Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 06:20, реферат
Конфликтология представляет собой достаточно развитую многоотраслевую дисциплину, которая исследует причины, сущность, формы и динамику конфликтов, возникающих в разных сферах общественной жизни, а также пути их разрешения и предупреждения.
Однако среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество так же немыслимо, как, например, немыслима сухая вода.
Введение
1. Сущность и классификация конфликтов
2. Основные причины межличностных конфликтов. Способы разрешения конфликта
Заключение
Список используемой литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
Факультет информационных и промышленных технологий программ среднего профессионального образования
РЕФЕРАТ
на тему: Конфликт: сущность, причина и классификация
Выполнил (а): студент
Бубеков А.А.
Курс 3, группа 222з
Преподаватель:
Суровая Н.П.
Биробиджан, 2014
Содержание
Введение |
3 |
1. Сущность и классификация конфликтов |
4 |
2. Основные причины межличностных конфликтов. Способы разрешения конфликта |
7 |
Заключение |
20 |
Список используемой литературы |
21 |
Введение
Конфликтология представляет собой достаточно развитую многоотраслевую дисциплину, которая исследует причины, сущность, формы и динамику конфликтов, возникающих в разных сферах общественной жизни, а также пути их разрешения и предупреждения.
Однако среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество так же немыслимо, как, например, немыслима сухая вода. По их мнению, в мире существует только одно место, где нет конфликтов, – это кладбище. «Если в вашей жизни нет конфликтов, – иронически замечает один из американских конфликтологов, – проверьте, есть ли у вас пульс»1. Другие ученые оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент. Один из современных отечественных авторов считает, что место конфликта в общении не является необходимым и поэтому с ним нужно вести последовательную, ненасильственную борьбу, постепенно освобождая общение от конфликтов.
Однако сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, последняя точка зрения выглядит как утопичная, а ее сторонников становится все меньше.
Но независимо от того или иного понимания природы конфликтов все исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нужно тщательно изучать и разрабатывать четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.
1. Сущность и классификация конфликтов
Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами [2, с.23].
Конфликт(лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [3, c. 141].
Конфликты могут быть:
К наиболее важным негативным проявлениям (функциям) конфликта относят:
- ухудшение социально-
- неадекватное, социально
неоправданное восприятие
- снижение активности сотрудничества конфликтантов во время конфликта и после него;
- создаются виртуальные,
мнимые проблемы в отношениях
и взаимодействии
Можно выделить еще ряд негативных моментов, определяемых конфликтностью, однако, наряду с ними существуют другие, полярно иные позитивные проявления (функции) конфликтов.
С позиции позитивного значения конфликт может обусловливать такие явления в социальной системе, к которым можно отнести следующие:
- конфликт исключает
- определяет активную
информационную и
- конфликт способствует
лучшей структурированности
- стимулирует предприимчивость и творчество конфликтантов, развитие их личности, чувства ответственности, индивидуальной значимости; - усиливает групповую динамику, мониторинг ролевого поведения и систему внутригрупповой управляемости;
- создает ситуацию снижения
напряженности, субъективного облегчения
и объективного снижения
- кроме того, конфликт
выполняет диагностическую
Поэтому, иногда, управленцу полезно спровоцировать управляемый конструктивный конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять истинное состояние дел в группе, а также активизировать внутригрупповое взаимодействие и социальную дифференциацию.
Виды конфликтов:
Внутриличностный (связанные с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо» в человеке). Например, производственное задание не связано и личностными интересами, потребностями. Так, женщина–руководитель планировала в выходные провести с семьей на выезде, т.к. ее большое внимание работе стало негативно сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу вечером ее начальник поручает ей найти решение важной проблемы за уик-энд. Или нарушение принципа единоначалия, непосредственный начальник говорит работнику наращивать выпуск продукции, а начальник отдела качества об улучшении качества продукции за счет замедления процесса ее выпуска [2, c. 375-376].
Психологи отмечают, что внутриличностный К. является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку, связан с низкой степенью удовлетворенности работой, неуверенностью в себе или организации, со стрессом.
Межличностный – самый распространенный,
возникает на профессионально-
Конфликт между личностью и группой — это конфликт между сотрудником и организацией, в которую он входит. Он возникает, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.
Межгрупповой конфликт возникает между формальными и неформальными группами организации или выступает как вертикальный — внутриорганизационный между группами, т.е. между уровнями; горизонтальный, т.е. между подразделениями одного уровня; линейно-функциональный и ролевой [4, c. 106].
2. Основные
причины межличностных
Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Для этого необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.
В теории менеджмента причины конфликтов были сгруппированы и в качестве наиболее общих выделены:
Основными видами действий в конфликте являются:
- создание прямых или
косвенных помех осуществлению
планов противоположной
- невыполнение обязательств;
- реквизирование и изъятие средств и объектов у противоположной стороны;
- нанесение прямого или косвенного ущерба имуществу или репутации противоположной стороне;
- унижение личностного достоинства, угрозы и принуждения;
- физическое насилие [5, c. 17].
Действия одной стороны вызывают ответные действия другой. Сторона, потерпевшая какой либо ущерб, начинает планировать и предпринимать ответные шаги. В такой конфликтной системе взаимодействия развиваются и реализуются в форме конфликтного поведения.
Динамика конфликта реализуется в нескольких этапах, отличающихся один от другого по содержанию и очередности форм его протекания. Такие этапы в каждом конкретном конфликте имеют различную продолжительность, но последовательность их неизменна. Представить ее можно следующим образом:
1) Этап предконфликтной ситуации. Характеризуется возникновением и развитием особых конфликтных отношений между субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
2) Этап инцидента. Характеризуется
осознанием конфликтной
На втором этапе могут проявляться критические.недоброжелательные выказывания, ограничение контактов, резкое изменение настроений и прочее.
3) Этап развития конфликта.
Участники (один или несколько) переходят
к активным действиям, направленным
на нанесение ущерба "противнику".
Участники конфликта открыто
заявляют о своих позициях
и выдвигают требования. Одновременно,
они могут не осознавать
4) Этап кульминации конфликта.
Это своего рода верхняя точка
развития конфликта, выражается
пиковыми значениями и
Информация о работе Конфликт: сущность, причина и классификация