Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:19, реферат
Творчество Сидура было очень положительно принято в социалистических странах — Чехословакии, Польше, Югославии, и с формальной, и с содержательной точек зрения. а в 1970 г. ему удалось, вопреки всем ограничениям, пробиться даже в Западную Европу. Его скульптуры начали выставлять в германии и в США. Успех Сидура за границей был его первым шагом к освобождению от изоляции. Его ателье в подвале дома не было больше тайным адресом, известным только тесному кругу представителей альтернативного искусства и их друзей, а все больше становилось миром, притягивающим гостей с Запада и Востока. Его работы и их проблематика были восприняты как «новый реализм». В этом контексте они внезапно стали выполнять двоякую задачу: с одной стороны, ставить под сомнение «благостный мир» советского искусства, а с другой — дополнять его в качестве принципиального противовеса.
1.Биография
2.Музей Сидура
3.Днепропетровский квадрат
4.Вадим Сидур о себе и своем творчестве
5. Вадим Сидур и Приднепровье.
6. Вывод.
7. Список использованной литературы.
Содержание:
1.Биография
2.Музей Сидура
3.Днепропетровский квадрат
4.Вадим Сидур о себе и своем творчестве
5. Вадим Сидур и Приднепровье.
6. Вывод.
7. Список использованной литературы.
Вадим Абрамович Сидур — советский художник, скульптор, авангардист (по собственному выражению Сидура, его позднее творчество относится к течению «Гроб-АРТ»). Поэт и прозаик.
Вадим Сидур родился в Екатеринославе (Днепропетровск) в семье Абрама Яковлевича Сидура и Зинаиды Ивановны Андриановой.
С 1942 по 1944 — воевал на фронтах Великой Отечественной Войны, был ранен и демобилизован.
В 1953 окончил МВХПУ (Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское)), факультет монументальной скульптуры.
Один из классиков скульптуры ХХ столетия. Жил и работал в Москве.
Постоянно сталкивался с официальным неприятием своих работ, обвинявшихся в формализме и пацифизме.
Тем не менее выполнял заказы на городскую декоративную скульптуру и частные заказы на надгробия.
При жизни не мог выставлять свои работы в СССР; за рубежом состоялось более 30 выставок. Скульптуры по его моделям установлены в Германии - "Погибшим от насилия" (Кассель), "Взывающий" (Дюссельдорф), в США - "Голова Эйнштейна" и другие.
Наиболее известные работы — Раненый (1963), Отчаяние (1963), Бабий Яр (1966), Памятник погибшим от насилия (1974), цикл Женское начало (1977), Формула скорби (1981).
Работал как график, в частности, с его иллюстрациями в 1970 году вышел поэтический сборник Юрия Левитанского «Кинематограф».
Писал стихи и прозу, имевшие хождение в самиздате и печатавшиеся на Западе.
В 1989 году в Москве создан Музей Вадима Сидура. Это единственный московский государственный музей, целиком посвященный современной скульптуре.
Творчество Вадима Сидура столь своеобразно и многогранно (его наследие включает в себя не только огромное количество скульптурных и графических работ, но и поэзию, прозу и даже кинематографию), что само по себе представляет собой целую эпоху в истории отечественного искусства.
Выставлены наиболее известные работы художника, в том числе небольшие авторские скульптуры, послужившие моделями для увеличения и установленные во многих городах мира.
Художник использовал в качестве рабочего материала канализационные трубы, детали автомобильных моторов и прочие отходы «второй природы» — человеческой цивилизации.
Это странные человеческие фигуры, лежащие в деревянных ящиках-гробах, безмолвно протестуют против войны и насилия, царящего в современном мире.
Новое направление своего творчества в 1970-е гг. Сидур назвал "Гроб-АРТ" и определил его как "искусство эпохи равновесия страха".
Выставки Сидура состоялись в Швейцарии, Швеции, Дании, Великобритании, Франции, США; в СССР при жизни Сидура была проведена одна выставка (1956).
Автор сборника стихов "Самая счастливая осень" (1983).
Умер Вадим Сидур в 1986 в Москве.
Похоронен на Переделкинском кладбище.
Памятник В.Сидура
Формула скорби(бронза,1981)
В первый же год "перестройки"
в мастерскую скульптора хлынул людской
вал. Подвал не мог принять всех желающих.
Тогда и встал вопрос о музее. Не буду перечислять
всех перипетий, связанных с его созданием:
музей открывали, закрывали и вновь открывали.
Победили энтузиазм и верность делу Сидура его вдовы и сына. В первую же
неделю музей посетили 15 тысяч человек,
в их числе и ваш покорный слуга.
И вот я вновь среди поразительных образов,
изваянных с таким состраданием к людям,
попавшим под колесо зла, что не остается
сомнения: это личная трагедия человека,
жившего в государстве насилия, погибшего
на войне и воскресшего, чтобы создать
эти скульптуры. Не принятые страной, больше
всех в мире пострадавшей от тоталитаризма,
многие из этих трагических скульптур
отправились в Германию, востребованные
народом, покаявшимся в преступлениях
фашизма.
- Вот модель первого памятника "Погибшим
от насилия", установленного в ФРГ, -
рассказывает Михаил Сидур. - Помню, как гость
подвала доктор Бютнер, потрясенный отчаянием
взывающей о пощаде фигуры со скрученными
и связанными руками, воскликнул: "Я
бы хотел, чтобы она стояла в моем Касселе!"
Отец снял с полки копию этой скульптуры
и отдал доктору. Деньги на ее установку
жители Касселя собирали буквально с кружкой.
Она стоит теперь на центральной площади
города, и все демонстрации в защиту прав
человека стекаются к ней.
Так было практически во всех городах
Германии, где нынче находятся скульптурыВадима
Сидура: их устанавливал народ. И, зная
это, постоянно нуждавшийся скульптор
не взял с немцев за свою работу ни копейки.
Куда важнее было сознавать, что его "Погибшие"
живут. Живут среди людей. Взывают к милосердию,
к нежности, к любви. В Вюрнбурге - "Погибшие
от бомб", в Оффенбурге - "Погибшие
от любви", в Берлине - жертвы Треблинки,
концлагеря уничтожения.
- Отец ваял свою "Треблинку" под впечатлением
книги Гроссмана "Треблинский ад". Писатель
вошел в этот лагерь вместе с войсками
и подробно описал все, что там происходило,
- вспоминает Михаил. - Здесь люди не работали
≈ только уничтожались. Для этого были
разработаны технологичные и экономичные
способы быстрого уничтожения большого
количества людей: так, например, трупы
в печах складывались в штабеля, чтобы
тяга лучше была...
"Треблинка" Сидура беспощадно документальна -
скульптор изобразил то, от чего содрогнулся
весь мир: человеческие тела в огне, аккуратно
уложенные штабелем.
Кто-то заметил, что произведения Сидура - "стальные" штрихи феерического
воображения, выверенные до микрона. Я
бы добавил: предельно лаконичные и не
имеющие границ, жесткие и нежные, трагичные
и лиричные, его скульптуры подобны математическим
формулам, верность которых доказана раз
и навсегда. Формулы любви, страдания,
человечности. Такие произведения не рождаются
по заказу. Они рождаются милостью Божьей
и переходят от сердца к сердцу. Вот почему
даже в Германии, где антифашизм и гуманизм
объявлены государственной политикой,
не государство, а люди, граждане ставят
в своих городах скульптуры Сидура. Думаю, что нашим ожесточенным
и до сих пор не раскаявшимся сердцам эти
знаки, символы и "формулы" еще нужнее.
В дни открытия музея скульптора я видел,
как многие плакали. И понял: давно уже
пора этим образам выйти из подвала и музея
на площади и улицы России. Неподалеку
от музея стоит памятник "Оставшимся
без погребения". Воины-афганцы выбрали
эту скульптуру Сидура, чтобы отдать долг своим
братьям-солдатам, не вернувшимся из Афганистана.
В Царском Селе застыла в неутешном горе
"Формула скорби" ≈ вечная память
ленинградцам, погибшим в блокаду и Катастрофу.
В Германии и США взывают к людям уже десятки
образов Сидура. У нас пока всего два...
Когда создавался музей на Поклонной горе,
в правительство Москвы, в частности Лужкову,
шли сотни писем с одним и тем же вопросом:
будут ли на горе скульптурыВадима Сидура?
Предлагали поставить на Поклонной "Виктора-Победителя",
одноногого фронтовика, искореженного
войной, - своего рода автопортрет скульптора.
Какой-то чиновник на это ответил: "Поклонная
- это гора Победы. Здесь не место скульптурам,
которые кричат".
Уходя из музея, я прощаюсь с "Виктором-Победителем".
Он - как завещание Вадима Сидура, оставленное
нам в его стихах, написанных за несколько
дней до ухода скульптора в вечность:
Застыть
Превратиться в скульптуру
И стать навсегда
Безмолвным, взывающим.
Есть в Днепропетровске уголок, отмеченный каким-то тайным и глубоким смыслом. Здесь, на крохотном пятачке, в одном дворе (угол Казачьей и Казанской, переименованных в Комсомольскую и Карла Либкнехта) родились Евгений Вучетич и Вадим Сидур. Несмотря на разницу в возрасте (Вучетич старше Сидура на 16 лет), они жили и творили в одно время, в одну эпоху, и темой тем для них стала война. На войне Вучетич был контужен, Сидур - тяжело ранен. Кажется, судьбой было определено, чтобы и в искусстве земляки шли рядом.
Путь Вучетича определился созданием образов вождей и грандиозных памятников-ансамблей. Успехи Вучетича росли год от года и, если верить Большой советской энциклопедии, отмечались с астрономической точностью: что ни год, то премия. За пять послевоенных лет он стал лауреатом пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950 гг.). В 1953 году Е.Вучетич стал действительным членом Академии художеств СССР.
В том же пятьдесят третьем Вадим Сидур окончил Высшее Московское художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) по специальности монументальная скульптура. В 1954 г. страна готовилась пышно отметить 300-летие воссоединения Украины с Россией. Был объявлен всесоюзный конкурс на создание величественного монумента для Москвы, символизирующего братство славянских народов.
Когда жюри выбрало лучший проект, представленный под девизом, и уже готовилось обнародовать результаты престижного конкурса, произошел конфуз. Вскрыв конверты, члены жюри были потрясены: победителем оказалась работа скульптурного трио: Вадима Сидура, Владимира Лемпорта и Николая Силиса.
Начинающий журналист Ярослав Голованов, предвкушая сенсацию, решил подготовить репортаж для любимой «Комсомолки». Дело в том, что в конкурсе участвовали самые известные, самые именитые, отмеченные высшими премиями и званиями скульпторы и архитекторы, но победили молодые, совсем неизвестные скульпторы.
Сенсации не произошло. Кто-то вспомнил, что это «трио» однажды «отличилось» письмом в «Советской культуре» - «О молодых кадрах и старых порядках» (1950 г.). Другие обратили внимание, что у них нет опыта создания величественных монументов. Третьи подчеркнули, что нет и надлежащего мастерства, чтобы достойно увековечить эпохальное событие. Первую премию решили не присуждать и объявили новый, закрытый конкурс. Торжества прошли, острота возведения символа испарилась, Москва осталась без монумента дружбы...
В год юбилея (1954 г.) «недоросшие до почетных заказов» В.Сидур, В.Лемпорт, Н.Силис опубликовали в «Литературке» статью, как молодые художники используются в качестве дешевой рабочей силы маститыми скульпторами, в частности лауреатом пяти Сталинских премий академиком Н.Томским...
«Возмутители спокойствия» попали в жесточайший «шторм», организованный Академией художеств СССР. Начались гонения, травля: выскочки, пасквилянты, очернители действительности - всем хорошо, а им, видите, плохо...
В американском «Лайфе» появилась статья «Искусство России, которое никто не видит». Защищая «честь мундира», академик Евгений Вучетич разразился разгромной статьей: «...Восторгаясь обнаруженным вами бредом, на страницах своего журнала (имеется в виду «Лайф». - Авт.), вы пишете о каком-то «поразительном явлении в России», о каком-то «тайном восстании молодых живописцев и скульпторов». ... Давным-давно забытую советскими людьми пачкотню Кандиевского, Шагала, Малевича, Филонова вы называете «шедеврами русского искусства»... «Лайф» публикует для сравнения одно из произведений советской живописи - картину В.Серова «В.И.Ленин провозглашает советскую власть» и поясняет своим читателям, что это - «стандартный пример, который советское правительство навязывает своему искусству». Господа из «Лайфа» пугаются понятия «партийное руководство литературой и искусством». А нас эти понятия глубоко волнуют и радуют».
«Отеческая забота партии» волновала и радовала «китов» соцреализма, но не художников, творчество которых попало под пресс идеологии.