Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:15, контрольная работа
Во все времена на Земле, существовало множество разнообразных культур. И именно во время возникновения идеи о различности и самобытности этих культур, в момент осмысления и развития этой идеи зародилась культурология — наука о множественности культур об их уникальности и не схожести.
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знанаия безусловно велико, Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура- это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.
Введение
О понятии «культура»
О понятии «Цивилизация»
Категории культурологи
Соотношения понятия»культура и цивилизация
Категория цивилизация и её взаимосвязь с категорией культура
Концепция теории цивилизаций в учении Данилевского Н. В., Шпенглера О., Тойнби А., Бердяев Н. А
Заключение
Список используемой литературы
Содержание:
1.Введение
Во все времена на Земле, существовало множество разнообразных культур. И именно во время возникновения идеи о различности и самобытности этих культур, в момент осмысления и развития этой идеи зародилась культурология — наука о множественности культур об их уникальности и не схожести.
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знанаия безусловно велико, Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура- это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.
Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века, неисчерпаемо, оно ждёт ещё своего осмысления. В гуманитарно-культурном наследии древнего мира, социально философской мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и пр.
Из всех предложенных тем, я решила взять тему «Категории и концепции теории цивилизаций в культурологии» потому, что она мне интересна. В своеё контрольной работе я подробно рассмотрю сущность категорий цивилизации, взаимосвязь категории цивилизации с категорией культура, а так же изложу концепции теории цивилизаций в учениях Данилевского Н. В., Шпенглера О., Тойнби А., Бердяева Н. А.
Культурология - это наука о культуре.
Предметом культурологии
Слово " культура" - в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под "культурой" вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать "трудовые свершения", то есть хозяйственные задачи. Культура - это многогранная проблема исторического развития, и само слово "культура" объединяет разнообразные точки зрения.
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. В 18 веке в Европе понятие культура приобрело духовный аристократический смысл - этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным стали называть человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
В 20 веке, благодаря исследованиям
антропологов, изучавших примитивные
народы, снова появляется новое значение.
У австралийских аборигенов было
выявлено то, что объединяет их с
самыми цивилизованными народами мира
- система убеждений и ценности,
выраженная через соответствующий
язык, песню, танцы, обычаи, традиции и
манеры поведения, с помощью которых
упорядывачивается жизненный
Современное научное определение
культуры символизирует убеждения,
ценности и выразительные средства
(применяемые в литературе и искусстве),
которые являются общими для какой-то
группы; они служат для упорядочения
опыта и регулирования
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Понятие "культура" часто интерпретируется как синоним понятия "цивилизация". При этом под цивилизацией подразумевают или совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, или только материальную культуру. Так, знаменитый английский этнограф Э.Тайлор считал, что цивилизация, или культура, в широком смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.
Слово "цивилизация" впервые
появилось во Франции в середине
19 века. Оно произошло от латинского
слова, что означало "гражданский,
государственный". В Средневековье
данное понятие получило юридический
смысл и было отнесено к судебной практике,
в последующие периоды значение понятия
расширилось. Цивильным стали называть
человека, умеющего хорошо себя вести,
т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля.
Нередко говорят, например, о цивилизованном
человеке. В этом значении термин впервые
появился во Франции в 18 веке, в трудах
Вольтера. Однако революция постепенно
развивалась, и обнаруживались ее последствия.
Исследователи подчеркивали, во-первых,
что "цивилизация" может умереть.
В эпоху Реставрации стали создаваться
различные теории цивилизации. В 1827 году
появились "Мысли о философии человечества"
И.Гердера. В том же году вышли "Принципы
философии истории"
Дж-Б.Вико. Но один человек в особенности
завладел, если можно так выразиться, самим
понятием "цивилизация". Это Франсуа
Гизо, который писал о том, что человеческая
история может рассматриваться только
как собрание материалов, подобранных
для великой истории цивилизации рода
человеческого. Гизо был убежден в том,
что у человечества общая судьба, что передача
накопленного человечеством опыта создает
всеобщую историю человечества. Стало
быть, есть цивилизация. Их нужно изучать,
анализировать, анатомировать. Но над
ними есть еще Цивилизация и ее прогресс.
Цивилизация, по Гизо, состоит в основном
из двух элементов; из некоторого уровня
социального развития и уровня развития
интеллектуального. В 19 веке значение
слова было расширено и помимо обладания
воспитанностью и навыками, помогающими
достичь "цивилизованного поведения",
слово стало применяться и для характеристики
стадий человечества. Льюис Морган выразил
эту идею в названии своей книги "Древнее
общество, или исследование путей человеческого
прогресса от дикости через варварство
к цивилизации (1877г.)
Сопоставление понятий культура и цивилизация в "Словаре" Аделунга издания 1793г. означает "облагораживание, утончение всех умственных и моральных качеств человека или народа".
И.Гердер придавал этому слову ряд разнообразных значений. Среди них: способность одомашнивать животных, осваивать новые земли, сведя леса, развитие наук, искусств, ремесел и торговли, наконец, политика. Представления Гердера во всем совпадают с мыслями Канта, который связывал успехи культуры с успехами разума и считал их окончательной целью установление всеобщего мира.
Во многом слова культура и цивилизация выступали как синонимы. Их противопоставление не предполагалось. Именно в своих сочинениях А.Фон.Гумбольдт часто пользуется словом "культура" наряду со словом "цивилизация", не заботясь о том, чтобы развести эти понятия. А.Гумбольдт показал, как кривая прогресса шаг за шагом поднималась по шкале градаций, построенной искусно, хотя и несколько искусственно - от человека, чьи нравы смягчены, гуманизированы (человека цивилизованного) к ученому, художнику, к человеку культивированному, чтобы вознестись к человеку олимпийскому. Нравы некоторых дикарей достойны всякого уважения. И, тем не менее, эти дикари чужды какой бы то ни было интеллектуальной культуры. И наоборот. Это означает, что обе сферы независимы. Так возникает различие двух понятий. Третий смысл понятия "Цивилизация" заимствован английской литературой из немецкого языка. В 20 веке антропологическое понятие культуры как результата приобретенных (в отличие от наследственных) навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизация. Р.Редфильд, например, понимал цивилизацию как воспитание навыков в поведении людей, живущих в очень сложных и изменчивых обществах. Культура же, по его мнению, это качество людей простых и устойчивых, "народных" обществ.
можности для самореализации человека
Категории культурологии - наиболее
фундаментальные, субстанциальные
и субстратные понятия о
Представители разл. направлений и школ познания культуры использовали и разрабатывали свои специализированные комплексы К.к., наиболее отвечающие ориентированности исследоват. интересов соответствующих школ.
Корифеи филос., обществ, и худож. мысли в своих суждениях о культуре, как правило, использовали общефилос. и общегуманитарные категории, акцентирующие гл. обр. «положит.» и качественные стороны этого явления (духовность, гуманистичность, просвещенность, прогрессивность, цивилизованность, высоконравственность, креативность, созидательность, творческую ориентированность и т.п.), противопоставляемые дикости, варварству, аморализму и пр.
Антропологи-эволюционисты оперировали в основном категориями, относящимися к истор. макродинамике культуры (прогресс, эволюция, адаптация, усложнение, универсалии, социальный организм, разделение труда, специализация функций, социальный контроль и пр.).
Представители циклич. (цивилизационных)
направлений активно
Структурные функционалисты
использовали категориальный аппарат,
характеризующий
Структуралисты выделяли К.к., в наибольшей мере тяготевшие к семантико-семиотич. анализу культуры и аналогиям со структурной лингвистикой (знаки, символы, символич. системы, структуры сознания и отражения, коммуницирование, текстуальность и кодифицированность культуры, символич. обмен, структурное моделирование культуры как языка, эпистемы, упорядоченность, бинарные смысловые оппозиции, означающее и означаемое, ментальности, социальные стереотипы и пр.).
Представители разл. психол.
школ изучения культуры пользовались
К.к., относящимися к сфере мотивации
культурнообусловленного