Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:59, курсовая работа
Что может быть общего между объективированными результатами научной деятельности, подчиненной логике развития науки, и внутренними духовно-нравственными исканиями личности? Ключевым, интегрирующим в себе все элементы обозначенной проблемы является понятие «личность». Труд как основная деятельность человека социального и творчество, которое на сегодняшний день признано необходимым условием любого труда, являются функцией личности.
Введение
1. Глава 1. Интеллектуальные способности в структуре личности ученого.
1.1. Интеллект и научное творчество.
1.2. Мышление ученых в зеркале научных биографий.
2. Глава 2. Психологические особенности личности ученого и их формирование.
2.1. Мотивация в структуре личности ученого.
2.2. Семейное окружение и его роль в формировании личности ученого.
2.3. Начало самостоятельной деятельности: отношения с научным руководителем.
3. Глава 3. Интегрирующий подход к исследованию личности ученого.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Реферат на тему:
Личность и судьба ученого как факторы научного творчества
Выполнила студентка 1 курса
Преподаватель:
2013
Содержание
Введение
Введение
Что может быть общего между объективированными
результатами научной деятельности,
подчиненной логике развития науки,
и внутренними духовно-
Разумеется, возможности личностного
проявления в разных видах труда
неодинаковы. В научной картине
мира феномен особенного, индивидуального
занимает периферийное место, а субъективное
начало минимизируется, как мешающее
выведению чистого, статистически
достоверного знания. Именно поэтому
в истории науки существовало
представление о том, что спектр
интересов этой дисциплины должен ограничиваться
предметно-логической стороной научной
деятельности. Таким образом, сама постановка
вопроса о взаимовлиянии
Роль личности в становлении научного знания в пределы внимания самых разных научных дисциплин призвано восстановить самостоятельное значение науки как духовного и культурного института, а также закрепить в общественном сознании ориентацию на безусловную ценность личности. Таким образом, интерес к изучению индивидуальности ученого вписывается в более широкий социально-философский контекст: уникальное в науке как знаковый сюжет современности, обращающий наше внимание на феномен неповторимого, невосстановимого, но тесно связанного с окружающим миром и влияющего на него. Любое уникальное явление относится по тем или иным своим признакам к известному классу сущностей и тем самым противопоставление уникального и типического является методологически неверным. В то же время, стремление нивелировать значение уникального может привести как к затруднениям в объяснении мира, так и к потере неоценимого опыта. Субъектный подход, являющийся парадигмальным для акмеологии, отражает особое внимание этой науки к уникальным, трудно восстановимым, но акмеологически значимым — то есть приводящим человека к высоким достижениям — индивидуальным методам и стратегиям решения им своих профессиональных и жизненных задач. Отсюда закономерен интерес к изучению биографии выдающегося человека с целью проникнуть в тайну его успеха — будь то социального, интеллектуального или внутреннего, духовного.
Цель работы: Изучить, как личностные качества ученого влияют на научное творчество.
Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующие задачи:
1.1. Интеллект и научное творчество.
С давних времен и вплоть до недавнего времени отношение "простых людей" к "людям ученым" было отмечено особой печатью. Их воспринимали как связанных то ли с Богом, то ли с дьяволом, но в любом случае странных и, возможно, опасных. На них смотрели с надеждой, их превозносили, восхищались их открытиями, переворачивавшими старые представления о мире, да и сам мир, но на них же и возлагали ответственность за многие беды, подозревали в колдовстве и мошенничестве и, в общем, не слишком любили.
К счастью, времена эти отошли в прошлое, однако отголоски такого представления об ученых продолжают жить в обыденном сознании и сейчас.
Психология
науки должна была беспристрастно разобраться
со многими мифами, сложившимися вокруг
науки и ученых, и в частности
с мифом об ученом как о человеке
избранном, наделенном особым даром, не
таком, как все. И она действительно
проявила большой интерес к
Подавляющее большинство исследований о человеке науки имеет в своей основе единую схему. Она опирается на несколько допущений: 1) главное из них состоит в том, что ученые обладают некоторыми сходными психологическими особенностями, которые специфичны для них и отличают их от представителей всех прочих видов занятий; 2) эти особенности необходимы для успешной научной деятельности и являются причиной высоких достижений в науке; 3) более и менее продуктивные ученые отличаются между собой по степени развития у них эти свойств.
Необходимо
было понять, в пространстве каких
психологических феноменов
Прежде всего взоры исследователей обратились к изучению мыслительных процессов, с помощью которых ученые делают изобретения, получают нетривиальные научные результаты. Творческий характер работы ученого, который ни у кого не вызывает сомнения, с давних пор связывался с особым - творческим - способом мышления, принципиально отличным от "обычного" мышления и позволяющим в силу своей специфической природы добиваться поразительных результатов в познавательной деятельности.
Но процесс мышления представляет собой реализацию имеющихся у человека умственных способностей. Следовательно, логично было обратиться к изучению "первоисточника" творческого мышления, его предпосылок, заложенных в характеристиках интеллекта - степени его развития и специфической структуре.
Наконец, ученый
- это не мыслящая машина, но человек,
со всеми присущими ему
Таким образом,
поиск специфических
Параллельно
с изучением структуры
1.2. Мышление ученых в зеркале научных биографий.
Философия, социология и психология науки дают определенное представление об общих закономерностях научного познания и очерчивают, каждая со своих позиций, круг детерминант, которые оказывают важное влияние на этот процесс. Однако на сегодняшнем этапе развития науковедения уже стало невозможно игнорировать тот факт, что открытия делает не наука, а конкретные ее представители, что не существует мышления «вообще», а есть мышление конкретного человека, которое является неотъемлемой составляющей любой человеческой личности и ее жизнедеятельности; что научное познание и мышление неотделимы от личности.
Если только ученый не страдает раздвоением личности, то во всех своих проявлениях он действует и воспринимает себя как единая и неделимая, целостная личность, внутри которой нет барьера между «Я – ученый» и «Я – человек». Творчество – это синтез способностей, осуществляющийся в процессе целостного участия личности в постановке и решении проблем. «Синтез способностей не вырабатывается одной только искусственной тренировкой их, он предполагает связанную с универсально-жизненным содержанием самореализацию личности». Тесная взаимосвязь «всего со всем» в структуре личности, а также постоянная динамика отдельных элементов этой структуры и их взаимоотношений – вот реальность, с которой сталкивается аналитик, изучающий тот или иной аспект психической жизни человека. Любой эксперимент бессилен воспроизвести хитросплетение причинно-следственных связей в этой реальности, и единственная модель, на которой можно хотя бы попытаться это сделать – настоящая история жизни человека. И здесь логично обратиться к так называемому методу изучения случаев (case-study method), который используется гуманитарными науками и медициной, то есть в тех областях, которые имеют дело с объектами высшей степени сложности и изменчивости. Правомерность и продуктивность использования метода случаев уже не подвергается сомнению. Сила экспериментального метода – в установлении закономерных отношений между небольшими группами переменных. Преимущества метода анализа случаев состоят в возможности изучения взаимодействия между сложными группами факторов.
Убежденный сторонник данного метода американский историк и психолог науки Г.Грубер утверждает, что этот метод незаменим для изучения уникальных событий, к коим, несомненно, относятся события творческой жизни, и в первую очередь научные открытия. Можно, конечно, искать общие черты в уникальных событиях, но для этого сначала необходимо исследовать каждый данный случай в отдельности. К уникальным событиям науки смело можно отнести и творческий путь выдающегося ученого, а значит, биографии ученых представляют собой ту самую «коллекцию уникальных случаев», изучив которые можно, наконец, составить адекватное представление о научном мышлении, его генезисе и динамике в естественных условиях реальной жизни человека.
Глава 2. Психологические особенности личности ученого и их формирование.
2.1. Мотивация в структуре личности ученого
Еще на заре исследований, посвященных способности к научному творчеству, их авторы обратили внимание на то, что помимо высоких интеллектуальных способностей всех выдающихся людей отличало "еще что-то", некоторое качество, которое одни называли целеустремленностью и настойчивостью, другие - увлеченностью работой, третьи - преданностью науке.
Фактически
это было указанием на некоторые
особенности мотивации, которые
характеризуют ученых, завоевавших
себе имя в науке. Если обратиться
к приведенным выше спискам "профессионально
важных" для ученого черт, то и
там обнаруживаются качества, явно
относящиеся к мотивационно-
К настоящему времени сформировалось мнение о том, что у продуктивного ученого внутренняя мотивация преобладает над внешней. Поясним, что это значит.
Приоритет внутренних
мотивов над внешними подразумевает,
что человек включен в
Конечно, деление на внешние и внутренние мотивы научной деятельности весьма условно. В каком-то смысле все мотивы являются внутренними, так как исходят от самой личности и ей принадлежат. Говоря о внешних мотивах, имеют в виду лишь то, что они являются внешними по отношению к процессу добывания научного знания, неспецифичны для него.
Наиболее
отчетливо внутренняя мотивация
проявляется в детской игре, поскольку
ребенок играет совершенно "бескорыстно":
он не рассчитывает на награды и
поощрения, не зарабатывает себе таким
образом престиж или
Информация о работе Личность и судьба ученого как факторы научного творчества