Теория и методология исторической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 12:03, реферат

Краткое описание

1. Сущность, формы и функции исторического знания.
2. Методы изучения истории.
3. Понятие и классификация исторических-источников.
4. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Вложенные файлы: 1 файл

seminar_1)).docx

— 30.80 Кб (Скачать файл)

Башкирский государственный университет (Стерлитамакский филиал)

Физико – математический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар по истории

на тему: «Теория и методология исторической науки»

 

 

 

 

 

   

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стерлитамак

2012г.

 

План.

  1. Сущность, формы и функции исторического знания.
  2. Методы изучения истории.
  3. Понятие и классификация исторических-источников.
  4. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

 

1)Сущность, формы и функции исторического  знания и познания. Методы изучения  истории

Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.

отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.

При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки (исторические общественные организации, Академия Наук), группы ученых (востоковеды, медиевисты, ученые ленинградской школы), система исторического образования (средняя школа - исторический факультет университета - аспирантура) и т.п.

Историческое познание - форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания - мышление, эмпирическое, теоретическое.

На первом уровне (этапе) познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов.

Методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы конкретно-проблемного (специально-исторического) исследования, так и методы обще-научного исторического исследования.

Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.

К специально-историческим методам относятся:

- условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.

- методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет  интерпретировать различные «темные»  места, выявить противоречия в  документе, существующие лакуны  и т.п. Применение этих методов  дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать  различные события.

- историко-политический анализ  позволяет сопоставить сведения  различных источников, воссоздать  обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать  состав участников, принявших тот  или иной акт.

Есть и другие специальные методы исторического анализа и синтеза.

К методам общеисторического научного исследования относятся:

- Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные  связи и закономерности развития  исторического события (явления, структуры). Он заключается в последовательном  проникновении в прошлое с  целью выявления причин каких-либо  фактов, событий, явлений. Историко-генетический  метод применяется и для выявления  соотношения субъективного, личностного  фактора в историческом развитии  и объективных факторов (логики  политической борьбы, экономического  развития и т.п.).

- проблемно-хронологический метод  предполагает расчленение широких  тем на ряд узких проблем, каждая  из которых рассматривается в  хронологической последовательности. Этот метод используется как  при изучении материала (на первой  стадии анализа, совместно с методами  систематизации и классифицирования), так и при его компоновке  и изложении внутри текста  работы по истории.

Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:

- историко-сравнительный метод (в  сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы  этого метода) позволяет выявить  как общие, так и особенные  черты в развитии разных событий, явлений, структур.

- историко-типологический метод  позволяет упорядочить предметы  изучения по качественно различным  типам (классам) на основе присущих  им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

- метод периодизации позволяет  выделить ряд этапов в развитии  различных общественных, социальных  явлений. Критерии периодизации  в каждом случае могут выдвигаться  различные.

- структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявитьпродолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

Понятие «историческая теория» до сих пор является спорным и неустоявшимся в научной и философской литературе. И все-таки, историческими теориями являются те, которые 1) фиксируют различия в системах, 2) указывают на переходы от системы одного качества к другой (например, закон развития общественно-исторических формаций), 3) теории, содержащие законы исторической науки.

К методам теоретического познания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим).

Историческое знание - проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня.

1) реконструктивное знание - фиксация  исторических фактов в хронологической  последовательности, - формируемое  в процессе реконструктивной  деятельности историка. В ходе  этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических  методов - текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических  и т.п.) историк устанавливает  исторические факты. Реконструктивное  знание, реконструктивная картина  прошлого создается в виде  нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и  взаимосвязях между различными  фактами, явлениями, процессами - является  результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня - эмпирические (открытые регулярности - сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические  факты в ходе теоретического  познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования. Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история - законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история - законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.

Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят:

- потребность формирования социального  самосознания,

- удовлетворение потребности в  социальном воспитании,

- потребности в политической  деятельности и самой политики,

- потребности объяснения, предвидения  и предсказания будущего.

Методология исторического исследования является объектом внимания как историков, так и философов. Слово методология обозначает учение (понятие) о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

- описание объекта и предметов (различных сторон объекта) исторического  исследования,

- выяснение цели изучения,

- постановки проблем и задач,

- раскрытие источников поставленных  задач,

- историографическое обоснование  задач исследования,

- описание инструментария (методов, процедур установления знания),

- описание самого знания, т.е. дефиниций, используемых в исследовании.

Необходимо отметить, что в современной западной историографии понятие «методологии» замыкается или на «техническом» применении методов, или на «философии истории»

2)Метод представляет собой способ  изучения исторических процессов  через их проявления - исторические  факты, способ получения из фактов  новых знаний.

К конкретным методам относятся:

1) общенаучные;

2) собственно исторические;

3) специальные - заимствованные из других наук.

Общими методами для всех гуманитарных наук служат:

- логический;

- исторический.

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии из развития. Именно в этот момент они преобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.

Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общ.закономерности.

Эти методы дополняют друг друга, так как если исчерпаны все познавательные возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.

Для изучения и исследования ист.России обычно используют такие методы:

1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - состоит в изложении  явлений в строго хронолич.порядке;

2. ХРОНОЛОГИЧЕСКО-ПРОБЛЕМНЫЙ - заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам), внутри периодов - по проблемам;

3. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ - исследует какую-то одну сторону жизни и деятельности гос-ва в её постепенном развитии;

4. СИНХРОНИЧЕСКИЙ - применяется реже; с его помощью можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за её пределами.

Выделяют также и другие методы для изуч. и исслед. ист. страны:

- метод периодизации;

- сравнительно-исторический;

- ретроспективный;

- системно-структурный;

- статистический;

- метод социологич. исследований, кот.взят из социологии и используется для изучения и исслед.современных проблем.

История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни.

Классификация ист.источников - это одна из основ вспомогательной ист.дисциплины - источниковедения. В наст.вр. выделяют 7 основных групп историч.источников:

1) письменные, 2) вещественные, 3) устные, 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фотокинодокументы, 7) фонодокументы.

Самыми важными источниками служат и служили летописи. Самая ранняя из дошедших до нас - ПВЛ (Нестор, Киев, 12 век). Также не забудьте на экзме упомянуть про всякие тоже супер-пупер значимые документы типа Соборного уложения, Судебника и т.п.

3)Исторические источники как  таковые имеют весьма и весьма  неоднородную природу. Поэтому в  источниковедении давно фигурируют  самые разнообразные системы  классификации исторических источников. Безусловно, все они связаны с  определениями исторического источника  и во многом зависят от последних. В целом можно выделить несколько типов классификации:

1. Классификация по цели создания. Предложена немецким ученым И. Дройзеном. В соответствии с ней источники делились на: ненамеренные (остатки, отражающие факты непосредственно), намеренные (свидетельства) и смешанные (памятники).

2. Классификация по степени близости  источника к историческому факту, введена Э. Бернгеймом в 1889 году. Исторические источники разделяются на остатки и традицию. Это разделение источников, а соответственно и источниковедческого анализа (для традиции необходимы и внешняя, и внутренняя критики, для остатков — достаточно внешней), было весьма широко распространено в источниковедении.

3. Классификация источников по  носителю известна по трудам  Э. Фримена, который разделил источники на: вещественные (памятники), письменные (документы) и словесные (повествования). В несколько видоизмененном виде эта система вошла в практику источниковедения в советский период, здесь источники были классифицированы в соответствии со способом кодирования и хранения информации на семь типов.

Информация о работе Теория и методология исторической науки