Конфликт как основная категория конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:09, реферат

Краткое описание

Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".

Вложенные файлы: 1 файл

Конфликтология.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Балтийская  Академия Туризма и            Предпринимательства

 

 

     Факультет:     Довузовского обучения

 

 

     Реферат по                       Конфликтологии

 

 

Тема    реферата:

 

Конфликт  как основная категория конфликтологии.

 

 

 

 

 

Выполнила: Тотменина Ирина Игоревна

 

 

Проверила: Белая Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

                    Санкт – Петербург 2011

 

   Конфликт как основная категория    конфликтологии.

 

Объект и предмет, цели и задачи конфликтологии

 

1. Понятие конфликта

       

      Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать.

Как и у  многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество  определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития". Существо конфликта можно определить и как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

 Конфликт  обычно ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями. Бытует мнение, что конфликт всегда нежелателен, что его надо немедленно разрешать, поскольку он разрушает человеческие взаимоотношения, а следовательно, отрицательно сказывается на результатах совместной работы. Однако многие западные теоретики и практики менеджмента считают, что с точки зрения эффективного управления организациями некоторые конфликты могут быть не только полезны, но и желательны. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив. Это делает процесс выработки решения группой или отдельным руководителем более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить свои потребности в уважении и власти. Это также помогает более эффективно выполнять планы, проекты и в результате создает условия для интенсивного развития.

        Современная наука об управлении признает, что конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации. Но закономерно встает вопрос, как следует относиться к конфликтам? Многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности.

 Современная  наука об управлении предлагает  выработать конструктивную позицию  в отношении конфликта, которая  предполагает рассматривать конфликт  не как аномалию, дисфункцию в деятельности организаций, а как норму отношений между людьми, необходимый элемент производственной жизни, который дает выход социально-психологической напряженности, порождая изменения в деятельности организации.

 

 На основе вышеизложенного можно дать такое определение конфликта. Конфликт - это особый вид взаимодействия субъектов организации (оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей и интересов.

 

 Важным понятием в конфликтологии  является понятие силы участников  конфликтов. Эта сила определяется  наличием материальных, финансовых  ресурсов, власти, поддержки и т.д.

    В целом можно выделить  две группы конфликтов - функциональные  конфликты и дисфункциональные. Конфликты первой группы ведут к повышению эффективности организации, а конфликты второй группы приводят к снижению личной удовлетворенности, разрушению группового сотрудничества. В какую группу попадает возникший в коллективе конфликт, всецело зависит от руководителя. При правильном управлении конфликт может стать конструктивным, функциональным. При неопытном или неумелом руководстве он может перерасти в дисфункциональный конфликт.

    Для того, чтобы конфликт  произошел, должна сложиться конфликтная ситуация и действия со стороны оппонентов, направленные на овладение объектом. Такие действия называют инцидентом.

     Необходимыми и достаточными  условиями возникновения конфликта  являются наличие у субъектов  социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

 

2. Проблема  эволюции конфликта

 

Для того, чтобы разобраться в  причинах того, почему в конфликтной  ситуации мы поступаем так или  иначе, необходимо иметь очень четкое представление о функционировании психики в момент конфликта. А для этого нужно представлять себе эволюцию конфликта.

Мы привыкли думать, что нашими поступками руководит сознание. И  это отчасти так. Однако структура  психики включает несколько уровней: бесознательное, подсознание, сознание и надсознание. Логично будет предположить, что чем более длительный период развития прошел каждый из этих отделов, тем более совершенен он с эволюционной точки зрения, тем более упорядочено его взаимодействие с другими уровнями. Следовательно, чем более древним является образование, тем больше оснований считать, что именно к нему, как к самому надежному, проверенному временем обратится человеческий организм в кризисной ситуации.

Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен, главным образом, инстинктами. К основным инстинктам можно отнести инстинкт самосохранения (продления жизни), размножения (сохранения вида) и смерти Приблизительно 50 млн. лет назад у высших животных появился новый, более совершенный уровень психического отражения - подсознание. Оно в основном представлено эмоциями. Эмоции характеризуются большим разнообразием. Их можно разделить на два большие класса: положительные и отрицательные.

 

Сознание, свойственное человеку, возникло примерно 500 тыс. лет назад. Это высший уровень психического отражения, возникший естественным эволюционным путем. Сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу.

 

К надсознанию  мы относим психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате длительных специальных, целенаправленных тренировок. Возникло оно примерно 5 тыс. лет назад (примеры).

 

Если представить  время макроэволюции психики  в виде отрезка длиною в один метр, то сознанию будет соответствовать 1мм., а подсознанию - 10 см. Время эволюции сознания в процессе развития жизни на Земле составляет примерно 0.1% времени эволюции бессознательного.

 

Один из важнейших выводов, вытекающих из сказанного выше, состоит в том, что бессознательное  и подсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем кажется.

 

В принятии решения о выборе того или иного варианта поведения  участвуют все уровни психики. Но в стрессовых, конфликтных ситуациях  регулирующая роль бессознательного и  подсознания заметно возрастает и при анализе конфликта это надо учитывать .

 

3. Конфликт как тип трудной ситуации

 

Если исходить из психологической  сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных  ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.

 

Общие признаки трудной ситуации таковы:

 наличие трудности, осознание  личностью угрозы, препятствия на  пути реализации каких-либо целей,  мотивов;

 состояние психической напряженности  как реакция личности на трудность,  преодоление которой значимо  для субъекта;

 заметное изменение привычных  параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности».

 

Основные виды трудных ситуаций:

cитуация деятельности,

 ситуация социального взаимодействия

 ситуация внутриличностного  плана.

 

В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:

 

1) трудности, как потенциальная  угроза (проблемные ситуации деятельности, проблемные ситуации взаимодействия  и внутренние затруднения);

 

2) трудность как непосредственная  угроза (критические, аварийные ситуации  деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия, внутриличностные конфликты);

 

3) трудности как реализующаяся  угроза (экстремальные, в том числе  и боевые, ситуации, конфликтные  ситуации и внутриличностные  кризисы).

 

В трудной ситуации деятельности человеку противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе.

 

Типы трудных ситуаций.

 

Проблемные  ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычны обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости.

 

Критические ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность

 

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

 

Проблемная ситуация взаимодействия характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.

 

Предконфликтная ситуация взаимодействия отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт.

 

Для конфликтной ситуации взаимодействия свойственно противодействие в  виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

 

Внутриличностные затруднения - относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствие решения проблемы.

 

Внутриличностные конфликты - наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.

 

Внутриличностные (жизненные) кризисы - выступают как особые относительно положительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы. Кроме того, внутриличностные кризисы подразделяются по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше «; кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить дальше «; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как правило, внутриличностные кризисы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели.

 

Выделенные типы трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы наслаиваются друг на друга.

 

Трудность ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей:

 

• объективной угрозы может и  не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную. Причиной может быть его неподготовленность, искаженное восприятие;

 

• могут существовать реальные объективные  факторы (угроза смерти, опасность аварии), но человек не знает об их существовании  и не осознает ситуацию как трудную;

 

• личность может осознавать трудность  ситуации, но неоправданно считать  ее не слишком трудной для себя;

 

• ситуация может быть очень значима  для личности, но, не находя ее решения, человек может прибегнуть к психологической  защите и уйти от ее реального веса.

 

• ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта  позволят преодолевать ее без особых трудностей.

 

Специфической реакцией личности на трудную ситуацию можно считать  психическую напряженность, которая  характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.

 

В зависимости от влияния напряженности  на психические функции выделяют следующие ее формы:

 

• перцептивную (возникающую при затруднении в восприятии);

 

• интеллектуальную (человек затрудняется решить задачу);

 

• эмоциональную (возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);

 

• волевую (человек не может управлять собой);

 

• мотивационную (связанную с борьбой мотивов).

Информация о работе Конфликт как основная категория конфликтологии