Учение о ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:43, реферат

Краткое описание

Согласно учениям Дарвина и его последователей, с доисторических времен и по сей день длится процесс эволюции живого вещества - совокупности всех живых существ. Рассматривая развитие живого мира нашей планеты мы зачастую сознательно или бессознательно делим этот огромный исторический период на два неравных по длительности, но коренным образом отличающихся друг от друга этапа: древний доисторический мир и период существования homo sapiens - человека разумного, единственного живого вида на нашей планете, обладающего разумом.

Содержание

Введение.
Глава 1. Учения о ноосфере.
1.1. Ноосфера, как высшая стадия биосферы.
1.2. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
1.3. Тенденции развития ноосферы и задача разумной организации взаимодействия с природой.
Глава 2. Человек и особенности его эволюции.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Ксе ирина.docx

— 32.66 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение.

Глава 1. Учения о ноосфере.

1.1. Ноосфера, как высшая стадия биосферы.

1.2. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

1.3. Тенденции развития ноосферы и задача разумной организации взаимодействия с природой.

Глава 2. Человек  и особенности его эволюции.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Согласно  учениям Дарвина и его последователей, с доисторических времен и по сей  день длится процесс эволюции живого вещества - совокупности всех живых  существ. Рассматривая развитие живого мира нашей планеты мы зачастую сознательно или бессознательно делим этот огромный исторический период на два неравных по длительности, но коренным образом отличающихся друг от друга этапа: древний доисторический мир и период существования homo sapiens - человека разумного, единственного живого вида на нашей планете, обладающего разумом.

Сравнивая эти  периоды между собой можно  заметить, что биосфера оболочка жизни  на нашей планете, с момента появления  человека изменяется не только по природным  законам эволюции, но и благодаря  влиянию на нее деятельности человека. Вносимые человеком корректиры в развитие биосферы со временем становятся давно ощутимыми и являются уже определяющими факторами в процессе изменения и преобразования живого вещества и облика нашей планенты.

Принято считать, что с этого момента эволюция биосферы порождает новую сферу - ноосферу, в которой главную  роль и движущую силу эволюции выполняет  человеческий разум. Изучение вопроса  возникновения и развития ноосферы является настоятельной необходимостью, поскольку последствия стремительного, неуправляемого, а главное не изученного процесса могут быть очень трагическими как для отдельных представителей биосферы и человечества в том  числе, так и для жизни на Земле  в целом.

В данной работе доказано увеличение силы воздействия  на окружающую среду в зависимости  от степени развитости живого организма. Показана решающая роль человека - наиболее развитого существа обладающего  разумом, который позволил человеку не только выжить в агресивных условиях, но и резко выделить себя из группы животных. Благодаря наличию разума человек может учиться, получать и передавать опыт, что приведет к увеличению его знаний о мире, умений и навыков, что в свою очередь влияет на увеличение силы воздействия человека на окружающую среду посредством совершенствования трудовой деятельности и орудий труда.

Глава 1. Учения о ноосфере.

1. Ноосфера, как  высшая стадия биосферы

Термин  “ноосфера был введен в науку  в конце 20-х годов нашего века. Чтобы понять и дать определение  данному термину, нужно сначала  рассмотреть сферу жизни нашей  планеты или, иначе говоря, биосферу и ее изменение с времен зарождения жизни и до наших дней.

Развитие  жизни на нашей планете эволюционно. Согласно закону естественного отбора выживает сильнейший, более приспособленный к условиям Среды обитания. Однако, так как закону естественного отбора подвержены абсолютно все организмы, то эволюционирует и усложняется сама Среда обитания - различные биоценозы и биосфера в целом. Развитие биосферы происходит по пути усложнения форм жизни, каждая из которых борется за свое существование со своими природными врагами.

Данный  процесс борьбы, как нам известно, привел к возникновению покрытосемянных  и млекопитающих, высших представителей растительного и животного мира. При этом процесс естественного  отбора не останавливается ни на минуту, а наоборот набирает все более  быстрый темп.

По  мнению Дарвина, эволюционное развитие живого мира этом не останавливается. Появление человека - вот венец развития животного мира. В условиях естественного отбора появляются предки человека. Но что мог противопоставить человек грозному животному миру - различным хищникам? Неужели у человека имелись острые клыки и когти, позволявшие ему не только выжить в условиях естественного отбора, но и увеличить численность и занять главенствующее положение на планете.

Нет. Человеку был дан разум - одно из удивительнейших явлений всех времен. Чтобы выжить, человеку пришлось использовать подручные средства, заменяющие ему  и когти, и клыки, и быстрые  ноги, и теплый мех и много другое. На мой взгляд, закон естественного отбора применим и к человеку, хотя многие последователи высоких нравственных идей его отвергают. Человек мог бы и поныне бегать с палкой-копалкой в поисках съестных корней и с каменным топором за дикими животными. Однако разум дал человеку способность учиться, изобретать и усовершенствовать орудия труда, предметы обихода. В условиях соприкосновения ареалов обитания племен, между людьми, вероятно, возникали стычки. Причинами споров могли быть пища, территория. Как правило, победу могло одержать то племя, у которого были лучше орудия труда, в данном случае - оружие.

В дальнейшем, с момента возникновения простейших цивилизаций и до наших дней, люди неотступно были вынуждены совершенствовать свои знания о мире и орудия труда.

  Здесь, на мой взгляд, необходимо  остановиться и оценить силу  воздействия человека на окружающий  мир. Сделаем грубое, но яркое  сравнение земледельца наших  дней и первого исторического  землепашца. Сравним используемые  орудия труда: мощный трактор,  работающий на жидком топливе  и заменяющий 70 и более лошадей,  с одной стороны, и лошадь, бык,  вол или другое животное. Сравним  производительности: если на живой  тягловой силе человек с трудом  кормит себя и свою семью,  то используя современные средства  механизации несколько процентов  населения кормят всю страну и еще поставляют на экспорт (в качестве примера рассматриваем развитые страны).

Из  рассмотренного примера видно, что  с течением времени сила воздействия  человека на окружающий мир неукоснительно возрастает. Под влиянием этой силы окружающий мир преображается и  изменяется. В принципе любой организм сосуществуя в этом мире вместе с другими влияет на окружающий мир и изменяет его. Так, например, сине-зеленые водоросли несколько миллионов лет назад образовали первичную атмосферу планеты, а множество поколений растений произрастающих на одном участке земли преобразовали первичную материнскую породу земли в чернозем. Конечно, здесь также уместно влияние воды, ветра, температуры, но не будем вдаваться в подробности и уклоняться от главной темы.

Итак, мы видим, что эволюция живого мира приводит и к изменению неживой  природы, облика нашей планеты.

В целом, ареал распространения живых  организмов принято называть биосферой, в которую включаются и неотъемлемые элементы живой природы: воздух, вода, земля, свет и т.д.

Эволюция  биосферы очень сложное явление. Появляющиеся новые жизни меняют окружающий мир, которые в свою очередь  создает предпосылки для зарождения новых видов и их победы в борьбе с неприспособленными старыми, более  простыми, видами. Однако развитие биосферы в данном случае не выходит за пределы  ее определения. Усложняющееся разнообразие форм и видов жизни подчинено  строгим законам эволюции.

В данном случае основной и единственной силой, влияющей на биосферу является человек, а если говорить точнее, то человеческий разум, так как физиологически человек мало изменился с поры доисторического времени, но благодаря приобретенным знаниям, развитию разума, человек стал использовать такие технические средства, которые приводят к интенсивному изменению окружающего мира.

Практически здесь можно и закончить описание развития биосферы и начать описание развития ноосферы. Таким образом, ноосфера - сфера разума, включает в себя биосферу, видоизмененную под действием человека. Однако это очень грубое определение  границ ноосферы и оно действенно только на начальном этапе развития ноосферы.

Темп  развития науки и техники позволил современному человеку многое, о чем  еще сто лет назад никто  бы не подумал. В настоящее время  компьютеризация и развитие робототехники  только набирает темп и можно лишь догадываться об их возможностях через 3-5 лет. Современный человек очень  сильно расширил свои знания о мире. В этом столетии ему удалось выйти  в космос, “приручить” атом, узнать секреты генетики. Расширились рамки  ноосферы. По мнению некоторых ученых границами ноосферы нужно считать  пространство, где человек, используя  необходимые предметы, орудия, может  побывать без какого-либо риска для  жизни. То есть верхняя граница ноосферы значительно выше ее же у биосферы. Она располагается на высоте от 300 км до нескольких тысяч километров, или околоземное пространство, куда человеком выведены орбитальные  станции и всевозможные спутники.

По  мнению Вернадского, рамки биосферы расширяются вместе с расширением  ноосферы. Ученый уже тогда предполагал, что человек сможет выйти в  космос и уже тогда задал вероятное  развитие ноосферы.

Человек - живое существо и в принципе относится к “живому веществу”  нашей планеты. По определению Вернадского  живое вещество - это вся растительность, животный мир, то есть все органическое, вся живая природа. Поэтому человек  также относится к живому веществу, а следовательно является одним из представителей оболочки жизни на нашей планете - биосферы. Таким образом, где бы ни находился человек, там по определению должна быть и биосфера.

Однако  выход человека в космос или покорение  полярных льдов открывают дополнительное пространство, которое затруднительно напрямую причислить к территории биосферы, хотя представитель жизни - человек- в этих условиях уже может существовать. В данном случае происходит увеличение, расширение границ ноосферы, сферы, где существование жизни возможно лишь благодаря приспособлениям, которые получены лишь благодаря деятельности человека и его разуму. Вот почему, описывая границы ноосферы нужно знать и определение ноосферы. От греческого noos - разум. Поэтому “ноосфера ” означает сфера разума, буквально “мыслящая оболочка”.

Таким образом, зарождение жизни на нашей  планете привело к возникновению  и развитию биосферы. В условиях эволюции жизни, усложнения и изменения  биосферы появляется человек - разумное, мыслящее существо. Благодаря разуму ему становится подвластно интенсивное  изменение окружающего мира. И  благодаря разуму человека эволюция биосферы перетекает в зарождение ноосферы - высшей стадии биосферы.

 

2. УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО  О НООСФЕРЕ

Вся долгая творческая жизнь Владимира  Ивановича Вернадского была насыщенна  неустанным трудом, поисками, новыми и  новыми взлетами его гениальной мысли. В результате деятельности ученого  были заложен фундаменты нескольких новых наук: геохимии, биогеохимии и радиологии. Учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере были внедрены в разделы естественных наук, особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, почвоведение и другие.

Не  менее ярко гениальность мысли Вернадского и его прозорливость сказалась и в подходе к другим проблемам естествознания, в том числе и в учении о ноосфере. Ведь в то время ученому нужно было раскрыть сущность явления ноосферы, предугадать направление и тенденции ее развития, установить основные проблемы, связанные с развитием науки и техники, с интенсификацией изменения окружающей Среды и увеличения силы воздействия человека на неё.

На  мой взгляд новизна научной мысли В.И.Вернадского заключалась в том, что события, традиционно рассматриваемые под определенным углом зрения (традиционная наука, в данном случае история), ученым рассматривались в совершенно другом аспекте, под другим углом зрения (другая наука - геология). Это в некотором смысле помогло ему в процессе творческого поиска натолкнуться на мысль о смене биосферы ноосферой.

Изучая  биосферу, ученый заметил, что в нашем  столетии она получает совершенно новое  понимание и выявляется как планетное  явление космического характера. Космический  характер биосферы проявляется в  том, что по мнению ученого жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только на Земле. Факт существования жизни установлен, мне кажется, без сомнений для всех так называемых земных планет, то есть для Венеры, Земли и Марса.

В своем  учении о ноосфере Вернадский подчеркивает огромную роль живого вещества. Ученый разграничивает понятия “жизнь”  и “живое вещество”. “Живое вещество” есть совокупность живых организмов, а понятие “жизнь” всегда выходит за пределы понятия “живого вещества” в области философии, фольклора, религии, художественного творчества. Это все отпало в “живом веществе”.

Живое вещество пол весу составляет ничтожную  часть планеты. По-видимому, это наблюдается  в течение всего геологического времени, то есть геологически вечно. Оно сосредоточено в тонкой, более или менее сплошной, пленке на поверхности суши в тропосфере - в полях и лесах - и проникает весь океан. Количество его исчисляется долями, не превышающими десятых долей процента биосферы по весу, порядка близкого к 0.25%. На суше оно идет в сплошных скоплениях на глубину в среднем, вероятно, менее 3 км. Вне биосферы его нет.

В ходе геологического времени оно закономерно  изменяется морфологически. История  живого вещества в ходе времени выражается в медленном изменении форм жизни, форм живых организмов, генетически  между собой непрерывно связанных, от одного поколения к другому, без  перерыва.

Веками  эта мысль поднималась в научных  исканиях: в 1859 г она получила прочное  обоснование в великих достижениях  Ч.Дарвина и А.Уоллеса. Она вылилась в учение об эволюции видов растений и животных, в том числе и  человека.

Эволюционный  процесс присущ только живому веществу. И только живое вещество меняясь во времени изменяет и окружающий мир - биосферу. В.И.Вернадским была рассмотрена эволюция живого вещества, которая стала непосредственной предпосылкой образования ноосферы.

Живое вещество, эволюционируя на определенном этапе развития биосферы, рождает  человека - разумное существо, Как показывает Вернадский в своем учении, человеку, чтобы выжить, пришлось использовать, единственное преимущества перед животным миром - разум. Умение учиться, перенимать и передавать опыт рождает такую  категорию, как “труд”, которая  по природе своей совершенно чужда  остальным представителям, живого вещества. Благодаря труду, человек смог выделиться не только из живого вещества, но и из группы животных, близких к нему исторически в процессе эволюции. Благодаря своей деятельности, человек  в дальнейшем смог не только выделиться, но и занять главенствующее место  в живой природе и даже бросить  вызов различным природным явлениям, очевидным законам и попытаются изменить окружающие его мир в  соответствии с возникающими потребностями.

Информация о работе Учение о ноосфере