Эволюция государственно-политической системы. Образование Союза ССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 22:53, доклад

Краткое описание

Фактически уже в период существования Временного правительства автономию в политической сфере обрела Финляндия, о своей независимости заявила Украина, и, наконец, оккупированное кайзеровской Германией Царство Польское к тому моменту фактически не принадлежало российской державе.
После Октябрьской революции и победы большевиков одним из первых декретов новой власти стала уже упоминавшаяся «Декларация прав народов России», провозгласившая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств. Законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в Советскую Федерацию «республик свободных», был закреплен в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», вошедшей составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918 г.).

Вложенные файлы: 1 файл

ЧИСТОВОЙ.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Эволюция государственно-политической системы. Образование Союза ССР.

 

 Распад унитарной абсолютистской  Российской империи начался уже  в период краха самодержавия, сразу после победы Февральской  революции, когда заметно усилились  тенденции национально-государственного обособления на национальных окраинах. Фактически уже в период существования Временного правительства автономию в политической сфере обрела Финляндия, о своей независимости заявила Украина, и, наконец, оккупированное кайзеровской Германией Царство Польское к тому моменту фактически не принадлежало российской державе.

После Октябрьской революции и  победы большевиков одним из первых декретов новой власти стала уже  упоминавшаяся «Декларация прав народов России», провозгласившая  равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств. Законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в Советскую Федерацию «республик свободных», был закреплен в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», вошедшей составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918 г.).

В соответствии с принципом о  праве наций на самоопределение 31 декабря 1917 г. советское правительство признало государственную независимость Финляндии, а в августе 1918 г. был подписан Декрет об отказе от договоров, зафиксировавших в XVIII — XIX вв. разделы Польши. Формально национальную автономию получили многочисленные народы и народности Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Однако в трактовке «права наций на самоопределение вплоть до отделения» большевистские вожди Советского государства исходили исключительно из политической целесообразности, которая требовала сохранения на территории бывшей Российской империи максимально централизованного и единого государства, так как раздробленная и разобщенная братоубийственной Гражданской войной Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика была не способна отстоять свою независимость от развернувшейся иностранной военной интервенции. Она не могла также выполнить свою «историческую миссию» — «локомотива мировой революции».

Большинство народов, населявших огромную территорию бывшей Российской империи, воспользовались лозунгом о праве наций на самоопределение вплоть до отделения, в годы Гражданской войны создавали собственные национально-государственные образования (хотя часто провозглашались лишь только правительства). Всего же на карте революционной России их возникло более 80-ти. Однако национально-территориальные образования в годы вооруженной борьбы и ожесточенного социального противостояния не могли быть устойчивыми и существовали подчас всего лишь несколько месяцев. Советское же партийно-политическое руководство, по мере упрочения нового строя и достижения все больших успехов в боевых операциях на фронтах Гражданской войны, проводило твердую линию в вопросе национально-государственного строительства. Опорой для этого служили партийные органы на местах, строго подчинявшиеся по вертикали Центральному Комитету РКП(б), а также военные органы, пронизывавшие политически обособленные территории бывшей империи.

В процессе создания единого федеративного  государства использовались две  взаимодополняющие друг друга схемы государственного устройства.

Во-первых, в 1918 — 1922 гг. народы, компактно  проживающие в окружении великорусских  земель, получили в составе РСФСР  республиканскую (Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие автономные республики) и областную (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Удмуртская, Вотская и другие автономные области) автономии. Помимо этого статус автономных республик имели также Киргизская (ныне Казахстан) и Туркестанская (вся принадлежавшая России Центральная Азия) республики. Система органов власти в автономных советских социалистических республиках повторяла властную структуру в РСФСР, а в автономных областях — губернскую.

Во-вторых, параллельно с РСФСР  в 1918 г. возникают государственные  образования советского типа на Украине, в Литве, Латвии и Эстонии. Они находились формально вне контроля Москвы, но руководство которыми фактически осуществлялось ЦК РКП(б). (В конце 1918 г. ЦИК утвердил декреты СНК, закрепившие независимость суверенных советских республик, находившихся за пределами РСФСР.) В 1920 г. после изгнания интервентов и подавления «сопротивления эксплуататорских классов» в Средней Азии были провозглашены «независимые» Хорезмская и Бухарская народные республики. После разгрома основных сил Белого движения в апреле 1920 — феврале 1921 г. поочередно в Азербайджане, Армении и Грузии с помощью частей Красной Армии были установлены советские режимы и также провозглашено создание закавказских советских социалистических республик.

Вновь образовавшиеся национальные республики сгруппировались вокруг РСФСР как федеративного центра. С момента своего возникновения они использовали ее государственно-правовые модели. При этом власть в этих республиках фактически концентрировалась в органах большевистской партии, изначально входивших в состав РКП(б) на правах областных организаций.

Одновременно еще в годы Гражданской  войны шел поиск как экономических, так и политических форм сотрудничества Российской Федерации с другими  советскими республиками. Так, в начале июня 1919 г. ВЦИК издает декрет «Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом», в соответствии с которым осуществляется объединение всех вооруженных сил, советов народного хозяйства, железнодорожного хозяйства, органов финансов и труда с тем, «чтобы руководство указанными отраслями народной жизни было сосредоточено в руках единых коллегий». Наряду с этим советские республики заключали между собой двухсторонние финансовые соглашения, формировали общие производственные планы развития народного хозяйства и т. д. В 1921 — 1922 гг. ликвидируются таможенные границы между республиками, формируется единое торговое пространство и единое налоговое законодательство. В ноябре 1922 г. в состав РСФСР была включена Дальневосточная Республика.

В период подготовки международной  Генуэзской конференции (1922 г.) сложился дипломатический союз советских  республик. В тот же период развернулась интенсивная деятельность по созданию советской законности и правопорядка, призванных прийти на смену «беззаконию» «военного коммунизма». В течение 1922 г. были подготовлены и утверждены Уголовный и Гражданский кодексы, проведена судебная реформа (упразднены ревтрибуналы, административное судопроизводство, учреждались и регламентировались прокуратура, адвокатура), была конституционно закреплена цензура, а знаменитая ВЧК — «карающий меч революции» — преобразована в Главное политическое управление (ГПУ, с 1924 г., после вступления в силу общесоюзной Конституции, — Объединенное ГПУ).

Однако конфедеративная система оказалась недостаточно эффективной, что приводило к возникновению разнообразных конфликтов между руководством РСФСР и национальных республик (наиболее известными были конфликты с грузинским и украинским партийно-государственным руководством, проявившим признаки сепаратизма и местничества).

В рамках поиска новых форм объединения  в марте 1922 г. в Тифлисе был  образован Совет республик Закавказья, принявший в свое ведение вопросы общей обороны, финансов, внешних связей и управления экономикой Грузии, Армении и Азербайджана. Таким образом, сформировался территориальный конфедеративный союз. В декабре 1922 г. он был преобразован в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР). По сравнению с РСФСР она имела более ярко выраженные конфедеративные черты.

В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации советских республик  была создана специальная комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий  национальных республик, которая при  участии наркома по делам национальностей  И. В. Сталина - одновременно и руководителя всего партийного аппарата (он занимал внешне скромный пост генсека ЦК) подготовила так называемый «план автономизации»; план предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Обосновывая свой проект, Сталин отметил, что формальный характер независимости национальных советских республик, провозглашенных в то время, когда в годы Гражданской войны «нужно было демонстрировать либерализм Москвы в национальном вопросе», давно исчерпан себя и их декларативный суверенитет уже сыграл свою историческую роль. Однако предложение Сталина было весьма холодно встречено партийным руководством большинства национальных республик и прежде всего — ЦК компартии Грузии, которое не желало терять свою реальную власть.

В этой ситуации В. И. Ленин пошел  навстречу местным партийным  руководителям, он решительно отверг сталинский проект автономизации, посчитав его  политически ошибочным, ни в коей мере не соответствующим условиям мирного  строительства, и предложил иную юридическую базу для создания единого государства с удержанием необходимых «атрибутов независимости». Он настоял на образовании добровольного союза суверенных и равноправных республик (часть своего суверенитета, прежде всего в оборонной, внешнеполитической и финансовой сферах, каждая республика, согласно ленинскому плану, отчуждала в пользу федеральных органов). ЦК РКП(б) поддержал это предложение.

Актом учреждения Союза ССР стал Договор, заключенный между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия и Азербайджан). Они образовали новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Договор установил разграничение компетенций между новыми правительственными органами Союза ССР и республиканскими структурами исполнительной власти. 27 декабря 1922 г. договор вместе с особой декларацией был одобрен и подписан, а 30 декабря 1922 г. Съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (I съезд Советов Союза ССР) утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Съезд также избрал Всесоюзный Центральный  Исполнительный Комитет, который, по предложению  В. И. Ленина, имел четырех председателей, руководивших ЦИК каждой союзной  республики: М. И. Калинина (от РСФСР), Г. И. Петровского (от УССР), А. Г. Червякова (от БССР) и Н. Н. Нариманова (от ЗСФСР).

В 1922 — 1924 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства Союза ССР, которые после многочисленных дискуссий были окончательно оформлены в новой Конституции СССР, принятой 31 января 1924 г.

Согласно Основному Закону СССР закреплялось федеративное устройство и право свободного выхода из Союза. Однако в ситуации, когда основное конституционное положение о  полновластии Советов являлось лишь декларацией, а реальная власть в государстве концентрировалась в вертикально подчиняющихся структурах единой коммунистической партии, опирающейся на единый управляющий центр — Центральный Комитет партии в Москве, Советский Союз с самого момента своего образования приобрел характер унитарного государства.

В Советском Союзе, несмотря на декларированные  права советских органов власти, ключевые политические и хозяйственные  решения принимались исключительно  центральными партийными инстанциями  — съездами, конференциями, пленумами ЦК ВКП(б). Эти решения были обязательными к исполнению для всех партийных организаций, в том числе и национальных республиканских.

 Формально укрепляя федералистскую  основу «советского государства»  и развивая самоопределение народов, входящих в состав СССР, коммунистическое руководство страны в переходный период после Гражданской войны, чтобы сдержать волну национализма, избрало путь национально-государственного размежевания и создания новых национально-территориальных образований на территориях, где компактно проживали различные нации и народности. При этом формировались национально-государственные образования разных уровней — от союзных республик в составе СССР до национальных округов и районов.

Так, в 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, в 1929 г. из Узбекистана была выделена Таджикская ССР, а в 1936 г. образовались Казахская и Киргизская ССР. В том же году Закавказская Федерация была распущена, и Азербайджан, Армения и Грузия вошли в состав СССР в качестве самостоятельных союзных республик. Параллельно образовывались и новые автономные республики и области. В 1924 г. в составе Украинской ССР появилась Молдавская Автономная Республика, а в РСФСР в 1923 — 1925 гг. — Бурят-Монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В этот же период была ликвидирована Горская Республика, состоявшая из народов Северного Кавказа, из нее выделились Кабардино-Балкарская (Кабардинская), Карачаево-Черкесская, Чеченская, Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. В составе Азербайджанской ССР были образованы Нахичеванская Автономная Республика и Нагорно-Карабахская автономная область. Все эти территориально-административные преобразования в действительности подготовили почву для возникновения в будущем в СССР весьма сложной и напряженной этнополитической ситуации.

Проводимая коммунистическим руководством Советского Союза целенаправленная политика «по сближению наций  и народностей» имела своим результатом прежде всего форсированное выравнивание уровней социально-экономического и культурного развития национальных советских республик за счет перекачивания в них значительных материальных и людских ресурсов из Российской Федерации, а внутри РСФСР — из великорусских областей в автономные образования. Таким образом достигалась интернационализация различных сторон жизни советского общества, в основном в производственной сфере. Однако, несмотря на это, нации и народности Советского Союза с большим трудом «интернационализировали» свою самобытность. Они упорно старались сохранить традиции и обычаи, оставшиеся в наследство от предыдущих поколений. Более того, социально-экономический, культурный подъем национальных союзных и автономных республик сопровождался ростом национального самосознания коренных народов, стремлением укрепить государственность и суверенитет титульных наций. Это входило в коренное противоречие с декларируемым федерализмом и программными установками компартии на слияние всех наций и народностей по мере успешного строительства коммунистического общества.

Оформление структуры «государства-партии»  в СССР. В период оформления государственно-политического  устройства СССР окончательно утвердилась  однопартийная политическая система. Уже летом 1922 г. в Москве прошел первый в послеоктябрьской советской истории открытый политический судебный процесс над лидерами эсеров, обвинявшихся в контрреволюционной и террористической деятельности. В дальнейшем часть бывших эсеров, бундовцев, меньшевиков и анархистов были приняты в РКП(б), члены которой занимали к этому времени все основные руководящие должности в государственном управлении, в армии, на флоте, в органах госбезопасности и общественно-политических организациях.

Информация о работе Эволюция государственно-политической системы. Образование Союза ССР