Основы теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:20, реферат

Краткое описание

Коммуникация – явление универсальное, поэтому её проблемами занимаются многие науки – социально-гуманитарные, естественно-научные и технические. В последнее десятилетие в нашей стране стала обретать статус академической науки теория коммуникации, но пока у исследователей нет единого мнения относительно предмета и объекта новой науки.

Содержание

Введение 3
Вопросы с 1-30 4
Заключение 40
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по коммуникации.docx

— 86.70 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

  1. Введение                                                                                         3
  2. Вопросы с 1-30                                                                                  4
  3. Заключение                                                                                        40 
  4. Список литературы                                                                      41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Раскрыть  тему курсовой работы по предмету  основы теории коммуникации. Понять  и изучить 30 вопросов  по предмету.

Коммуникация – явление  универсальное, поэтому её проблемами занимаются многие науки – социально-гуманитарные, естественно-научные и технические. В последнее десятилетие в нашей стране стала обретать статус академической науки теория коммуникации, но пока   у исследователей нет единого мнения относительно  предмета и объекта новой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет и базовые аспекты теории коммуникаций

Коммуникация является предметом  изучения теории коммуникации- это феномен, который обуславливает прогресс общества и проявляется во всех его сферах.

К аспектам коммуникации следует  отнести:

1. онтологический (связанный с сущностной природой изучаемого объекта).

        Онтология- раздел науки о бытие. Онтология социальной коммуникации связана прежде всего с природой ее первой составляющей - социальными структурами общества. Именно в рамках социальных сообществ различного типа удается наблюдать социальную дифференциацию поведения людей и их речевой деятельности.

2. гносеологический (связанный с процессом познания объекта и вычленения предмета исследования).

Гносеология - теория познания, которая применительно к изучаемому объекту включает научную аргументацию той или иной гипотезы, содержит систему доказательств в пользу выдвигаемой гипотезы, критерии истинности выводов и наблюдений и в конечном счете позволяет обосновать предмет исследования и сформулировать проблематику научной дисциплины, которая изучает данный предмет.

Гносеологический аспект теории социальной коммуникации сложен и противоречив из-за сложности самого объекта изучения и множественности  интерпретаций его как предмета исследования. В гносеологический аспект теории входит целый ряд проблемных вопросов.

А) Взаимодействие коммуникации и социальных структур.

Б) Определение функций  социальной коммуникации

В)  Обоснование единиц (социальной) коммуникации. Это - вопрос первостепенной важности, от решения  которого зависят как понимание  существенных характеристик социальной коммуникации.

3. методологический (связанный с обоснованием подхода или принципов научного анализа).

Методология понимается как  система научных принципов, на основе которых строится исследование и  определяется выбор способов научного познания - методов и приемов исследования.

 

2. исторические вехи возникновения и развития коммуникаций

   1. Пракультура. (1,5 млн. лет до н.э.-40 т. лет до н.э.)

Формирование человека, членораздельная  речь. Появился современный человек, который начал изменять природу.

  1. Архиокультура. (40 т.лет до н.э.-3 тыс. лет до н.э.)

Появилась не только каменная культура, но и духовная. Локальные  цивилизации, письменность.

  1. Палеокультура (3 в до н.э.-15 в н.э.)

Возникновение мощных государств, античная культура, средневековье. От иероглифов пирамид до изобретения  печатного станка. Появилась массовость книг газетные издания.

  1. Неокультура. (15 в н.э.-20 в н.э.)

Человек выходил на первое место, появилась пропаганда.

  1. Постнеокультура

Компьютеризированный мир  с мультимедийными глобальными  коммуникационными каналами и с  культурным наследием хранящийся в  распределительной памяти электронных  сетей.

Закономерность: общественный прогресс способствует развитию коммуникации.

 

3. основные теории информации и коммуникации

 Теоретические модели коммуникации: психоаналитическая (З.Фрейд, К.Юнг), экзистенциалистская (М.Бубер, К.Ясперс), понимающая (М.Вебер), футурологическая (А.Тоффлер). Цели и функции коммуникации. Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале ХХ в. и имеет три значения: 1) средства связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация); 3) общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация). Существуют различные теоретические модели социальной коммуникации. В рамках психоаналитической модели, основанной на теоретических учениях З.Фрейда и К.Юнга, коммуникация понимается как вытеснение индивидом своих бессознательных влечений. Экзистенциалистская модель рассматривает коммуникацию как “заброшенность в мир”. Такое понимание коммуникации объясняется развитием в ХХ в. такой системы нравов, как индивидуализм. Отношения, складывающиеся в условиях индивидуализма, организуют жизнь человека на принципах изоляции и самоизлоляции, что порождает такое явление культуры как некоммуникабельность. Некоммуникабельность есть распад всех социальных связей, крайняя форма взаимного отчуждения. В результате у индивидов возникает чувство одиночества, ощущение бессмысленности кратковременного и никому не нужного существования человека в мире. Такую ситуацию философы назвали “кризисом коммуникации”. В контексте бихевиоризма (науки о поведении) основой коммуникации является не язык как системе, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитывать человека любого склада. Такое же понимание коммуникации мы видим и в семантической модели Ю.Лотмана и У.Эко. В игровой модели коммуникации, основными представителями которой можно назвать Э.Берна и Й.Хейзинга, коммуникация есть игра. Персонализм рассматривает коммуникацию как внутреннюю метафизическую способность личности открывать в себе чувства Другого (отношения Я – Другой). В понимающей модели коммуникации, основными представителями которой являются М.Вебер, Г.-Г.Гадамер, Г.Шпет, основным результатом коммуникации является понимание человеком другого человека, так называемое взаимное понимание. Футурологический подход к коммуникации наиболее ярко представляет теория информационного общества (Д.Белл, А.Тоффлер, Г.Маклюэн). В данной теории средства коммуникации рассматриваются в качестве единственного стимула и источника социального развития. Информация здесь выступает основой культуры и всех культурных ценностей.

http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/volod/index.htm

4. типы, виды и функции социальной коммуникации

Существует  множество  определений  социальной  коммуникации.  Наиболее часто  встречающиеся  из  них:  социальная  коммуникация  –   это   передача информации, идей,  эмоций  посредством  знаков,  символов;  -  это  процесс, который  связывает  отдельные  части  соц.  систем  друг  с  другом;  -  это механизм, посредством  которого  реализуется власть  (власть,  как попытка определить поведение другого человека).

    Выделяют несколько  видов социальной коммуникации:

   По характеру аудитории: - межличностная (индивидуализированная) - специализированная (групповая) - массовая

   По источнику сообщения: - официальная (формальная) - неформальная

   По каналу передачи: - вербальная - невербальная

Основными компонентами социальной коммуникации являются:

1) субъекты коммуникационного  процесса - отправитель и получатель  сообщения (коммуникатор и реципиент);

 2) средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картинки, ноты и т. д.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммутатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.д.);

3) предмет коммуникации (какое-то  явление, событие и т.п.) и отражающее  его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);

4) эффект коммуникации - последствия  коммуникации, выраженные в изменении  внутреннего состояния субъектов  коммуникационного процесса, в их  взаимоотношениях или в их  действиях.

Функции коммуникации могут  быть надстроены над моделью коммуникации и `прикреплены' к ее участникам и  элементам. Из модели Р.О.Якобсона вытекают шесть функций:

· Эмотивная

· Конативная;

· Референтивная;· Поэтическая;· Фатическая;· Метаязыковая.

(http://www.socioledu.ru/bilety-po-sociologii-osnovnye-tipy-socialnyx-kommunikacij.html)

5. основные средства коммуникации в PR-деятельности

Средства массовой информации являются инструментом службы связей с общественностью, им отводится  важное место в коммуникационной системе PR. Исследование различных  характеристик СМИ называется медиа-исследованием, их существует несколько видов: 1) определение рейтингов печатных изданий (теле– и радиопрограмм); 2) отслеживание эффективности рекламы по разным каналам распространения.

К средствам массовой информации относятся газеты и журналы, а  также радио и ТВ. Со средствами массовой информации общество соприкасается  ежедневно, и любое из них формирует  конкретное мнение. Несмотря на все  различия между разнообразными средствами массовой информации, их объединяют в  систему массовой коммуникации благодаря  единству осуществляемых функций и  специализированной структуре коммуникативного процесса.

К функциям СМИ относятся:

1) информационная: сообщения  о положении дел, разного рода  фактах и событиях; оценочная  и коментарийная: изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой; 2) познавательно-обучающая: передавая разнообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ содействуют пополнению базы знаний своих читателей, слушателей, зрителей; 3) функция воздействия на мнение и поведение людей, особенно во время проведения массовых социально-политических акций; 4) гедонистическая: большое значение имеет способ подач информации, так как информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда способ ее подачи инициирует приятные чувства, отвечает моральным потребностям адресата. Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино).

Основная задача СМИ заключаются  в передаче информации потребителям, ее выполнение происходит разными способами  и с применением всех средств СМИ. Разнообразные издания и программы, которые входят в систему средств массовой информации, появляются благодаря возникновению и преобразованию различных типов газет, еженедельников, журналов, каналов радио и телевидения. Основой разделения стало желание разнообразить проблемно-тематическую направленность путем обращения к различным слоям аудитории, сосредоточивания на освещении жизни различных регионов, сфер деятельности, областях интересов, а также представления аудитории позиции разных общественных сил.

6. межличностные, специализированные и массовые коммуникации

  Коммуникативный процесс – процесс взаимодействия между различными S коммуникации, при кот. осуществляется обмен информацией коммуникативного процесса включая смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникаторов.

Межличностные коммуникации реализуются путем непосредственных контактов между службами общения. Отправитель и получатель – отдельные индивиды. Характерна тесная обратная связь, оказывающая регулирующее воздействие на ход общения, одновременное двустороннее сообщение. Функции: информационная, экспрессивная, прагматическая и социальная. Выготский и Леонтьев «Теория речевой деятельности» - ключевые факторы речевой коммуникации – цель и мотив. Мотив и цель при достижении замысла может совпадать, мотив - важнее. Межличностная коммуникация может способствовать изменению мнений и установок.

Специализированные коммуникации в организациях осуществляются одновременно сверху вниз, снизу вверх, а также горизонтально. Значение коммуникаций для руководителей в том, что они являются главным инструментом управления по следующим причинам: способствуют эффективности осуществления труда, способствуют утверждению авторитета руководителя, повышают эффективность функционирования других сфер жизни организации. Функции: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача инф.

Массовая коммуникация.  Условия функционирования: 1) массовая аудитория; 2) социальная значимость инф. 3) соответствующие средства, 4) многоканальность

Массовая аудитория имеет  неоднородную структуру, рассредоточена географически, анонимна. Социальная значимость информации. Информация интересна массовой аудитории настолько, насколько она соответствует ее ожиданиям. Информация несет оценочную функцию, которая способствует формированию общественного мнения.

Наличие соответствующих средств: СМИ, Интернет, массовая коммуникация реализуется через опосредовательное общение. Многоканальность коммуникации: односторонняя направленность. Многоканальность обеспечивается параллельным использованием визуального, аудитивного и аудиовизуальных каналов.(http://sviazyobsh.ru/connectp1/50-osobennosti-mezhlichnostnoj-specializirovannoj-i-massovoj.html)

7. структурные компоненты процесса коммуникации

Коммуникация любого типа рассматривается как процесс, определяемый социокультурными закономерностями.

Источник коммуникации (адресант) – это лицо, или группа, или  организация, генерирующие сообщение. В качестве источника может выступать президент компании или страны, пресс-секретарь, информационное агентство, компания-рекламодатель, агент по личным продажам. Обычно источник имеет представление о том, как бы он хотел, чтобы сообщение интерпретировалось получателем.

Кодирование – это представление  идеи, которую стремится донести  до получателя источник в кодах или символах. Коды – это символы или знаки, переводящие идею на язык, понятный получателю, система правил, которая осуществляет функционирование языка. Кодирование должно обеспечить интерпретацию сообщения получателем в соответствии с целью коммуникации, поставленной отправителем. В качестве кодов могут использоваться слова устной и письменной речи, визуальные образы и их движение, запахи, звуки, цвет жесты.

Сообщение (Что) – это  закодированная идея, то, что хотел  сообщить источник получателю. Поскольку коммуникация – целенаправленное действие, важно знать – что же составляет сообщение. В числе ведущих компонент сообщения: содержание сообщения – что оно, собственно, содержит мысли, аргументы, доводы, факты; личность, делающая сообщение. Очень часто люди не отделяют личности оратора от того, что он говорит. Фактор принятия, симпатии к личности играет важную роль в коммуникации; некоторые политические лидеры получают голоса электората только потому, что они нравятся избирателям. Управление коммуникациями предполагает знание их особенностей, специфики информационного воздействия различных видов коммуникации. Коммуникации, осуществляемые организацией, могут быть внешними и внутренними. Внешние коммуникации пересекают границу организации, выходя за ее рамки. При этом источник или получатель сообщения находится за пределами организации. Примером может служить пресс-релиз, посылаемый организацией в средства массовой информации, а также публичное выступление организационного представителя на пресс-конференции, издание информационного бюллетеня для широкой публики, Дни открытых дверей.

Информация о работе Основы теории коммуникации