Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:28, контрольная работа
1. Характерные особенности первобытной культуры, ее синкретизм. Основные памятники первобытной культуры.
2. Возникновение языка. Зарождение искусства и религии.
3. Культура Древней Месопотамии (Двуречья): особенности магического сознания.
4. Древнеегипетское общество и культура. Идея вечной жизни, храмы и пирамиды.
5. Культура Индии. Этика буддизма.
6. Древний Китай, особенности ирригационной культуры.
Беловский институт филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Кафедра ______________________________
Первобытная культура. Культура древних цивилизаций
(название темы)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Культурологии
(название дисциплины)
Студента гр. ___ __________________________
Белово
2014
Содержание
Список литературы |
3 6
9
11 13 16 19 |
Первобытная культура - единый фундамент всего человечества, о чем свидетельствуют одинаковые пережитки первобытной культуры, сохранившиеся у многих современных - и сейчас таких разных - народов. Это самая длительная эпоха в развитии общества, на нее приходится более 95 % всей истории человечества. Важнейшей ее чертой было стремление поддерживать однажды установленный порядок вещей. Новшество опасно, считали древние люди, так как оно привносит новую меру хаоса в четко организованный мир, а это может привести к нарушению равновесия между человеком и природой, что равносильно гибели. Отсюда - множество жестких запретов — табу, которые регулировали жизнь первобытной общины, отсюда во многом и медленные темпы историко-культурной эволюции. Поэтому первобытные коллективы часто называют статичными, а путь их развития — непрогрессивным.
Орудия труда в первобытную эпоху изготавливались из камня, поэтому этот период также называют «каменным веком». Сначала, в древнем каменном веке — палеолите основными орудиями труда служили массивные и грубые кремневые отщепы и ручные рубила - макролиты. В среднем каменном веке — мезолите широко распространяются разнообразные резцы, проколки, острия, предназначенные для обработки кости. Новыми видами орудий стали лук и стрелы. В новом каменном веке — неолите - каменная техника достигла своего совершенства. Люди научились использовать твердые породы камня и изготавливали небольшие по размеру и почти безупречные по форме топоры, молоты, тесла, мотыги, кинжалы, ножи, серпы, наконечники стрел и копий - микролиты.
Первыми жилищами пралюдей были пещеры, ямы, кусты, шалаши, землянки. Затем, в эпоху палеолита люди стали строить большие дома, в которых помещалась вся община. Это были низкие, углубленные в землю постройки с туннелеобразным входом. Обязательным их элементом были очаги - и не один, а несколько. В эпоху мезолита важной частью дома становятся ямы: ямы-хранилища, ямы для запекания пищи. В период неолита в Европе широко распространились свайные постройки – террамары. На сваях строили жилые дома, амбары, сараи, помещения для сушки хлеба. Вместо больших коллективных жилищ стали сооружать небольшие хижины, которые предназначались для отдельных семей.
Неолитические племена также оставили после себя монументальные мегалитические сооружения, величайшим из которых является Стонхендж (Англия).
Мегалиты - сооружения, имеющие культовое назначение и составленные из блоков дикого или грубо оббитого камня: это дольмены, менгиры, кромлехи. Мегалитические постройки широко распространены в разных странах мира, но особенно много их во Франции и Англии. Возведение мегалитических построек было сложной инженерной задачей, так как вес плит мог достигать 300 тонн, а строительная техника отсутствовала. Дольмены похожи на большие каменные ящики, накрытые плоской плитой. Для их строительства использовали каменные глыбы и массивные плиты огромного размера. Стены и потолки внутри дольменов иногда покрывали орнаментом. Предполагают, что первоначально дольмены были родовыми святилищами, а позднее стали местами погребений родовых старейшин. Менгиры представляют собой огромные, продолговатой формы неотесанные камни, поставленные вертикально. Обычно они достигают 4-5 м в высоту; самый большой менгир – 21 м в высоту и около 300 кг веса – находится во Франции. Иногда менгиры составляют целые аллеи, длина которых может достигать километра. Кромлех - ритуальное сооружение, служившее для погребения и религиозных церемоний, складывался из отдельно стоящих огромных камней, образующих круг; в центре этого круга ставился дольмен или менгир. При раскопках в кромлехах находили погребения, каменные топоры, зернотерки, лепную глиняную посуду.
Важнейшей частью искусства палеолита являются пещерные изображения. Палеолитические художники рисовали животных, на которых охотились – зубров, лошадей, оленей, мамонтов. Самыми прославленными памятниками являются росписи пещер Альтамира (Испания) и Ляско (Франция). В пещере Альтамира на потолке имеются изображения 25 фигур разнообразных животных – зубров, кабанов, ланей, чьи фигуры иногда достигают 2 метров в длину. Рисунки полихромные, и краски хорошо сохранились. Настенные росписи пещеры Ляско показывают раненого бизона, убитого человека с птичьим клювом, стилизованную птицу на длинном шесте и уходящего от места убийства носорога. Для палеолитического искусства характерен реализм: зверя изображали точно — от точности зависел успех охоты. Но художники еще не умели правильно передать пространство, а изображаемые сцены не имели композиции в полном смысле этого слова. В эпоху мезолита и неолита меняется характер наскальной живописи — художники теперь стремятся передать смысл действия, и изображают события во взаимосвязи, в движении. Это достигается за счет некоторой утраты правдоподобия и переходе к абстракции — символизму. Среди наскальных изображений эпохи неолита кроме обычных изображений зверей, птиц, рыб и охотничьих сцен, встречаются и фигуры разных видов домашних животных - в одиночку, в виде стада, в упряжке, с всадником. Встречаются сцены обработки земли мотыгой и вспашки поля, изображения домой, поселков, лодки с гребцами, жертвоприношений, караванов вьючных животных.
Первые в истории человечества скульптурные образцы были созданы в эпоху палеолита. Это так называемые палеолитические «венеры» - изображения обнаженных женщин, обладающих подчеркнутыми признаками женщины-матери, и скульптурные изображения животных – мамонта, медведя, пещерного льва. Фигуры нередко раскрашивались красками - черной, красной, коричневой и желтой.
В период неолита изготавливалось большое количество глиняной посуды и сосудов, на поверхность которых наносились разнообразные узоры - спиральный, дугообразный, зигзагообразный, «угловой», «нотный» или «радиальный». Помимо традиционных горшков начинают изготавливать сосуды в виде фигур людей и животных. С большим вниманием теперь относятся и к одежде - ее расшивают пластинками из расколотых клыков животных. Из перламутровых раковин делают бусины, а из них — ожерелья.
Язык - одна из величайших загадок человеческого бытия. Еще в Древнем Египте люди задумывались над тем, какой язык самый древний, то есть, ставили проблему происхождения языка.
Основы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие философы.
По взглядам на происхождение языка они разделились на две научные школы — сторонников «фюсей» и приверженцев «тесей».
Учеными были выдвинуты десятки гипотез о том, как люди преодолели препятствия для появления языка; эти гипотезы в большинстве своем весьма умозрительны и существенно расходятся между собой.
Многие биологи и лингвисты из числа сторонников идеи эволюции от простейших к человеку считают, что язык постепенно развился из звуков и шумов, издаваемых животными. По мере развития человеческого интеллекта людям удавалось произносить все больше звуков; постепенно эти звуки превращались в слова, за которыми закреплялись значения.
Так или иначе, звуки, призванные выражать эмоции, сильно отличаются от тех, которые используются для передачи понятий. Поэтому вероятность происхождения человеческого языка от звуков, издаваемых животными, крайне мала.
Некоторые ученые предположили, что люди неким образом создали язык благодаря своему разуму. Согласно их теории, по мере эволюции человека интеллектуальные способности людей непрерывно росли и в конце концов позволили людям начать общаться друг с другом. Это предположение также кажется весьма логичным, однако большинство ученых и лингвистов отрицают такую возможность.
Однако все эти концепции разбиваются о собственные недостатки. Сторонники теории эволюции и поныне не нашли приемлемый ответ на вопрос о появлении языковой коммуникации. Но ни одна из этих теорий не дает приемлемое объяснение необычайному разнообразию и сложности языков. Так что не остается ничего иного, кроме веры в Бога-Творца, Который не только создал человека, но и наделил его даром речи.
Большинство ученых полагают, что время существования питекантропов, синантропов и неандертальцев относится к безрелигиозному периоду в человеческой истории; первые религиозные верования стали зарождаться лишь тогда, когда на Земле появился человек современного типа. Тогда же формируются похоронные обряды. Религиозные представления древних людей существовали в форме анимизма, фетишизма и тотемизма.
В основе анимизма (от латинского анима – дух, душа) лежала вера в существование души и духов. Дух – это душа, отделенная от тела. Считалось, что души есть не только у людей и животных, но и растений, любых предметов, явлений природы. Объектом религиозного поклонения становились те природные явления, которые были особенно важны для жизни общины. Так человек пришел к идеи обожествления природы, созданию ее культа. Культ природы – один из самых древних в человеческой истории. Тогда же формируется и культ предков.
Тотемизм (от индейского тотем – его род) основан на идее о родстве группы людей (рода) и каких-либо животных или растений. Каждый род носил имя своего тотема. Тотем нельзя было убивать или употреблять в пищу. В качестве тотема могли также выступать определенные предметы. Тотемизм был присущ всем народам мира и его пережитки сохранились во многих религиях. На этой базе сформировался еще один важнейший культ - культ зверя.
Фетишизм (от французского – талисман, идол, амулет) – культ неодушевленных предметов, которые, по мнению древних, обладали сверхъестественными и сверхъчувственными свойствами, так в них обитала душа. Фетишизм был распространен у всех первобытных народов. Он проявлялся в вере в силу талисманов, амулетов и оберегов и отражал стремление людей посредством фетишей воздействовать на ход событий: эти особые предметы должны были защитить людей от бед и несчастий, болезней, дать здоровье, принести удачу на охоте.
Фетишизм, тотемизм и анимизм были тесно связаны с магией, так как воздействие на окружающий мир обычно осуществлялось при помощи колдовских обрядов и заклинаний. Магия (от греческого – волшебство) возникло в древнейшую эпоху, со временем магические обряды становились все разнообразнее: они исполнялись для обеспечения удачи на войне, для «вызывания» дождя, при начале пахоты и уборки урожая. В первобытной общине выделилась особая группа людей - шаманы, которые, по мнению членов общины, обладали способностью общаться с духами. Ритуал общения сопровождался пением, плясками и ударами в бубен. Одной из основных функций шаманов являлось лечение больных. Шаманство было повсеместно и широко распространено.
Формы религиозных верований в первобытную эпоху существовали в смешанном, нерасчлененном виде. Такое состояние принято называть синкретизмом (от греческого – соединение). Синкретизм был характерен не только для первобытной религии, но и для первобытной культуры в целом.
Прежде всего накапливались знания о тех предметах и явлениях, от которых зависела повседневная жизнь людей. К концу первобытной эпохи люди знали свойства разных трав и растений, повадки животных, умели лечить многие болезни, удалять зубы, вправлять вывихи, ампутировать конечности, и даже проводить трепанацию черепа. Они научились сначала пользоваться природным огнем, а позже и добывать огонь; придумали и изготовили копьеметалку, лук, стрелы, сани, лыжи, долбленые лодки. Изобрели колесо и стали делать колесные повозки, придумали гончарный горн, гончарный круг, ткацкий станок.
Научные знания, хотя и накапливались в первобытную эпоху, но медленно и трудно, а накопленное знание часто терялось. Причина — в отсутствии письменности. Информация передавалась только «из уст в уста», ареал ее распространения был невелик, часто ограничиваясь одним племенем. Единственным хранилищем информации очень долгое время оставалась индивидуальная память; если человек забывал или не успевал сообщить свою информацию другим членам общины, это означало потерю данного знания. Лишь в конце первобытности появилась первая система записи. Это была пиктография — рисуночное символическое письмо, предписьменность, так как понять эту запись мог только тот, кто сам ее сделал. Собственно письменность появилась на Древнем Востоке в 4 тысячелетии до н.э., и ее появление означало конец первобытной эпохи и начало эпохи цивилизаций Древнего Мира.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Культурология"