Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью данной работы является анализ костюмного комплекса удмуртов, установление связи между культурой и костюмом удмуртов. В своей работе хотелось бы проанализировать и охарактеризовать особенности удмуртов, населяющих Кировскую область, изучить женский, мужской и детский варианты костюмов, выявить отличия между костюмными комплексами удмуртов, проживающих на разных территориях ( в данном случае это Удмуртия и Кировская область).
Задача работы заключается в изучении костюмного комплекса удмуртов Кировской области, подробное его описание, выяснение функций, которые костюм выполняет в жизни людей. А так же хотелось бы обратить внимание на орнамент,который чаще всего встречается в той или иной местности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный факультет
Кафедра культурологии и журналистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
УДМУРТСКИЙ КОСТЮМНЫЙ КОМПЛЕКС УДМУРТОВ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(Дисциплина Б.3.Б 12 «История культуры»)
Выполнила студентка группы КТУ-21
Баженова Елена Сергеевна
Научный руководитель –
Воронова Елена Васильевна
Курсовая работа защищена с оценкой _________ «__» ______2012 г
Члены комиссии ______________________________
______________________________
______________________________
(ФИО)
КИРОВ
2012
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Введение
Любой национальный костюм развивается и формируется на протяжении столетий, и воплощает собой идею нации, её стремления, верования. Костюм может многое рассказать о человеке – о его возрасте, социальном положении. Костюм отображает историю развития народа, таким образом не даёт нам забыть о своём прошлом, не позволяет потерять и забыть свои корни. Это память о родителях, уважение традиций и обычаев. Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.
Сегодня в культурологии потребность изучениния этнических костюмных комплексов возрастает. Во-первых это связано с тем, что одежда отраджает ценности не только отдельного человека, но и всего народа. В одежде отражается и мировоззрение народа, то есть костюм помогает оценить взгляды на мир через анализ отдельных элементов костюма. Во-вторых внимание именно к удмуртам связано с тем, что удмурты – это так сказать «аборигены» Вятского края. Они одни из первых поселились на территории Кировской области.
Основная часть удмуртов проживает на территории Удмуртской республики. А так же часть данной народности проживает в Пермском крае, Кировской области, Казахстане и некоторых других частях нашей необъятной страны. Кировская область ближе всего расположена к Удмуртии, и когда то часть Удмуртии, а именно Глазовский уезд, принадлежала Вятской губернии. А это значит, что культура удмуртов, населяющих Кировскую область, близка к культуре коренных удмуртов.
В настоящем исследовании была использована следующая литература. Во-первых, это литература, посвящённая удмуртам, как национальности. Во-вторых литература, посвящённая костюмным комплексам. В-третьих, литература, которая освещает костюмный комплекс удмуртов на территории Удмуртской республики, Кировской области. К таким источникам относятся:
Целью данной работы является анализ костюмного комплекса удмуртов, установление связи между культурой и костюмом удмуртов. В своей работе хотелось бы проанализировать и охарактеризовать особенности удмуртов, населяющих Кировскую область, изучить женский, мужской и детский варианты костюмов, выявить отличия между костюмными комплексами удмуртов, проживающих на разных территориях ( в данном случае это Удмуртия и Кировская область).
Задача работы заключается в изучении костюмного комплекса удмуртов Кировской области, подробное его описание, выяснение функций, которые костюм выполняет в жизни людей. А так же хотелось бы обратить внимание на орнамент,который чаще всего встречается в той или иной местности.
Объектом изучения в данной работе является Культурный комплекс удмуртов Вятки. В нём выделяется несколько подгрупп, которые будут рассмотрены в данной работе.
Предметом изучения является непосредственно костюм народа. Рассмотрены будут костюмы верхнечепецких и нижнечепецких удмуртов.
В Кировской области, помимо северных и южных костюмных комплексов так же выделяется и другая классификация – как уже было сказано выше, на территории Кировской области существуют верхнечепецкие и нижнечепецкие костюмные комплексы.
Подробным изучением костюмных комплексов удмуртов занималось немалое количество исследователей. Особенно хотелось бы отметить Серафиму Христофоровну Лебедеву. Она является автором замечательной книги «Удмуртская народная одежда», где подробно описаны и проанализированы костюмы удмуртов. Кроме того книга содержит яркие иллюстрации.
Ещё одним ярким автором публикаций, посвящённых народному искусству удмуртов, является Семён Николаевич Виноградов. «Его деятельность – уникальный образец сочетания исследователя-этнографа и художника-живописца. В 1970-е гг. принимал участие в этнографических экспедициях по изучению культуры удмуртов, результатом которых явились научные публикации о национальной одежде, мотивах и символике орнамента удмуртов. Расшифровка смысла некоторых народных узоров войдёт затем в символику Удмуртской Республики».1
ГЛАВА 1
ИСТОРИЯ УДМУРТОВ. ЧТО ТАКОЕ КОСТЮМ?
В данной главе будет рассмотрен процесс заселения удмуртами не только территории Удмуртской республики, но и территории современной Кировской области, а так же положение удмуртов в разные исторические эпохи. Кроме того глава содержит информацию о костюме.
1.1 История заселения удмуртами Низовьев Чепцы и бассейна Вятки. Развитие удмуртов, формирование в отдельный этнос
Первые люди в Приуралье появились в позднем палеолите – древнекаменном веке (40-10тыс.лет до н.э.). В это время Камско-Вятское междуречье было покрыто окололедниковой лесостепью. Обитали мамонты, шерстистые носороги, северные олени, пещерные медведи. На Островской стоянке обнаружены остатки трёх небольших жилищ, отапливаемых кострами. Возле очагов найдены каменные плиты и кости мамонта, несколько тысяч отщепов, пластин и орудий из кремня, сланца, песчаника, хрусталя и яшмы. В 1959 году в Каповой пещере в верховьях р. Белой были обнаружены изображения мамонтов, лошадей, носорога, выполненных красной охрой. Подобные рисунки хорошо известны в пещерных святилищах во Франции. Население позднего палеолита Урала – оседлые охотники и собиратели, жившие родовыми коллективами. Они умели строить тёплые жилища, шить одежду из шкур.
Возможны 2 пути продвижения людей на Урал: с Юго-запада через Русскую равнину по Волге и Каме или из Средней Азии на Южный Урал.
В результате складывается своеобразный уральский антропологический тип – европеоидный с примесью монголоидности .В эпоху позднего палеолита оформились основные черты уральской этнической общности.
В мезолите ( 8-5 тыс.до н.э.) климат стал значительно теплее. Камско-Вятское междуречье располагалось в подзоне широколиственных лесов. Крупные животные сменились средними и мелкими. Орудиями охоты стали лук и стрелы. Особое развитие получило собирательство, возникло рыболовство. В мезолите была приручена собака. Люди жили в посёлках по берегам рек и полуземлянках круглой формы.
В неолите ( 5-нач.3 тыс.до н.э.) известны как долговременные поселения, так и кратковременные стоянки. Люди научились делать глиняную посуду. Она имела полуяйцевидную форму, толстые стенки, покрытые орнаментом. Появилось ткачество из грубых волокон – крапивы, конопли. В неолите произошло разделение уральской общности на самодийскую и финно-угорскую.
В энеолите (23-16вв.до н.э.) люди научились изготовлять первые металлические предметы из меди. Металл способствовал быстрому росту производительных сил, специализации, разделению труда и его специализации. Продолжали развиваться охота и собирательство. Ведущей отраслью хозяйства было рыболовство. Совершенствовалось домостроение – научились строить большие тёплые жилища, рядом с которыми строили хозяйственные сооружения для хранения запасов.
В бронзовом веке (16-9вв. до н.э.) для изготовления орудий труда, оружия и украшений использовалась бронза. Изделия из нее более тверды, прочны и эффективны в работе. Так же наряду с бронзой используется и камень, техника обработки которого достигла своего совершенства. Возросшая индивидуализация труда и развитие производительных сил способствовали разрушению коллективной родовой общины.
Во 2й половине 3-в кон. 4вв. в Прикамье и на реке Вятке появились небольшие группы древнеславянского населения, основная масса которого освоила устье Камы и прилегающее Поволжье. Обнаружено множество городищ и могильников. Многочисленны предметы вооружения и быта .Встречаются погребальные дары – одежда, украшения и предметы быта в берестяных коробах. Окончательное вытеснение юго-западных групп древне-удмуртского населения на левобережье Вятки произошло не ранее 11 в.
В начале 2 тыс. н.э. значительную роль в историю удмуртов сыграла Волжская Булгария. Удмурты Нижней Вятки не только торговали с булгарами, но и платили дань(харадж). Города Волжской Булгарии выступали как посредники в торговле с удмуртским населением.
Средняя Вятка и низовья Чепцы – исконно удмуртский регион, занятый объединением ватка. В результате взаимодействия с русским и марийским населением ватка стали осваивать среднюю и верхнюю Чепцу. В 40-е годы 13 века вторгшиеся в Восточную Европу монгольские войска разорили не только русские земли, но и Булгарское государство. Было разгромлено множество поселений, Волжская Булгария была включена в состав Золотой Орды. В 1240 монголы совершили набег на удмуртские земли по правобережью Камы. Под угрозой монгольского нашествия в середине 13 в. в среднем течении Вятки возникло независимое государство – Вятская земля, объединившее как русское, так и финно-пермское население.
Удмурты — потомки автохтонного
населения Волго-Камского региона,
которое связывается с
В 1708 г. По губернской реформе Петра Великого Север Удмуртии в составе Хлыновского уезда вошёл в Сибирскую губернию, а Юг, вместе с Казанским уездом – в Казанскую губернию. В 1719 губернии были подразделены на провинции, Север Удмуртии оказался в Вятской провинции. В 1727 Вятская провинция передана из Сибирской губернии в Казанскую и современная территория Удмуртии оказалась в составе Слободского и Казанского уездов Казанской губернии.
В 1780 создано Вятское
В составе Вятского наместничества и губернии. В 1775 году Екатерина II приступила к реформе местного управления. Была создана система наместничеств, подчиненных генерал-губернаторам. Уезд был образован указом Сената от 11 сентября 1780 года «Об учреждении Вятского наместничества из 13 уездов». Одновременно село Глазово было переименовано в город Глазов и стало центром уезда.
В составе Вотской автономной области. 4
ноября 1920 года декретом ВЦИК и Совнарком
Декретом от 8 декабря 1921 года было утверждено новое административно-
В 1927 — 1929 годах в СССР проводилась административно-
Информация о работе Удмуртский костюмный комплекс удмуртов Кировской области