Категории культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Во все времена на Земле, существовало множество разнообразных культур. И именно во время возникновения идеи о различности и самобытности этих культур, в момент осмысления и развития этой идеи зародилась культурология — наука о множественности культур об их уникальности и не схожести.
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знанаия безусловно велико, Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура- это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.

Содержание

Введение
О понятии «культура»
О понятии «Цивилизация»
Категории культурологи
Соотношения понятия»культура и цивилизация
Категория цивилизация и её взаимосвязь с категорией культура
Концепция теории цивилизаций в учении Данилевского Н. В., Шпенглера О., Тойнби А., Бердяев Н. А
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание по культуррологии.docx

— 53.24 Кб (Скачать файл)

 

   

 Содержание: 

  1. Введение
  2. О понятии «культура»
  3. О понятии «Цивилизация»
  4. Категории культурологи
  5. Соотношения понятия»культура и цивилизация
  6. Категория цивилизация и её взаимосвязь с категорией культура
  7. Концепция теории цивилизаций в учении Данилевского Н. В., Шпенглера О., Тойнби А., Бердяев Н. А
  8. Заключение
  9. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение      

Во  все времена на Земле, существовало множество разнообразных культур. И именно во время возникновения идеи о различности и самобытности этих культур, в момент осмысления и развития этой идеи зародилась культурология — наука о множественности культур об их уникальности и не схожести.      

Актуальность  культурологии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знанаия безусловно велико, Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура- это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.     

Богатство культуры, накопленное человечеством  за многие века, неисчерпаемо, оно ждёт ещё своего осмысления. В гуманитарно-культурном наследии древнего мира, социально  философской мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и пр.     

Из  всех предложенных тем, я решила взять  тему «Категории и концепции теории цивилизаций в культурологии» потому, что она мне интересна. В своеё контрольной работе я подробно рассмотрю сущность категорий цивилизации, взаимосвязь категории цивилизации с категорией культура, а так же изложу концепции теории цивилизаций в учениях Данилевского Н. В., Шпенглера О., Тойнби А., Бердяева Н. А.

 

 

2. О понятии "культура"

 

Культурология - это наука о культуре. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого  и национальных культурных процессов, памятники, явления и события  материальной и духовной жизни людей. Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной  среды современности.

Слово " культура" - в лексиконе  практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый  различный смысл. Одни под культурой  понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это  понятие, относят к нему лишь явления  искусства, литературы. Третьи под "культурой" вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать "трудовые свершения", то есть хозяйственные  задачи. Культура - это многогранная проблема исторического развития, и  само слово "культура" объединяет разнообразные точки зрения.

 Слово “культура” происходит  от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. В 18 веке в Европе понятие культура приобрело духовный аристократический смысл - этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным стали называть человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

В 20 веке, благодаря исследованиям  антропологов, изучавших примитивные  народы, снова появляется новое значение. У австралийских аборигенов было выявлено то, что объединяет их с  самыми цивилизованными народами мира - система убеждений и ценности, выраженная через соответствующий  язык, песню, танцы, обычаи, традиции и  манеры поведения, с помощью которых  упорядывачивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В  своей совокупности они характеризуют  образ жизни, либо всего общества, либо какой-то его части.

Современное научное определение  культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения  членов этой группы. Верования и  взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим  путем, каждое поколение воспроизводит  её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и  регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился  в массовом масштабе, это привело  бы к гибели культуры.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни  людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую  в жизни животных выполняет генетически  запрограммированное поведение.

3. О понятии "цивилизация"

 

Понятие "культура" часто интерпретируется как синоним понятия "цивилизация". При этом под цивилизацией подразумевают  или совокупность материальных и  духовных достижений общества в его  историческом развитии, или только материальную культуру. Так, знаменитый английский этнограф Э.Тайлор считал, что цивилизация, или культура, в  широком смысле слагается в своем  целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и  некоторых других способностей и  привычек, усвоенных человеком как  членом общества.

Слово "цивилизация" впервые  появилось во Франции в середине 19 века. Оно произошло от латинского слова, что означало "гражданский, государственный". В Средневековье данное понятие получило юридический смысл и было отнесено к судебной практике, в последующие периоды значение понятия расширилось. Цивильным стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля. Нередко говорят, например, о цивилизованном человеке. В этом значении термин впервые появился во Франции в 18 веке, в трудах Вольтера. Однако революция постепенно развивалась, и обнаруживались ее последствия. Исследователи подчеркивали, во-первых, что "цивилизация" может умереть. В эпоху Реставрации стали создаваться различные теории цивилизации. В 1827 году появились "Мысли о философии человечества" И.Гердера. В том же году вышли "Принципы философии истории"  
Дж-Б.Вико. Но один человек в особенности завладел, если можно так выразиться, самим понятием "цивилизация". Это Франсуа Гизо, который писал о том, что человеческая история может рассматриваться только как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Гизо был убежден в том, что у человечества общая судьба, что передача накопленного человечеством опыта создает всеобщую историю человечества. Стало быть, есть цивилизация. Их нужно изучать, анализировать, анатомировать. Но над ними есть еще Цивилизация и ее прогресс. Цивилизация, по Гизо, состоит в основном из двух элементов; из некоторого уровня социального развития и уровня развития интеллектуального. В 19 веке значение слова было расширено и помимо обладания воспитанностью и навыками, помогающими достичь "цивилизованного поведения", слово стало применяться и для характеристики стадий человечества. Льюис Морган выразил эту идею в названии своей книги "Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации (1877г.)

Сопоставление понятий культура и  цивилизация в "Словаре" Аделунга издания 1793г. означает "облагораживание, утончение всех умственных и моральных  качеств человека или народа".

И.Гердер придавал этому слову ряд  разнообразных значений. Среди них: способность одомашнивать животных, осваивать новые земли, сведя леса, развитие наук, искусств, ремесел и торговли, наконец, политика. Представления Гердера во всем совпадают с мыслями Канта, который связывал успехи культуры с успехами разума и считал их окончательной целью установление всеобщего мира.

Во многом слова культура и цивилизация  выступали как синонимы. Их противопоставление не предполагалось. Именно в своих  сочинениях А.Фон.Гумбольдт часто пользуется словом "культура" наряду со словом "цивилизация", не заботясь о том, чтобы развести эти понятия. А.Гумбольдт показал, как кривая прогресса шаг за шагом поднималась по шкале градаций, построенной искусно, хотя и несколько искусственно - от человека, чьи нравы смягчены, гуманизированы (человека цивилизованного) к ученому, художнику, к человеку культивированному, чтобы вознестись к человеку олимпийскому. Нравы некоторых дикарей достойны всякого уважения. И, тем не менее, эти дикари чужды какой бы то ни было интеллектуальной культуры. И наоборот. Это означает, что обе сферы независимы. Так возникает различие двух понятий. Третий смысл понятия "Цивилизация" заимствован английской литературой из немецкого языка. В 20 веке антропологическое понятие культуры как результата приобретенных (в отличие от наследственных) навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизация. Р.Редфильд, например, понимал цивилизацию как воспитание навыков в поведении людей, живущих в очень сложных и изменчивых обществах. Культура же, по его мнению, это качество людей простых и устойчивых, "народных" обществ.

можности для самореализации человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Категории культурологии

Категории культурологии - наиболее фундаментальные, субстанциальные  и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах  и связях, выделяемые исследователями  сущностные свойства культуры, на основании  к-рых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания. В культурология, науках до сих пор не разработан и не систематизирован сколь-либо целостный категориальный аппарат, поэтому формирование корпуса К.к. происходит в основном стихийно, путем заимствований из философии, социологии, психологии, лингвистики и др. областей познания, по мере небходимости модернизируемых в соответствии с аналитич. нуждами культурологии. Вместе с тем немалая часть базовых К.к. не имеет прямых аналогов в других науках (или такого рода аналоги не релевантны целям культурологич. познания; например: категории худож. формы и культурной формы отмечают весьма разнящиеся наборы признаков) и нуждается в самостоят, разработке и обосновании.

Представители разл. направлений  и школ познания культуры использовали и разрабатывали свои специализированные комплексы К.к., наиболее отвечающие ориентированности исследоват. интересов  соответствующих школ.

Корифеи филос., обществ, и  худож. мысли в своих суждениях  о культуре, как правило, использовали общефилос. и общегуманитарные категории, акцентирующие гл. обр. «положит.»  и качественные стороны этого  явления (духовность, гуманистичность, просвещенность, прогрессивность, цивилизованность, высоконравственность, креативность, созидательность, творческую ориентированность  и т.п.), противопоставляемые дикости, варварству, аморализму и пр.

Антропологи-эволюционисты  оперировали в основном категориями, относящимися к истор. макродинамике  культуры (прогресс, эволюция, адаптация, усложнение, универсалии, социальный организм, разделение труда, специализация функций, социальный контроль и пр.).

Представители циклич. (цивилизационных) направлений активно формировали  К.к., отражающие аспекты локальности  и самодостаточности культурных явлений и процессов (культурно-истор. тип, цивилизация, этничность, «культурная  монада», самобытность, самоценность, пассионарность, цикличность, ритм, фазы существования, «расцвет», «надлом» и «закат» цивилизаций, культурный релятивизм и др.).

Структурные функционалисты использовали категориальный аппарат, характеризующий преимущественно  социально-микродинамич. и организационно-регулятивный аспекты культуры (интересы и потребности, социальные действия, институты и  системы, иерархия, функции, управление, взаимодействие, дифференциация, функциональная взаимозависимость, нормы, цели и ценности, аномия, воспроизводство структуры, снятие напряжений и т.п.).

Структуралисты выделяли К.к., в наибольшей мере тяготевшие к  семантико-семиотич. анализу культуры и аналогиям со структурной лингвистикой (знаки, символы, символич. системы, структуры  сознания и отражения, коммуницирование, текстуальность и кодифицированность культуры, символич. обмен, структурное  моделирование культуры как языка, эпистемы, упорядоченность, бинарные смысловые  оппозиции, означающее и означаемое, ментальности, социальные стереотипы и пр.).

Представители разл. психол. школ изучения культуры пользовались К.к., относящимися к сфере мотивации  культурнообусловленного поведения (мораль, запреты, санкции, поощрения, конфликт, агрессия, страх, влечение, инстинкты, сознательное и бессознательное, архетипы сознания, структура личности, лидерство, власть, референтные группы, нарциссизм и т.п.). Существует и множество иных культурологич. школ и подходов со своими специфич. К.к. Разумеется, приведенное разделение К.к. по отд. направлениям и школам является сравнительно условным. На практике происходит постоянный обмен отдельными К.к. между разл. метод ол. направлениями изучения культуры, что ведет к постепенному формированию более или менее устойчивого ядра категориального аппарата, используемого культурологич. науками в целом.

Информация о работе Категории культурологии