Ювелирные дома России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Вторая половина XIX века - начало XX века явились временем расцвета русского искусства. Одним из проявлений национальной школы искусств являлось развитие русского стиля в золотом и серебряном деле. Ювелирное дело переживало свою тысячелетнюю историю. Начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси были возрождены приемы и формы XV - XVIII веков, а также начала XIX века. Кроме того, бурное развитие промышленности не осталось в стороне для ювелирного дела в России и способствовало появлению фабричных предприятий как в Москве, так и в Петербурге.
В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в искусстве – одно в западноевропейской стилистике – петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др., другое – национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова. Петербург и Москва являлись главными центрами ювелирного искусства на тот период в России.

Содержание

Введение ..........................................................3
Глава 1. Ювелирное дело в России конца XIX – XX веков………………………7
Глава 2. Представитель московской ювелирной школы П.А.Овчинников ....16
Глава 3. Представитель петербургской ювелирной школы К. Фаберже…….21
Заключение………………. ………………………………...31
Список литературы ………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

док.docx

— 65.70 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ..........................................................3

Глава 1. Ювелирное дело в России конца XIX – XX веков………………………7

Глава 2. Представитель московской ювелирной школы П.А.Овчинников ....16                                                              

Глава 3. Представитель петербургской ювелирной школы К. Фаберже…….21                                                             

Заключение………………. ………………………………...31

Список  литературы ………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вторая  половина XIX века - начало XX века явились  временем расцвета русского искусства. Одним из проявлений национальной школы  искусств являлось развитие русского стиля в золотом и серебряном деле. Ювелирное дело переживало свою тысячелетнюю историю. Начиная с перегородчатых эмалей Киевской Руси были возрождены приемы и формы XV - XVIII веков, а также начала XIX века. Кроме того, бурное развитие промышленности не осталось в стороне для ювелирного дела в России и способствовало  появлению фабричных предприятий как в Москве, так и в Петербурге.

В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в искусстве – одно в западноевропейской стилистике – петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др., другое – национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова. Петербург и Москва являлись главными центрами ювелирного искусства на тот период в России.

Актуальность исследования.

Актуальность  выбранной темы обусловлена возросшим  интересом исследователей, ювелиров, камнерезов, коллекционеров и любителей  искусства к творчеству мастеров и художников ювелирных домов России XIX- XX веков.

Степень научной  разработанности проблемы.

Исследователи проявляют интерес и к деятельности ведущих ювелирных мастерских России, а также к творчеству отдельных ювелиров, в том числе и тех, кто в своей практике уделял внимание камнерезному искусству. Значительная часть подобных искусствоведческих работ посвящена фирме Фаберже и мастерам этого объединения. До начала 1990-х гг. большинство материалов о Фаберже опубликовано в англоязычных странах. Публикации на русском языке исчислялись единицами; это связано с негативным, обусловленным классовым подходом отношением к фигуре Фаберже, так как он был придворном ювелиром. До 1988 году литература о Фаберже находилась в комнатах «для служебного пользования». Первая выставка Фаберже в СССР состоялась в Ленинграде только в 1989 году. В 1990-е гг. начинают последовательно вводиться в научный оборот материалы о Фаберже из российских архивов.

Статьи  главного мастера фирмы К.Фаберже  Ф.П.Бирбаума, которые выходили в  начале XX века, освещают разные темы, так  или иначе связанные с золотым  и серебряным делом. В работе «Задачи нашей художественной промышленности» говорится о важности и серьезности художественно-ремесленного образования, об особенностях преподавания специальных предметов. «Сообщение по эмалевому производств», сделанное в Русском художественно-промышленном обществе, освещает проблемы специфики технологий эмалевого производства. В других работах затрагиваются вопросы наложения клейм в пробирных палатках, уродующих тонкую ювелирную работу, или низкий художественный уровень кустарного производства. Большое значение для изучения истории фирмы Фаберже имеет рукопись Ф.П.Бирбаума «Камне-резное дело и ювелирное и золото-серебряное производство Фаберже», найденная в 1990-х годах в архиве Российской Академии Наук, и опубликованная позже в нескольких изданиях. Отдельные статьи выходят в периодических изданиях: журналах «Нива», «Ювелир», «Столица и усадьба». Важное значение имела книга барона А.ЕФелькерзама «Описи серебра Двора Его Императорского Величества», где впервые даны характеристики отдельным ювелирам и биографии ведущих мастеров, имевших собственное клеймо. Эти работы не носят характер глубокого научного исследования, но тем не менее, глазами современников освещают состояние ювелирного искусства того времени. К сожалению, сложные исторические события прервали взлет ювелирного искусства и его изучение.

Большой вклад в изучение деятельности фирмы  Фаберже внесли сотрудники ведущих музеев России: М.Н. Лопато (Эрмитаж), Т.Н. Мунтян (музей-заповедник «Московский Кремль»). Следует отметить, что эти исследователи уделяли в своих научных работах внимание и камнерезным изделиям фирмы Фаберже.

Генезису творчества художников и мастеров фирмы Фаберже уделяет внимание  С.М. Гонтарь в книге Т.Ф.Фаберже, А.С.Горыня, В.В.Скурлов и др. «Фаберже и петербургские ювелиры».

Следует отметить, что, несмотря на такое обилие материала, некоторые стороны деятельности фирмы Фаберже, а именно, как отмечалось выше, создание камнерезных фигурок, все еще остается малоизученным. В.В. Скурлов уделяет большое внимание данной проблеме, отдельным аспектам которой был посвящен ряд его работ. Так, в соавторстве с Г.Г. Смородиновой им была подготовлена книга «Фаберже и русские придворные ювелиры», опубликованная в 2001 году; в соавторстве с правнучкой великого ювелира Т.Ф. Фаберже и американским искусствоведом Л.Г. Пролер – книга «Императорские пасхальные яйца Фаберже», в соавторстве с Т.Ф. Фаберже и А.С. Горыней «Фаберже и придворные ювелиры», изданные в 1997 году; в 2005 году – «Петербург Карла Фаберже» в соавторстве с Т.Ф. Фаберже и художником А.И. Перевышко, «проиллюстрировавшим» книгу своими живописными работами. Отметим также интерес современной науки к проблеме осмысления творческого наследия Фаберже, понимания и освоения традиций фирмы в современном ювелирном искусстве.

Объектом  исследования являются ювелирные дома России XIX-XX вв.

Предметом является  история  создания и развития ювелирных домов России XIX-XX вв.

 

Цель данной работы -  исследовать процесс создания и развития ювелирных домов в России, а также проанализировать особенности управления ювелирными домами на примере таких фирм, как ювелирный дом Карла Фаберже и ювелирная фабрика Павла Акимовича Овчинникова.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние ювелирного дела в России конца XIX-XX вв.
  2. Рассмотреть московскую ювелирную школу на примере П.А. Овчинникова.
  3. Исследовать петербургскую ювелирную школу на примере К.Фаберже.
  4. Выявить общие тенденции и особенности в деятельности и развитии   московских и петербургских ювелирных домов.

Для решения поставленных задач  мною использованы совокупность следующих методов:

1.Анализ источников;

2.Анализ монографий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Ювелирное дело в россии конца XIX –XX веков

В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в искусстве – одно в западноевропейской стилистике – петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др., другое – национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова. Петербург и Москва являлись главными центрами ювелирного искусства на тот период в России.

Ювелирные школы двух столиц сильно отличались друг от друга, но несмотря на это, оба  направления вовсе не мешали друг другу, а наоборот, помогали: москвичи продавали свои изделия в магазинах  Петербурга, а жители северной столицы  делали заказы на некоторые виды работ  в Москве.     

Петербург был законодателем мод и направлений, отражал связь с миром, был  залогом единения России и Европы; и на него ориентировались мастера и художники России. Во второй половине XIX – начале XX века в Петербурге работали прекрасные мастера:  братья Грачевы,  П. Ф. Сазиков, Р. и А. Тилеманы, Ж. Вальян, Гау, Ф. Кехли, К. Ган и многие другие. Также  среди петербургских ювелирных фирм XIX века славились своими украшениями фирмы К. Болина, Х. Кеммерера, Л. Зефтингена.1

Ювелирная фирма Болина, обладала статусом придворных поставщиков. Основатель фирмы Андреас Рёмплер, приехал в Петербург в 1790 году из Саксонии и сразу же получил звание придворного ювелира.  Будучи искусным ювелиром, Рёмплер быстро приобрел постоянную клиентуру, а уже в 1796 году имел свое хорошо поставленное ювелирное дело. Рёмплер состоял с 1790 года оценщиком Кабинета Его Императорского Величества. После его смерти в 1829 году делом стали заведовать его вдова и его зять ювелир Готтлиб Эрнст Ян. Второй зять Рёмплера, ювелир Карл Эдуард Болин прибыл в Петербург и получил место бухгалтера у Яна в 1833 году, а в 1834 году женился на Эрнестине Катарине Рёмплер и не только получил за ней богатое приданое, но и стал совладельцем фирмы, которая стала теперь называться «Ян и Болин». После смерти Яна в 1836 году фирму переименовали в «Болин и Ян». Фирма «Болин и Ян» была не только одной из первых самостоятельных ювелирных фирм в Петербурге, но и самой известной и прославленной до появления фирмы Фаберже. Ее покупатели принадлежали к высшим слоям петербургского общества. Звание придворного поставщика принесло и большое количество заказов от Двора и императорского окружения. 2

Карл  Болин получил в 1839 году звание придворного  ювелира, которое осталось за фирмой после его смерти в 1864 году. С 1849 года мастерская Болина в Петербурге находилась на Невском проспекте, там работало около 50 человек. Дело в Петербурге после смерти Карла продолжили двое его сыновей – Эдуард Людвиг, Густав Оскар Фридрих. В 1871 году был организован торговый дом «К.Э. Болин», который поставлял изделия Двору до 1916 года.

В 1836 году в Петербург прибыл младший брат Карла Болина – Генрик Конрад, который поначалу работал вместе с Карлом.  В 1852 году, через год после потрясающего успеха ювелирных украшений фирмы на выставке в Лондоне, Генрик Конрад переехал в Москву, где основал с англичанином Джеймсом Стюартом Шанксом фирму «Английский магазин Шанкс и Болин». Шанкс был директором, а Генрик Болин возглавил отдел серебряных и ювелирных изделий; кроме того, магазин продавал дамскую галантерею. Ставка была сделана на серебро, которое находилось в области компетенции Генрика Болина и которое интересовало московских покупателей. Фирма «Шанкс и Болин» сразу же завоевала большую популярность: выбор товаров и цены на них отвечали моде и возможностям покупателей, дело разрасталось. Фирма ориентировалась на широкий круг покупателей, делала не только дорогие вещи, но и более дешевые – серебряные с хрусталем.

Представители фирмы специально изучали орнаменты  русской посуды XVIII века, делали с них копии.3

Еще одной  крупной петербургской фирмой по производству золотых, серебряных и гальванических изделий с годовым оборотом в 125 тысяч рублей была фирма братьев Грачевых, основанная в 1866 году Гавриилом Петровичем Грачевым, до тех про работавшим в фирме «Гассе». Фирма приобрела известность в 70-е гг. XIX века, когда к управлению пришли сыновья Гавриила Петровича – Михаил и Семен, образовав Товарищество братьев Грачевых, пайщиками которого стали еще 5 сыновей основателя предприятия. На фабрике работало 87 рабочих. Михаил и Григорий Грачевы усердным трудом и знанием дела способствовали тому, что художественные изделия их фабрики приобрели большую известность не только в России, но и заграницей пользовались значительным спросом. В 1900 году был основан торговый дом «Братья Грачевы», фирма имела магазин на Невском проспекте. 4

Основной  особенностью торгового дела Грачевых заключалось в том, что  свои изделия  продавали не только в России но и за рубежом, где они пользовались популярностью. Так, на всемирных выставках  в Париже 1889 и 1900 гг. фирме были присуждены золотые медали, а в 1893 году –  бронзовая медаль за эмалевые и филигранные  изделия. В 1892 году Грачевы получили звание придворных поставщиков.

Как Курлюковы  и Мишуковы в Москве, братья Грачевы  в Петербурге были исполнителями, главным образом, церковных заказов. Они создавали различные изделия из серебра с эмалью, но «церковный» ассортимент определял стилистику произведений фирмы.

Фирма занималась производством предметов культа, быта, туалета, скульптуры, столовых и  чайных сервизов, посуды, в разных исторических стилях. Фабрика братьев Грачевых была самой известной в Петербурге, изготавливавшей предметы в «русском» стиле, что отличало фирму от других петербургских фирм. 5

Среди петербургских  фирм «промежуточное» положение  между предприятием братьев Грачевых с его изделиями в «русском стиле», и фирмой Фаберже с ее западническими установками занимали мастерские Сазиковых. Фирма Сазикова была первым в России ювелирным предприятием, которое обратилось в своих изделиях к отечественной истории и искусству. Павел Федорович Сазиков, купец третьей гильдии, с 1793 года был хозяином небольшой мастерской в Москве, которая несколько десятилетий спустя превратилась в обширное предприятие с филиалом в Петербурге: в 1810 году Сазиков становится владельцем фабрики по выделке разнообразных серебрянных изделий, в 1837 году - получает звание придворного поставщика, а в 1842 году был открыто петербургское отделение фабрики. После Павла Федоровича, дело продолжил его сын выдающийся русский ювелир Игнатий Павлович и внуки Валентин и Павел. Иван Сазиков был владельцем фабрики золотых и серебрянных изделий с 1830 по 1868 гг. В 1845 году при фабрике было открыто особое отделение для обучения серебряников и золотых дел мастеров на 80 человек.6 Основной особенностью деятельности И. Сазикова как талантливого предпринимателя отличало то, что  он привлекал к работе известных художников и скульпторов, использовал передовой зарубежный опыт и оборудование. Первая в России гильоширная машина из Франции появилась именно на его на фабрике в 1843 году. Магазин и фабрика просуществовали до начала 1887 года, затем перешли к фирме Хлебникова.

Среди ювелирных  техник, кроме чеканки и литья, которые были преобладающими, фирма использовала эмаль, гравировку, чернь. Широко занимались изготовлением церковных предметов. На протяжении трех поколений мастеров (основателя, Павла Сазикова, его сына Игнатия, и внуков) стиль продукции эволюционировал относительно медленно. Мастера много внимания уделяли работе в техниках литья и гравировки.

Всемирное признание получили произведения придворного  поставщика, владельца ювелирной мастерской, основанной в 1873 году, Карла Августа Фердинанда Гана. Будучи австрийским подданным, он приехал в Россию, в 1892 году принял российское гражданство, а с 1898 года получил звание потомственного почетного гражданина. С 1898 года  Ган был придворным поставщиком и оценщиком при Кабинете Его Императорского Величества. Годовой оборот фирмы Гана на 1893 год насчитывал – 100 тысяч рублей. Изделия фирмы продавались в магазине на Невском проспекте.

Информация о работе Ювелирные дома России