Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:02, контрольная работа
Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения.
1. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.
2. Роль «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
3. Необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.
1. Специфика
и взаимосвязь
2. Роль «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
3. Необходимость
единства естественнонаучной и
гуманитарной культур в
Введение.
Стремление
человека к познанию окружающего
мира бесконечно. Одним из средств
этого познания является естествознание.
Оно активно участвует в
Естествознание, и его отдельные
отрасли являются некоторой
Основные понятия - <природа>
и <наука>. В широком смысле
слова природа - это все сущее
в бесконечном многообразии
Цель естествознания - раскрыть сущность
явлений природы, познать их
законы и предсказать на их
основе новые явления, а также
указать возможные пути
1. Специфика
и взаимосвязь
Культура - это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.
С помощью данного понятия обычно подчеркивают надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура - это все, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.
Именно эта
двойственность мира культуры и является,
в конечном счете, основанием возникновения
двух ее типов, которые принято называть
естественнонаучным и гуманитарным.
Предметная область первого - чисто
природные свойства, связи и отношения
вещей, “работающие” в мире человеческой
культуры в виде естественных наук,
технических изобретений и
Естественные
науки часто именуются “
Проблема различения «наук о
природе» и «наук о духе»
впервые была поставлена во
второй половине XIX в. такими философскими
направлениями, как
Объяснение - понимание. Истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, чувствования, сопереживания не может быть одинаковой.
Генерализация – индивидуализация. Науки о природе – для них характерен метод “генерализующий” (выделяющий общее в вещах), а для наук о духе - “индивидуализирующий” (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).
Отношение к ценностям также различно у двух групп обозначенных наук. Ценность - общественная или личная значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Естественные науки добровольно принимают “диктатуру фактов”, которые должны найти свое объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было предпочтений и приоритетов познающего субъекта. Умение анализировать мир в его собственной логике и законосообразности, видеть мир таким, “каков он есть сам по себе” - важнейшее достоинство естествознания. Гуманитарные же науки раскрывают не только то, что в социальном мире реально есть, но и то, что в нем должно быть. Поэтому ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики.
Антропоцентризм есть представление о центральном месте человека в мироздании в целом. Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от него на своем первом этапе. Для гуманитариев же человек по-прежнему находится в центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению.
Идеологическая нейтральность - загруженность. Идеология представляет собой теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес. Гуманитарные науки, в силу специфики своего предмета, невольно оказываются идеологически нагруженными. Мир природы же в естествознании не является полем столкновения противоречивых общественных интересов.
Субъектно-объектное отношение. В области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены. В сфере же гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают.
Количество
— качество. Естествознание, как
известно, превратилось в полноценную
науку с тех самых пор, как
сумело опереться на экспериментально-
Гуманитариям в этом плане повезло меньше. Мало того, что изучаемые ими явления плохо поддаются математической (количественной) обработке, так еще и экспериментальные методы исследования весьма затруднены из-за моральных запретов. (Из гуманитарных наук разве что у психологии есть обширная экспериментальная база.)
Устойчивость — подвижность объекта. Изучение степени устойчивости природных объектов — дело необычайно благодарное. Физик вполне может быть уверен, что какая-нибудь элементарная частица или целая звезда практически не изменились со времен древних греков. Для появления нового вида растений или животных тоже требуется не одна сотня, а то и тысяча лет. По сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны. Постоянство же объектов социальных иное. Их динамика вполне сопоставима с протяженностью жизни отдельного человека. Среднее и старшее поколения нынешних россиян, к примеру, с некоторым изумлением констатируют, что они живут совсем в другой стране по сравнению с той, в которой прошла их молодость.
2. Роль «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
Вся наука, включая
естествознание, является одной из
важнейших форм культуры, причем в
эпоху научно-технического прогресса
науку по праву считают ведущей
формой культуры, без которой немыслимо
современное производство материальных
и духовных благ. Современные гуманитарные
исследования не мыслятся без их технического
оснащения - компьютеризации, оборудования
психологических лабораторий, использования
радиоизотопных методов определения
возраста археологических находок
и т.п. Экспериментальный метод
из естественных наук проникает в
общественные и гуманитарные науки
(социологию, психологию и др.). С
теоретизацией и математизацией
наук связано распространение
Европейской родиной науки
Благодаря различным
научным новациям античная культура
за очень короткий исторический срок
создала замечательные
• научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других;
• объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты;
• важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания;
•
научное описание исследуемых объектов
требует строгости и
• научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;
• наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача — искать законы, по которым эти явления существуют.
3. Необходимость
единства естественнонаучной и
гуманитарной культур в
Введение
постулата неразрывного единства гуманитарной
и естественнонаучной культур (и
соответствующих типов наук) может
быть оправдано несколькими
(А) И тот,
и другой типы культур суть
творения разума и рук
(Б) Описываемые
типы культур и составляющие
их сердцевину науки активно
формируют мировоззрение людей
(каждый свою часть). В свою
очередь мировоззрение также
обладает характеристикой
(В) Естественно
- научный и гуманитарный типы
культур и наук имеют массу
«пограничных» проблем,
(Г) Известно,
что общественное разделение
труда повышает его
В частности, естествознание нуждается в «гуманитарной по мощи» по следующим проблемам:
•
интенсивное развитие естественных
наук и создаваемых на их базе технологий
способно порождать объекты, ставящие
под угрозу существование всего
человечества (ядерное оружие, генно-инженерные
монстры и проч.); поэтому необходима
гуманитарная экспертиза (проверка на
совместимость с главной
•
вполне «законным» объектом естествознания
является и сам человек в качестве
элементарной «химической машины»,
биологической популяции или
нейрофизиологического
•
главное оружие естественных наук заключено
в их методах — способах, правилах,
приемах научного исследования; учение
о методах науки, а также их
системная организация
Информация о работе Контрольная работа по "Концепциям современного естествознания"