Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:03, реферат
Тмутараканское княжество отличалось пестротой этнического состава. В 988/1010—1036 годах княжество было во владении Мстислава Владимировича (умер в 1036 году). В городе Тмутаракани Мстиславом была основана церковь Богородицы, позднее, при учреждении Тмутараканской епархии, ставшая епископской. Тмутаракани подчинялся также и Керченский полуостров на другом берегу пролива с центром в городе Кърчевъ.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Географическое положение Тмутараканского княжества ……………... 4
2. Население Тмутараканского княжества ………………………………… 4
3. Тмутараканские князья …………………………………………..………. 4
4. Тмутараканский камень ……………………………………………….…. 5
5. Тмутараканский монастырь (церковь Пресвятой Богородицы) ………. 7
6. Роль Тмутаракани и Тмутараканского княжества во взаимоотношениях народов Северного Кавказа ……………………………………………… 8
7. Причины упадка Тмутараканского княжества (спорный вопрос)…… 11
Заключение …………………………………………………….………………. 13
Список использованной литературы……………………………...………….. 14
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………. 3
Заключение …………………………………………………….………………. 13
Список использованной литературы ……………………………...………….. 14
Приложения …………………………………………………
Введение.
История существования Тмутараканского
княжества не слишком разработана.
По этой теме существует довольно много
спорных вопросов (например, четкие
временные границы
Тмутараканское (Тмутороканское) княжество — русское княжество, существовавшее в X—XII веках на Таманском полуострове с центром в городе Тмутаракань. Появление на Таманском полуострове восточнославянского населения связано с походами князей Игоря (944 год) на Византию и Святослава (965 год) на ясов (аланов) и касогов (адыгов).
Тмутараканское княжество отличалось пестротой этнического состава. В 988/1010—1036 годах княжество было во владении Мстислава Владимировича (умер в 1036 году). В городе Тмутаракани Мстиславом была основана церковь Богородицы, позднее, при учреждении Тмутараканской епархии, ставшая епископской. Тмутаракани подчинялся также и Керченский полуостров на другом берегу пролива с центром в городе Кърчевъ.
С 1054 года Тмутараканское княжество входило во владения черниговского князя Святослава Ярославича. Во 2-й половине XI в. в княжестве правили его сыновья Глеб, Роман и Олег Святославичи, оно было объектом политических притязаний и других русских князей, а также Византии. В связи с усилением половцев в конце XI — начале XII века Тмутараканское княжество потеряло связь с русскими землями и утратило свою самостоятельность.
При работе над рефератом были использованы материалы, взятые из печатных и электронных ресурсов.
Было расположено на побережье Черного моря, занимало территорию Таманского полуострова и восточную оконечность Крыма.
Княжество имело выгодное географическое положение: оно контролировало Керченский пролив и, соответственно, донской (из Восточной Руси и Поволжья) и кубанский (с Северного Кавказа) торговые пути в Черное море.
Население составляли славянские колонисты и племена ясов и касогов.
Касоги, или косоги — народ черкесского (адыгского) племени, упоминаемый в русских летописях с древнейших времен до нашествия татар. В первый раз имя касогов занесено в летопись под 965 года в рассказе о походе князя Святослава на хазар.
Ясы — древнерусское название аланов. Кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье.
Княжество не имело устоявшейся княжеской традиции. Удаленное пограничное положение княжества приводило к частой смене князей, как правило изгоев, которые использовали его как базу для собирания военных сил с целью возврата отчего стола.
Мстислав Владимирович Храбрый (с 988 года);
В 987 году эмир Дербента "тайно искал помощи против раисов у русов", прибывших в этот район на 18-ти судах. Русы находились на службе и в самом Дербенте в качестве гулямов (слуг), составляя гвардию эмира. В 1030 году русы совершили поход на Ширван. В 1032 году они повторно напали на Ширван, но уже в союзе с сарирцами и аланами. В 1033 году русы и аланы совершили неудачный поход в сторону Дербента (на Карах). Эти военные кампании русов, видимо, были связаны с деятельностью черниговско-тмутараканского князя Мстислава Владимировича.
Ростислав Владимирович Волынский (1064-1065гг.);
Роман Святославич Красный (1069-1079гг.);
Упоминается под 1077 год, когда к нему бежал в Тмутаракань Борис Вячеславич;
В 1079 году Роман с половцами двинулся на Русь, но киевский князь Всеволод Ярославич сумел подкупить кочевников и заключить с ними мир. На обратном пути половцы убили Романа (2.08.1079). Олега, по проискам Всеволода Ярославича, в Тмутаракани захватили хазары и отправили в ссылку в Византию под надзор византийских родственников киевского князя. В Тмутаракани стал править посадник Всеволода Ратибор. Однако в 1081 году князья Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич бежали в Тмутаракань и "яста Ратибора, и седоста Тмютороканю".
Олег Святославич Черниговский (Гориславич) (1083-1094гг.), (1113-1115гг.);
В 1081 году в Византии к власти пришел Алексей I Комнин и в поисках любых срочных мер по спасению империи от врагов. Он отозвал Олега с острова Родос, женил его на представительнице знатного византийского рода Феофании Музалон. В 1083 году с помощью византийского флота Олег вернулся в Тмутаракань, наказал хазар, замешанных в заговоре 1079 года, а Давыда и Володаря отпустил на Русь. Олег правил в Тмутаракани до 1094 года, когда он стал Черниговским князем.
Кто княжил в Тмутаракани после Олега, трудно сказать. Известно, что после смерти Олега в 1115 году Тмутаракань оставалась русским городом.
Тмутарака́нский ка́мень — мраморная плита с высеченной на ней кириллической надписью на древнерусском языке, найденная в 1792 на Таманском полуострове адмиралом П. Пустошкиным. В настоящее время хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Является древнейшим свидетельством о гидрографических работах в Древней Руси.
Текст надписи гласит:
«В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен».
В надписи речь идёт о Тмутараканском князе Глебе Святославиче.
Надпись была впервые опубликована А. И. Мусиным-Пушкиным в 1794 году. Эта публикация и последующие исследования А. Н. Оленина положили начало русской эпиграфике и палеографии. Уникальность надписи послужила причиной сомнений в её подлинности. Споры на эту тему продолжались до XX века. Одно из доказательств подлинности — то, что археологами на месте находки камня были открыты остатки летописной Тмутаракани.
Вскоре после открытия камень мог быть навсегда утерян. История этого дела такова:
1 версия:
8 августа 1792 года Пустошкин самовольно повез камень для показа своему начальству на крейсерском судне «Панагия Апотуменгана» (греч. «Таманская Пресвятая») в Херсон. Там в ночь на 9 сентября 1792 г. судно сорвало с якоря и бурей угнало в Константинополь. Только в конце марта 1793 г., спустя почти 7 месяцев, оно вернулось обратно, а затем в Николаев. Здесь о камне узнал премьер-майор Г. Егоров, который, вернувшись в Петербург, и сообщил о находке Мусин-Пушкину. Будучи президентом Академии Художеств и обер-прокурором Синода, Мусин-Пушкин велел вернуть камень на прежнее место, а в Петербург доставить точный снимок. Только к маю 1793 года камень вернулся обратно на Тамань.
2 версия:
Узнав об этой находке от Пустошкина, страстный собиратель древностей Мусин-Пушкин, разрекламировал находку в Санкт-Петербурге и императрица Екатерина повелела привезти камень в столицу, прежде скопировав его надписи, которые оказались в Петербурге довольно быстро. Там, в 1793 году, Мусин-Пушкин был обвинен в подлоге, настолько невероятным казалось содержание надписи. В тот момент интерес к камню пропал, и его было велено оставить в Тамани. Но камень уже плыл на купеческом судне «Евтея Кленова» в Херсон. Войсковой судья Черноморского казачьего войска Головатый дал указание купцу вернуть камень, и он, проделав длительное путешествие по Черному морю через многие порты, в том числе и через Константинополь, вернулся на Тамань. Головатый распорядился поместить камень для обозрения у «фонтана», а затем переместил его в «прекрасный сад», у недавно (1793—1794 г.) построенной под его началом Покровской церкви (под строительство церкви было приспособлено старое небольшое здание). Там камень пролежал до 1803 года, когда посетивший Тамань академик Н. А. Львов-Никольский обратил на него внимание. В 1835 году, после сильного песчаного урагана (которые называют «черная буря») 1834 года, занесшего не только посевы и сады, но дома казаков и стены храма (как раз вскоре здесь побывал Лермонтов, отчасти, вероятно, потому назвавший (от лица Печерина) Тамань — «самый скверный городишко»), камень был перевезён в Керченский музей, а в 1851 году — в Санкт-Петербург.
Согласно предположению М.Д. Приселкова, бывший митрополит Иларион принял схиму и новое имя – Никон. Это событие произошло в 1054 г. (после смерти великого князя Ярослава Владимировича Мудрого) или 1055 г. Историки расшифровали древнерусскую надпись на тмутараканской амфоре, которая хранится в фондах Таманского археологического музея (станица Тамань, краснодарский край, Россия). На ней, в частности, начертан Крест и написано слово Ники – сокращение имени преподобного Никона, причем в него после буквы «и» вписана дополнительная буква «л», так что получается и сокращение имени Иларион. Можно с полной уверенностью утверждать, что это имя бывшего митрополита Илариона.
В 1055 г. на Руси был поставлен
новый митрополит – грек Ефрем. В
результате конфликта с великим
князем Изяславом Ярославичем
На настоящий момент историкам удалось локализовать местонахождение храм Пресвятой Богородицы и монастыря преподобного Никона. Это Лысая гора неподалеку от станицы Тамани. Возможно, в самом городе Тмутаракани находилось подворье этого монастыря. Также можно отметить дома, где останавливались монахи. Такой вывод основан на чтении имени преподобного Никона, определенных слов и знаков на амфорах из Тмутаракани.
Горцы Северного Кавказа поддерживали разносторонние связи с Тмутараканским княжеством. С населением этого владения в тесных связях находились касоги, о чем свидетельствуют русские летописи.
В 965г. Святослав совершил поход на Хазарский каганат, который контролировал торговые пути международного значения. Войско Святослава вступило в пределы волжских булгар, опустошило их столицу город Булгар и двинулось в низовья Волги. Недалеко от столицы хазар (г. Итиль) состоялось сражение. Как сообщает летопись, «победа русов над хазарами была полной». Через Северный Кавказ, землю ясов и касогов, войско прошло далее к крепости Саркел, форпосту Хазарского каганата на Дону. Крепость была взята и уничтожена до основания. После этого Святослав начал войну с могущественной Византией, которая препятствовала выходу Руси к Черному морю и натравливала на нее племена кочевников. Значение Тмутаракани не ограничивалось небольшой областью по обеим сторонам Керченского пролива. Она была центром обширных русских владений на юго-востоке и контролировала не только Подонье и Кубань, но и Нижнюю Волгу. При таком положении русы могли появляться на Каспийском море и, при дружественных отношениях с Византией, через Закавказье и Черное море возвращаться к себе, могли и по суше предпринимать набеги на Дербент и Ширван. В XI в., в эпоху расцвета русской Тмутаракани, все русские источники позволяют усматривать в ней не только город, по и обширную область, простиравшуюся от Керченского пролива до Средней Кубани. Тмутараканское княжество находилось в непосредственной близости с касогами, предками кабардинцев, жившими по нижнему течению Кубани, и с аланами - ясами, жившими в верхнем течении Кубани и Терека. Левобережье Кубани занимали родственные касогам адыгейские племена, в древности называвшиеся керкетами, или зихами.
Воды Черного моря бороздили русские ладьи. Не случайно с IX и до ХVI вв. оно называлось «Русским морем». Как пишет академик М.И. Тихомиров, «Тмутаракань впервые упоминается в 1022г., но существовала ранее, так как названа в числе городов, розданных Владимиром Святославичем сыновьям, следовательно, до 1015г. Население Тмутаракани по своему этническому составу было пестрым. Здесь, несомненно, была греческая колония, связанная с портом, а также русская колония. Однако основную массу населения этой области составляли представители двух этнических общностей, обитавших в низовьях Кубани еще в период существования Хазарского каганата: потомки хазаро-булгарских родов, известные в русской летописи под этнонимом «козары», и выходцы из адыгских родоплеменных соединений, называемые в византийских источниках зихами, а в русских - касогами.
В период правления архонта (кагана) Михаила (середина XI -нач. ХII вв.) каганату принадлежали земли, включая и саму Тмутаракань и подвластную ему Зихию, и соседнюю с Касахией Аланию, и Азово-Каспийский водный путь, у порога которого стояла Тмутаракань, и пути вдоль Кавказа на восток в Прикаспийские страны. Тмутаракань превратилась в резиденцию князя Мстислава Владимировича. Полагают, что русские войска попадали на Каспий по Кубани и Тереку, базируясь в Тмутаракани.
«В Тмутаракань, - пишет Н.П. Гриценко, - стекались товары из приморских городов Северного Кавказа, Руси. Русские купцы привозили туда рабов, хлеб, меха, кожу, изделия ремесла. Русские товары, особенно льняные ткани, пользовались большим спросом на Северном Кавказе. В Тмутаракани русские купцы покупали оружие, украшения, стекло, восточные и кавказские изделия. Народы Северного Кавказа через Тмутаракань торговали с Русью и Крымским полуостровом».
Согласно сведениям арабского географа Идриси (сер.XII в.), «Матарха весьма древний город. Он густо населен и весьма цветущ, в нем бывают ярмарки, на которые стекается народ из всех близких и дальних краев».
По летописям, Тмутаракань
в XI в. проходит как некий «перевалочный
пункт», как место, где можно временно
остановиться, собраться с силами,
а затем совершать походы. Тмутаракань
была не только политическим центром
Тмутараканского княжества, но и
крупным торговым перевалочным пунктом
и портом, игравшим значительную роль
в развитии торговых связей населения
Северо-Западного Кавказа с