах Президента и Съезда и о доверии социально-экономической политике Президента.

      X (Чрезвычайный) Съезд: 23 сентября — 4 октября 1993 года.

      Присутствовало 689 депутатов (при кворуме в 628). Съезд  утвердил решения Верховного  Совета о прекращении президентских  полномочий Б. Н. Ельцина и переходе  их к вице-президенту. Объявил  действия Ельцина государственным  переворотом. Назначил на март 1994 года досрочные выборы президента  и народных депутатов. Был разогнан 4 октября с применением оружия  и бронетехники. После этого система  Советов, верховным органом которой  являлся Съезд, была полностью  ликвидирована.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные  достижения  и проблемы деятельности съезда

 

 

 

      Благодаря  подготовительной работе народным  депутатам удалось преодолеть  стремление партийных бюрократов  превратить съезд в чисто репрезентативное  мероприятие. Благодаря совместным  творческим усилиям участников  подготовительного совещания, встречам  с избирателями, общению с коллегами  из союзного парламента, инициативам  вновь избранных депутатов и  их групп  Съезд стал местом  обсуждения наиболее острых и  значительных вопросов социально-политической  и экономической жизни России. Сегодня, двадцать лет спустя, можно  ответственно заявить о том, что  Съезд достойно выполнил свою  историческую миссию.

      Первым исторически, политически и юридически важнейшим  документом Съезда стала Декларация  о государственном суверенитете  РСФСР, включение которой в повестку  дня съезда было достигнуто  в острой политической борьбе, но Декларация была единодушно  поддержана народными депутатами  и зафиксировала ключевые ориентиры  масштабной конституционной реформы, основанной на приоритете суверенных  прав Российской Федерации.

      Принятием  Декларации Съезд заявил и  продемонстрировал себя как легитимный  учредительный орган российского  народа, сделавший решающий шаг  к установлению конституционно-правового  строя в Российской Федерации.[6]

      Другим важнейшим  решением первого Съезда стало  решение о проведении в Российской  федерации масштабной конституционной  реформы и образование Конституционной  комиссии с задачей выработки  проекта новой Конституции Российской  Федерации, основанной на принципах  Декларации о государственном  суверенитете РСФСР и Конвенции  о защите прав человека и  основных свобод. Тем самым, Съезд  положил начало демократическому  конституционному процессу, который  в те годы оказался под воздействием  кардинальных экономических реформ  и проходил в атмосфере острой  открытой дискуссии. Его завершением  стало принятие новой Конституции  Российской Федерации в декабре 1993 года.

Информация о работе Съезд народных депутатов РСФСР