Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 01:53, контрольная работа
Краткое описание
Механизм любого индивидуального поведения, в т.ч. и противоправного, не может быть правильно понят, если не учитывать те социальные явления и процессы, которые происходят в обществе. Индивидуальное отражает социальное (хотя и не всегда адекватно) и должно изучаться в тесной связи с ним. Вот почему, прежде чем анализировать механизм индивидуального преступного поведения, следует остановиться на более общем вопросе об объективных и субъективных причинах антиобщественных явлений в обществе.
Содержание
Введение …………………………………………………………………..3 Понятие конкретной жизненной ситуации……………………….7 Виды конкретных жизненных ситуаций………………………….11 Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения………………………………………………….………..16 Заключение………………………………………………………………...21 Список использованных источников………………………………………22
Роль
конкретной жизненной ситуации в механизме
преступного поведения………………………………………………….………..16
Заключение………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………22
Введение
Механизм любого индивидуального
поведения, в т.ч. и противоправного, не
может быть правильно понят, если не учитывать
те социальные явления и процессы, которые
происходят в обществе. Индивидуальное
отражает социальное (хотя и не всегда
адекватно) и должно изучаться в тесной
связи с ним. Вот почему, прежде чем анализировать
механизм индивидуального преступного
поведения, следует остановиться на более
общем вопросе об объективных и субъективных
причинах антиобщественных явлений в
обществе.
Правонарушения, взятые в совокупности
на определенном отрезке времени в конкретной
стране отличаются значительным разнообразием,
как по степени общественной опасности,
так и по психологическим, социальным
и юридическим признакам, И вместе с тем
они имеют общие черты в происхождении,
причинах и дальнейшей исторической судьбе.
Это дает возможность изучать не только
отдельные виды правонарушений, но и всю
их совокупность, анализировать сходные
причины и условия, способствующие их
совершению. Это также дает возможность
разрабатывать целостную систему мер
борьбы со всеми правонарушениями.
Правовые нормы закрепляют
социальные интересы людей, отражают их
экономические, политические и прочие
потребности. Соответственно, правонарушения
и преступления направлены против этих
потребностей и интересов. Дифференциация
классовой и социальной структуры общества
привела к возникновению противоположных
общественных интересов, к необходимости
закреплять определенные формы поведения
в нормах права. Не классические катаклизмы,
не изменение генетической природы человека,
не техническая революция, а социальное
развитие общества, достижение им определенного
этапа своего развития, связанного с появлением
классов, частной собственности и государства
- вот основная причина появления преступности
и других правонарушений.
Социальная природа правонарушений
и преступлений проявляется в конкретном
содержании составляющих их действий
(или бездействия) людей. Всякий человеческий
поступок есть «кирпичик» социальной
действительности; не может быть преступника
вне общества. В этом смысле любое поведение
социально; не является исключением и
поведение, представляющее собой нарушение
правовой нормы, в том числе и преступное.
Социальная природа правонарушений
проявляется в их результатах - в том уроне,
который они наносят интересам общества.
Этот урон нельзя рассматривать только
как физический (материальный) ущерб, причиняемый
имуществу конкретных людей, их здоровью
или жизни.
Таким образом, преступность
- это социальное и правовое явление. Она
социальна потому, что слагается из деяний,
совершаемых людьми в обществе и против
интересов всего общества или основной
его части. Преступность социальна по
своему происхождению, содержанию и судьбе.
Преступное поведение это сознательное
поведение человека, отдающего себе отчет
в своих поступках и способного руководить
ими.
В изучении механизма преступного
поведения особое место занимают вопросы
субъективного характера, связанные с
интересами, потребностями, мотивами поведения
людей, их целями и стремлениями. И это
понятно, так как объективные общественные
процессы действуют не автоматически,
а через сознание и поведение людей. Следовательно,
и преступное поведение нельзя объяснить
одними лишь (или самими по себе) объективными
противоречиями общественного развития.
Анализ его причин требует выяснения субъективных
элементов поведения правонарушителей,
изучения особенностей их личности.
В правовой литературе признано,
что в качестве непосредственной причины
преступления выступает сложное взаимодействие
объективных и субъективных факторов
и отдельных частей взаимодействующих
явлений - личности и среды. Раскрытие
причин преступлений непосредственно
связано с проникновением в механизм нравственного
формирования личности, ее деформации
и социального отчуждения.
Личность человека, выступая
в единстве всех ее социальных, нравственных
и психологических свойств и признаков,
формируется в процессе жизни и деятельности
человека. Вступая во взаимосвязи с окружающими
людьми, человек усваивает нормы поведения,
нравственные и правовые понятия и представления,
социальные и культурные ценности, приобретает
новые потребности, интересы и стремления.
Под механизмом преступного
преступления подразумевается связь и
взаимодействие внешних факторов объективной
действительности и внутренних, психических
процессов, состояний, детерминирующих
решение совершить преступление, направляющих
и контролирующих его исполнение.
В криминологической литературе
понятие механизма преступного поведения
раскрыто еще недостаточно. Отмечено,
что механизм преступного поведения представляет
собой динамическое явление, определенное
взаимодействием составляющих его элементов.
В самом общем виде он характеризуется
как «переработка личностью» воздействий
внешней среды на основе социальной и
генетической информации, формирование
отношения к деятельности и деятельность,
определяемая психологическими процессами
и воспрещенная уголовным законом. Как
видно, элементы механизма преступного
поведения - это психические процессы
и состояния, рассматриваемые не в статистике,
а в динамике, и притом не изолированно,
а во взаимодействии с факторами внешней
среды, детерминирующими это поведение.
При криминологическом анализе
причин совершения преступления важно
учитывать роль социально-психологического
механизма поведения личности. Под таким
механизмом понимается последовательность
и продуманность вариантов поведения,
из которых выбирается наиболее предпочтительный.
Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает
всю совокупность качеств и особенностей
личности, проявляющихся во взаимодействии
с внешней средой.
Тема данной работы: "Понятие
и роль конкретной жизненной ситуации
в формировании и реализации преступного
намерения". Актуальность данной темы
обусловлена тем, что в конкретном преступлении
и его причинах в большей степени, чем
это происходит на общем уровне, проявляется
их взаимосвязь с личностными особенностями
индивида.
Основной целью данного исследования
является изучение механизма индивидуального
преступного поведения, его стадий и звеньев,
а также взаимодействия личности и ситуации
как основных причин, движущих личностью
при совершении преступления.
1. Понятие конкретной жизненной ситуации.
Для криминологии наибольший
интерес представляет выработанное психологической
и юридической наукой понятие конкретной
жизненной ситуации как определенного
сочетания обстоятельств жизни человека,
непосредственно влияющих на его поведение
в данный момент. В криминологическом
смысле – это событие или состояние, вызвавшее
решимость совершить общественно опасное
деяние, способствующее или препятствующее
ему.
Ситуация обычно предшествует
преступлению, но может и сопровождать
его совершение. Обстоятельства жизни
человека, из которых складывается конкретная
жизненная ситуация, весьма различны.
Это может быть сравнительно длительное
состояние (например, тяжелая обстановка
в семье) или кратковременное событие
(например, конфликт с хулиганом на улице),
различные поступки других людей или положение,
сложившееся в обществе.
Ситуация может охватывать
огромные территории (например, при преступлениях
против жизни и безопасности человечества)
или ограничиваться квартирой (например,
при бытовой ссоре). Продолжительность
ситуации тоже различна: от нескольких
секунд (при дорожно-транспортном происшествии)
до нескольких лет (конфликты на почве
ревности или мести).
В каждой жизненной ситуации
необходимо различать объективное содержание,
определяемое происшедшими в действительности
событиями, и субъективное значение, которое
придается ей субъектом в зависимости
от его взглядов, опыта, наклонностей,
характера и пр. Объективное содержание
и субъективное значение ситуации могут
подчас сильно расходиться.
Одно объективное событие, например
невозможность удовлетворения какой-либо
потребности, может играть для одного
и того же лица в разные моменты (или в
одно и тоже время для разных лиц) различную
роль. Различие во взглядах с собеседником
субъект может воспринять как личное оскорбление,
временные материальные трудности некоторые
люди расценивают как жизненный крах и
пр. Важно то обстоятельство, что человек
обычно поступает в соответствии не с
ситуацией в ее объективном смысле, а со
своим представлением о ней. Субъективное
толкование ситуации тесно связано с мотивационной
сферой личности и определяемыми ею целями
поведения.
Ситуации могут не только вызывать
временные изменения в поведении, но и
стимулировать перестройку личности.
«К таким ситуациям мы относим эмоционально
насыщенные события, затрагивающие интересы
или совесть личности. К ним мы относим
ситуации общественного выражения гнева,
презрения, восхищения, опасные для жизни
ситуации, крушение надежд или, наоборот,
порождающие веру в грядущее счастье и
пр.»1
Человек ведет себя по-разному
в обыденной обстановке и экстремальных,
необычных условиях. Поэтому, оценивая
его действия, приведшие к преступному
результату, следует выяснить, предвидел
ли он заранее такое стечение обстоятельств
или оно явилось для него неожиданностью.
Это необходимо, прежде всего, для правильного
понимания нравственного облика личности,
выяснения ее моральной и эмоциональной
устойчивости. Давая оценку неправомерным
поступкам, следует также учитывать, что
поведение человека вообще, а тем более
в сложной ситуации зависит не столько
от особенностей нервной системы, сколько
от нравственных качеств, убеждений, наклонностей,
индивидуального опыта, тренированности
в преодолении трудностей, влиянии
социальных установок и общественного
мнения.
Столкнувшись перед совершением
преступления с уже знакомой ему ситуацией,
человек получает возможность не только
физически продублировать прошлые поступки,
но и воспроизвести их целевое содержание.
Прошлые ситуации отражаются, закрепляются
в чертах личности и уже через нее как
бы входят в новую ситуацию, превращая
ее в известную, «легко решаемую».
Значение субъективного фактора
сильно возрастает в нетипичных ситуациях.
Это связано с неопределенностью, неполнотой
первичной информации, поступающей к индивиду
от окружающей его непривычной обстановки.
Ситуация не во всех случаях
предоставляет человеку вариант решения,
лежащий на поверхности. Эксперименты
показали, что при решении сложной проблемы
у человека вообще может не быть очевидного
варианта решения. В таких случаях он должен
формировать новый.
Конечно не каждая ситуация
требует такого реагирования на нее, при
котором перед лицом стоит задача осмыслить
ее и найти решение. В большинстве случаев
решения принимаются автоматически и
настолько входят в привычку, что сознательный
элемент, ассоциируемый с идеей выбора,
исчезает. Только новая или редко встречающаяся
ситуация наиболее очевидно заставляет
действовать волю человека и вынуждает
его сопоставлять различные возможные
реакции, вызываемые данной жизненной
ситуацией, выбирая ту из них, которая
представляется в тот момент наиболее
подходящей.
Таким образом, в одном случае
побуждение личности к определенному
поведению включает в себя сознательную
оценку ситуации и выбор на этой основе
варианта поведения, в другом – побуждение
функционирует без предварительного мысленного
анализа последствий и оценки поведения.
В последнем случае поиск решения отсутствует
и в качестве мотива поступка выступает
стереотипное поведение.
Важным свойством любой ситуации
является ее конкретность, выражающаяся
в том, что она существует в определенных
пространственно-временных рамках. Ситуации
могут охватывать большие территории
и сохраняться в течение длительного времени
либо, наоборот ограничиваться небольшими
пространствами и длиться несколько мгновений.
Пространственно-временные масштабы ситуации
во многом зависят от характера деятельности
конкретных лиц, от их возможностей и направленности
их умысла.
Другим свойством ситуаций
является их систематичность
и известная повторяемость, что создает
необходимые гносеологические и логические
основания для предвидения их появления
в будущем.
Большая часть ситуаций в жизни
человека возникает под влиянием различных
социальных факторов, порождается конкретными
общественными связями и отношениями.
Поэтому ситуации в общем можно рассматривать
как одно из проявлений социальной среды,
играющей решающую роль в формировании
личности и ее поведения.
Жизненные ситуации могут складываться
не только под воздействием социальных
факторов, но и в результате воздействия
сил природы, например стихийного бедствия
или болезни. Некоторые ситуации обусловливаются
причинами, не зависящими не только от
личности и ее микросреды, но даже и от
более широких социальных общностей. Так,
например, ситуации, связанные с трудностями
войны и послевоенного восстановления,
а также с материальными затруднениями,
обусловленными экономическими причинами.